Научная статья на тему 'Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности - инновационный путь развития'

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности - инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розов Ю.А., Святошнюк В.И.

Рассмотрено современное состояние отечественного машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Показаны пути выведения потенциала отечественного машиностроения на уровень требований экономики и современных рубежей конкурентоспособности. Определены наиболее важные и первостепенные задачи, стоящие перед отечественными машиностроителями, производящими оборудование для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering for food processing industry- innovative way of development

It is studied the modern state of domestic engineering for food processing industry. The ways of improving the potential of domestic engineering to the level of the economy's and modern burdens' of competition requirements are shown. The most important and primary tasks, which faces domestic producers of equipment for food processing industry enterprises are determined.

Текст научной работы на тему «Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности - инновационный путь развития»

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности -

инновационный путь развития

Ю.А. Розов, В.И. Святошнюк

Российский Союз машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования

Мировой отечественный опыт показывает, что машиностроение всегда рассматривалось как ведущая отрасль промышленности с присущей закономерностью опережающего развития в экономике и внешней торговле.

Согласно статистическим данным, в ХХ веке мировое промышленное производство выросло в 26,5 раза. При этом производство продукции машиностроения и металлообработки увеличилось в 94,5 раза (коэффициент опережения 3,6).

В Советском Союзе к 1990 г. промышленное производство выросло в 20 раз, машиностроение - в 43,3 раза (коэффициент опережения 2,16).

Такое развитие обусловлено тем, что машиностроение служит основой инновационного обновления материально-технической базы общества, расширенного воспроизводства, обеспечивает конкурентоспособность экономики, является становым хребтом обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Важнейшая отрасль машиностроительного комплекса - машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Технологии и системы оборудования этой отрасли непосредственно формируют материально-техническую базу предприятий АПК и обеспечивают решение первоочередных социально-экономических задач: производство и удовлетворение потребности населения в продуктах питания; создание сырьевых ресурсов для различных отраслей национальной экономики, в том числе для легкой, медицинской и других отраслей промышленности; высокий уровень ресурсосбережения, глубокая комплексная переработка сырья с целью безотходности и производства продуктов с высокой добавленной стоимостью; безопасность персонала, производства и экологическая безопасность окружающей среды.

Множество предприятий машиностроения и АПК в нашей стране являются градообразующими, а значит, в большой мере определяют уклад жизни, состояние инфраструктуры, развитие сельских территорий и жизнедея-

тельности населения, способствуют рациональному размещению производительных сил в регионах России и занятости жителей в них.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность насчитывает более 30 отраслей, которые объединяют 25000 предприятий, где работают свыше 1,5 млн человек. Для оснащения этих отраслей необходимо более 7000 наименований техники.

В машиностроении для АПК функционируют 639 предприятий, в том числе 65 специализированных, выпускающих оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания. Реально этими предприятиями производится только 2300 наименований техники.

С разрушением СССР были приостановлены работы по конверсии, за пределами Российской Федерации остался ряд НИИ, КБ, предприятий, специализировавшихся на разработке и выпуске оборудования для сахарной, кондитерской, хлебопекарной, плодоовощной, винодельческой, чайной промышленности.

За прошедший период, и особенно в 90-е годы, негативные изменения претерпела и производственная база отечественных машиностроительных заводов. Износ активной части основных фондов составляет до 80 %. Резко снизился потенциал конструкторско-тех-нологических подразделений, испытательных центров, цехов по изготовлению образцов новой техники и средств производства.

Требуется комплексное техническое перевооружение заводов, но средств на его осуществление нет, и, как правило, заводы приобретают только отдельные единицы оборудования, чтобы закрыть самое узкое место в технологической цепочке.

Положение предприятий усугубляется не только падением спроса и объемов производства, но и необходимостью в поддержании жизнедеятельности неиспользуемых производственных мощностей, что в условиях роста стоимости энергетических и материальных ресурсов зачастую приводит к банкротству.

В этой сложной для отечественного машиностроения ситуации российский рынок продовольственного оборудования стремительно осваивают различные зарубежные фирмы, имеющие мощный финансовый, научно-технический и производственный потенциал, опыт работы на мировом рынке. Как правило, инофирмы предлагают перерабатывающим предприятиям комплексное решение их проблем - от создания сырьевой базы (например, в молочной отрасли: строительство животноводческих ферм, создание кормовой базы, поставка элитного скота, организация системы сбора и первичной переработки молока и т. п.) и до системы реализации готовой продукции.

