Научная статья на тему 'Состояние перекисного окисления липидов при разных сочетаниях цереброваскулярной и коронарной патологии у пожилых'

Состояние перекисного окисления липидов при разных сочетаниях цереброваскулярной и коронарной патологии у пожилых Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Боровкова Т. А., Матвейчук Н. В., Мякотных В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние перекисного окисления липидов при разных сочетаниях цереброваскулярной и коронарной патологии у пожилых»

РАЗНОЕ

НЕКОТОРЫЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО СТАРЕНИЯ ЖЕНЩИН

Д.А. Березина, B.C. Мякотнъж,

И.В. Гаврилов, Ю.Е. Катырева

Уральский ГМУ, г. Екатеринбург

СОКПН госпиталь для ветеранов войн, г. Екатеринбург E-mail авторов: vmaykotnykh@yandex.ru

Сегодня внимание исследователей всё больше привлекает проблема женского репродуктивного старения, что связано с постепенно увеличивающимся возрастом женщин, вступающих в брак и планирующих рождение детей. При этом возникают трудности в связи с использованием некоторых диагностических критериев, так или иначе свидетельствующих о потенциальной готовности женщин в возрасте старше 35-40 лет к неосложненному вынашиванию беременности и родам. Обычно диагностика и прогноз не выходят за пределы общепринятых акушерско-гинекологических стандартов, что, по нашему мнению, недостаточно. Отсюда цель исследования - определение колебаний средних значений ряда биохимических показателей у считающих себя здоровыми женщин разного возраста, от 20 до 50 лет.

Обследованы 585 считающих себя здоровыми и не беременных женщин, подразделенных на 4 группы в зависимости от возраста: 1-я - от 20 до 30 лет (п=125), 2я - от 30 до 40 лет (п=143), 3-я - от 40 до 45 лет (п=134), 4-я - от 45 до 50 лет (п=183). Обследование включало в себя определение липидного спектра крови, состояния перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиокисли-тельной активности (АОА) периферической крови.

Результаты исследований: постепенно нарастают показатели содержания общих липидов (ОЛ) в сыворотке крови, и если в среди представителей 1 -й группы (20-30 лет) средние значения ОЛ равны 0,394793±0,119814 ммоль/л, то в 4-й группе (45-50 лет) - 0,648211±0,310962 ммоль/л (р<0,01). При этом статистически достоверная динамика отмечается в отношении всех составляющих липидного спектра, а коэффициент атерогенности увеличивается с 2,668493±1,325 до 3,58381±1,328 (р<0,01). Полученные результаты косвенно свидетельствуют о нарастании атеросклеротических изменений по мере увеличения возраста обследуемых, что вполне ожидаемо. Неожиданные результаты получены в отношении состояния ПОЛ. Оказалось, что в целом основные показатели ПОЛ не выходили за пределы референтных значений, но наибольшие их отклонения от средних значений представителей 1-й группы (20-30 лет) отмечены не в 4-й или 3-й группах, а во 2-й (30-40 лет). Значения све-тосуммы хемилюминесценции, например, возросли с 1747,225±2150,343 отн. ед. у представителей 1-й группы до 4291,05±3065,995 отн. ед. - 2-й (р<0,01), а затем вновь снизились до 3018,254±2567,526 и

3544,062±4028,842 отн. ед. соответственно в 3-й и 4-й группах наблюдений (р<0,05). Подобные изменения произошли в уровне диеновых конъюгатов, средние значения которых в 1-й группе составили 1,295794±0,52718б отн. ед., а во 2-й -

1,994676±0,921055 отн. ед. (р<0,01, снизившись затем в 3 -й и 4-й группах. При этом уровень ферментов АОА каталазы и пероксидазы, наоборот, в большей степени изменился у представителей 4-й группы (45-50 лет), не выходя при этом за границы референтных значений.

