УДК 663/.664001.7:004(045)
Конкурентоспособные отечественные
технологии
в реализации научно-технической политики
развития АПК России
В. Н. Иванова, д-р эконом. наук, С. Н. Серёгин, д-р эконом. наук
МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Ю. А. Джабаев, заместитель директора
Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хо-зяйствазаинтересованным федеральном органам исполнительной власти поручено разработать и реализовать по направлению развития пищевой и перерабатывающей промышленности комплекс мер и подпрограмму «Производство, переработка и хранение сырья, сельскохозяйственной продукции продовольствия», направленных на создание и внедрение до 2026 г. конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Реализация положений данного Указа обеспечит системное решение проблем инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности для повышения ее конкурентоспособности и решения вопросов продовольственной безопасности.
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения стоящих задач, относящихся к формату комплекса мер.
Комплекс мер разрабатывается на основе следующих базовых документах:
• Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г.
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности российской федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности российской федерации»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
• Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;
• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227-р;
• Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
• План мероприятий по реализации основ государственной политики российской федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р;
• Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённый Председателем Правительства РФ от 03.01.2014 г.
Комплекс мер определяет ключевые направления развития науки, технологий, технических средств и инноваций на среднесрочный и долгосрочный периоды с целью обеспечения продовольственной безопасности и расширения экспорта готовой продукции российских производителей.
Разрабатываемый комплекс мер, и реализация его положений будет осуществляться в условиях затяжного глобального социально-экономического кризиса и применения рядом стран ограничительных экономических мер против Российской Федерации.
В предстоящий период придётся иметь дело с целым рядом вызовов, реакция на которые признается обще-
ством и государством своей главной задачей. Эти вызовы связаны спро-блемами сохранения окружающей среды, проявляющимся дефицитом ресурсов и продовольствия, пресной воды, последствиями изменения климата.
Данные вызовы затрагивают ключевые общественные блага: безопасность, здоровье и качество жизни людей, доступность ресурсов экономического роста и развития для общества и его членов.
Во многих случаях вызовы являются проекцией на Россию глобальной ситуации, а потому для своего разрешения требуют совместных действий государства, науки и бизнеса.
Глобальные вызовы современного мира связаны с интеллектуальными и научными преимуществами и компетенциями, создающими новые перспективы экономического развития за счет выигрыша в соревновании умов и капиталов.
Обеспечение продовольственной безопасности, как основного приоритета государственной социально-экономической политики, будет достигнуто в непростой демографической ситуации и решено на платформе прорывных технологий и инноваций.
Сложившиеся макроэкономические условия будут ограничивать бюджетную поддержку реализации государственных программ проведения научных исследований, и снижать запросы бизнеса на новые технологии и ресурсосберегающее оборудование.
Разрабатываемые мероприятия по комплексу приведут к нивелированию внешних угроз и вызовов, а также обеспечат в ближайшей перспективе проведение фундаментальных исследований, на основе которых будут создаваться современные технологии прикладного характера и новые виды оборудования для производства конкурентоспособной продукции на внут-реннем и мировом рынке продовольствия.
Комплекс мер по реализации государственной научно-технической политики предопределяет два основ-
Таблица 1
Показатели российского рынка машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012-2015 гг., млн долл. США
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Производство 287,5 331,2 236,5 172,7
Импорт 1303,6 1334,6 1179,2 819,6
Экспорт 49,0 72,4 61,7 68,0
Внутреннее потребление 1542,2 1593,5 1354,0 924,3
Доля импорта во внутреннемпотреблении, % 84,5 83,8 87,1 88,7
Доля экспорта в производстве, % 17,0 21,9 26,1 39,4
Отношение импорта к экспорту, % 26,6 18,4 19,1 12,0
ных взаимоувязанных направления развития:
- наука, технологии, инновации;
- разработка новых видов оборудования и технических средств, как инструмента интегрального решения стоящих задач.
