Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы производства оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России'

Проблемы и перспективы производства оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1453
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серёгин Сергей Николаевич, Корниенко Анатолий Васильевич, Фролова Наталья Анатольевна

Укрепление позиций российского агробизнеса на внутреннем рынке и повышение его конкурентоспособности требовало установки современных видов технологического оборудования при строительстве и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Как правило, при проведении этих мероприятий применялось в основном импортное оборудование. Проведение сбалансированной технической политики в обновлении основных производственных фондов предприятий обеспечивало российскому бизнесу повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства, энергозатрат, сокращения производственного персонала на действующих предприятиях. В настоящее время по разным оценкам из более чем шести с половиной тысяч видов технологического оборудования, используемого на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, отечественной машиностроительной промышленностью выпускается не более двух тысяч наименований. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0 % в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81,0 %), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0 %), оборудование для молочной промышленности (70,0 %). Сложившийся дисбаланс между собственным производством и импортом требовал «силового решения» данной проблемы со стороны государства для сохранения отечественной машиностроительной базы как ключевого императива решения проблем эффективной переработки сельскохозяйственного сырья с минимальными затратами и устойчивого обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами российского производства. Именно в силу указанных причин Минпромторг России в ноябре 2017 г. разработал проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., который был представлен на публичное обсуждение для учета мнений и дополнений экспертного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Серёгин Сергей Николаевич, Корниенко Анатолий Васильевич, Фролова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Equipment Production for Food and Processing Industry in Russia

Strengthening the positions of Russian agribusiness in the domestic market and increasing its competitiveness required the installation of modern types of technological equipment in the construction and modernization of food and processing industries. As a rule, during these events, mainly imported equipment was used. Conducting a balanced technical policy in updating the basic production assets of enterprises provided Russian business with an increase in production efficiency due to lower production costs, energy costs, reduction of production personnel at operating enterprises. At present, according to various estimates, from more than six and a half thousand types of technological equipment used in food and processing industry enterprises, the domestic machine-building industry produces no more than two thousand titles. Among the segments of the market with a high share of foreign equipment: equipment for meat, including poultry processing industry (94.0% in 2016), equipment for the sugar industry (81.0%), packaging and weighing equipment (79.0 %), equipment for the dairy industry (70.0%). The existing imbalance between own production and import demanded a «forceful solution» of this problem on the part of the state for preserving the domestic machine-building base as a key imperative to solve the problems of efficient processing of agricultural raw materials with minimal costs and sustainable provision of domestic food products with Russian-made products. It is for these reasons that the Ministry of Industry and Trade of Russia in November 2017 developed a draft Strategy for the Development of Mechanical Engineering for the Food and Processing Industry of the Russian Federation for the period until 2030, which was submitted for public discussion to take into account the views and additions of the expert community.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы производства оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России»

УДК 664(045)

Проблемы и перспективы производства оборудования

для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России

С. Н. Серёгин, д-р эконом. наук, профессор; А.В. Корниенко, д-р с.-х. наук, член.-корр. РАН; Н. А. Фролова, аспирант

Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, Москва

Переход к рыночной экономике четверть века тому назад сопровождался резким спадом производства многих видов пищевой продукции, разрывом налаженных производственно-экономических связей между отраслями и предприятиями - поставщиками сырья, оборудования и различными вспомогательными материалами. И на первом этапе рыночных преобразований недостаток продовольствия на внутреннем рынке покрывался импортом.

Для изменения данной ситуации требовалось создание современной производственно-технологической базы пищевой и перерабатывающей промышленности на новой основе. Чтобы обеспечить высокую конку-

рентоспособность продукции национальных производителей, необходимо было разработать инновационные технологии, применить ресурсосберегающие виды технологического оборудования.

Машины и оборудование, составляющие около 43% общей стоимости основных производственных фондов, срок службы которых различен в зависимости от их вида, требуют постоянного обновления на условиях ускоренной амортизации, как это делается в индустриально развитых странах. Ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности компаний, выпускающих пищевую

продукцию, и позволяет им за счет диверсификации производства занимать новые рынки сбыта своей продукций в различных странах мира.

