Научная статья на тему 'Технологические платформы – поиск современных форм привлечения бизнеса к инновационному развитию отраслей пищевой промышленности'

Технологические платформы – поиск современных форм привлечения бизнеса к инновационному развитию отраслей пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОТРАСЛИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова В. Н., Серёгин С. Н., Куликова Е. А.

Рассмотрена технологическая платформа «Конкурентоспособные пищевые продукты: технологии хранения и переработки сельхозпродукции 2013–2030 гг. в условиях ВТО», нацеленная на решение приоритетной проблемы – ускорение инновационного развития отраслей пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова В. Н., Серёгин С. Н., Куликова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology Platforms - Search of Modern Forms of Attracting Business to the Innovative Development of the Food Industry

Examined technology platform «Competitive foods: technologies of storage and processing of agricultural products in 2013-2030 in conditions of WTO «, aimed at addressing the priority issues accelerating the development of innovative food industries.

Текст научной работы на тему «Технологические платформы – поиск современных форм привлечения бизнеса к инновационному развитию отраслей пищевой промышленности»

УДК 658:664

Технологические платформы -

поиск современных форм привлечения бизнеса к инновационному развитию отраслей пищевой промышленности

В.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С.Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор, Е.А. Куликова, аспирант

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Проведению модернизации экономики на основе развития инновационной деятельности государство уделяет первостепенное значение, для этого проводятся институциональные реформы, принимаются нормативно-правовые акты, создающие необходимые условия для частного предпринимательства активного участия в инновационных процессах.

В конце ноября прошлого года на встрече в инновационном центре «Сколково» зампреда правительства Владислава Суркова с представителями бизнеса и политиками обсуждался вопрос создания креативной среды для взаимодействия иннова-торов и государства.

Он отметил, что для государства инновационная деятельность по-прежнему является одним из ключевых приоритетов: «Я считаю инновационную работу первичной политической задачей. Она предшествует партстроительству, она предшествует выборам, она в начале всего, потому что если не будет высоких технологий, если не будет расти производительность труда, то не будет никакой демократии. От того, получится ли работа по развитию инноваций или нет, зависит не только жизнеспособность демократии как таковой, но и стратегия развития страны, ее возможности и ресурсы на ближайшее будущее. Ведь в инновационной деятельности важны не только законы, не только нормативные акты, важно еще настроение».

С целью ускорения развития инновационного предпринимательства в 2009 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ, регулирующий вопросы создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ

Ключевые слова: современные формы бизнеса; технологические платформы; инновационное развитие; отрасли пищевой промышленности.

Key words: modern forms of business; technological platforms; innovative development; food industry.

в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. В 2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., также распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2433-р принята государственная программа «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы».

В рамках реализации этих документов осуществляется комплекс мер по развитию сектора научных исследований и разработок, формированию современной материально-технической базы, созданию инновационной инфраструктуры.

Вопросам развития университетской науки сегодня также придается важное государственное значение -это видно при обсуждении данных проблем с участием первых лиц государства. Так, в августе 2012 г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провел совещание в Новосибирском академгородке о развитии предпринимательской деятельности при вузах. Было отмечено, что этим вопросам правительство уделяет постоянное внимание. В 2009 г. принято соответствующее постановление правительства об инновационных предприятиях при вузах, в 2010 г. принято постановление

№ 218 по развитию НИОКР и государство на эти цели выделило бюджетные средства в сумме 20 млрд руб.

7 мая 2012 г. вышел Указ Президента РФ №559 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а 28 июля 2012 г. Указ № 1059 «О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию».

29 октября 2012 г. Президент России В.В. Путин провел заседание Совета, где обсуждались меры по совершенствованию научной деятельности, повышению эффективности грантовой системы поддержки научных проектов, бюджетного финансирования научной деятельности, создания фондов целевого капитала. Президент подчеркнул, что государство увеличивает выделение средств на науку: так, в 2002 г. было выделено - 31 млрд руб., в 2012 г. - 328 млрд руб. Принятие этих документов позволило создать более 1,6 тыс. инновационных предприятий. Таковы результаты государственной поддержки.