Пищевая и перерабатывающая промышленность России является системообразующей сферой народного хозяйства, формирующей агропро-довольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность. Обеспечение всех слоев населения безопасными и качественными пищевыми продуктами оказывает решающее значение на улучшение демографического состояния и здоровья нации.
Пищевая промышленность сохраняет лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю более 12% наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью, а также входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции. В структуре пищевой и перерабатывающей промышленности России 32 отрасли, объединяющих 56 тыс. крупных и средних предприятий. На предприятиях промышленности трудятся более 1,5 млн человек. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 48-49%, в 2015 г. объем розничного товарооборота пищевой продукции составил 21 трлн руб. Среднегодовой индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2014-2015 гг. составил 103%. Организациями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2015 г. в бюджетную систему страны поступило 111 млрд руб.
Свыше 80% всей пищевой продукции вырабатывается по технологиям, разработанным научными организациями РАН.
Приоритетами научно технологического развития агропромышленного производства являетсяобеспече-ние лидирующих позиции в научно-инновационной сфере за счет внедрения прорывных технологий в производство, создание нового образа промышленности способной вырабатывать конкурентоспособную продукцию, которая может поставляться на международные продовольственные рынки.
Достижение поставленных целей будет обеспечено на основе концентрации научных, интеллектуальных, кадровых и материально-технических ресурсов, системного подхода к выполнению прогнозных, фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, обеспечивающих создание критически важных технологий, современных видов ресурсосберегающего оборудования, направленных на достижение критериев
продовольственной безопасности России.
Функционирование промышленности в условиях санкционных ограничений, связанных с высокими рисками доступности зарубежных технологий, требует проведение технико-технологической модернизации производственной базы промышленности на платформе достижений российской науки для повышения конкурентоспособности национальных производителей продовольствия.
Несмотря на определенные успехи в развитии пищевой промышленности в ряде отраслей сравнительно низок уровень инновационной активности. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров в производстве пищевых продуктов в 2015 г. составил 4,2%, тогда как в обрабатывающих производствах в целом значение этого показателя достигало 10,6%.
Затраты на технологические инновации в пищевой промышленности относительно меньше, чем в других отраслях, в 2015 г. они составили 20,1 млрд. руб. или 2,7% от всех затрат на технологические инновации в промышленном производстве в целом. Объем инвестиций в основной капитал в пищевой промышленности сократился в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 9,7%.
Приоритетами долгосрочного периода являются решение проблемы импортозамещения в отдельных секторах продовольственного рынка и наращивание экспортного потенциала промышленности.
Реализуемые инвестиционные проекты в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности, соответствуют основным направлениям Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.
Создание национальной системы поддержки инноваций и технологического развития на основе масштабного технологического обновления производства с использованием передовых научно-технических разработок сформирует необходимые условия для перехода экономики на новый уклад развития, создаст предпосылки для реализации в полной мере конкурентных преимуществ российским
производителям пищевой продукции для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Анализ современного состояния производственной базы показывает нарастание негативных тенденций в вопросах проведения технологической модернизации предприятий различных отраслей промышленности. Так, износ активной части основных фондов (машин и оборудования) в пищевой промышленности в 2006 г. составлял 41,9%, в 2015 г. - 59,3%, а объем выпуска технического оборудования для предприятий пищевой промышленности - 11,7 млрд руб.
В машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности до 2011 г. наблюдался рост объемов производства, и напротив, в последующие годы происходило их снижение. В итоге, в 2015 г. объем производства в постоянных ценах был ниже уровня 2010 г. на 17,2%.
В структуре внутреннего потребления машин и оборудования на российском рынке в течение длительного периода доминируют импортные поставки. За период 2005-2014 гг. наблюдался ускоренный рост (в 2,3 раза) объемов импорта машиностроительной продукции для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Структура российского рынка машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012-2015 гг., приведена в табл. 1.
