Научная статья на тему 'Модернизация российской экономики на основе развития машиностроения'

Модернизация российской экономики на основе развития машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ / СТАНКОСТРО-ИТЕЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев С.А., Жариков В.Д.

Установлено, что модернизация российской экономики необхо-димо вести на основе новых технологий в перерабатывающих и добывающих отраслях, то есть началом модернизации должны стать новые технологии в этих отраслях. В этом случае под новые технологии машиностроителями разрабатывается и поставляется новая техника, обеспечивая более высокий уровень производства. Под новой техникой нами понимаются роботы, стан-ки-автоматы, автоматизированные линии, роторнои роторно-конвейерные линии. Данное оборудование позволит оптимизировать затраты на произ-водство продукции в перерабатывающих отраслях, что позволит повысить эффективность производства. В свою очередь, для производства новой техники необходимо модернизировать базу для развития машиностроения, то есть развивать станкостроительную и инструментальную промышлен-ность, чтобы оснастить отечественное машиностроение новым станочным оборудованием и специальным инструментом. Таким образом, установлен алгоритм модернизации российской экономики: развитие станкостроитель-ной и инструментальной промышленности, развитие машиностроительного комплекса страны, перевод перерабатывающих отраслей на новые техноло-гии, создание и поставка новой техники под новые технологии в перераба-тывающие отрасли. При этом необходимо государственное регулирование этого процесса, в частности устанавливать сроки модернизации, а в про-тивном случае наказывать противников модернизации. Предложено решить вопрос с финансированием: помимо собственных средств предприятий (амортизационных отчислений и прибыли) использовать кредиты под 10 % годовых с рассрочкой на пять лет. Использование кредитов не по назначению облагается налогом по ставке налога с прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация российской экономики на основе развития машиностроения»

УДК 338.012

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

С.А. Гусев, В.Д. Жариков

Аннотация. Установлено, что модернизация российской экономики необходимо вести на основе новых технологий в перерабатывающих и добывающих отраслях, то есть началом модернизации должны стать новые технологии в этих отраслях. В этом случае под новые технологии машиностроителями разрабатывается и поставляется новая техника, обеспечивая более высокий уровень производства. Под новой техникой нами понимаются роботы, станки-автоматы, автоматизированные линии, роторно- и роторно-конвейерные линии. Данное оборудование позволит оптимизировать затраты на производство продукции в перерабатывающих отраслях, что позволит повысить эффективность производства. В свою очередь, для производства новой техники необходимо модернизировать базу для развития машиностроения, то есть развивать станкостроительную и инструментальную промышленность, чтобы оснастить отечественное машиностроение новым станочным оборудованием и специальным инструментом. Таким образом, установлен алгоритм модернизации российской экономики: развитие станкостроительной и инструментальной промышленности, развитие машиностроительного комплекса страны, перевод перерабатывающих отраслей на новые технологии, создание и поставка новой техники под новые технологии в перерабатывающие отрасли. При этом необходимо государственное регулирование этого процесса, в частности устанавливать сроки модернизации, а в противном случае наказывать противников модернизации. Предложено решить вопрос с финансированием: помимо собственных средств предприятий (амортизационных отчислений и прибыли) использовать кредиты под 10 % годовых с рассрочкой на пять лет. Использование кредитов не по назначению облагается налогом по ставке налога с прибыли.

Ключевые слова: модернизация, перерабатывающие отрасли, станкостроительная и инструментальная промышленность, машиностроение

MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF MECHANICAL ENGINEERING

S.A. Gusev, V.D. Zharikov

Abstract. It is established what modernization of the Russian economy needs to be conducted on the basis of new technologies in the overworking and extracting branches, that is new technologies in these branches have to become the beginning of modernization. In this case under new technologies mechanicians

develop and delivered the new equipment, providing higher level of production. The new equipment us is understood as robots, automatic machines, the automated lines, rotor and rotor and conveyor lines. This equipment will allow to optimize costs of production in processing industries that will allow to increase production efficiency. In turn, for production of the new equipment it is necessary to modernize base for development of mechanical engineering, that is to develop the machine-tool and tool industry to equip domestic engineering industry with the new machine equipment and the special tool. Thus, the algorithm of modernization of the Russian economy is established: development of the machine-tool and tool industry, development of a machine-building complex of the country, transfer of processing industries on new technologies, creation and delivery of the new equipment under new technologies in processing industries. At the same time state regulation of this process is necessary, in particular to establish modernization terms, and otherwise to punish opponents of modernization. It is offered to resolve an issue with financing: besides own means of the enterprises (depreciation charges and profit) to utilize the credits under 10 annual interest rates with payment by installments for five years. Use of the credits is not to destination assessed with a tax at the rate of a tax on profit.

