Глобальные вызовы и возможности России
в решении проблем импортозамещения
В.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С.Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор, В.С. Гринько, д-р экон. наук, профессор
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского
Прежде чем обсуждать тему импортозамещения, следует обозначить основные результаты работы агропромышленного комплекса за последние годы с учетом глобальной и региональной интеграции российских участников аграрного рынка, показать позитивные тренды и существующие проблемы, которые пока не позволяют решить эту важную для страны задачу.
Если говорить о терминологии, то термин импортозамещение в переводе на русский язык означает повышение объемов производства отечественной продукции до уровня Доктрины продовольственной безопасности и доминирование их на продовольственном рынке страны. Источником достижения этих целевых установок может быть экономический рост в отраслях агропромышленного производства, как безусловный императив аграрной политики. Вот с этих позиций мы должны рассматривать решение этой задачи, учитывая внутренние и внешние факторы функционирования АПК.
К числу положительных результатов следует отнести определенные достижения во многих сферах агропромышленного производства. Их немало. За последние пять лет высокими темпами шло наращивание объемов производства свинины и мяса птицы, значительно возросли объемы производства масличных культур - подсолнечника, рапса и сои, сахарной свеклы.
Так,производство скота и птицы на убой в живой массе выросло с 9,97 до 12,2 млн т, в том числе производство свинины с 2,89 до 3,63 млн т, птицы с 3,48 до 5,12 млн т.
За истекшие пять лет валовой сбор подсолнечника увеличился с 6,45 до 10,55 млн т, сои с 0,944 до 1,64, рапса с 0,667 до 1,39, сахарной свеклы с 24,89 до 39,32, кукурузы с 3,39 до 10,7 млн т. Это позволило значительно увеличить поставку сырья на промпереработку и тем самым обеспечить достижение пороговых зна-
чений продовольственной независимости по основным продуктам растениеводства.
Анализ объемов производства основных видов продовольствия за последние годы показывает, что и в этом подкомплексе Россия добилась заметных успехов в обеспечении продовольственной безопасности, реализуя федеральные и региональные программы развития АПК, которым была оказана государственная поддержка с учетом приоритетов развития отдельных секторов экономики.
Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 11,5-11,9 %. Наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью отрасль входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции. Индекс производства пищевых продуктов в среднем составляет 104-106 %.
В структуре оборота розничной торговли, объем которой в 2013 г. составил 23,668 трлн руб., на товары продуктовой группы пришлось 11,12 трлн руб., или 47 %.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в мукомольно-крупя-ной, хлебопекарной, масложировой, сахарной отраслях промышленности объемы производства продукции отвечают критериям Доктрины продовольственной безопасности.
Основные проблемы в решении вопросов роста производства относятся к развитию молочного животноводства, где объемы производства практически не растут, а 2013 г. стал для отрасли годом спада и поголовья молочного стада, и сокращения производства молока на 1,2 млн т. Также недостаточно производится продукции мясного животноводства, овощей закрытого грунта и ряда других.
Наращивание производства овощей закрытого грунта будет во мно-
гом способствовать решению проблемы импортозамещения. Отечественное производство овощей не обеспечивает потребности населения России в этом виде продукции. Мы ежегодно производим около 600 тыс. т, это примерно 35-36 % нашей потребности, в результате на душу населения приходится примерно 4 кг/год при рекомендуемой норме 15 кг/год. Анализ таможенной статистики по импорту свежих овощей показывает, что импорт уже превысил 2 млрд долл., при этом следует отметить что ассортимент импортируемой продукции может вполне производиться у нас в России.
Нужно сказать, что проблемы им-портозамещения для российского агропродовольственного рынка не новы, они постоянно обсуждаются на разных уровнях власти уже на протяжении последних 10 лет по вполне понятным причинам. Перед выходом Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 об утверждении «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» научным сообществом, бизнесом и отраслевыми союзами была проведена большая работа по всестороннему анализу развития агропромышленного комплекса и смежных отраслей для определения пороговых значений производства важнейших видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, определяющих продовольственную безопасность России.
