Научная статья на тему 'Новые ориентиры государственной политики по повышению конкурентоспособности АПК России'

Новые ориентиры государственной политики по повышению конкурентоспособности АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВНЕШНИЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серёгин Сергей Николаевич, Джабаев Юнус Абдурахманович

Достигнутые за последние годы определенные успехи в росте объемов производства продукции АПК не снимают с повестки дня проблемы проведения масштабной работы по разработке и внедрению новых технологий и оборудования на предприятиях сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Не решив данные проблемы в среднесрочной перспективе, Россия может утратить достигнутые позиции на продовольственном рынке страны и потерять рынки сбыта своей продукции на зарубежных агропродовольственных рынках. Основные причины такого положения дел заключаются в том, что на многих предприятиях АПК полученные результаты стали возможны только при использовании импортного оборудования и зарубежных технологий. В настоящее время сохраняется высокая импортная зависимость по племенной продукции, семенному материалу, средствам защиты растений, компонентам для производства комбикормов, ферментным препаратам для пищевой промышленности. В сфере промышленной переработки сельхозсырья дела обстоят не лучше: отечественное машиностроение выпускает примерно одну треть необходимого технологического оборудования для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, недостающее оборудование закупается за рубежом. Приобретая импортное оборудование, мы вынуждены закупать и соответствующие технологии, тароупаковочные материалы и другие расходные материалы для обслуживания этого оборудования. Чтобы не допустить негативного сценария развития российского АПК и снизить внешние риски и угрозы, придать новый импульс технико-технологическому развитию предприятий и организаций агропромышленного производства, государством приняты дополнительные меры по проведению активной научно-технической политики, направленной на создание конкурентоспособных отечественных технологий, внедрение которых в производство будет способствовать достижению поставленных целей. Весь комплекс мер, направленных на решение указанных задач, изложен в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», которым предусматривается разработка и реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности национальных производителей на основе внедрения в промышленность новейших достижений науки и техники. Правительству Российской Федерации данным указом поручено в 6-месячный срок разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серёгин Сергей Николаевич, Джабаев Юнус Абдурахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Guidelines of State Policy to Improve the Competitiveness of Russian Agroindustrial Complex

Progress in recent years some progress in the growth of agricultural products production volumes do not remove from the agenda the problem of large-scale work on development and introduction of new technologies and equipment in enterprises of agricultural production and food processing industry. Without solving these problems in the medium term, Russia may lose the achieved position in the food market of the country and lose markets its products in foreign agricultural markets. The main reasons for this situation lies in the fact that many APC enterprises results were made possible only by using imported equipment and foreign technology. Currently, there is a high dependence on imported pedigree products, seeds, plant protection products, the components for the production of animal feed, enzymes for the food industry. In the field of industrial processing of agricultural products, things are not better: the domestic engineering industry produces about one third of the necessary technological equipment for the sectors of food and processing industry, the missing equipment purchased abroad. By purchasing imported equipment, we are forced to purchase and related technologies, packaging materials and other consumables for the maintenance of this equipment. To prevent a negative scenario of the Russian agro-industrial complex and to reduce external risks and threats, to give a new impetus to the technical and technological development of the enterprises and organizations of the agro-industrial production, the government has taken additional measures for the active scientific and technical policy, aimed at creating a competitive domestic technologies, the introduction of which in the production will contribute to achieving these goals. The whole complex of measures aimed at solving these problems, set out in the Decree of the President of the Russian Federation on July 21, 2016 № 350 «On Measures for Implementation of the State Scientific-Technical Policy in the Interests of Agriculture Development», which provides for the development and implementation of a set of measures to improve the competitiveness of domestic producers on the basis of implementation in the industry the latest scientific and technological achievements. Government of the Russian Federation the decree mandated a 6-month period to develop and adopt the Federal scientific and technical program of agricultural development for 2017-2025 years.

Текст научной работы на тему «Новые ориентиры государственной политики по повышению конкурентоспособности АПК России»

УДК 63:33(045)

Новые ориентиры государственной политики

по повышению

конкурентоспособности АПК России

В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор МГУТУ им. К. Г. Разумовского

Ю. А. Джабаев, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России

Цель научно-технического развития сельского хозяйства - повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, перевод аграрного сектора на инновационный путь развития, снижение технологических рисков в продовольственной сфере, а также создание современных производств, которые обеспечат улучшение условий труда для работников, занятых в агропромышленной сфере.