Keywords: modernization, processing industries, machine-tool and tool industry, mechanical engineering.

Экономики развитых стран по своему техническому и технологическому оснащению находятся на пороге перехода в шестой технологический уклад.

С целью успешного перехода в новый технологический уклад необходимо перевести российскую экономику на инновационный путь развития, то есть сформировать инновационную экономику, когда будет необходимо и выгодно разрабатывать и внедрять инновации, чтобы производить конкурентоспособную продукцию. С этой целью нужно, чтобы машиностроительные предприятия разрабатывали и тиражировали новую технику под новые технологии в добывающих и перерабатывающих отраслях. В этом случае машиностроительным предприятиям необходимо обновить свой станочный парк, а для этого требуется соответствующее развитие станкостроительной и инструментальной промышленности. Только такая инновационная цепочка: станкостроение - машиностроение -новые технологии в перерабатывающих отраслях и новая техника под новые технологии даст возможность модернизировать российскую экономику в стране на новой технологической основе.

Для машиностроения фондообразующей отраслью является станкостроительная и инструментальная промышленность. От на-

учно-технического уровня их продукции формируется технический уровень машиностроительной продукции.

Станкостроение в послереформенной России характеризуется следующими показателями. С 1991 г. по 2017 г. производство станков в России упало в 20 раз, с 70 тыс. до 3 тыс. единиц. Советское станкостроение находилось на мировом уровне, с 1980 г. по 1990 г. только в ФРГ (Западную Германию) было экспортировано более 45 тыс. станков.

В настоящее время износ станков в машиностроении по стране достиг 70-80 %, количество сократилось с 2 млн в 1990 г. до 1 млн в 2017 г. Сменились мировые лидеры производства станков, если до конца 1980-х гг.это были США, СССР, ФРГ, Япония, то сейчас мировым лидером стал Китай, за которым с большим отрывом следуют Германия, Италия, Южная Корея и Тайвань. США переместились на 7 место, а Россия - на 21 [1].

За прошедший период произошла технологическая революция в станкостроении, современные станки по сути являются промышленными роботами, человек задействован только на этапе разработки самого изделия и составления программы для станка.

Почти все станкостроительные предприятия России находятся на грани банкротства, борьба за выживание не оставляет средств на развитие и обучение кадров. В Москве в 1990-х гг. были уничтожены почти все заводы и научно исследовательские институты. Последним погиб «Красный пролетарий».

Резкое сокращение станкостроительной промышленности вынудило машиностроительные предприятия создавать собственные станкостроительные подразделения, так поступили, например, авиационный завод «Салют» в Москве и Кировский завод в Санкт-Петербурге.

Иностранные производители получают кредиты под 1-2 % годовых, японские - под 0,1 %. Российские производители получают кредиты под 16-18 % годовых. Аналогично в отношении покупателей. В итоге российским производителям выгодней продавать станки за рубеж, российским покупателям - покупать за рубежом.

Впервые за последние 20 лет государство принимает программу развития и финансирования целой отрасли промышленности, не имеющей прямого отношения к обороне. Выделяется примерно

50 млрд руб. на разработку новых моделей станков, государство будет субсидировать 6 % из ставки по кредитам. Для полноценного развития отрасли этого совершенно недостаточно. 24 июля 2013 г. состоялось Совещание Правительства России о мерах по развитию отечественного станкостроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса [2].

