Научная статья на тему 'Состояние отечественных машиностроительных предприятий, поставляющих технику для АПК'

Состояние отечественных машиностроительных предприятий, поставляющих технику для АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние отечественных машиностроительных предприятий, поставляющих технику для АПК»

СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕХНИКУ ДЛЯ АПК

С.Т. Антипов — доктор технических наук, профессор, проректор по НИД, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Анализ современного состояния парка оборудования перерабатывающей отрасли России свидетельствует о том, что его технический уровень нельзя признать удовлетворительным. Сегодня 42 % производственных фондов предприятий пищевой промышленности подлежат замене, 25 % подлежат модернизации и только 19 % соответствует мировому уровню.

Приблизительно 30% парка машин отработало уже два и более амортизационных срока, степень износа основных средств составляет 70 %. Более 27 % парка технологического оборудования составляет

импортная техника.

Импортная техника не отвечает как финансовым возможностям производителей пищевых продуктов, ввиду высокой цены оборудования и запасных частей, так и потребностям и интересам России по развитию собственного отечественного пищевого машиностроения, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению продовольственной безопасности страны. Успешная деятельность предприятий пищевой промышленности неразрывно связана и обусловлена с перевооружением производства. Развитие отечественного пищевого машиностроения обеспечивает не только независимость России, но и ее место, и соответствующую роль в мировых экономических процессах.

Несмотря на положительную динамику в последние годы и то, что машиностроение для АПК в структуре экономики России занимает одно из важных мест и существует как главный источник развития сельскохозяйственной и продовольственной отраслей, которые в первую очередь являются стратегически важными, поскольку обеспечивают продовольственную безопасность государства, тем не менее, объёмы выпуска техники отечественными производителями после распада СССР значительно уменьшены, отдельные предприятия не работают или же вообще прекратили своё существование. Таким образом, при общем анализе ситуации следует констатировать стагнацию машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования. При внимательном рассмотрении можно видеть,

что предприятия машиностроения действуют разрозненно по своим понятиям, особенно в сфере разработки средств технического оснащения на базе новых технологий для обновления материальной базы пищевой и перерабатывающей промышленности. Практически не видно прорывов в этой области. Другими словами, машиностроение не имеет достаточно четких ориентиров для оптимизации развития производства современной техники и источников финансирования решения этой задачи.

Одной из причин, сдерживающих развитие машиностроения для пищевой отрасли, является бессистемное, неэффективное использование госбюджетных средств, где заказчиком оборудования выступает Минсельхоз РФ. За последнее время были профинансированы или подготовлены к финансированию программы по детскому питанию; молочному оборудованию (ЗАО «Каримос» Минатом РФ); по переработке плодов и овощей («Формаш»), Как видно эти программы объединяет одно - привлечение Минсельхозом РФ непрофильных предприятий, не имеющих опыта создания оборудования для пищевой отрасли. Отсутствие научного обоснования в постановке работ по НИОКР, экспертных заключений специалистов, доступного конкурса и т.д. ведет к тому, что госбюджетные средства расходуются неэффективно. Кроме того, в существующей системе выполнения НИОКР не решены вопросы собственности разработанной за госбюджетные деньги техдокументации, ее хранения и использования, совместного с технологами внедрения оборудования на предприятиях.

Упадок перерабатывающей отрасли промышленности и пищевого машиностроения ведет к ухудшению экономики России. Вложение средств в импортное сырье и оборудование дает кратковременный эффект благополучия и обилия продукции на рынке. Долгосрочной перспективы у такого подхода нет.

До распада СССР оборудование для пищевой промышленности выпускалось в России, Украине и Белоруссии по единым ГОСТ-ам и нормативно техническим документам. В настоящее время в этих странах осуществляется самостоятельная политика по проектированию и выпуску этого оборудования. Новые экономические отношения открыли свободный доступ на Российский рынок оборудования из Германии, Италии, Испании, Финляндии и др. стран.

Однако закупки чужого сырья и оборудования без развития своего продовольственного рынка и пищевого машиностроения не приведут к экономическому благополучию России.