Однако следует отметить, что принимаемые государством меры по стимулированию бизнеса в развитии инновационных процессов не позволяют изменить устоявшийся тренд, ориентированный в основном на бюджетное финансирование научных разработок. В 2011 г. доля бюджетных средств составила 65,6 % во внутренних затратах на исследования и разработки, в то время как в ведущих странах государство финансирует около 30 % исследований, а 70 % - доля бизнеса. Проблема эта сложная, многофакторная и заключается, с одной стороны, в необходимости формирования государством режима наибольшего благоприятствования для инновационной деятельности представителям бизнес-сообщества, с другой - она является качественной составляющей самого российского бизнеса, у которого зачастую спрос на исследования отсутствует.

Е.М. Примаков в статье «Современная Россия и либерализм» за январь 2013 г., напечатанной в Российской газете, приводит следующие слова: «За двадцать с лишним лет частнопредпринимательские структуры не пошли на серьезные инвестиции в обрабатывающую промышленность, в реиндустриализацию страны. Все большее значение приобретало бюджетное финансирование проектов, но оно оказалось недостаточным для остро нуждающихся в инвестициях инновационных производств...».

Принятая правительством Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации предусматривает в 2020 г. производство пищевых продуктов увеличить в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 3,55 % к уровню 2010 г. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов.

Реализация основных положений Стратегии требует создания необходимых условий для проведения технического перевооружения промышленности, формирования нового технологического уклада и в этом контексте разработка инновационных технологий и современных видов оборудования становится непременным императивом достижения поставленных целей.

Магистральным направлением развития промышленности должно стать рациональное использование всех видов сельскохозяйственных ресурсов, подвергаемых хранению и промышленной переработке на предприятиях пищевой промышленности. Решение этой проблемы занимает центральное место в принятых базовых документах правительства по развитию АПК (Доктрина продовольственной безопасности России, Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 г., Госпрограмма развития сельского хозяйства на период 2013-2020 гг.) и от того, насколько успешно будет решаться эта проблема в условиях Таможенного союза и ВТО, во многом будут зависеть устойчивое обеспечение население страны безопасным и качественным продовольствием и конкурентоспособность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

В современной экономике для ускорения инновационного развития отраслей промышленности применяются различные принципы организации взаимодействия бизнеса, науки и государства для повышения конкурентоспособности национальных производителей. Так, одной из форм, получивших широкое распространение в промышленно развитых странах, основанных на принципах частно-государственного партнерства, стала разработка технологических платформ как эффективного инструмента по повышению координации и стимулированию взаимодей-

ствия различных отраслей промышленности с сектором исследования и разработок, создающих дополнительные мотивы для представителей бизнеса инвестировать средства в развитие инноваций.

Технологическая платформа «Конкурентоспособные пищевые продукты: технологии хранения и переработки сельхозпродукции 20132030 гг. в условиях ВТО» («Хранение и переработка - 2030»), разработанная университетом совместно с Отделением хранения и переработки сельхозпродукции РАСХН, нацелена на решение именно этих приоритетных задач.

Реализация программ технологической платформы будет достигаться на основе разработки современных технологий хранения и промышленной переработки сельхозпродукции, создании современной инфраструктуры и логистики доставки продовольствия до потребителя, разработки национальной системы контроля качества на основе прослеживаемос-ти сырья и продовольствия - это тот стратегический резерв, который Россия обязана применять в условиях возрастающих угроз и вызовов со стороны глобальных агропродо-вольственных рынков.

Сегодня Россия уступает свой внутренний рынок иностранным компаниям по ряду позиций не потому, что нам не хватает некоторых видов сельскохозяйственного сырья, а зачастую наши технологии проигрывают нашим конкурентам по глубине переработки исходного сырья, энергозатратам, развитию инфраструктуры и логистики товародвижения готовой продукции.

В совокупности, эти факторы отражаются на объемах выработки готовой продукции, ее качестве и ассортименте и ценах конечной продук-

ции. При этом ценовой диапазон импортных товаров с учетом протекционистских мер стран-экспортеров предоставляет им конкурентное преимущество по сравнению с российскими производителями на внутреннем рынке продовольствия.

Инновационные системы хранения и товародвижения, технологии промышленной переработки и современные виды оборудования, заложенные в программы технологической платформы, позволят нам комплексно вести промышленную переработку сельскохозяйственного сырья, достигая максимального экономического эффекта, именно за счет этого мы можем обеспечить доминирующее положение российским производителям на агропродоволь-ственном рынке страны.

Перевод отраслей промышленности, вырабатывающих социально значимые продукты питания (муко-мольно-крупяные и хлебобулочные изделия, мясные и молочные продукты, сахар, масложировая и плодоовощная продукция), в зону высокой рентабельности создаст экономические предпосылки для работы на принципах расширенного воспроизводства, как необходимого условия диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Объективная необходимость разработки технологической платформы обусловлена рядом причин.