При расчете пороговых значений учитывались возможности российских производителей сырья и продовольствия, а также взятые обязательства России в рамках ВТО. Недостающие ресурсы в разрабатываемых балансах производства и потребления продукции предполагалось обеспечивать за счет импорта. Система разрабатываемых балансов обеспечивала оптимальный уровень импорта сырья и продовольствия на российский рынок, не ущемляя интересы отечественных производителей.
Что же на самом деле происходит в работе агропромышленного комплекса в условиях членства в ВТО. Анализ реальной ситуация в этом секторе демонстрирует регрессивную динамику объемов импорта и возрастающий дисбаланс между внутренним производством и внешней торговлей. Объем импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2013 г. достиг максимального уровня за все годы становления рыночной экономики. По экспертной оценке, около 35 % потреб-
ляемои пищевои продукции приходится на импорт, в то время как оптимальная зона находится в пределах 20 %.
В 2013 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличился на 3,6 % и составил 45,6 млрд долл. США против 40,7 млрд долл. в 2012 г., при этом экспорт сократился на 4,1 % - с 16,8 млрд долл. в 2012 г. до 16,2 млрд долл. Отрицательное сальдо торгового баланса по этой товарнои группе в 2012 г. составило 23,6 млрд долл. США, в 2013 г. -29,3 млрд долл.
Анализ структуры импорта показывает, что основной объем приходится на мясную и молочную продукцию - 22,74 %, доля плодоовощной и алкогольной продукции в совокупности составляет 13,77 % (табл. 1).
Увеличение импорта произошло как под влиянием роста цен на продовольственные товары на мировых рынках, так и за счет роста физических объемов импорта молочной продукции на 11 % и ряда другой продукции. Одна из причин роста импорта - также его дотирование в странах-экспортерах, согласованное с ВТО, что наглядно демонстрируют следующие показатели.
Следует также отметить и то, что Россия в отличие от стран - участниц ВТО слабо применяет инструменты тарифного квотирования для защиты агропродовольственного рынка. Так, в странах Евросоюза и США установлены запретительные внеквотные пошлины на основные виды продовольствия, которые значительно превышают российские. Внеквотные пошлины на молоко и молочные продукты в России составляют 19 %, в Евросоюзе - 163, в США - 126 %. Аналогичная ситуация наблюдается по овощной и фруктовой группе, сахару, кондитерским изделиям, маслу растительному.
К сожалению, до настоящего времени не удалось преодолеть тенденцию к уменьшению в общем объеме российского экспорта продукции с высокой степенью переработки. По сути, экспорт носит сырьевой характер в отличие от импорта, так, средняя цена 1 т продукции по экспорту составляет 4,8 тыс. долл., а по импорту - 18 тыс. долл.
Своевременное решение проблемы импортозамещения во много зависит от качества проводимой аграрной политики, направленной на создание необходимых экономических и институциональных условий для отечественных производителей. Именно проведение эффективной
Таблица 1
Структура импорта продукции АПК России за 2012-2013 гг.
Наименование продукции
2012. г 2013.г
Количество, т Стоимость, тыс. долл. Количеством Стоимость, тыс. долл.
40 700000,0
45 600 000,0
Мясная продукция 2566706,0 7494640,0 2239690,0 6558594,0
Молочная продукция 1038659,9 3089199,0 1163537,0 3810678,0
Зерновые культуры 1147115,195 502109,0 1304835,0 583266,0
Муномольно-крупяные изделия 334543,606 260754,0 354393,4 277759,4
Кондитерские изделия 443196,598 1633197,0 439592,5 1648924
Масложировэя продукция 866078,717 1129560,0 28599,28 954632,2
Плодоовощная продукция 2824959,1 2959515,0 2981352,0 3222148,0
Сяхзр 696974,3 433285,2 686338,1 385831,9
Алкогольная продукция 146305670,9 2881108,0 147318995,1 3057386,0
Табачная продукция 261873,3 1295226 252485,4 1317194
аграрной политики способствует созданию условий для творческого высокопроизводительного труда как основы для устойчивого развития всей агропродовольственной системы.