Упущенное время для проведения преобразований машиностроительных заводов для выпуска современных видов технологического оборудования, утрата большей части машиностроительной базы, которая осталась на территории бывших республик СССР, снижение спроса на российское оборудование со стороны отечественных компаний - все эти факторы способствовали тому, чтобы внутренний рынок технологического оборудования наполнился импортом. Процесс замены собственного оборудования на импорт опо-

средовано поддерживался государством, которое обеспечивало режим наибольшего благоприятствования для зарубежной продукции, аналоги которой не выпускались в России.

Перед российским агробизнесом стояла важная задача: укрепить свои позиции на внутреннем рынке, повысить свою конкурентоспособность, снизить производственные издержки, энегозатраты на действующих предприятиях. Это требовало установки современных видов технологического оборудования при строительстве и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В основном применялось импортное оборудование, как правило, более технологически сложное и высокопроизводительное по сравнению с аналогами российского производства. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования можно назвать: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0% в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81,0 %), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0%), оборудование для молочной промышленности (70,0%).

На сложившуюся ситуацию - массовый импорт технологического оборудования практически для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности - государство практически не реагировало. В основном решались первоочередные задачи: увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия для насыщения внутреннего рынка. Этот период также характеризовался активным привлечения иностранных инвестиций в развитие отраслей промышленности, многие предприятия перешли под иностранную юрисдикцию, что предоставляло им широкие возможности для импорта технологического оборудования.

Но наступил 2014 г. Страны Запада и США ввели санкции в отношении России, в этот период государство взяло на вооружение термин «им-портозамещение», хотя и раньше было понятно, что проблемами собственного производства продукции АПК необходимо активно и предметно заниматься. Санкции ограничили нам доступ к финансовым ресурсам, зарубежным технологиям, многим видам оборудования. Но именно эта ситуация заставила государство по- новому взглянуть на состояние дел в агропромышленном комплексе и обеспечение продовольственной безопасности страны. Как следствие, 21 июля 2016 г. президентом России был подписан Указ № 350 «О мерах по реализации государственной

научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», а через год постановлением правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 гг. В этих документах указывалось на необходимость самостоятельно разрабатывать и производить в собственное технологическое оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности страны.

В структуре внутреннего потребления машин и оборудования на российском рынке за период 2005 - 2014 гг. наблюдался ускоренный рост (в 2,3 раза) объемов импорта машиностроительной продукции для пищевой и перерабатывающей промышленности и в 2015 г. доля импорта достигла 88,7%.

В настоящее время по разным оценкам из более чем 6,5 тыс. видов технологического оборудования, используемого на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, отечественной машиностроительной промышленностью выпускается не более двух тысяч наименований.

В 2016 году объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 93,6 млрд руб. (в текущих ценах, без учета комплектующих), увеличившись на 15,0% в годовом выражении.

Наиболее крупными сегментами рынка являются: оборудование для производства пищевых продуктов (34,0% суммарного объема в 2016 г., в том числе для мукомольной промышленности - 6,0%, молочной промышленности - 5,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (34,0%).

К сегментам с наиболее высокой долей российской продукции относятся: хлебопекарное оборудование (65,0%), оборудование для общественного питания и торговли (64,0%), холодильное оборудование.

Основными поставщиками оборудования в Россию являются крупные европейские производители, в частности из Германии (20,4% общего объема импорта в 2015 г., 26,7% -в 2016 г.) и Италии (19,2% в 2015 г. и 23,4% в 2016 г.). Кроме того, растет импорт оборудования из Китая (с 2,2% в 2014 г. до 4,1% в 2016 г.), что во многом обусловлено ценовым преимуществом китайской продукции, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей.

В 2016 г. импорт оборудования составил 750 млн руб., в том числе на фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование при-

шлось 39,0%, оборудование для животноводства - 18,0%, на холодильное оборудование - 15,0%.

Таким образом, отечественный рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в целом характеризуется доминированием иностранных компаний, что связано с низким уровнем таможенно-тарифной защиты рынка. Импортные пошлины на комплектующие составляют до 10,0% таможенной стоимости, многие виды оборудования освобождены от уплаты ввозных пошлин. В результате доля импортной техники в среднем за последние 5 лет составила 70,0%, а в отдельных сегментах рынка отечественные производители практически не представлены. Так, например, в сегменте оборудования для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности средняя доля иностранных компаний в 2012 - 2016 гг. достигала 91,0%.