По официальным данным? на этом совещании обсуждались вопросы технического перевооружения организаций оборонной промышленности, развития и консолидации отечественного станкостроения, инструменты государственной промышленной политики в области модернизации машиностроения. На этом Совещании Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев во вступительном слове заявил: «В отрасли есть хорошие заделы для технологического прорыва. Безусловно, это кадровый потенциал (это самое существенное, что у нас есть) и научные разработки... Нам нужно расширить список станкоинструментальной продукции, по которому действует специальный порядок закупок .. .как мне сейчас довольно показательно объяснили, значительная часть оборудования, которое мы получаем по импорту, работает таким образом, что мы в полной мере зависим от решений, которые принимаются в других странах, вплоть до включения самого станка.» [3].

Отечественное станкостроение - типичный пример того, как реформы 1990-2016-х гг. повлияли на индустриальную Россию, построенную в 1950-1980-х гг. Полезно знать, как со второго места в мире по физическим объемам производства российское станкостроение сброшено на 22-е и четко движется к фактическому уничтожению.

После 2000 г. стал быстро расти импорт металлорежущих станков. В 2000 г. он составил (за вычетом экспорта) 15,6 тыс. штук, в 2004 г. 190 тыс., а в 2006 г. 315 тыс. штук. Это означает, что на рынке РФ станки отечественного производства практически полностью вытеснены импортными. Особо надо сказать о производстве станков высокой и особо высокой точности, а также станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это - технологически наиболее передовая область станкостроения. В 80-е годы она быстро развивалась, так что к концу десятилетия в РСФСР 23 % выпускаемых металлорежущих станков были снабжены ЧПУ, а 11 % относились

к категории станков высокой и особо высокой точности. Если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 16,7 тыс. станков с ЧПУ, то в 1996-1999 гг. их выпуск составлял по 100 штук в год - в 167 раз меньше. В 2000 г. производство таких станков выросло в два раза (увеличилось на сотню штук) - и составило 200 станков. В 2001 г. было выпущено 257 станков с ЧПУ, а потом снова произошел спад, в 2010 г. - 129 токарных станков с ЧПУ и 31 обрабатывающих центров, агрегатных и многопозиционных (многооперационных) станков для обработки металлов, в 2011 г. - 195 и 13 станков, в 2012 г. - 159 и 3 станка [2].

Следует подчеркнуть, что речь идет не просто об уменьшении числа выпускаемых станков с ЧПУ, но и о том, что более наукоемкое производство оказалось подорванным в наибольшей степени. При сокращении общего выпуска металлорежущих станков произошла не модернизация ассортимента, не снятие с производства устаревших типов, а, наоборот, технологический регресс - резко уменьшилась доля прогрессивной продукции в общем объеме производства. Аналогично, доля станков высокой и особо высокой точности в общем объеме производства металлорежущих станков упала с 22,8 % (1989 г.) до 1,3 % в 1999 г.

В результате реформы была разрушена важная наукоемкая отрасль машиностроения, предназначенная для разработки и производства автоматических и полуавтоматических линий для металлообработки и машиностроения. К 1985 г. отечественная промышленность вышла на уровень производства 754 комплекта линий, максимума их выпуск достиг в 1987 г. (802 комплекта), а с 1991 г. началось обвальное снижение выпуска.

Важным направлением модернизации металлообработки в 70-80-е гг. была замена резания другими способами обработки - ковкой и прессованием. С этой целью быстро развивалось производство в РСФСР кузнечно-прессовых машин. С середины 80-х гг. выпуск этих машин стал снижаться, а в годы реформы это направление было практически свернуто, и производство машин резко упало - почти в 40 раз. Заметного оживления его не наблюдается до настоящего времени.

Надо подчеркнуть, что за время реформы был практически прекращен выпуск кузнечно-прессовых машин самого высокого техноло-

гического уровня - с числовым программным управлением. В 1990 г было произведено 370 таких машин, а в 1997 г. - 3 шт., в 1998 - 4 шт., а в 1999 г. и 2001 г. - по 1 станку. В 2005 г. производство несколько выросло - до 38 шт., в 2009 г. - 23 станка. В 2010 г был произведен 51 кузнечно-прессовый станок с ЧПУ (машины гибочные, кромко-гибочные, правильные, ножницы механические, машины пробивные и вырубные для обработки металлов), а в 2011 г. - 35, в 2012 г. - 66.