В нашей стране за год закупается пищевого оборудования на 1600 млн. долл. США, из него 98% - импортное. Это говорит о неконкурентоспособности отечественной техники. Отечественная машиностроительная база в силу ряда причин не в состоянии обеспечить современным оборудованием пищевое производство. Из 6621 наименования машин и оборудования нашей пищевой промышленности для обеспечения современного уровня и конкурентности предприятий в России производится около 2300 наименований.

Наше отставание от передовых зарубежных стран увеличивается, что может привести к потере продовольственной безопасности страны.

Существующие союзы и ассоциации, объединяющие машиностроителей, пытаются исправить положение, но действуют разрозненно. Имеет смысл объединить их усилия не только в попытках получить какое-либо государственное финансирование, но и добиться использования льготных кредитов, лизинга и т.п., особенно для создания конкурентоспособной, высоко технологичной техники.

В настоящее время отечественные и зарубежные производители техники находятся в неравных условиях по предоставлению оборудования клиентам.

Зарубежные компании имеют возможность использовать льготные кредиты, предоставлять оборудование в лизинг и т.п. Российские производители работают на условиях полной предоплаты.

В этом они тоже проигрывают борьбу за клиента. Государственная поддержка в этом направлении помогла бы российским машиностроителям.

Еще один возможный способ государственной поддержки - создание фонда инновационных программ, которые будут финансироваться на стадии реализации.

Анализ сложившейся сегодня системы создания нового оборудования для пищевой промышленности показал, что она находится в разрушенном состоянии. Эту систему необходимо воссоздать в полном соответствии с новейшими положениями, новыми законодательными документами и учетом сложившихся реальных условий.

Поэтому выход из сложившейся ситуации может быть найден в виде государственной комплексной целевой программы развития машиностроения России.

Она необходима не только из-за потребности в значительных и долгосрочных вливаниях денежных ресурсов, но и для создания законодательной базы и выработки эффективной политики регулирования всех процессов, связанных с возрождением и функционированием промышленного потенциала страны, защиты его, особенно на первом этапе реализации программы от жесткой, порой недобросовестной конкуренции со стороны ведущих промышленных гигантов развитых стран.

Основой для разработки программы является:

- состояние производства сельскохозяйственной продукции, пищевых и перерабатывающих отраслей АПК, их материально-технической база;

- действующие технологии производства основных видов продовольственных товаров и технические средства отечественного и импортного производства для их реализации;

- состояние основных производственных фондов, степень износа, их обновляемость;

- соотношение ценовых и качественных показателей оборудования, выпускаемого как в России и странах СНГ, так и закупаемого в странах дальнего зарубежья;

- номенклатура оборудование, не производимое в России. Анализ причин повышенного спроса на импортную технику.

- уточнение приоритетных направлений в пищевой и перерабатывающей промышленности (включая малый и средний бизнес), для которых требуется первоочередное обеспечение современными средствами технического оснащение и проведение работ по созданию новых видов техники.

- новые технологии и современные методы обработки и глубокой с минимальными затратами переработки сельскохозяйственного сырья для приоритетных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, разрабатываемые отраслевой и академической наукой на базе волновых, импульсных ультразвуковых, барометрических, высокочастотных, лучевых и различных комбинированных воздействий. Возможности и перспективы их машинно-аппаратурного оснащения отечественными и импортными техническими средствами.

- анализ технического уровня типовых проектов и оптимизация типоразмерного ряда мощностей пищевых предприятий для приоритетных продовольственных отраслей, включая малый и средний бизнес. Рекомендации по повышению технического уровня типовых проектов с учетом последних достижений в разработке новых технологий и оборудования. Возможности практической реализации типовых проектов при создании новых мощностей «под ключ» и техническом перевооружении действующих предприятий.