Во-первых, в настоящее время объемы производства сырья и продовольствия в России недостаточны для покрытия внутренних потребностей, это вынуждает импортировать в больших объемах недостающие ресурсы и, как следствие этого, возрастает импортная зависимость (рис. 1). В 2011 г. импорт достиг уровня 42 млрд долл. США. В структуре

42,5

36,4

щ

21,6

IV

Ii,8

8,1 7,4

5,2

10,4

12,1

13,9

///////////////

Рис. 1. Недостающие ресурсы для обеспечения внутреннего продовольственного рынка продуктами питания покрываются за счет импорта

Доля отдельных видов продовольственных товаров в общем объеме импорта

г (ОЛ млрд РКЧ IS%

17%

Таблица 1

Ежегодные потери сырья и продовольствия на пути к потребителю (уборка, подработка, хранение, перевалка и доставка в торговлю)

Вид хранения сырья

Годовые объемы производства, млн т

Физические потери, % от заготовки

Экономические потери, млрд руб.

Подработка, хранение и перевалка зерна

Подработка, хранение и транспортировка маслосемян

Подработка, хранение и транспортировка сахарной свеклы

Убой скота и первичная переработка и хранение мяса

Первичная переработка и хранение молока

Овощи

Фрукты, ягоды Картофель

90,0-93,0 До 10 24,0-26,0

8,0-9,0 До 6,0 6,0-6,5

28,0-35,0 До 11,0 5,0-7,0

6,0-6,5 До 8,0 24,0-25,0

31,0-32,0 До 4,0 9,5-11,0

12,5-13,0 До 30,0 4,0-5,5 4,5-5,0 До 35 4,5-5,5

27,0-28,0 До 30,0 4,5-5,0

Общие ежегодные потери оцениваются в сумме 8490 млрд руб.

Таблица 2

Ежегодные объемы сельскохозяйственного сырья (для промпереработки), необходимые для достижения критериев продовольственной безопасности России

Сельскохозяйственное сырье 2011 г. 2020 г.

Мясо 6,0- "6,5 9,0- 10,5

Молоко 20,0- 22,0 31,0- 32,0

Сахарная свекла 34,0- 28,0 28,0 -37,0 41,5- 35,0 35,0 -42,0

Масличные культуры 8,0- 9,0 12,0- 12,8

Овощи и фрукты, 2,0- 3,0 5,0 5,8

бахчевые культуры

ИТОГО 96,0- 105,5 131,5- 138,1

Таблица 3

Объемы вторичных ресурсов, образующихся при переработке сельскохозяйственной продукции на пищевых предприятиях Российской Федерации

Ресурс Объем, тыс. т

Отжатый жом сахарной свеклы 5700 - 5750

Сушеный жом сахарной свеклы 300 - 91 - 350 95 95

сухие кукурузные корма Сухой зародыш С\/УГМИ ГП ЮТОUI 9 1 49 -28 - 53 30

сухой 1ЛЮ1еп Сырой кукурузный корм 116 - 120

Сухой пшенично-крахмальный корм 12 - 15

Сырой пшенично-крахмальный корм ж fcJlLIY M III К—ь /~\Т 14 - 4046 -4046 - 16 4100 4100

жмых и шро1, в том числе

подсолнечный rHQDLIM 2530 - 968 -968 - 2580 1000 1000

соевый Пивная дробина 1500 -cofifl — 1550 пп

Спиртовая барда Сыворотка Побочное сырье мясного производства 6200 -4200 -3800 - 6400 4300 4000

импорта наибольший удельный вес занимает продукция мясной и молочной промышленности. В стоимостном выражении она составила 9,8 млрд долл. (25 % от общего объема импорта). По предварительным итогам импорт 2012 г. превысил 50 млрд долл.

Второй важный фактор заключается в том, что на фоне высокого уровня импорта наша страна теряет произведенные сельскохозяйственные и продовольственные ресурсы из-за отсутствия современных систем хранения сырья и готовой продукции. Дело в том, что в настоящее время в России требуют хранения не менее 180 млн т продовольствия, в том числе более 90 млн т с применением искусственного холода, из которых обрабатывается холодом около половины.

Отсутствие современных систем хранения с учетом их территориального размещения приводит к значительным потерям как сырья, так продовольствия при продвижении их «от поля до прилавка». В стоимостном выражении потери по экспертным оценкам специалистов оцениваются в объеме 84-90 млрд руб. (табл. 1).