На фоне углубляющегося мирового продовольственного кризиса, когда на Земле число голодающих превышает 1 млрд человек, и продолжающегося процесса социального расслоения, поддержание надежной обеспеченности населения России продовольствием является важнейшей предпосылкой сохранения национальной безопасности.
Недавнее советское прошлое дает нам возможность извлечь определенные уроки для нашего будущего развития. В ту эпоху многие помнят, что накануне развала Советского Союза с прилавков стало исчезать продовольствие и это повергло население в шок. Конец этой истории хорошо известен. Даже малейшие признаки надвигающейся угрозы нарушения продовольственного снабжения населения приводят, как правило, к повышению цен и социальным протестам с непредсказуемыми последствиями, особенно в больших городах, а это более 70 % населения страны. Об этом необходимо постоянно помнить.
Какие угрозы и возможные риски возникают для отечественного производства при слабой защищенности внутреннего агропродовольственно-го рынка и расширения каналов поставки на него импортной продукции.
Первое, с чем связаны риски, - это сложное экономическое и финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей, что не
позволяет им привлекать инвестиции для проведения модернизации, сокращения издержек производства и наращивания объемов производства. В результате - уступка своих позиций в конкурентной борьбе с иностранными производителями.
Так, выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг осталась практически на уровне 2012 г. -1450,5 млрд руб., при этом затраты на производство и продажу товаров, продукции, работ и услуг выросли за год на 2,6 % и составили 1323,2 млрд руб., т. е. темп роста затрат на производство продукции выше, чем прирост цен на продукцию сельского хозяйства.
В 2013 г. прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) уменьшилась на 33,2 млрд руб. и составила 122,4 млрд руб., что на 21 % меньше по сравнению с 2012 г. Закреди-тованность хозяйств превысила 2 трлн руб. Следует также учитывать, что бюджетные средства господдержки в объеме 65 % идут на субсидирование процентной ставки, но только лишь около трети сельхозор-ганизаций могут воспользоваться этими ресурсами в силу своего сложного финансового состояния.
Именно низкая доходность сельского хозяйства не обеспечивает необходимые воспроизводственные возможности в отрасли, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не может использовать достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности продукции, осуществления модернизации производства.
Рис. 1. Уровень совокупной государственной поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни, тыс. руб.
Условия работы сельскохозяйственных организаций в России и промышленно развитых странах несопоставимы по уровню совокупной поддержки сельского хозяйства, поэтому и условия конкуренции для нас не равны (рис. 1).
Выход из этой ситуации может решаться только за счет увеличения средств государственной поддержки отраслям АПК. Объем поддержки федерального бюджета 2014 г. определен в размере 170 млрд руб., его необходимо наращивать хотя бы до уровня 230-240 млрд руб., чтобы удерживать стабильную конъюнктуру на агропродовольственном рынке и сохранять достигнутые темпы роста. Но если мы хотим иметь темпы роста 3-4 %, то объем средств федерального бюджета должен превышать 300 млрд руб.
Альтернатив для российского АПК в сложившейся ситуации немного. Первое, что нужно делать, это обеспечить перевод работы всех звеньев агропромышленного производства на рельсы инновационного развития для создания современного технологического уклада. Это позволит занять лидирующие позиции на внутреннем рынке и наращивать экспорт готовой продукции. Эта парадигма вполне укладывается в положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
У России есть высокий потенциал для успешного развития сельскохозяйственного производства как ос-
новы для производства продовольствия. Мы располагаем 9 % мировой продуктивной пашни, более 50 % мировых черноземов, 20 % мировых запасов пресной воды, производим почти 9 % мирового объема удобрений, но нужно признать, что распоряжаемся мы своими ресурсами неэффективно.