При этом в программе должны найти решение следующие задачи:

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;

- обоснование приоритетных направлений развития продовольственного машиностроения, определение источников и форм расширения инновационной деятельности путем обновления производства технических средств и создания оборудования нового поколения для пищевых и перерабатывающих отраслей АПК, в том числе на основе разрабатываемых отечественной наукой современных технологий, позволяющих с минимальными затратами осуществлять глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья;

- ограничение роста цен на законодательном уровне на энергоносители, сырьё и материалы, производимые крупнейшими российскими корпорациями с государственным участием для предприятий отечественного машиностроения на ближайшие годы (период действия целевой программы развития машиностроения);

- отмена налога на импортное машиностроительное оборудование -необходимое для технического перевооружения предприятий;

- введение ограничений на импорт в страну, в том числе и путём дополнительного налогообложения, оборудования, аналогичного производимому в России, если оно по технико-экономическим показателям не превышает показатели отечественного оборудования;

- снижение ставки НДС на машиностроительную продукцию и освобождение от налога на прибыль вновь вводимых и реконструируемых мощностей в машиностроении минимум на 5 лет;

- установление льготного налогообложения прибыли предприятий, инвестируемой в развитие и обновление собственного производства, в подготовку и переподготовку кадров;

- уровень налога на имущество поставить в зависимость от инвестиционной активности предприятия в собственное производство, темпов обновления их основных производственных фондов;

- ускорение темпов разработки наиболее актуальных технических

регламентов и национальных стандартов, устанавливающих требования к машиностроительной продукции с целью обеспечения перехода на уровень международных требований и гарантирования конкурентоспособности

отечественной продукции;

- принятие соответствующих законодательных актов стимулирующих

создание интегрированных корпоративных структур (госмонополий,

холдингов, технопарков и т.п.) в машиностроении;

- разработка и введение в действие нормативно-правовой базы

(по аналогии с сельскохозяйственными предприятиями АПК) по компенсации из федерального бюджета части процентных ставок по кредитам,

привлекаемым для реализации проектов создания новых и модернизации действующих производств, обеспечивающих производство

конкурентоспособной продукции машиностроения;

- разработка нормативно-правовой базы механизма государственных гарантий долгосрочных кредитов для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в машиностроении;

- разработка нормативно-правовой базы, позволяющей создать систему финансирования совместно государством и бизнесом (в рамках частногосударственного партнёрства) НИОКР по созданию принципиально нового оборудования и машин, особенно на прорывных или критических направлениях;

- введение в действие механизма, обеспечивающего с максимальной простотой и в кратчайшие сроки получение государственных гарантий на кредитование из-за рубежа, закупку нового машиностроительного оборудования или оплату поставок отечественной продукции в страны с повышенным риском (развивающиеся страны);

- необходимо распространить систему поставки оборудования для АПК на условиях лизинга и на технику, приобретаемую машиностроительными

предприятиями пищевого машиностроения для собственного переоснащения или расширения производства;

- необходимо стимулировать вложение собственных инвестиций предприятий в основные фонды путём налоговых льгот и совершенствование амортизационной политики (стимулирование увеличения ежегодных амортизационных отчислений для ускорения оборота средств вкладываемых в перевооружение предприятий);

- необходимо стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль путём налоговых льгот на средства, вкладываемые в развитие предприятий пищевого отечественного машиностроения или в инвестиционные проекты реализующие инновационные технологические и технические решения;

- необходимо увеличить объёмы государственного финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований на приоритетных направлениях развития машиностроения;

- должна быть восстановлена система подготовки и переподготовки кадров машиностроительных специальностей на всех уровнях (инженеры, техники, рабочие) и создана для этого соответствующая учебно-лабораторная и производственная база.

- обеспечение конкурентоспособности продовольственного машиностроения при вступлении России во Всемирную торговую организацию и максимально возможное импортозамещение оборудования.

Дополнительными мерами поддержки развития продовольственного машиностроения могут быть: федеральный и региональный лизинг, поддержка рекламно-издательской деятельности, организация постоянно-действующих выставок, льготное кредитование производителей продовольственных товаров для закупок технологического оборудования отечественного производства, льготное налогообложение мелких и средних производителей продовольствия на период освоения новой техники и выхода на проектную мощность, упорядочение закупок технологического оборудования по импорту за счет всех форм государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.