Росту объемов импортного оборудования способствуют и сложившиеся в стране экономические и правовые условия, которые благоприятствуют импорту, приводят к фактическому вытеснению отечественного машиностроения, снижению технологической безопасности российского государства.

В то же время, если обратиться к мировому опыту, то нельзя не отметить, что каждое государство первоочередное внимание уделяет собственному производителю. Так, в КНР ежегодные закупки нового оборудования для промышленного производства составляют более 5 млрд долл. США. При этом важно отметить, что 3,5 млрд составляют закупки оборудования собственного производства. Предпочтение отдается автоматизированному оборудованию, которое легко осваивается молодыми рабочими и специалистами, что решает проблему старения кадрового потенциала.

Руководство Беларуси выделяет предприятиям бюджетные средства на закупку оборудования, произведенного на белорусских заводах, а закупки по импорту предприятия производят за счет отчислений из собственной прибыли.

Вместе с тем, несмотря на сложность переживаемых проблем, отечественные производители за последние годы многое сделали, что наглядно показала Международная выставка «Агропрод-маш-2006». От Российской Федерации в работе выставки приняло участие более 500 предприятий машиностроения.

Анализ экспозиций показал, что ряд представленных отечественных образцов машин и оборудования основан на новых технических решениях, защищенных охранными документами, отвечает требованиям современного дизайна, изготовлен с применением более прогрессивных технологических средств.

Так, большой интерес посетителей вызвали стенды ОКБ «Оскон» (г. Киров) и ОАО «Оскон» (г. Глазов Удмур-

TECHNICAL SUPPLY OF INDUSTRY

тской области), завода пищевого оборудования «Растон» (г. Обнинск Калужской области), машиностроительной компании ЗАО «Бецема» (г. Красногорск Московской области), завода «Комсомолец» (г. Тамбов) и ряда других.

Характерная особенность этих предприятий - тесное взаимодействие с организациями академической и отраслевой науки, а также с предприятиями оборонного комплекса.

Сотрудничество с научными организациями Минатома России и Россель-хозакадемии позволило освоить на заводе «Растон» параметрические ряды гомогенизаторов (ультразвуковых, ро-торно-кавитационных, фильерных, плунжерных), ультрафильтрационных установок, насосов, сушильных агрегатов и других видов оборудования многоотраслевого применения.

На предприятиях ОКБ «Оскон» и ОАО «Оскон» в сотрудничестве с организациями Россельхозакадемии и с привлечением потенциала оборонных предприятий Удмуртии созданы новые эффективные виды автоматизированного оборудования для молочной промышленности.

Современному уровню техники отвечают автоматы для фасовки и автотранспортные средства для перевозки пищевых продуктов (муки, комбикормов, молока, воды и др.) завода «Бецема», емкостное оборудование и технологические аппараты завода «Комсомолец».

К сожалению, приведенные примеры не характерны для всех машиностроительных предприятий и не отражают состояние всей отрасли.

Нет сомнения в том, что вывести потенциал отечественного машиностроения на уровень требований экономики и современные рубежи конкурентоспособности можно только на основе активной и целенаправленной государственной политики.

Мы разделяем позицию ученых Российской академии наук [1, 2], что назрело время принятия четкой долгосрочной стратегии инновационного развития российской экономики.

По нашему твердому убеждению, наступило время разработать и поэтапно осуществить национальную инновационную программу возрождения и модернизации машиностроения для АПК.

Реализация программы позволит: отказаться от инерционно-рыночной стратегии, ориентированной на импорт оборудования для АПК, не допустить вытеснения отечественного машиностроения; создать собственную базу для инновационного обновления; повысить конкурентоспособность и устойчивость экономики России, обеспечить ее технологическую независимость и безопасность.

В качестве первоочередного шага необходимо разработать концепцию такой программы, которая включала бы оценку состояния научно-технического и производственного потенциала заводов отрасли; мировые тенденции и закономерности развития машиностроения для АПК; выявление приоритетных направлений развития пищевых и перерабатывающих отраслей АПК; выбор стратегии и определение приоритетных направлений развития отечественного машиностроения, повышения конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования; использование научных исследований и разработок отраслевых НИИ Россельхозакадемии, научно-производственной базы и технологий двойного назначения военно-промышленного комплекса; определение направлений интеграции отечественного машиностроения в мировую экономику, в том числе по гармонизации системы стандартов и приведению их в соответствие с международной системой, созданию национальной системы управления качеством по нормам ISO 2000; вхождению в международную систему сертификации наукоемкой продукции, по широкому внедрению современных информационных технологий на всех этапах воспроизводства продукции: анализ рынка, проектирование, производство, система продаж и послепродажное обслуживание [3].