Разработка новых технологий и ресурсосберегающего оборудования в промышленно развитых странах идет опережающими темпами за счет высокого уровня финансирования науки со стороны как государства, так и бизнеса, при этом доля бизнеса в отдельных секторах экономики превышает 60 %. Быстрое внедрение научных разработок в промышленность позволяет зарубежным компаниям резко снижать затраты на производство продуктов питания по всей технологической цепочке, включая производство сельскохозяйственного сырья, его промышленную переработку и современную логистику. Эта модель позволяет крупным компаниям вырабатывать конкурентоспособную продукцию и завоевывать рынки других, менее развитых стран.
В настоящее время высшим руководством страны предпринимаются активные действия по формированию единой государственной политики по повышению конкурентоспособности российского АПК. Так, 21 апреля 2014 г. прошло заседание Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, где было принято решение о разработке долгосрочной Стратегии
устойчивого развития сельских территорий. Правительству Российской Федерации при разработке стратегии поручено определить механизмы поддержки сельскохозяйственных кооперативов и расширения сети организаций розничной торговли в сельских поселениях, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - обеспечить корректировку региональных и муниципальных программ, относящихся к указанной проблеме.
Также в конце апреля Президент России В.В. Путин в целях повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса в рамках Всемирной торговой организации дал поручение правительству разработать комплекс мер с целью замещения импортной сельскохозяйственной продукции продовольствия отечественной. В разрабатываемом документе должны найти решение вопросы повышения конкурентоспособности агропромышленного производства за счет повышения качества вырабатываемой продукции и снижения издержек производства, совершенствования мер тарифного и нетарифного регулирования для усиления защиты внутреннего рынка, необходимо осуществлять поддержку экспорта продовольствия, включая продукты глубокой переработки.
Исходя из этих целевых установок Главы государства, необходимо сконцентрировать усилия на рациональном использовании имеющихся ресурсов на следующих направлениях.
Сохранность выращенного урожая, произведенной животноводческой продукции всегда была основным приоритетом государственной политики, она остается ею и сегодня. Поэтому необходимы масштабные инвестиции для создания современной инфраструктуры и логистики, строительства новых хранилищ сельскохозяйственной и пищевой продукции в различных регионах страны. Больше средств необходимо вкладывать в энергосберегающие технологии и новые производства, объекты природоохранного назначения.
Учитывая географию нашей страны, когда сырьевые ресурсы и готовые товары транспортируются на большие расстояния, необходимо стремиться к снижению транспортных затрат и недопущению необоснованного роста цен на агропродовольственном рынке. И в этой связи развитие инфраструктуры и логистики продовольственного рынка, реализуемое в мероприятиях Госпрограммы развития АПК, должно сни-
мать барьеры на пути экономического роста, обеспечивать сохранность перемещаемых товаров и их своевременную доставку потребителям.
Ежегодные объемы грузов, перемещаемых в процессе заготовки сырья и его промышленной переработки, а также доставки готовой продукции до потребителя, превышают 255 млн т. Нерешенность этой проблемы приводит к потерям продукции и финансовым затратам, которые отражаются на конечной цене готовой продукции в торговле. По оценке экономистов, при продвижении продукции «от поля до прилавка» ежегодные потери в денежном выражении составляют 8490 млрд руб. Эти потери обусловлены и тем фактором, что из общего объема хранения сырья и готовой продукции в 90 млн т, подлежащих хранению с применением искусственного холода, только 40-45 млн т подвергается охлаждению и замораживанию (табл. 2).
Если провести анализ средств, ежегодно выделяемых федеральным бюджетом на поддержку АПК, то потери по всему циклу товародвижения « от поля до прилавка» составляют более половины от средств государственной поддержки всем предприятиям агропромышленного комплекса страны. Приведенные выше примеры говорят о необходимости модернизации технической базы хранения с учетом передового зарубежного опыта и научных разработок российских ученых.
Ряд названных проблем предполагается решать в рамках технологической платформы «Хранение и переработка 2030», в частности, за счет разработки новых криогенных установок, с применением менее энергоемких методов охлаждения и замораживания сырья и продуктов, нового поколения упаковочных материалов с антимикробными свойствами. Это позволит не только сохранить качество и безопасность продукции, но и увеличить объем сырья и продукции, подвергаемых охлаждению и замораживанию, до 80 млн т, что снизит потери сырья до 10 млн т.