При этом распределение рыночных долей между отечественными и иностранными компаниями зависит, прежде всего, от особенностей потребляющих отраслей. Крупные российские компании пищевой промышленности в целом предъявляют спрос на иностранное оборудование (в том числе бывшее в использовании), как правило, располагая для этого финансовыми ресурсами. Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке пищевых продуктов, производители ориентированы на максимально высокий уровень качества собственной продукции, поэтому основным критерием выбора производственных мощностей являются их технико-технологические характеристики.

И вследствие этого в большинстве случаев основными потребителями российского оборудования во многих сегментах пищевой промышленности являются малые и средние предприятия, чаще использующие более доступные по цене отечественные машины.

Дисбаланс между собственным производством и импортом требовал «силового решения» данной проблемы со стороны государства. Ведь сохранение отечественной машиностроительной базы для эффективной переработки сельхозсырья с минимальными затратами - императив устойчивого обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами российского производства. Обеспечение российских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности современным и высокотехнологичным оборудованием является необходимым условием роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения про-

Ч ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПАКОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ТЕМА НОМЕРА ■

довольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала.

Модернизация технико-технологической базы предприятий пищевой промышленности на основе применения современных видов оборудования позволит увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья и тем самым снизить их негативное воздействие на окружающую среду, значительно повысить рентабельность производства.

Устойчивое развитие отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечивает возможность расширения ассортимента вырабатываемой продукции с меньшими издержками, расширяет круг отечественных компаний (особенно в части малого и среднего бизнеса), формирует стабильный спрос на научно-исследовательские и конструкторские разработки, поддерживая и стимулируя рост уровня технологического развития экономики.

Именно в силу указанных причин Минпромторг России в ноябре 2017 г. разработал проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., который был представлен на публичное обсуждение для учета мнений и дополнений экспертного сообщества.

Проектом Стратегии предусматривается разработка оборудования для следующих отраслей промышленности:

• мукомольно-крупяная и оборудование для элеваторов;

• хлебопекарная и макаронная промышленность;

• кондитерская промышленности;

• м олочная пром ышленность;

• мясная, в том числе птицеперерабатывающая промышленность;

• плодоовощная и консервная промышленность;

• рыбоперерабатывающая промышленность;

• масложировая промышленность;

• сахарная промышленность;

• крахмалопаточная промышленность;

• производство продуктов детского питания;

• пивобезалкогольная и винодельческая промышленность;

• спиртовая и ликероводочная промышленность;

• дрожжевая промышленность;

• оборудование для соляной промышленности.

Также в документе указаны направления разработки оборудования для отраслей, не имеющих никакого отношения к пищевой промышленности, например, оборудование для комбикормовой промышленно-

сти, животноводства, общественного питания и торговли и др.

В проекте Стратегии большое внимание уделяется разработке оборудования для представителей мелкого и среднего бизнеса в отдельных сегментах рынка. По замыслу разработчиков данного документа, именно эта категория предпринимательства будет оказывать позитивное влияние на динамику развития рынка технологического оборудования.

Анализ ситуации в машиностроительной отрасли показывает, что в настоящее время в этом секторе народного хозяйства работают более 270 предприятий расположенных в 51 субъекте Российской Федерации. Объем производства отрасли в 2016 г. составил 28,2 млрд руб. При этом в 2016 г. впервые за 5 лет наблюдался рост объемов производства отечественного оборудования (+42,0% к 2015 г.), что, с одной стороны, было вызвано ростом стоимости импортной продукции, с другой -ростом доходов в потребляющих отраслях, благодаря этому производилась модернизация основных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Общая численность занятых на предприятиях отрасли в 2016 г. составила более 14 тыс. чел. Средний уровень заработной платы в 2016 г. - 32,5 тыс. руб., что ниже среднего уровня по экономике (36,7 тыс. руб.).

Критическое отставание отечественной промышленности от иностранных аналогов в области технологического оборудования связано в первую очередь с недопустимо низким уровнем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В выручке компаний отрасли в 2016 г. Доля затрат на НИОКР составила 0,2%, что значительно ниже уровня аналогичного показателя у иностранных производителей (около 2,0%). При этом большинство российских компаний за последнее время не осуществляли конструкторские разработки, что привело к общему снижению доли затрат на НИОКР с уровня в 0,6% в 2014 г. Низкая инновационная активность российского бизнеса и государства в среднесрочной перспективе может привести к существенному сокращению объемов производства и рыночной доли российских компаний.