О необходимости разработки такой концепции Российским Союзом машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования (РСМППО) совместно с руководителями ряда Союзов АПК подготовлено и направлено обращение в директивные органы страны. РСМППО выразил готовность сформировать с участием заинтересованных сторон группу системных специалистов машиностроения и АПК для разработки указанной концепции.

Но уже сегодня, в условиях дефицита государственной поддержки, предприятиям машиностроения необходимо выйти из состояния разобщенности и взаимной неинформированности, консолидировать свои силы - интеллектуальные, информационные, научно-технические, производственные.

Такая консолидация, по нашему мнению, могла бы состояться в системе предприятий и организаций Российского Союза машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования.

Для координации межотраслевых вопросов РСМППО предлагает создать в рамках деятельности отраслевых Союзов АПК и машиностроения Межотраслевой Совет по проблемам машиностроения и технического перевооружения пищевой и перерабатывающей

промышленности на основе современных технологий.

Эффективной мерой развития потенциала отечественных заводов могла бы стать организация постоянно действующего семинара по проблемам машиностроения.

Мир переживает бурный рост информационных технологий, которые лежат в основе инновационной экономики. Сейчас, как никогда, нужны новые знания и интеллектуальное творчество людей. Семинар мог бы стать школой изучения современных тенденций развития науки и техники, в познании новых интеллектуальных средств системного формирования технологий и средств производства [4].

Дефицит таких знаний мешает отечественным машиностроителям решить ключевую задачу - при создании новых видов оборудования обеспечить максимально возможный перенос функциональной нагрузки с механических исполнительных систем и узлов к интеллектуальным - электронным, компьютерным компонентам техники. В то же время за последние 15 лет, т. е. с начала 90-х годов, в мировом машиностроении удельный вес механических элементов снизился с 70 до 30 %, а электроника и информатика, наоборот, сегодня занимают 70 % в структуре машин и оборудования. Произошла глубокая интеграция традиционных механических приводов, гидравлики, пневматики и других устройств со средствами микроэлектроники, оптико-электронной техники и информатики, что позволяет достичь высоких рабочих параметров (давления, быстродействия, точности, частоты вращения и т. п.), обеспечить резкое снижение массы и габаритов изделий машиностроения, создавать многоуровневые системы управления, контроля, диагностики, защиты технических систем, повысить надежность и долговечность, уровень дизайна и эргономики.

К сожалению, эта тенденция не всегда учитывается разработчиками при создании новых машин, в том числе для АПК, хотя современный рынок отечественных и зарубежных компонентов техники и материалов позволяет работать по-новому.

В свою очередь, отставание в создании и широком внедрении наукоемкой техники приводит к выпуску в обслуживаемых отраслях экономики продукции с малой добавленной стоимостью и получению низкой доли дохода.

В итоге, как показывает статистика, доля России в создании наукоемких товаров не превышает 0,5 % (цифра, по мнению ученых, приблизительная).

Среди специалистов машиностроения и АПК нередко возникают диспуты:

каким предприятиям отдать предпочтение- крупным или малым? Мировой опыт давно ответил на этот вопрос: необходимо гармоничное рациональное сочетание предприятий различных масштабов производства, форм деятельности и собственности, в АПК - от крестьянских подворий до крупных агрофирм и технологических комплексов, в машиностроении - от крупных корпораций до множества средних и малых предприятий, специализирующихся на узких и наукоемких технологиях.

Здесь можно провести аналогию с самой природой, в которой сочетаются все виды животного и растительного мира. А постоянная борьба противоположностей, «конкуренция» видов и явлений природы только повышают ее живучесть и красоту окружающего мира.

Задача машиностроителей в этом плане - формирование таких систем машин, которые удовлетворяют потребности предприятий различной мощности и, тем самым, стимулируют гармоничное их развитие в структуре национального хозяйства.

При этом важно обеспечение оптимизации параметрических рядов техники с использованием соответствующих программно-методических комплексов и математических моделей, методологии блочно-модульного построения машин и оборудования и других интеллектуальных средств создания новой техники.