Можно предположить, таким образом, что какие-то очевидные изменения гомеостаза в женском организме манифестируют не в возрасте 45-50 лет и не только в связи с формированием дислипидемий, как это нередко принято считать, а значительно раньше -уже после 30 лет. Это может быть связано с целым рядом моментов - использованием оральных контрацептивов после рождения детей, манифестацией пока не диагностированных заболеваний женской половой сферы, возвращением женщины к более интенсивной работе, семейными проблемами. Вероятно, необходимы более конкретные, чем имеются на сегодняшний день, лабораторные показатели нормы женского здоровья как по отношению к возрасту, так и к целому ряду медико-социальных и медико-психологических особенностей женского организма. На этой основе, с учетом иных результатов клинических, в том числе гинекологических, эндокринологических обследований, можно будет судить об общем состоянии здоровья женщины в период репродуктивного старения и строить прогноз о возможном вынашивании ими беременности и благополучном деторождении.

СОСТОЯНИЕ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ ПРИ РАЗНЫХ СОЧЕТАНИЯХ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ И КОРОНАРНОЙ ПАТОЛОГИИ У ПОЖИЛЫХ

Т.А. Боровкова, Н.В. Матвейчук, В.С. Мякотнъж

Уральский ГМУ, г. Екатеринбург

СОКПН госпиталь для ветеранов войн, г. Екатеринбург E-mail авторов: vmaykotnykh@yandex.ru

До сего времени отсутствуют данные о состоянии системы перекисного окисления липидов (ПОЛ) и анти-окислительной активности (АОА) у больных с сочетанной сердечно-сосудистой патологией, в комплексе которой избирательно преобладают ее те или иные клинические варианты - либо дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ), либо ишемическая болезнь сердца (ИБС). Знание указанных особенностей состояния ПОЛ и АОА могло бы помочь, на наш взгляд, в решении вопросов прогноза и адекватности проводимого лечения.

Цель исследования: изучение состояния

ПОЛ/АОА системы крови у лиц с различными вариантами сочетанной сердечно-сосудистой патологии.

Обследовано 196 пациентов в возрасте 53-65 лет, страдающих двумя вариантами комбинаций сердечнососудистой патологии и подразделенных в зависимости от варианта комбинации на две сравниваемые группы наблюдений. В сердечно-сосудистой патологии пред-

Том 16, N 2, 2014 Тюменский медицинский журнал

65

ставителей 1-й группы (п=104) преобладающим вариантом выступала ДЭ П-Ш ст., по поводу которой больные лечились преимущественно у невролога; сопутствующим же заболеванием являлась ИБС: стенокардия Ш функционального класса (ФК), которая субъективно значительно меньше беспокоила больных, и в подавляющем большинстве случаев они вообще не обращались к терапевту или кардиологу по этому поводу. Представители 2-й группы (п=92), наоборот, страдали преимущественно ИБС: стенокардией П-Ш ФК и лечились преимущественно у кардиолога, сопутствующим же диагнозом у них была ДЭ Ш ст. Для определения всех показателей ПОЛ/АОА забор крови производился одновременно, исследование проводилось по одним и тем же методикам и с помощью одного и того же оборудования, что максимально исключало возможность статистической ошибки. Показатели ПОЛ/АОА рассчитывались как в группе в целом, так и по отдельным выделенным группам наблюдений с учетом границ референтных значений.

В 1-й группе, у лиц с основным клиническим диагнозом ДЭ, оказались повышенными такие показатели липидного обмена, как общие липиды (ОЛ), общий холестерин (ОХС), что подтверждалось высоким коэффициентом атерогенности: 4,14 (р<0,05) при уровнях ХС ЛПНП, ХС ЛПВП и триглицеридов (ТГ), не выходящих за пределы нормы. Показатели ПОЛ/АОА, рассматриваемые в совокупности с данными липидного спектра, характеризовались значимым повышением уровней диеновых конъюгатов (ДК), перекисной резистентности эритроцитов (ПРЭ) и фермента АОА пе-роксидазы (р<0,05) при нормальных значениях фермента АОА каталазы. Это может свидетельствовать о неспецифической активации системы ПОЛ/АОА головного мозга при истощении в целом процессов резистентности.