Мировой опыт показывает устойчивое развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего сельхоз-сырья производства, а также поддержание его конкурентоспособности благодаря генерированию и внедрению инноваций, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление всех сфер этого важнейшего подкомплекса экономики любого государства.

В промышленно развитых странах мира и в России начался новый этап технологической перестройки, связанный с формированием экономики, базирующейся на знаниях. Создаются механизмы и институциональные платформы для распространения и использования знаний - национальные инновационные системы.

Продовольственную проблему человечество решает в условиях обостряющегося дефицита земельных и водных ресурсов, глобального изменения климата, необходимости сохранения природных ландшафтов, поддержания биологического разнообразия. Отсюда непреложно следует: без новой аграрной научно-технологической революции, по своему влиянию сопоставимой с зеленой революцией, накормить человечество нельзя.

В последние десятилетия в мире почти две трети прироста сельскохозяйственной продукции связаны с реализацией достижений научно-технического прогресса.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на заседании Совета при Президенте по науке и образованию 21 января 2016 г., подчеркнул: «Наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан».

Сельское хозяйство страны все острее нуждается во всеобщем подъеме конкурентоспособности отрасли, иначе оно рискует поглощенным мировым продовольственным рынком. В настоящее время зависимость от него внутреннего агропродовольственного рынка значительно снизилась, но остается большой объем импорта по ряду товарных позиций продукции растениеводства и животноводства, семенного материала, племенной продукции. И в этой связи для нивелирования внешних угроз и вызовов со стороны глобальных игроков продовольственного рынка отчетливо обозначается главное направление модернизации - качественные преобразования сельскохозяйственного производства.

Всеобъемлющая качественная (инновационно-технологическая) модернизация аграрной отрасли -базовый путь к саморазвивающемуся, конкурентоспособному сельскохозяйственному производству, обеспечивающему продуктами наци-

ональные потребности и цели развивающегося экспортного потенциала. Достижение этой стратегической цели без приумножения интеллектуального ресурса отрасли на принципах, учитывающих взаимные интересы государства и непосредственно аграрных собственников и разнообразных инвесторов, невозможно.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые за последние годы в росте объемов производства продукции АПК, сохраняются риски различного характера, связанные с дальнейшим развитием отраслей сельскохозяйственного производства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности, не устранив которые Россия может утратить достигнутые позиции на продовольственном рынке страны и потерять рынки сбыта своей продукции на зарубежных агропродовольственных рынках.

Основные причины такого положения дел заключаются в том, что многие виды племенной продукции, семенного материала, средств защиты растений, компонентов для производства комбикормов, ферментных препаратов для пищевой промышленности закупаются за рубежом. В сфере промышленной переработки сельхозсырья дела обстоят не лучше: отечественное машиностроение выпускает примерно одну треть необходимого технологического оборудования для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, недостающее оборудование закупается за рубежом. Приобретая его, мы вынуждены закупать и соответствующие технологии, тароупако-вочные материалы и другие расходные материалы для обслуживания этого оборудования.

В условиях волотильности национальной валюты по отношению к мировым валютам импорт различных видов продукции и оборудования приводит к значительному удорожанию вырабатываемой продукции, что в условиях невысокого внутреннего спроса на рынке продовольствия ограничивает экономический рост многих отраслей АПК.

Чтобы не допустить негативного сценария развития российского АПК в обозримой перспективе и снизить внешние риски и угрозы, придать новый импульс технико-технологическому развитию предприятий и организаций агропромышленного производства, государством приняты дополнительные меры по проведению активной научно-технической политики, направленной

на создание конкурентоспособных отечественных технологий, внедрение которых в производство приведет к решению поставленных целей.

Весь комплекс мер, направленных на решение этих проблем, изложен в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» [1], которым предусматривается разработка и реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности национальных производителей на основе внедрения в промышленность новейших достижений науки и техники. Правительству Российской Федерации данным указом поручено в 6-месячный срок разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.

Для проведения оперативного мониторинга по разработке программных мероприятий федеральной программы указом создан совет и президиум совета по ее реализации и утверждено Положение об их работе.