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности за последние годы осуществляется в основном на базе импортируемого технологического оборудования, что создает дополнительные риски развитию отраслей промышленности.
Низкий технологический уровень многих производств не обеспечивает комплексную переработку исходного сырья, что приводит к образованию значительных объемов вторичных ресурсов, которые не вовлекаются в хозяйственный оборот. Нередко они направляются в отвалы или попадают в водоемы, что наносит большой экологический ущерб.
При ежегодной переработке 110-115 млн т сельскохозяйственного сырья
образуется более 50 млн т побочных продуктов, которые являются значительным резервом для получения полноценного растительного и животного белка. За счет переработки сырьевых ресурсов, которые содержат до 20% белка, с использованием биотехнологий можно получать ежегодно до 5 млн т кормового и пищевого белка, решить проблему дефицита полноценного пищевого белка и его импортозамещения.
Представленные прогнозы производства сельскохозяйственного сырья на горизонте 2026 г. показывают различную динамику роста объемов производства, так по зерновым и зернобобовым культурам прогнозируется рост на уровне 25%, по техническим культурам менее 10%, В оптимальном сценарии развития общий объем продукции растениеводства достигнет 203 млн т.
Относительно продукции животноводства ситуация будет складываться следующим образом: производство молока останется практически на прежнем уровне - 31,9 млн т, производство скота и птицы на убой в убойном весе - 10,7 млн т, рост -5,5 %. Общий объем продукции животноводства - 42,6 млн т.
Таким образом, общий объем сельскохозяйственного сырья к концу прогнозируемого периода достигнет 245,6 млн т, из которых примерно 85-90% пойдет на промышленную переработку. Учитывая ускорение процесса технологической модернизации производственной базы промышленности с внедрением современных технологий и оборудования объем вторичных ресурсов прогнозируется на уровне 7,5-9,0 млн т.
Внедрение современных достижений научно-технического прогресса позволит снизить энергопотребление, уменьшить объем вредных выбросов в окружающую среду. Перевод промышленности на рельсы инновационного развития приведет к диверсификации производства и позволит занять отечественным производителям доминирующее положение на продовольственном рынке.
Достижение целевых установок комплекса мер потребует совершенствования институциональной базы, как императива - развития конкуренции, кооперации, интеграционных связей и формирования продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов.
Переход пищевой и перерабатывающей промышленности к ресурсосберегающим технологиям и технологиям глубокой переработки, внедрениям биотехнологий, технологий замкнутого цикла обеспечит сокращение потерь сырья для роста производства пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами,
ускорит решение задач экологического характера.
Выстраивание приоритетов по комплексу мер основывается на внедрении современных методов управления и систем интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортировки и хранения, создании и внедрении в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, в том числе биоразлагаемой упаковки.
Основа целеполагания комплекса мер базируется на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, расширении междисциплинарного взаимодействия научных и образовательных организаций для разработки комплексных, ресурсосберегающих аграрно-пищевых технологий безопасных продуктов питания гарантированного качества.
В основу разработки комплекса мер заложены следующие базовые принципы:
• концентрация научных, интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов;
• системное планирование и научное прогнозирование
• координация проведения НИОКР, выполняемых участниками проекта, при тесном взаимодействии науки, образования, бизнеса и государства.
Проблемы повышения эффективности процессов и технологий переработки, обеспечения качества продукции планируется решать на принципах специализации выполнения фундаментальных, в том числе междисциплинарных исследований и интегрированного использования разрабатываемых методологий, технических решений и других научных разработок для внедрения их в смежные отрасли промышленности.
Комплексом мер на первом этапе 2017-2020 гг. предусматривается проведениеНИОКР, направленных на создание:
- методологии прижизненного формирования свойств сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения с целью создания адаптивных ресурсо- и энергосберегающих технологий глубокой переработки сырья, которая направлена на коррекцию функциональных свойств пищевых продуктов и экологизацию производства;
- национальной системы управления качеством и безопасностью пищевой продукции на основе принципов прослеживаемости;
- разработки научно-технической документации для подготовки производства и изготовления технологического оборудования.