Но, несмотря на существенное отставание отечественного машиностроения, здесь сохраняется определенный кадровый и технический потенциал, который при активной поддержке государства можно реализовать в среднесрочной перспективе для производства современных видов технологического оборудования.

Реализация отечественного потенциала потребует от государства протекционистских мер, чтобы снизить риски, обусловленные внешними и внутренними факторами следующего характера:

• наличием низких таможенно-тарифных барьеров на импорт большинства машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности;

• низким уровнем поддержки проведения НИОКР как со стороны государства, так и отечественного бизнеса;

• наличием существенной доли поставок иностранного оборудования, бывшего в использовании;

• высокой конкуренцией со стороны крупных международных компаний-лидеров глобальной отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности;

• низкой заинтересованностью инжиниринговых компаний в использовании отечественных машин и оборудования.

Здесь следует отметить, что начиная с 2017 г. государственная поддержка производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности оказывается в виде предоставления субсидий в размере 15% от стоимости оборудования при продаже его со скидкой конечным покупателям. Планируется, что реализация данного механизма в последующие годы позволит нарастить объемы производства отечественного пищевого оборудования, существенно увеличив его долю на внутреннем рынке.

Корректировка существующих и разработка новых мероприятий по поддержке внутреннего спроса, стимулированию проведения НИОКР, приобретения современного оборудования и создания новых производств в отрасли обеспечит положительную динамику показателей развития машиностроительных предприятий, расширение номенклатуры выпускаемого оборудования и повышение его качества. Это в свою очередь спровоцирует увеличение спроса на продукцию отечественного пищевого машиностроения как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

При этом следует понимать, что речь не идет о том, чтобы отгородиться от внешних рынков железным занавесом. Наоборот, необходимо изучать зарубежный опыт и лучшее из этого опыта применять в отечественной практике. А опыт промышленно развитых стран показывает, что рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется следующими техническими и технологическими тенденциями:

• автоматизация работы и снижение влияния человеческого фактора;

• сокращение использования энергетических ресурсов;

• повышение глубины переработки сырья и переход на безотходное производство;

• увеличение производственной мощности оборудования;

• повышение компактности и модульности;

• развитие системы удаленного обслуживания;

• повышение уровня экологично-сти оборудования.

По предварительным прогнозам, объем мирового рынка машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности к 2030 г. увеличится в 2,8 раза по отношению к уровню 2016 г. до 157 млрд долл. США (среднегодовой темп прироста составит 7,5%). Основными потребителями оборудования очевидно будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, доля которых на мировом рынке с 2016 по 2030 гг. увеличится с 47,0% до 55,0%, главным образом, за счет роста рынков Индии и Китая. При этом рост спроса на оборудование в развитых странах замедлится, что связано с завершением цикла технологического перевооружения (в результате доля Северной Америки и Западной Европы в общем объеме рынка снизится на 9 процентных пунктов и к 2030 г. составит 22,0%).

Проектом Стратегии к 2030 г. предусматривается обеспечить рост объемов реализации отечественной продукции в 3 раза и довести долю отечественных машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на внутреннем рынке до 62,0%, нарастить экспорт отечественных машин и оборудования на 10,0% ежегодно, увеличить долю затрат на проведение НИОКР в общем объеме выручки предприятий машиностроения не менее чем до 2,0%.

Суммарный объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в постоянных ценах к 2030 г. достигнет 122 млрд руб. (среднегодовой темп роста с 2016 по 2030 гг. составит 2,0 %).

Решение государства о разработке Стратегии вполне закономерно и совпадает с курсом, обозначенным президентом Российской Федерации В.В. Путиным (26.04.2017 г., Москва, Совещание с членами Правительства по вопросам импортоза-мещения): «...Крайне важно учитывать интересы потребителей. Отечественная продукция должна быть конкурентоспособна как по цене, так и по качеству, соответствовать мировым требованиям и стандартам.», -сказал президент.

В тоже время в проекте новой Стратегии нет анализа выполнения мероприятий, которые были предусмотрены в утвержденной ранее Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. А ведь именно они должны были быть положены в основание нового документа.