Масштабы производства сельхозпродукции, как ключевого фактора обеспечения жизнеспособности страны и ее суверенитета, требуют создания современных технологий и оборудования для своевременной ее переработки с минимальными потерями. Сегодня ежегодные объемы перерабатываемого сырья составляют около 100 млн т, к 2020 г. они превысят 130 млн т (табл. 2).

Использование на многих предприятиях промышленности устаревших технологий и оборудования порождает получение большого объе-

ма вторичных ресурсов, которые зачастую не вовлекаются в хозяйственный оборот и сбрасываются в окружающую среду, нарушая экологию в регионах работы предприятий (табл. 3). Ежегодные объемы получаемых вторичных ресурсов превышают 30 млн т.

Кардинальные изменения внешней среды, связанные с вступлением России в ВТО и формированием Евразийского экономического пространства, создают принципиально новые условия для функционирования агропродовольственного рынка, иные условия конкуренции для российских производителей продовольствия, особенно в отраслях, вырабатывающих социально значимые продукты питания. Несовершенные технологии, устаревшие виды оборудования на многих предприятиях промышленности, неразвитая инфраструктура товародвижения будут сдерживать экономический рост промышленности, вследствие чего борьба за внутренний рынок продовольствия и транснациональными корпорациями будет нарастать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение доминирующего положения в важных сегментах продовольственного рынка, которые определяют продовольственную безопасность страны, лежит в плоскости технологической модернизации производственной базы промышленности, новых форм организации и управления производством. Создание нового технологического уклада промышленности на инновационной основе позволит обеспечить комплексную и безотходную переработку исходного сырья, решать вопросы защиты окружающей среды (рис. 2).

При разработке технологической платформы были использованы базовые документы, позволяющие со-

Hfe Высокий уровень | износа мощностей - % до 60-70% > Повышение себестоимости производства, снижение конкурентоспособности продукции

Слабая материально-техническая база, неразвитая инфраструктура Увеличение издержек производства при ^ транспортировке, хранении и переработке сырья, удорожание продукции

изкии технологический уровень

Морально устаревшие

производственные

фонды

Снижение рентабельности всех звеньев ^ агропромышленного производства, риск падения конкурентоспобности в условиях ВТО

Высокий объем отходов производства, сброс ^ неочищенных производственных стоков в открытые водоемы , выбросы промышленных загрязнений в атмосферу, рост заболевания населения

Рис. 2. Риски, обусловленные внутренними проблемами развития АПК

здавать необходимые социально-экономические и институциональные условия для реализации программных мероприятий платформы (рис. 3).

Основные целевые установки создания технологической платформы: объединение усилий бизнеса, образования, науки, государства, союзов и ассоциаций для перевода на инновационную модель развития промышленности с целью создания и внедрения конкурентоспособных, энерго- и ресурсосберегающих и дружественных к окружающей среде технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в условиях ВТО.

Ключевые проблемы, решаемые технологической платформой:

создание современной системы хранения и переработки сельхозпродукции, инфраструктуры и логистики доставки продукции до потребителя;

разработка инновационных технологий и энергосберегающего оборудования для модернизации промышленности и повышения конкурентоспособности национальных производителей;

обеспечение безопасности и качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции;

производство нового поколения экологически чистых продуктов питания, обеспечивающих рациональную структуру потребления;

стимулирование научно-исследовательских разработок, поддержка научно-технической деятельности;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.

В рамках технологической платформы предусматривается решить следующие задачи:

разработать целевую программу «Хранение сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции на период 2014-2020 гг.», реализация которой обеспечит рациональное использование вовлекаемой в хозяйственный оборот сельскохозяйственной продукции и других видов материально-технических ресурсов;

разработать концепцию национальной системы управления качеством сырья и готовой пищевой продукции «от поля до потребителя» и на ее основе внедрить современные методы управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах технологического цикла;

разработать и внедрить в промышленность современные безот-

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

• Доктрина продовольственной безопасности

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120

• Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р

• Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

• Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-Р

• Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания

Приказ Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. № 593-н

Рис. 3. Базовые документы, использованные при разработке ТП

ходные технологии, обеспечивающие рациональное использование ресурсов и экологизацию производства;

разработать биокаталитические и биосинтетические технологии функциональных биологически активных добавок, лечебно-профилактических средств и продуктов специального назначения;

разработать новое поколение упаковочных материалов, в том числе с антимикробными свойствами, позволяющими сохранять качество и безопасность пищевой продукции;

внедрить биотехнологии, технологии замкнутого цикла, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов;

Рис. 5. Организационная структура ТП

Рис. 6. Структура взаимодействия участниковТП по разработке и внедрению инноваций

Таблица 4

Основные целевые индикаторы пищевой промышленности, предусмотренные программными мероприятиями технологической платформы

Целевой индикатор Годы

2015 2020 2030

Инвестиции в развитие 96,100 168,000 270,800

производственной базы

отраслей промышленности,

млрд руб.