Второй этап 2021-2025 гг. - внедрение аграрно-пищевых технологий
и проведение модернизации промышленности на основе отечественных технологий и современного оборудования российского производства.
Результаты мероприятий комплекса мер позволят ускорить внедрение научных разработок в промышленность, за счет концентрации ресурсов на ключевых направлениях исследований, более эффективной формы организации научно-исследовательских работ, тесного взаимодействия научно образовательных организаций бизнеса и государства.
Оснащение современным лабораторным оборудованием позволит на новом уровне организовывать выполнение комплексных (в том числе, междисциплинарных) исследований однотипных процессов с использованием новейших достижений фундаментальной науки и создания научного задела для разработки и внедрения передовых технологий в различных отраслях промышленности, обеспечивая национальным производителям продовольствия конкурентные преимущества на агропродоволь-ственных российских и зарубежных рынках.
С учетом специфики сельскохозяйственного сырья, имеющего различное происхождение, направляемого на промышленную переработку, в комплексе мер принято два направления по исследовательским проектам.
Направление 1.
Научное сопровождение промышленной переработки сырья животного происхождения:
- проведение фундаментальных и приоритетно-прикладных исследований, направленных на изучение особенностей морфологических, физико-химических, функционально-технологических показателей качества животноводческого сырья и разработка технологий, адаптированные к современным рекомендуемым физиологическим нормам питания;
- исследование факторов прижизненных, функционально-технологических характеристик, принимающих участие в формировании технологических признаков;
- разработка высокоэффективных методов контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов,
- разработка моделей и систем управления пищевой цепью от выращивания животных до реализации готового продукта потребителю с использованием принципов прослежи-ваемости;
- разработка технологий пищевых продуктов общего и специализированного назначения на основе сырья животного происхождения для всех возрастных групп населения;
- проведение НИР на лабораторных животных, включающие медико-биологические исследования пищевых продуктов, добавок и ингредиентов, определение их токсичности в условиях острого, субхронического и хронического эксперимента, определение лечебно-профилактического действия на биомоделях;
- создание новых технологий и упаковочных материалов для хранения сырья животного происхождения и готовой продукции;
- разработка научно-практических основ прогрессивных комплексных технологий переработки сыворотки с применением электрофизических и мембранных технологий;
- создание научно-практических основ хранения и транспортирования агропродовольственной продукции с применением барьерных технологий, холодильных цепей;
- развитие теоретических основ управления процессами производства и хранения функциональных, обогащенных и органических поликомпонентных замороженных продуктов высокой степени готовности для питания различных социальных групп населения;
- разработка научно-теоретических основ управления процессами формирования и динамики дисперсности воздушной фазы, формы и размеров кристаллов льда, лактозы при длительном хранении, аэрированных замороженных пищевых продуктов.
Направление 2.
Научное сопровождение промышленной переработки сырья растительного происхождения:
- разработка научно-теоретической системы управления качеством и безопасностью зерновых культур на основе интегральных критериев и методов оценки качества зерна и муки по целевому назначению;
- разработка автоматизированной системы мониторинга распределения вредителей зерновых культур в рамках комплексной энергосберегающей технологии послеуборочной обработки и хранения зерна;
- разработка научно-теоретических основ трансформации и биоконверсии полисахаридов растительного сырья для создания инновационных технологий получения сахаристых, низкокалорийных и пребиотических пищевых продуктов (для импортозамещения глюкозы, фруктозы, инулина, циклодестринов, изомальта);
- разработка научно-практических основ биоконверсии и физико-химической обработки крахмала для производства модифицированных крахмалов и биоразрушаемых упаковочных материалов;
- разработка научно-теоретических основ направленной биотранс-
формации растительных биоресурсов и побочных продуктов их переработки в пищевые продукты и функциональные пищевые ингредиенты;
- совершенствование методологии проектирования пищевых продуктов на базе пищевой комбинаторики с учетом динамики окислительно-восстановительных свойств в процессе переработки и хранения;
- разработка методологии оценки качества и безопасности тароупако-вочных материалов для пищевой продукции на основе системы модельных сред;
- разработка методологии выявления признаков фальсификации пищевых продуктов на основе системы прослеживаемости;
- разработка комплекса инструментальных методов идентификации вин, алкогольных и безалкогольных напитков;
- исследование механизмов биотрансформации растительного сырья и вторичных продуктов его переработки пищевого и кормового назначения на базе технологий глубокой переработки сырья;
- установление научно-теоретических закономерностей биотрансформации мицелиальной массы (вторичного продукта переработки многотоннажных производств пищевых кислот) в биополимеры с высокой сорбционной способностью в отношении к радионуклидам и ионам тяжелых металлов.