Организация вышеупомянутого постоянно действующего семинара по проблемам машиностроения способствовала бы внедрению таких методологий на заводах машиностроения. Наряду с отмеченным, семинар позволит сблизить людей, лучше узнать друг друга, определить ориентиры в деятельности предприятий, Межотраслевого Совета, организаций науки, т. е. всех участников инновационного цикла «наука - техника - производство -рынок».

К участию в работе семинара целесообразно привлечь специалистов и руководителей предприятий, ученых академической и отраслевой науки, высшей школы, руководителей и экспертов Минсельхоза России, Минпро-мэнерго России, Минобразования России, других министерств и ведомств, включая и региональные структуры.

Серьезным препятствием на пути дальнейшего развития заводов отрасли остается высокий уровень износа активной части основных фондов и низкий коэффициент использования мощностей.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, решение этой проблемы связано с проведением реструкту-

ризации заводов, в том числе на основе создания отдельных специализированных производств. Такие производства по технологической или предметной специализации создаются в тех звеньях, где накоплен наибольший наукоемкий потенциал, т. е. имеется соответствующая исходная база (производство точных заготовок, уникальное прессовое оборудование, развитое инструментальное производство, мощное конструкторское бюро и т. д.). Эти производства должны стать элементами саморазвивающихся технологических цепочек (технологической общности, по определению ученых-экономистов), обслуживающих потребности многих предприятий различных отраслей и регионов. Зачастую они становятся локомотивами экономического развития предприятия.

Другой путь решения проблемы -разработка (модернизация) и освоение наукоемких конечных изделий машиностроения, которые на 75-80 % состоят из компонентов общемашиностроительного применения и изделий, поставляемых по кооперации (в том числе от упомянутых специализированных производств). В этом случае производство конечного изделия по своей структуре приближается к специализированному сборочному производству. Способствовать организации такой системы производства и взаимодействия предприятий могла бы государственная структура или, например, Союз машиностроителей, который должен иметь соответствующий квалифицированный и мобильный персонал.

Для обновления технологического оборудования и повышения технического уровня предприятий целесообразно рассмотреть организацию централизованной системы модернизации парка технологического оборудования с целью оснащения его современными приводами и системами управления (ЧПУ). Российская ассоциация станко-инструментальной продукции «Станко-инструмент» и ее предприятия имеют положительный опыт такого взаимодействия с заказчиками.

В спектре рассматриваемых вопросов заслуживает внимания опыт Орловской области, где по инициативе администрации успешно объединены интересы заводов машиностроения, создана эффективно работающая структура «Орловская промышленная компания» (своего рода совнархоз). Эта компания, по словам председателя совета директоров И. В. Сошникова, стала центром рождения новых центростремительных идеологий в промышленности. Такой опыт заслуживает внимательного изучения и применения.

Следует подчеркнуть значимость ряда других направлений развития отечественного машиностроения, где целесообразна интеграция в деятельности заводов. По нашему мнению, к таким направлениям можно отнести совместное проведение НИОКР, разработку и реализацию мер по комплексному обслуживанию предприятий-потребителей, выставочную деятельность, систему научно-технической информации и повышения квалификации и др.

Важной предпосылкой преодоления социально-экономического кризиса и перехода к инновационному обновлению машиностроения должны стать механизмы государственного стимулирования, подобно тому как современное российское законодательство способствует развитию частного бизнеса, торговли и приватизации.

Так, эффективной мерой (с приданием ей обязательного характера на переходный период до трех-пяти лет) стало бы решение о создании специализированного фонда финансирования НИОКР и инноваций, формируемого в размере 1-1,5 % от выручки при реализации товаров, производимых предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России. Научное наследие Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова и перспективы развития российского сельского хозяйства.- М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2005.

2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия -2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004.

3. Розов Ю.А., Святошнюк В.И., Миронов Л.М. Машиностроение для АПК: аспекты инновационного социально-экономического развития /В сб.: Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия. Материалы XIV Кондратьевских чтений. - М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2006, с. 317-321.

4. Святошнюк В.И. Основные тенденции развития машиностроения для агропромышленного комплекса и роль интеллектуальных систем в создании новых видов прогрессивной техники/ Международная научно-техническая конференция «Информационные технологии в образовании, технике и медицине»: Сб. науч. трудов в 2-х частях. - Волгоград: Волг ГТУ, 2000, с. 147-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.