Для нас важны те поручения данного указа Президента, которые непосредственно направлены на решение проблем инновационного развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности и повышение их конкурентоспособности как основного императива дальнейшего развития в условиях создания ЕАЭС, зон свободной торговли и глобализации мировых продовольственных рынков.

К числу таких поручений следует отнести разработку в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. двух подпрограмм [2]:

• подпрограммы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• подпрограммы контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также экспертизы генетического материала.

Здесь важно отметить, что эти подпрограммы должны пройти согласование в заинтересованных органах исполнительной власти и затем быть представлены на утверждение в Правительство Российской Федерации. Это обстоятельство накладывает на разработчиков данных подпро-

грамм дополнительную ответственность при разработке всех программных мероприятий.

Положением о совете по реализации Федеральной научно- технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. предусмотрены создание экспертных рабочих групп по разработке отдельных направлений, утверждение руководителей рабочих групп и порядок их работы.

Программа НТП, так же как и Госпрограмма, должна решать основную задачу - достижение критериев Доктрины продовольственной безопасности.

Следует отметить, что в действующей Госпрограмме по развитию сельского хозяйства на период до 2020 г. есть подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». На ее реализацию в 2015 г. было выделено из бюджета 70 млн руб. бюджетных средств. Для реализации этого направления в целях создания инновационных технологий в агропромышленном производстве было принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 678 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» в рамках Госпрограммы.

По итогам отбора из представленных 56 инновационных проектов Минсельхозом России было отобрано и профинансировано 2 проекта:

1. «Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности». Соглашение подписано с ООО «Кавикорм Инжиниринг» на сумму 20 млн руб. Разработанная технология предназначена для переработки производственных стоков и отходов ряда пищевых производств (спиртового, пивного, маслоэк-стракционного, мукомольного). Совместная переработка стоков и отходов позволяет оптимизировать энергозатраты и получить кормовой продукт нового качественного уровня.

2. «Разработка и внедрение новых технологических процессов и средств механизации (оборудования) для уборки и первичной переработки различных видов лубяного сырья с целью получения однотипного волокни-

стого материала, направленных на увеличение рентабельности». Соглашение подписано с ООО «Институт инновационных технологий производства и переработки льна» на сумму 50 млн руб.

В ходе реализации проекта разработана технология переработки лубяных стеблей с получением однотипного волокнистого материала, а также создана конструкторская документация и подготовлено серийное производство оборудования для реализации данной технологии, доступное для сельскохозяйственных товаропроизводителей [3].

Срок окупаемости установки переработки льна, реализующей предложенную технологию, составит 1-2 года в зависимости от режима работы и степени загруженности сырьем.

В условиях быстро меняющейся конъюнктуры мировых агропродо-вольственных рынков, с учетом вхождения России в глобальные системы создания добавленной стоимости обеспечивать конкурентоспособность национальных производителей сель-хозсырья и продовольствия возможно только на основе внедрения достижений современной науки, дающей новые знания технологического и организационно-технического характера. Научный потенциал российской науки достаточен для того, чтобы обеспечить достижение поставленных целей при соответствующей поддержке государством проведения научных исследований и разработки новых технологий [4, 5].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации головным разработчиком Программы является Минсельхоз России при координации с Министерством образовании и науки Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством научных организаций, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, ведущими научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, другими институтами развития, а также организациями агропромышленного комплекса, отраслевыми союзами и ассоциациями.

В настоящее время Минсельхоз России проводит работу по формированию приоритетных направлений научно-технического развития агропромышленного производства

и финансовому обеспечению мероприятий Программы.

Участие в реализации Программы после ее утверждения будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22 марта 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В текущем году ФАНО принято решение о создании Федерального исследовательского центра на базе Всероссийского научно- исследовательского института мясной промышленности им. В. М. Горбатова с участием девяти научно-исследовательских институтов, ведущих научные разработки для научного обеспечения отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности России.

В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации в состав экспертных групп по разработке подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. будут включены представители научно-исследовательских институтов РАН - ВНИИМП им. В. М. Горбатова, ВНИИКП, ВНИХИ, НИИХП, ВНИИК, ВНИИЖ, ВНИИЗ, ВНИ-ИПБВП, ВНИИТеК, ВНИИМС, ВНИ-МИ, которые войдут в создаваемый ФИЦ.