Остается критически важным направление сохранности сырья и продовольствия: в этой сфере по экспертной оценке только по плодоовощной и плодово-ягодной продукции потери могут достигать 30%. Отсутствие современной системы хранения с использованием искусственного холода приводит к большим потерям готовой продукции. К 2020 г. в Российской Федерации должно быть обеспечено хранение свыше 250 млн т продукции, в том числе не менее 120 млн т скоропортящейся продукции, в то время как в настоящее время хранение с использованием искусственного холода обеспечено только 45-50млн т продукции, то есть 20%.
На первом плане стоят задачи по расширению объемов быстрозамороженной продукции, в первую очередь овощей, фруктов и готовых блюд. Эта тема требует проведения научных исследования по созданию отечественных сортов растениеводческой продукции, предназначенной для последующей глубокой заморозки. Требуется также разработать безопасные технологии и технические средства для обработки при хранении сельхозпродукции с применением антиоксидантов, консервантов, ионного и радиационного излучения, холодной плазмы, комплексы отечественного оборудования для хране-
ния растениеводческой продукции в регулируемой атмосфере для сохранения её качества и продления сроков хранения. Необходимо разработать новые и совершенствовать существующие методы и технические средства контроля безопасности и качества скоропортящихся продуктов и температурно-влажностные режимы внутри холодильных емкостей на всех этапах холодильной цепи.
Основныерезультаты реализации научно исследовательской программы будут заключаться:
- в разработке технологии глубокой переработки сырья животного и растительного происхождения;
- методологии прижизненного формирования свойств сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения;
- технологии создания комплексных функциональных ингредиентов, эссенциальных нутриентов для производства широкого ассортимента продуктов общего и специализированного назначения;
- методы контроля качества и безопасности сырья, создание и системы управления пищевой цепью от производства сырья до реализации готового продукта потребителю с использованием принципов прослеживаемости;
- технологии холодильной обработки, хранения и транспортирования агропродовольственной продукции с применением барьерных технологий, обеспечивающие сохранение качества и снижение потерь в холодильной цепи;
- новые виды упаковочных материалов для хранения пищевого сырья и готовой продукции.
Ключевыми показателями для прикладных исследований являются: количество созданных объектов интеллектуальной собственности, на товарные знаки; количество созданных конкурентоспособных технологий, новых продуктов; количество договоров о реализации научно-технических услуг; увеличение нематериальных активов; количество созданных инновационных территориальных кластеров, малых инновационных предприятий; количество новых рабочих мест на вновь созданных инновационных предприятиях; выведение на рынок РФ новых продуктов и «брэндов».
Основные риски связаны со следующими факторами:
- существующий уровень бюджетного финансирования и слабое материально-техническое снабжение не обеспечат развития исследований и разработок на запланированном уровне;
- низкий уровень востребованности инноваций и технологий со стороны российского бизнеса не создают необходимых экономических условий для привлечения внебюджетных средств для выполнения исследова-
Таблица 2
Основные показатели результативности комплекса мер на период до 2026 г.