Во 2-й группе наблюдений, при сходных лабораторных показателях, единственным и значимым отличием являлось достоверное (р<0,05) снижение показателей перекисной резистентности эритроцитов (ПРЭ) и фермента АОА пероксидазы от границ референтных значений в отличие от их столь же значимого повышения в 1-й группе.

Для определения показателей интенсивности ПОЛ/АОА в сравниваемых группах дополнительно рассчитывались коэффициенты ПОЛ (КПОЛ) и АОА (КАОА), являющиеся суммарными интегральными показателями активности данных процессов. КПОЛ / КАОА составил в 1-й группе 0,25/0,42, во 2-й группе -0,42/0,14, что подтвердило статистическую достоверность снижения ПОЛ при активации процессов АОА у лиц с цереброваскулярными заболеваниями, то есть с ДЭ, по отношению к больным с ИБС: стенокардией (р<0,05).

Несмотря на то, что параметры ПОЛ/АОА системы крови являются в целом неспецифическими, полученные данные свидетельствуют о том, что результаты исследований состояния ПОЛ/АОА могут служить дополнительным дифференциально-диагностическим критерием преимущественной тяжести той или иной составляющей сочетанной сердечно-сосудистой патологии.

ВОЗРАСТНОЙ ДЕСИНХРОНОЗ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Д.Г. Губин

ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, г. Тюмень

В процессе старения во временной организации биологических процессов происходят комплексные изменения, которые в наиболее общем виде могут быть охарактеризованы как «возрастной десинхроноз». Динамика хронобиологических параметров различных биологических показателей характеризуются гетеро-хронностью и приурочена к конкретным возрастным этапам. Так, в возрастной группе 60-74 года (пожилой возраст) у большинства физиологических показателей наблюдается положительный фазовый сдвиг циркадианного ритма (« 90-120 мин.) с его последующей десинхронизацией в группе лиц старше 75 лет. Изменяется и хронотип человека, с возрастом у многих людей смещаясь в сторону утренних вариантов. Наиболее типичным фенотипическим проявлением десинхроноза является экстрациркадианная диссеминация (ЭЦД) -снижение амплитуды и фазовой стабильности физиологических, биохимических и поведенческих суточных ритмов на фоне роста колебаний смежных частот (уль-традианных и инфрадианных) (Губин Г.Д., Вайнерт Д. 1991; Агаджанян Н.А, Губин Д.Г., 2004). Таким образом, в динамике биологических функций возрастает хаотический компонент и она становится плохо предсказуемой, что в частности затрудняет применение хронотерапевтического подхода к терапии (например, при лечении артериальной гипертензии). Примечательно, что начальные проявления снижения фазовой стабильности цикл от цикла и усиление доли инфради-анных колебаний обнаруживаются ранее остальных изменений хроноархитектоники - уже после 40 лет (Gubin D. et al., 1997; Губин Д.Г., 2002). Эти изменения, однако, не могут быть обнаружены без привлечения стратегии многодневных наблюдений за биологическими показателями. Приуроченность возрастной динамики хроноархитектоники физиологических показателей к конкретному возрастному этапу, их гетеро-хронность, может быть использована при разработке критериев биологического возраста человека (Губин Г.Д., Вайнерт Д., 1991 ). Потенциальными кандидатами на использование в качестве маркеров биологического возраста, а значит и индивидуального «темпа» старения могут служить те показатели, которые проградиентно изменяются с возрастом, и кроме того, коррелируют с продолжительностью жизни.

В настоящее время многими учеными различные формы десинхроноза, или “circadian disruption” признаются самостоятельным фактором ускоренного постарения, повышенного риска раннего развития злокачественных новообразований, метаболических нарушений и снижения продолжительности жизни (Anisimov V.N., 2013; Erren R., Reiter R., 2009; Hardeland R. 2013; Takahashi J. et al., 2008; Губин Д.Г., 2013). В последние годы все больше внимания также уделяется изучению роли вторичных синхронизаторов нефотопе-риодической природы (Albrecht U., 2012). Неуклонно

66

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.