С учетом вышеизложенного следует отметить следующее замечания и предложения, которые необходимо внести в процессе доработки Стратегии, прежде чем она будет представлена в правительство на утверждение:

1. Представленный проект Стратегии носит поверхностный и декларативный характер без анализа состояния промышленности, ее размещения на территории России и специализации отдельных предприятий отрасли.

2. Закладываемый среднегодовой темп роста с 2016 по 2030 гг. в 2,0% явно недостаточен в условиях более высокого планируемого роста отечественного АПК для эффективной переработки сельскохозяйственного сырья, притом, что среднемировые темпы прогнозируются на уровне 7,5%.

3. В Разделе II «Область распространения Стратегии» представлены направления развития, некоторые из которых не имеют отношения к сфере пищевой и перерабатывающей промышленности (оборудование для комбикормовой промышленности, животноводство и т.д.). Оборудование для производства пельменей и равиоли относится к мясной промышленности и не требует дополнительного включения в Стратегию.

По нашему мнению, необходимо сосредоточиться в Стратегии на разработке тех видов оборудования, которые необходимы для выпуска социально значимых продуктов питания, это позволит сконцентрировать ресурсы для разработки и выпуска современных конкурентоспособных видов технологического оборудования.

4. Сомнительно утверждение, высказанное разработчиками Стратегии, относительно того, что в ближайшей перспективе значительно увеличится количество людей, которые будут питаться в ресторанах и кафе, что, по мнению разработчиков Стратегии, требует создания соответствующего оборудования. Это направление не имеет отношения к пищевой промышленности.

5. Непонятно какие перспективы ожидает 270 предприятий промышленности на рассматриваемый период Стратегии, если их годовой объем выпуска продукции в 2016 г. составил 28,2 млрд руб. или в пересчете на одно предприятие - 104 млн руб.

В этой связи следовало бы в Стратегии рассмотреть проблему специализации и кооперации с аналогичными предприятиями в рамках ЕАЭС. Это позволило бы более эффективно использовать имеющийся экономический, технический и кадровый потенциал отечественных предприятий.

6. Необходимо установить запретительные барьеры на ввоз в Россию технологического оборудования, которое демонтируется в процессе закрытия и модернизации предприятий в промышленно развитых странах. Подобные подходы снижают эффективность отечественных предприятий и не позволяют на равных конкурировать с зарубежными компаниями.

7. Существующая государственная поддержка предприятий, выпускающих оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, достигнет своей цели только в случае, если будут установлены определенные ограничения на импорт аналогичных видов технологического оборудования отечественного производства.

8. Отсутствие в проекте Стратегии обобщенного экономического анализа состояния промышленности отразилось на показателях и индикаторах (Приложение 1), где указано только процентное изменение объема производства оборудования, что приводит к размыванию целевых установок и в дальнейшем не позволит проводить мониторинг результативности мероприятий Стратегии.

9. В Стратегии не нашел отражения вопрос, касающийся развития компонентной базы машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также высокой и исключительной импортозависи-мости по данному направлению.

В проекте Стратегии должен быть представлен анализ рисков, связанных с закрытием рынка импортных комплектующих и импортного оборудования в целом, ростом курса иностранных валют, укрепления российского рубля, а также мероприятия по нивелированию данных рисков.

10. В проекте Стратегии в качестве ключевого критерия выбора крупными российскими компаниями пищевой промышленности оборудования обозначаются его технологические характеристики, поэтому крупный бизнес в целом предъявляет спрос на иностранное оборудование (соответствующее предъявляемым крупными компаниями требованиям).

Потребителями российского оборудования (менее технологичного и более доступного по цене) определены малые и средние предприятия.

По нашему мнению, обозначенный в Стратегии стереотип субъектов МСП,

Ч ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПАКОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ТЕМА НОМЕРА ■

которым следует «довольствоваться» несовременными и менее технологичными средствами производства, необходимо пересматривать. В настоящее время субъекты МСП в агропромышленном комплексе являются полноправными участниками, задающими тон не только в производственной, но и в перерабатывающей сфере. Более того, в свете активной работы по развитию сельскохозяйственной кооперации (осуществляемой во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 05.12.2016 № Пр-2346) и, как следствие, объединения субъектов МСП в крупные организационные формирования, конкурирующие с крупными игроками, необходимо изначально формировать возможность их оснащения конкурентоспособным и высокотехнологическим оборудованием. Поэтому Стратегия должна ориентироваться на использование дополнительных мер по развитию конкуренции в отрасли (а не «поддержание» сформированных компетенций), выпуску высокотехнологичного и производительного оборудования, востребованного российскими потребителями.