Также в составе экспертных групп по разработке подпрограмм будут представлены отраслевые союзы и ассоциации, образовательные организации.

В настоящее время Минсельхоз России проводит необходимую подготовительную работу по согласованию состава экспертных рабочих групп, подготовке методических рекомендаций для разработчиков подпрограмм, прорабатывает возможные каналы финансирования данной работы.

Приступая к разработке нового программного документа федерального уровня, следует отметить, что за последнее десятилетие было разработано и принято много программ по развитию различных направлений агропромышленного комплекса, в том числе отраслевых и ведомственных. Но основной недостаток этих документов, по которому не были достигнуты поставленные в них цели, - это недоработанные механизмы реализации данных программ, и даже в Госпрограмме развития сельского хозяйства на период до 2020 г. около 30% целевых показателей по годам не достигаются.

Однажды президент АН СССР академик Александров сказал, что принять стратегию или программу - это лишь 5% дела, а 95% работы приходится на ее выполнение.

Основной принцип реализации программы должен строиться на тесном взаимодействии науки, образования, бизнеса и государства, а также на их общей ответственности за практические результаты. В нашей стране есть много хороших примеров сотрудничества науки и бизнеса в развитии агропромышленного производства, когда отечественные учёные создают современные технологии для производства продуктов питания для отдельных социальных групп населения, с различными предпочтительными вкусами и интересами, а отечественные компании на основе этих технологий выпускают продукцию, востребованную не только на нашем национальном уровне, но и на внешних рынках. Веление сегодняшнего времени - выведение такой кооперации на более высокий уровень, максимальное сокращение пути от постановки научных задач до практического внедрения конкретной разработки.

В настоящее время развитие АПК России проходит в новых, более жёстких условиях, связанных с санкциями, экономическим и финансовым кризисом, бюджетными ограничениями, что повышает риски дальнейшего устойчивого развития аграрного сектора [6]. И эти новые реалии могут негативно влиять на достижение критериев Доктрины продовольственной безопасности России, основного императива государственной аграрной политики. Учитывая эти обстоятельства, разрабатываемые программные мероприятия должны быть предельно прагматичными, с четкими целями, этапами, цифровыми показателями и сроками выполнения отдельных мероприятий.

В 2016 г. нам предстоит разработать и утвердить разрабатываемые подпрограммы в правительстве, а в следующем году - приступить к их реализации. И здесь крайне важно, чтобы к этой работе были привлечены все участники этого масштабного проекта: научно-образовательные организации, бизнес, отраслевые союзы и ассоциации, органы управления АПК регионов. Только при объединении интеллектуальных и материальных ресурсов можно рассчитывать на достижение целевых установок этих документов. Нужно проработать вопросы фор-

мирования дополнительных управленческих инструментов реализации подпрограмм, что, возможно, потребует разработки новых институциональных механизмов реализации отдельных мероприятий подпрограмм. Нам важно осмыслить накопленный опыт и перенаправить имеющийся потенциал на решение важнейших для страны задач по устойчивому снабжению населения страны качественным и безопасным продовольствием.

С разработкой и реализацией Программы научно-технического развития сельского хозяйства на 20172025 гг. связаны определенные надежды на реальный прорыв в развитии современных ресурсосберегающих технологий и новых видов технологического оборудования, которые обеспечат России инновационное лидерство в промышленности и на агропродовольственных рынках как нашей страны, так и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы.

Улюкаев, А. Вызовы экономического развития РФ и государственная экономическая политика/ А. Улюкаев // Вопросы экономики. - 2016. -№ 6.

Мантуров, А. Планирование импор-тозамещения в российской промышленности: практика российского государственного управления/ А. Мантуров, Г. Никитин, В. Осьмаков // Вопросы экономики. - 2016. - № 9.

Иванова, В.Н. Повышение качества пищевой продукции - ключевой приоритет реализации государственной политики Российской Федерации в области здорового питания/ В. Н. Иванова, С. Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2016. -№ 5.

Серегин, С. Н. Программы стимулирования экспорта агропродовольственной продукции: новый потенциал экономического роста и конкурентоспособности АПК России/ С. Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. -№ 8.