Основные ожидаемые результаты реализации комплекса мер
№ Направления реализации комплекса мер Ожидаемый результат
п /п 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г 2025 г
1 Индекс промышленного производства пищевой продукции, % 102,5 102,8 103 103,2 103,8 104,0 104,1 104,3 104,8
2 Внедрение в производство инновационных технологий, единиц 2 3 5 6 7 9 9 12 13
в том числе технологий глубокой переработки 1 2 2 2 3 3 3 5 6
3 Глубина переработки сырья, % 69 70 71 73 75 80 84 87 90
4 Снижение энергопотребления, % 3 5 7 9 12 14 15 17 20
5 Снижение потерь сырья, % 2 3 5 11 18 25 31 43 52
6 Вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, млн т 3 4 4 6 7 9 10 10 8
7 Разработка новых видов современного технологического оборудования, единиц 6 15 23 40 65 87 95 100 110
8 Объем инновационной продукции, выпускаемой предприятиями, % 4,3 4,5 4,7 5,1 5,8 6,5 9,8 12,5 17
Объемы сельскохозяйственного сырья и продо-
9 вольствия, подлежащие хранению с использованием искусственного холода, млн т 55 60 65 74 83 90 95 100 110
10 Импортозамещение (объем импортируемого сырья и готовой продукции), млрд долл. США 23,5 23,0 22,0 20,0 20,0 19,0 18,0 18,0 16,0
тельской программы (в российских компаниях низкая восприимчивость к передовым технологиям, инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем у стран-лидеров. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет всего 0,4%).
Сохраняется свойственное последним десятилетиям нарастающее технологическое отставание Российской Федерации от индустриально развитых стран. Выплаты по импорту технологий в последние годы превышают выплаты по экспорту технологий примерно в три раза.
Реализация приоритетных направлений исследовательской программы потребует коренной перестройки организации научных исследований с учётом роста наукоемких разработок, с созданием новых стимулов для исследователей.
Неразвитая и устаревшая инфраструктура, обусловленная дефицитом лабораторных и производственных помещений, будут негативно отражаться на качестве проводимых исследований и снижению на них спроса бизнеса;
Уровень подготовки молодых специалистов, не достаточен для работы на современных наукоемких на установках и приборах необходимых для проведения исследованиям по перспективным направлениям.
Системное решение целевых установок комплекса мер потребует углубления кооперации российских научно образовательных организаций с международными организациями, работающих в данной сфере, а также участие в российских ученых в международных проектах.
Поддержка участия российских компаний в международных орга-
низациях, разрабатывающих перспективные технологические стандарты, а также в международных стратегических исследовательских консорциумах, прежде всего, по приоритетным направлениям научно-технологического развитии. Важным направлением международного сотрудничества должна стать работа по гармонизации нормативно правовых документов в сфере технического регулирования с учетом анализа требований регламентов ЕС.
Проблемы, стоящие перед Россией по развитию прорывных технологий и созданию новых рынков, в рамках Национальной технологической инициативы, требуют новых форм поддержки ориентированные на развитие негосударственного (и немонопольного) сегмента научно-технологической сферы, прежде всего - на новые биз-несы, призванные функционировать в конкурентной среде и нацеленные на коммерциализацию результатов исследований. Для этих целей налоговое стимулирование представляется высокоэффективным инструментом поддержки, так как позволяет одновременно снизить высокие для технологических стартапов риски и повысить их доходность.
Основным методологическим принципом формирования системы развития кадрового потенциала должно стать расширение взаимодействия научных школ, на основе реализации модели «образование - исследование - разработка - внедрение».
Одним из приоритетных направлений деятельности является подготовка научных кадров для работы в научных организациях на платформе интеграции академической и вУЗовской науки.
Для проведения комплексных программ исследований планируется соз-
дание стартапов, как высокоэффективных межотраслевых организаций по разработке и внедрению новых инновационных продуктов в промышленность с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей продовольствия. Также предусмотрено создание спин-офф модели развития, что позволит организовать новые направления исследований в высокотехнологичных отраслях и получить выход на глобальные агропродовольственные рынки.