Разработчики Стратегии должны опираться на перспективы использования кооперационных принципов как потребителями оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, так и непосредственно производителями оборудования (т. е. на развитие производственной кооперации).

11. В проекте Стратегии при отражении государственной поддержки уделяется внимание инструменту субсидирования машиностроителей в размере 15% от стоимости оборудования при продаже его со скидкой конечным покупателям.

Представленный механизм государственной поддержки носит компенсационный характер - субсидии выделяются на покрытие т. н. «выпадающих доходов» машиностроителей от продажи оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности со скидкой.

В ходе проведения мониторинга, как выполняются мероприятия Стратегии, предложенный механизм субсидирования впоследствии может быть переориентирован на возвратные механизмы, такие как федеральный лизинг и льготное кредитование.

12. Стратегия должна содержать четко измеримые целевые индикаторы. В то же время в текущей редакции индикаторы представлены в относительных показателях (процентах к базовому году, без указания единиц измерения базы - количественный или денежный эквивалент). Методика расчета индикато-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ров не представлена, более того, ее разработка запланирована на II квартал 2018 г. В связи с чем возникает закономерный вопрос: как все-таки формировались целевые индикаторы Стратегии.

В текущей версии Стратегии также нет информации о планируемых источниках и объемах финансирования предлагаемых мероприятий.

Учитывая вышесказанное, считаем, что необходимо доработать проект Стратегии с учетом изложенных замечаний и предложений, с целью удовлетворения потребности отечественных производителей в востребованном оборудовании, используемом в пищевой и перерабатывающей промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

2. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

6. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 гг.».

8. Иванова, В.Н. Конкурентоспособные отечественные технологии в реализации научно-технической политики развития АПК России/ В. Н. Иванова, С.Н. Серегин, Ю.А. Джабаев //Пищевая промышленность. - 2016. - № 11.

9. Серегин, С. Н. Социально-экомические аспекты решения проблемы повышения качества пищевой продукции/ С. Н. Серегин // Мясные технологии. - 2016. - № 6 (162).

10. Серегин, С.Н. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности / С. Н. Серегин, Н. Д. Аварский, С.У. Нуралиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 10.

11. Иванова, В.Н. Импортозамещение на продовольственном рынке России: основные факторы сдерживающие решение данной проблемы/В. Н. Иванова, С.Н. Серегин, В.С. Гринько // Сахар. -2014. - № 9.

12. Иванова, В. Н. Новые возможности решения продовольственной проблемы в условиях Евразийской интеграции/В. Н. Иванова, С. Н. Серегин // Сахар. - 2015. - № 1.

REFERENCES

1. Doktrina prodovol'stvennoj bezopas-nosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezi-denta Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2010 g. № 120.

2. Strategija razvitija pishhevoj i pererabatyvajushhej promyshlennosti na period do 2030 g. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 ijunja 2016 g. № 1364 r.

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2016 g. № 350 «0 merah po realizacii gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki v interesah razvitija sel'skogo hozjajstva».

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrja 2016 g. № 642 «0 Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii».

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maja 2017 g. № 208 «0 Strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda».

6. Strategija povyshenija kachestva pishhevoj produkcii v Rossijskoj Federacii do 2030 g. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 ijunja 2016 g. № 1364 r.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 avgusta 2017 g. № 996 «Ob utverzhdenii Federal'naja nauchno-tehnicheskaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva na 20172025 gg.».

8. Ivanova, V. N. Konkurentosposobnye otechestvennye tehnologii v realizacii nauchno-tehnicheskoj politiki razvitija APK Rossii/ V. N. Ivanova, S. N. Seregin, Ju.A. Dzhabaev //Pishhevaja promyshlen-nost'. - 2016. - № 11.

9. Seregin, S.N. Social'no-jekomicheskie aspekty reshenija problemy povyshenija kachestva pishhevoj produkcii/ S. N. Seregin // Mjasnye tehnologii. - 2016. -№ 6 (162).