Новые ориентиры государственной политики по повышению конкурентоспособности АПК России

Ключевые слова

агропромышленный комплекс; внешние риски; государственная промышленная политика; инновационный путь развития; конкурентоспособность; модернизация; новые экономические реалии; эффективность

Реферат

Достигнутые за последние годы определенные успехи в росте объемов производства продукции АПК не снимают с повестки дня проблемы проведения масштабной работы по разработке и внедрению новых технологий и оборудования на предприятиях сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Не решив данные проблемы в среднесрочной перспективе, Россия может утратить достигнутые позиции на продовольственном рынке страны и потерять рынки сбыта своей продукции на зарубежных агропродовольственных рынках. Основные причины такого положения дел заключаются в том, что на многих предприятиях АПК полученные результаты стали возможны только при использовании импортного оборудования и зарубежных технологий. В настоящее время сохраняется высокая импортная зависимость по племенной продукции, семенному материалу, средствам защиты растений, компонентам для производства комбикормов, ферментным препаратам для пищевой промышленности. В сфере промышленной переработки сельхозсырья дела обстоят не лучше: отечественное машиностроение выпускает примерно одну треть необходимого технологического оборудования для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, недостающее оборудование закупается за рубежом. Приобретая импортное оборудование, мы вынуждены закупать и соответствующие технологии, тароупаковочные материалы и другие расходные материалы для обслуживания этого оборудования. Чтобы не допустить негативного сценария развития российского АПК и снизить внешние риски и угрозы, придать новый импульс технико-технологическому развитию предприятий и организаций агропромышленного производства, государством приняты дополнительные меры по проведению активной научно-технической политики, направленной на создание конкурентоспособных отечественных технологий, внедрение которых в производство будет способствовать достижению поставленных целей. Весь комплекс мер, направленных на решение указанных задач, изложен в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», которым предусматривается разработка и реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности национальных производителей на основе внедрения в промышленность новейших достижений науки и техники. Правительству Российской Федерации данным указом поручено в 6-месячный срок разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.

New Guidelines of State Policy to Improve the Competitiveness of Russian Agroindustrial Complex

Key words

agro-industrial complex; external risks; State industrial policy; innovative way of development; competitiveness; modernization; new economic realities; efficiency

Abstracts

Progress in recent years some progress in the growth of agricultural products production volumes do not remove from the agenda the problem of large-scale work on development and introduction of new technologies and equipment in enterprises of agricultural production and food processing industry. Without solving these problems in the medium term, Russia may lose the achieved position in the food market of the country and lose markets its products in foreign agricultural markets. The main reasons for this situation lies in the fact that many APC enterprises results were made possible only by using imported equipment and foreign technology. Currently, there is a high dependence on imported pedigree products, seeds, plant protection products, the components for the production of animal feed, enzymes for the food industry. In the field of industrial processing of agricultural products, things are not better: the domestic engineering industry produces about one third of the necessary technological equipment for the sectors of food and processing industry, the missing equipment purchased abroad. By purchasing imported equipment, we are forced to purchase and related technologies, packaging materials and other consumables for the maintenance of this equipment. To prevent a negative scenario of the Russian agro-industrial complex and to reduce external risks and threats, to give a new impetus to the technical and technological development of the enterprises and organizations of the agro-industrial production, the government has taken additional measures for the active scientific and technical policy, aimed at creating a competitive domestic technologies, the introduction of which in the production will contribute to achieving these goals. The whole complex of measures aimed at solving these problems, set out in the Decree of the President of the Russian Federation on July 21, 2016 № 350 «On Measures for Implementation of the State Scientific-Technical Policy in the Interests of Agriculture Development», which provides for the development and implementation of a set of measures to improve the competitiveness of domestic producers on the basis of implementation in the industry the latest scientific and technological achievements. Government of the Russian Federation the decree mandated a 6-month period to develop and adopt the Federal scientific and technical program of agricultural development for 2017-2025 years.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серёгин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Московский государственный университет технологий и управления им. Л. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, rectorat@mgutm.ru Джабаев Юнус Абдурахманович, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, 107139, Москва, Орликов переулок, 1/11

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor,

Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, rectorat@mgutm.ru

Dzhabaev Yunus Abdurahmanovich, Deputy Director of the Department of Scientific and Technological Policy and Formation of Russian Ministry of Agriculture, 1 /11, Orlikov Pereulok, Moscow, 107139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.