Финансирование научных 2,4 5,2 9,8

разработок, млрд руб.

Общий объём отгруженной 3750 5120 8500

продукции предприятиями,

млрд руб.

Выпуск продукции с 17-20 25-30 65-70

использованием иннова-

ционных технологий, %

Выработка продукции с 40,5 71,1 102,0

использованием

биотехнологий, млн т

Производство муки, млн т 10,1 12,5 15,5

Производство крупы, млн т 1,35 1.4 3,5

Промышленное 4,5 5,2 6,3

производство мяса и

субпродуктов, млн т

Производство цельномо- 12,5 13,5 16,4

лочной продукции, млн т

Производство сыров и 527 546 830

сырных продуктов, тыс. т

Производство сливочного 265 280 650

масла, тыс. т

Производство плодо- 10064 11597 15800

овощных консервов, муб

Производство 3.41 4.1 6,5

растительных масел, млн т

Производство сахара из 4,6 5,4 6,5

сахарной свеклы, млн т

Производство 720 1000 1850

крахмалопродуктов, тыс. т

Производство кондитер- 2974 3175 4300

ских изделий, тыс. т

провести гармонизацию национальных стандартов на пищевую продукцию с требованиями стран-участниц ВТО.

В реализации региональных программ технологической платформы будет задействован казачий компонент для решения вопросов устойчивого обеспечения сельскохозяйственным сырьем и продовольствием территорий, традиционно заселенных казаками.

В России в настоящее время функционируют 11 войсковых казачьих обществ с общей численностью более 7 млн человек, около 2,5 тыс. казаков обучаются сегодня в университете по различным специальностям.

В рамках выполнения программ технологической платформы будут задействованы 11 малых инновационных предприятий и три агротехно-парка, созданных с участием казачества.

В реализации программных мероприятий технологической платформы будут принимать участие более 100 представителей бизнеса, науки, образования, союзов, ассоциаций (рис. 4).

Организационная структура технологической платформы показана на рис. 5. Система взаимодействия между основными организаторами и участниками технологической платформы по организации инновационной деятельности представлена на рис. 6. Структура взаимодействия участников технологической платформы по разработке и внедрению инновационных технологий увязана

по целям и задачам и обеспечивает последовательность и системность достижения целевых установок программных мероприятий платформы.

Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий технологической платформы на период до 2030 г. представлены в табл. 4.

Правила ВТО - «зеленая корзина» не ограничивают средства внутренней поддержки за счет привлечения государственных ресурсов и бизнеса в научные разработки, и с этой точки зрения программные мероприятия технологической платформы могут успешно реализоваться в установленные сроки.

Будущее развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности сопряжено с определенными рисками, обусловленными либерализацией внешней торговли и взятыми обязательствами России при вступлении в ВТО, ограничивающими возможности защиты агропродо-вольственного рынка. Все решения законодательной и исполнительной властью по этой проблематике приняты, но готовность отраслей пищевой промышленности работать в условиях высокой конкурентной среды, несмотря на переходный период, еще требует проведения структурных и институциональных преобразований для нивелирования возникающих рисков и угроз со стороны мирового рынка.

На фоне высокого уровня импорта сырья и продовольствия и неготовности многих предприятий к внедрению инноваций, обеспечивающих диверсификацию производства и рост объемов производства продовольственных товаров, угроза роста импорта остается. Вовремя не решая назревшие проблемы и отдаляя время по переводу промышленности в русло инновационного развития, новые условия функционирования предприятий промышленности в условиях глобализации мировой экономики будут создавать еще больше рисков и возможной стагнации и деградации отдельных отраслей промышленности.

Альтернативой масштабному импорту может быть только один императив - активизация имеющегося научно-производственного и кадрового потенциала, встроенного в принятые федеральные и региональные программы развития агропромышленного комплекса, позволяющие создавать новую научную базу на основе внедрения новых технологий хранения и переработки сельхозпродукции на базе технологических платформ и региональных кластеров.