Для реализации инновационных и инвестиционных проектов в комплексе мер предполагается формирование проектных офисов, которые будут осуществлять координацию технических, технико-технологических и финансово-экономических решений с целью повышения эффективности использования бюджетных средств и выполнения сетевых графиков по вводу в эксплуатацию проектируемых объектов.
Разработка государственных инструментов стимулирования инвестиций российских предприятий в исследования и разработки обеспечит ускорение научных разработок и инноваций для перевода промышленности на новый технологический уклад.
Имеющийся интеллектуальный потенциал научных и образовательных организаций позволяет проводить широкомасштабную коммерциализацию научных разработок, технологий и технических средств для предпринимательского сообщества России, ЕАЭС и других стран.
Контроль эффективности реализации комплекса мер и мониторинг отдельных мероприятий планируется осуществлять на основе разработки дорожной карты это позволит сфор-
мировать информационную базу для подготовки и принятия управленческих решений, проводить корректировку принятия нормативно правовых документов, планов проведения научных исследований.
Выводы
Успешная реализация Комплекса мер позволит создать новый технологический уклад, который обеспечит устойчивый рост экономики отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с достижением индекса промышленного производства, в конце прогнозируемого периода-2025 г. на уровне 104,8%.
Оказание государственной поддержки проведению научно-исследовательских работ для разработки технологий глубокой переработки исходного сырья позволит снизить потери сельхозсырья и продовольствия на платформе создания
современной системы хранения с использованием искусственного холода, вовлечь в хозяйственный оборот более 60 млн т вторичных ресурсов, и за счет системного решения проблем объем инновационной продукции к 2025 г. достигнет 17%.
Рост объемов производства отечественной пищевой продукции приведет к снижению импортной зависимости по основным социально значимым продуктам.
Прогнозируемые основные показатели результативности мероприятий реализации Указа Президента Российской Федерации представлены в табл. 2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротченя, В. Техническая эффективность сельского хозяйства России/В. Коротченя // Вопросы экономики. - 2016 г. - № 4.
Конкурентоспособные отечественные технологии в реализации научно-технической политики развития АПК России
Ключевые слова
ключевые направления развития науки; конкурентоспособные отечественные технологии; системное решение проблем инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Реферат
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйствазаинтересованным федеральном органам исполнительной власти поручено разработать и реализовать по направлению развития пищевой и перерабатывающей промышленности комплекс мер и подпрограмму «Производство, переработка и хранение сырья, сельскохозяйственной продукции продовольствия», направленных на создание и внедрение до 2026 г. конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения стоящих задач, относящихся к формату комплекса мер. Разрабатываемый комплекс мер, и реализация его положений будет осуществляться в условиях затяжного глобального социально-экономического кризиса и применения рядом стран ограничительных экономических мер против Российской Федерации. Приоритетами научно технологического развития агропромышленного производства являетсяобеспечение лидирующих позиции в научно-инновационной сфере за счет внедрения прорывных технологии в производство, создание нового образа промышленности способной вырабатывать конкурентоспособную продукцию, которая может поставляться на международные продовольственные рынки. Достижение поставленных целей будет обеспечено на основе концентрации научных, интеллектуальных, кадровых и материально-технических ресурсов, системного подхода к выполнению прогнозных, фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, обеспечивающих создание критически важных технологий, современных видов ресурсосберегающего оборудования, направленных на достижение критериев продовольственной безопасности России. Успешная реализация Комплекса мер позволит создать новый технологический уклад, который обеспечит устойчивый рост экономики отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с достижением индекса промышленного производства, в конце прогнозируемого периода-2025 г. на уровне 104,8%.Оказание государственной поддержки проведению научно-исследовательских работ для разработки технологий глубокой переработки исходного сырья позволит снизить потери сельхозсы-рья и продовольствия на платформе создания современной системы хранения с использованием искусственного холода, вовлечь в хозяйственный оборот более 60 млн тонн вторичных ресурсов, и за счет системного решения проблем объем инновационной продукции к 2025 г. достигнет 17%. Рост объемов производства отечественной пищевой продукции приведет к снижению импортной зависимости по основным социально значимым продуктам.