10. Seregin, S.N. Razvitie innovacij v uslovijah sankcij: problemy i vozmozh-nosti/ S. N. Seregin, N. D. Avarskij, S. U. Nuraliev // Jekonomika sel'skogo hozja-jstva Rossii. - 2015. - № 10.

11. Ivanova, V.N. Importozameshhenie na prodovol'stvennom rynke Rossii: osnovnye faktory sderzhivajushhie reshenie dannoj problemy/V.N. Ivanova, S. N. Seregin, V.S. Grin'ko // Sahar. - 2014. - № 9.

12. Ivanova, V.N. Novye vozmozhnosti reshenija prodovol'stvennoj problemy v us-lovijah Evrazijskoj integracii/V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Sahar. - 2015. - № 1.

Проблемы и перспективы производства оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России Ключевые слова

конкурентоспособность сельхозпродукции; национальные производители, пищевая продукция, ресурсосберегающее отечественное оборудование Реферат

Укрепление позиций российского агробизнеса на внутреннем рынке и повышение его конкурентоспособности требовало установки современных видов технологического оборудования при строительстве и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Как правило, при проведении этих мероприятий применялось в основном импортное оборудование. Проведение сбалансированной технической политики в обновлении основных производственных фондов предприятий обеспечивало российскому бизнесу повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства, энергозатрат, сокращения производственного персонала на действующих предприятиях. В настоящее время по разным оценкам из более чем шести с половиной тысяч видов технологического оборудования, используемого на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, отечественной машиностроительной промышленностью выпускается не более двух тысяч наименований. Среди сегментов рынка с высокой долей иностранного оборудования: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0% в 2016 г.), оборудование для сахарной промышленности (81,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0%), оборудование для молочной промышленности (70,0%). Сложившийся дисбаланс между собственным производством и импортом требовал «силового решения» данной проблемы со стороны государства для сохранения отечественной машиностроительной базы как ключевого императива решения проблем эффективной переработки сельскохозяйственного сырья с минимальными затратами и устойчивого обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами российского производства. Именно в силу указанных причин Минпромторг России в ноябре 2017 г. разработал проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., который был представлен на публичное обсуждение для учета мнений и дополнений экспертного сообщества. Авторы

Серёгин Сергей Николаевич, д-р эконом. наук, профессор, Корниенко Анатолий Васильевич, д-р с.-х. наук, член.-корр. РАН, Фролова Наталья Анатольевна, аспирант

Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, 109316, Москва, ул. Талалихина, 26, pr@vniimp.ru

Problems and Prospects of Equipment Production for Food and Processing Industry in Russia

Key words

competitiveness of agricultural products; national producers; food products; resource-saving domestic equipment

Abstracts

Strengthening the positions of Russian agribusiness in the domestic market and increasing its competitiveness required the installation of modern types of technological equipment in the construction and modernization of food and processing industries. As a rule, during these events, mainly imported equipment was used. Conducting a balanced technical policy in updating the basic production assets of enterprises provided Russian business with an increase in production efficiency due to lower production costs, energy costs, reduction of production personnel at operating enterprises. At present, according to various estimates, from more than six and a half thousand types of technological equipment used in food and processing industry enterprises, the domestic machine-building industry produces no more than two thousand titles. Among the segments of the market with a high share of foreign equipment: equipment for meat, including poultry processing industry (94.0% in 2016), equipment for the sugar industry (81.0%), packaging and weighing equipment (79.0 %), equipment for the dairy industry (70.0%). The existing imbalance between own production and import demanded a «forceful solution» of this problem on the part of the state for preserving the domestic machine-building base as a key imperative to solve the problems of efficient processing of agricultural raw materials with minimal costs and sustainable provision of domestic food products with Russian-made products. It is for these reasons that the Ministry of Industry and Trade of Russia in November 2017 developed a draft Strategy for the Development of Mechanical Engineering for the Food and Processing Industry of the Russian Federation for the period until 2030, which was submitted for public discussion to take into account the views and additions of the expert community.

Authors

Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor, Kornienko Anatoly Vasilevich, Doctor of Agricultural Science, Corresponding Member of RAS, Frolova Nataliya Anatolievna, Graduate Student

Gorbatov's Federal Scientific Center for Food Systems, 26, Talalikhina St., Moscow, 109316, pr@vniimp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.