Одним из приоритетов развития является глубокая переработка сельскохозяйственного сырья и утилизация вторичных ресурсов. При ежегодной переработке 129-137 млн т сельскохозяйственного сырья образуется более 50 млн т побочных продуктов, из которых только половина вовлекается в хозяйственный оборот, остальные сбрасываются в
Таблица 2
Ежегодные потери сырья и продовольствия на пути к потребителю (уборка, подработка, хранение, перевалка и доставка в торговлю)
Вид потерь Годовой объем производства, МЛН 1 Физические потери от заготовки, % Экономические потерн, млрд руб.
Подработка, хранение л перевалка зерна 90,0 -93,0 До 10 24,0 -26,0
Подработка, хранение н транспортировка маслосемян 8,0 -9,0 До 6,0 6,0 -6,5
Подработка, хранение л транспортировка сахарной свеклы 28,0 -35,0 До 11,0 5,0 -7,0
Убой скота 1] первичная переработка к хранение мяса 6,0 -6,5 До 8,0 24,0 -25,0
Первичная переработка и хранение молока 31,0 -32,0 До 4,0 9,5-11,0
Овощи 12,5 -13,0 До 30,0 4,0 -5,5
Фрукты. Я ¡'ОДЫ 4,5 -5,0 До 35 4,5 -5,5
Картофель 27,0 -28,0 До 30,0 4,5 -5,0
окружающую среду, нанося экологический ущерб природе.
Современные производства пищевой и перерабатывающей промышленности основаны на широком использовании биотехнологий, позволяющих вырабатывать экологически чистую продукцию. Учитывая большие потенциальные возможности российского экспорта зерна, необходимо решать вопросы диверсификации экспорта за счет продуктов глубокой переработки зерна, имеющих значительную добавочную стоимость.
Глубокая переработка зернового сырья с получением широкой номенклатуры продукции для нужд животноводства и пищевой индустрии с высокой добавленной стоимостью также является одним из приоритетов аграрной политики, реализация которой значительно снизит уровень зависимости внутреннего агропродовольственного рынка от импорта. К примеру, спрос на мировом рынке на продукты глубокой переработки зерна растет и оценивается в 300 млрд долл. В то же время экспертные оценки показывают, что импорт в Россию продуктов глубокой переработки зерна составляет около 300 млн долл., мы же экспортируем аналогичную продукцию на сумму 25-26 млн долл. Глубокая переработка зернового сырья позволяет получать различные виды крахмала и его производных, которые являются основой для выработки широкой гаммы продукции, востребованной во многих отраслях промышленности. По оценке экономистов, за счет глубокой пере-
работки зерна с каждой тонны переработанного зерна можно дополнительно получить продукции на 15 тыс. руб. (рис. 2).
В настоящее время на промышленную переработку предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности поступает 25,526,5 млн т зернового сырья, и только 3,0-3,5 млн т зерна подвергается глубокой переработке. Это относится к работе предприятий спиртовой, пивоваренной и крахмалопаточной промышленности.
В настоящее время мощности для этого есть в Тульской, Ростовской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской областях и Краснодарском крае, но их явно недостаточно. Большими возможностями в этом направлении обладает Воронежская область, здесь есть сырьевая база по обеспечению производства как пшеницей, так и кукурузой при переработке до 1000 т в сутки. Рынок сбыта готовой продукции есть как внутри страны, так и за ее пределами. (Справочно: годовое потребление сахаристых продуктов из крахмалосодержаще-го сырья в России составляет 6-7 кг, в странах Европы - 23-24 кг).
Необходимо решать вопросы, связанные с обеспечением населения России высококачественными белковыми продуктами. Это позволит значительно улучшить здоровье населения и снизить риск заболеваний, связанных с «белковой недостаточностью».