Авторы
Иванова Валентина Николаевна, д-р эконом. наук,
Серёгин Сергей Николаевич, д-р эконом. наук,
МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 109104, г. Москва, ул. Земляной Вал,
д.73, [email protected]
Джабаев Юнус Абдурахманович, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, 107139, Москва, Орликов переулок, 1/11.
2. Медведев, Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики./Д. А. Медведев //Вопросы экономики. - 2016 г. - № 10.
3. Примаков, Е. М. Россия. Надежды и тревоги. УДК 929, ББК63.3-8 П76, ISBN 978-5-227-05735-8./Москва - 2015 г.
4. Аксенова, Л. М. Коллективная монография «Инновационные технологии»/ Л. М. Аксенова, В. Н. Иванова, А. Б. Лисицын и др. // УДК 664,ББК65.32-1, ISBN978-5-98662-125-8 - Москва - 2015.
5. Смирнова, Н. А. Современные системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов/Н. А. Смирнова, А. А. Смирнов // Пищевая промышленность. - 2015 г. - № 11
6. Иванова, В. Н. Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности в сфере продовольственной независимости России./В. Н. Иванова, С. Н. Серегин, А. В. Новосельцева // Пищевая промышленность. -2016 г. - № 4
Competitive Domestic Technologies in the Implementation of Scientific and Technical Policy of Russian Agricultural Sector Development
Key words
the key areas of science; competitive domestic technologies; innovative system solution of development issues and food processing industry
Abstracts
Presidential Decree of July 21, 2016 № 350 «On Measures for Implementation of the State Scientific-Technical Policy in the Interest of of Agricultural Development to Interested Federal Executive Bodies» mandated to develop and implement in the direction of development of food processing industry of measures and routine» «Production, Processing and Storage of Raw Materials, Agricultural Food Products», aimed at the creation and implementation up to 2026 competitive domestic technologies based on the latest achievements of science to production, processing and storage of agricultural products, raw materials and food. This article discusses the problems and solutions of the tasks relating to the format of a set of measures. Developed a set of measures, and the implementation of its provisions will be implemented in a protracted global economic and social crisis and the application of a number of countries of restrictive economic measures against the Russian Federation. The priorities of scientific technological development of agricultural production is to provide leadership in the field of science and innovation through the introduction of advanced technologies in production, creating a new image of the industry able to produce competitive products that may be delivered to the international food markets. Achieving these goals will be achieved on the basis of concentration of scientific, intellectual, human and material resources, a systematic approach to the implementation of forward-looking, fundamental and applied research, ensuring the creation of mission-critical technologies, modern types of resource-saving equipment, to achieve the criteria of food security of Russia. Successful implementation of measures will create new technological order, which will ensure sustainable economic growth sectors of the food processing industry with the achievement of the index of industrial production at the end of the forecast period in 2025-at the level of 104.8%. Governmental support for research projects for the development of deep processing of feedstock technology will reduce the loss of agricultural and food on the platform to create a modern storage system using artificial cold, to involve the economic turnover of more than 60 million tons of secondary resources, and at the expense of the system address volume innovative products and services in 2025 will reach 17%. The growth of domestic production of food products will reduce import dependency on basic socially significant products.
Authors
Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science,
Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science
Moscow State University of Technologies and Management named after
K. G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val, Moscow, 109104, [email protected]
Dzhabaev Yunus Abdurakhmanovich, Deputy Director
of the Department of Scientific and Technological Policy and Formation of
Russian Ministry of Agriculture, 1/11, Orlikov Pereulok, Moscow, 107139.