На всех этапах создания инновационной конкурентоспособной продукции наиболее сложным по многим факторам представляется процесс внедрения научных разработок в реальный сектор промышленности. В этой сфере Россия пока отстает от индустриально развитых стран и в условиях ВТО наша страна в случае несвоевременного решения этой важной задачи будет уступать свои сектора на внутреннем продовольственном рынке и снижать экспортный потенциал наших предприятий.

К примеру, в 34 государствах, входящих в Организацию экономического Сотрудничества и Развития, около 70 % ученых занимаются инновационным бизнесом, реализуя свои научные разработки в экономике по различным каналам и схемам.

Возможное решение данной проблемы мы видим путем создания центра трансфера технологий в рамках технологической платформы при активном взаимодействии с органами управления АПК регионов России, деловым сообществом, союзами и ассоциациями, работающими в

агропромышленном комплексе. Продвижение научных разработок в промышленность, выполненных в программах технологических платформ, должно строиться на учете интересов всех участников инновационных процессов, только в этом случае будут своевременно достигаться поставленные цели.

Решая задачи производственно-технического и экономического характера, необходимо должное внимание уделять вопросам формирования социокультурной среды, без которой вряд ли возможно добиться намеченных целей. Качество человеческого потенциала, как движущей силы инновационной экономики, зависит не только от уровня образования, профессионального опыта и квалификации кадров, но и от культурной среды, в которой происходит реализация инновационных проектов. И это связано с тем, что в инновационной экономике резко возрастает не только личная, но и социальная ответственность человека как генератора новых знаний, являющихся важнейшим ресурсом дальнейшего развития производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формируемое социокультурное пространство на предприятиях промышленности позволяет сглаживать различного рода противоречия, возникающие в трудовых коллективах в процессе производства, укреплять оптимизм будущего развития и реализовать творческий потенциал кадров для инновационного развития промышленности. На основе культурных ценностей и исторических традиций трудовым коллективам легче адаптироваться к новым условиям работы в глобальной экономике для достижения намеченных целей.

И в заключение следует подчеркнуть, что реализация предлагаемых мероприятий по развитию инноваций на базе технологических платформ позволит ускорить создание современной технико-технологической базы пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечит рост производительности труда и конкурентоспособность российских производителей, которые смогут успешно работать на внутренних и внешних агропродовольственных рынках.

УДК 637.1/3

Экономическая целесообразность

использования перспективных технологий в молочной отрасли

А.И. Латышева, канд. экон. наук, доцент, Ж.А. Упилкова, А.И. Разумов

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова

В современных экономических условиях, обусловленных присоединением России к Всемирной торговой организации, наша страна получила право международной защиты своих коммерческих интересов и участия в многосторонних торговых переговорах, ведущихся под эгидой ВТО. В то же время перед пищевой и перерабатывающей промышленностью стоит задача доведения уровня отечественной продукции до мировых стандартов. В связи с этим, возникает необходимость пересмотра требований к качеству и безопасности отечественных товаров. Молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе в силу привычек потребления и относительно небольшой цены. Внедряя новые научные разработки и изобретения в молочную отрасль,

Ключевые слова: плазмокаталити-ческие технологии; экономическая эффективность; энергосбережение; экология; качество молочных продуктов.

Key words: plasma-catalytic technology; high efficiency; energy saving; solution to the problems of health and environment; improve the quality of dairy products.

можно повысить конкурентоспособность продукции [1]. Плазмокатали-тическая технология очистки и стерилизации - одна из наиболее действенных инноваций, которая гармонизирует с новыми требованиями и стандартами.

В США, после трагедии 11 сентября, интенсифицировались исследо-

вания в области стерилизации озоном. В качестве примера можно привести корпорацию PlasmaSol, специализирующуюся на низкотемпературной плазменной очистке (близкой к плазмокаталитической). Эта корпорация получила множество грантов от министерства обороны США, DARPA. Исследования были проведены Electric Power Research Institute (EPRI, USA) по заказу U.S. Food and Drug Administration (FDA). Установлено, что при обработке озоном пищевых продуктов в них не образуется веществ, обладающих мутагенными или канцерогенными свойствами. Поэтому FDA сертифицировало озон как дезинфектант и санирующее вещество (disinfectant and sanitizer) для использования без каких-либо ограничений в пищевой промышленности США. Озон полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.