Сегодня дефицит белка для пищевых целей в стране оценивается в объеме свыше 1 млн т. Среднесуточные рекомендованные медицинские
Рис. 2. Продукция, получаемая при глубокой переработке зерна
нормы потребления белков во всех видах продуктов питания составляют 92 г, из которых около половины приходится на белки животного происхождения. По экспертным оценкам, в 2013 г. потребность в животном белке составляла 2,45 млн т, из которых около 2,0 млн т обеспечивали ресурсы российских производителей и 0,45 млн т- импорт. При этом ежегодный дефицит кормового белка составляет около 2 млн т, что приводит к нерациональному формированию кормового баланса и негативно отражается на развитии животноводства.
Значительным резервом для получения полноценного растительного и животного белка служат вторичные сырьевые ресурсы, которые содержат до 20 % белка, и, по расчетам ученых, за счет их переработки с использованием биотехнологий можно получать ежегодно до 5 млн т кормового и пищевого белка, что позволит решить проблему дефицита полноценного пищевого белка и его импортозамещения.
В технологической платформе «Хранение и переработка - 2030» для решения проблемы дефицита животного белка заложены мероприятия по развитию птицеперера-ботки, которые поддерживаются государством.
В настоящее время правительство создает систему внутренней продовольственной помощи, разрешен-
ную «зеленой корзиной» ВТО для малообеспеченных слоев населения. Такая практика существует во многих странах. К примеру, в США расходы государственного бюджета на продовольственную помощь населению в 2012 г. составили примерно 114 млрд долл. Этим видом поддержки пользуются 46 млн человек, при этом только продовольственные талоны для малоимущих выдаются на сумму 76 млрд долл. В России этим видом помощи может быть охвачено более 30 млн человек. Реализация этого направления позволит сформировать стабильный долгосрочный спрос на продукцию отечественного агропромышленного комплекса, объем которой оценивается в размере 220-230 млрд руб. Это может стать стимулом экономического роста по всех звеньях агропромышленного комплекса и решения проблемы импортозамещения. Проект этот масштабный как по количеству населения, вовлеченного в этот процесс, так и по объемам ресурсов, которые необходимы для реализации этого замысла.
Присоединение Крыма к России и принимаемые беспрецедентные санкции в отношении России пока не коснулись поставок продовольствия, другой сельскохозяйственной продукции, но это не означает, что этого не может произойти в будущем. Поэтому, имея большой научный, образовательный и кадровый
потенциал, мы должны проводить активную аграрную политику для мобилизации всех имеющихся ресурсов для укрепления независимости агропродовольственного рынка страны и противостояния экономическим санкциям. Необходимо добиваться, чтобы внутренний спрос на социально значимые продовольственные товары покрывался за счет собственного производства.
Решение проблемы импортозамещения не только снизит давление на бюджет по обслуживанию импорта, но и создаст необходимые предпосылки для экономического роста во многих отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности с созданием инновационных производств и новых рабочих мест.
Так, по заявлению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам А.Н. Хайруллина, только импорто-замещение позволило бы нам создать более 5 млн рабочих мест.
Успешное движение в этом направлении требует нового строительства предприятий пищевой промышленности, их явно недостает. И в этом вопросе государственная политика должна иметь четкие структурные ориентиры и приоритеты, с предоставлением определенных гарантий для инвесторов, оптимизации ставок по банковским кредитам с целью снижения рисков.
Действующий экономический механизм, включающий в себя ценообразование, налогообложение, страхование и кредитование, необходимо реформировать в сторону интересов отечественных производителей, создавая им равные условия с иностранными производителями, в противном случае мы будем уступать им свой продовольственный рынок.
Инновационная экономика нуждается в государственной поддержке, привлечении финансовых средств в науку, конструкторских решениях, разработке новых технологий и, конечно, в совершенствовании образование. Для новой экономики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, способные трудиться в высокотехнологичных отраслях в условиях высокой конкуренции.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что только системный подход с учетом всех факторов развития агропромышленного комплекса и специфики российских условий может в среднесрочной перспективе обеспечить решение проблемы импортозамещения.