Удельный вес станкостроительной отрасли в ВВП России составляет 0,03 %, в то же время объем потребления всех видов станочного оборудования в последние годы растет. Основные поставщики станкоинструментальной продукции в Россию - Германия - 25 %, Китай - 24 %, Италия - 11 %, США - 7 % и другие страны - 33 %.

Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала РФ. От уровня развития машиностроения зависят материалоемкость, энергоемкость валового внутреннего продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.

Машиностроительный комплекс должен сыграть ключевую роль в обеспечении перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу на основе инноваций, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств, где особую роль играет технологическое развитие станкостроительной и инструментальной промышленности.

Стихийный переход к рынку в конце прошлого века, безусловно, положительно повлиял на развитие добывающих отраслей - как наиболее доходных, но пагубно сказался на обрабатывающих отраслях промышленности и машиностроении. Нынешняя доля машиностроения в общем объеме промышленного производства РФ составляет около 20 %, уступая по меньшей мере в 2 раза показателям промышленно развитых стран. А по подавляющему большинству позиций в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств вклад страны составляет десятые и сотые доли процента (относительное исключение представляет энергетическое оборудование - около 2,5 %).

Снижение объемов производства в машиностроении привело к негативным последствиям:

1. В 2015 г. снижение выплавки чугуна уменьшилось с 60 млн т в 90-е гг. до 54 млн т, выплавку стали сократили с 80 до 70 млн т, а выпуск проката снизился с 64 до 60 млн т, а в 2016-2017 гг. эти три показателя вновь снизились. Кстати, за эти же годы КНР увеличили выплавку стали в 12 раз до 823 млн т в 2014 г.

2. Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, требующих крайне высокие издержки на их содержание.

3. Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.

4. Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.

5. Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.

6. Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.

7. Дефицит квалифицированных кадров.

Анализ возрастного состава технологического оборудования на одном из машиностроительных предприятий показал, что большая часть станочного парка отслужило нормативный срок и подлежит замене. Такое же положение, практически, на всех предприятиях машиностроения. А это подтверждает необходимость ускоренного развития машиностроения и в первую очередь станкостроения. Анализ технико-экономического уровня отечественного и зарубежного образца машиностроительной продукции показал, что по некоторым показателям импортное оборудование выше, а это значит, что необходимо принять меры по разработке и производству более производительной техники.

Основными проблемами отечественного машиностроения в настоящий период являются следующие:

1. Дефицит рабочей силы. Когда в 90-е гг. резко сокращались объемы производства на предприятиях машиностроительного комплекса также резко сократилась численность работающих.

2. Низкие темпы выбытия изношенной и устаревшей техники, для

обновления которой необходимы большие объемы инвестиций.

3. Использование устаревших технологий, необходимо шире использовать порошковую и лазерную технологии, наноматериалы.

4. Снижение финансирования как фундаментальной, так и отраслевой науки.

Машиностроение является основой технологической и, как следствие, экономической независимости государства.

Страны с высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, сопоставимые с Россией, ориентируются на оснащение своего машиностроения или, по крайней мере, его стратегически важных отраслей в основном за счет продукции собственной станкостроительной и инструментальной промышленности. Станкостроительная и инструментальная промышленность является одной из важнейших фондообразующих отраслей, техническое состояние которой во многом определяет уровень развития российского машиностроения и всей экономики.

Необходимость развития машиностроения в России отмечено в заявлении В.В. Путина еще на I Международном форуме «Технологии в машиностроении -2010», проведенного в июне - июле 2010 г. «...в России активно создаются специальные площадки для размещения производств. Это особые экономические зоны, технопарки, региональные индустриальные парки, такие как в Калуге, Рыбинске, Томске, Татарстане, в других регионах. Безусловно будущее российского машиностроения немыслимо в отрыве от мировых тенденций, и нам нужны эффективные модели технологической и промышленной кооперации. Привлечение перспективных зарубежных партнеров, способных привнести новые идеи, свой опыт организации высокотехнологических производств» [4]. На данных производственных площадях производится инновационная высокотехнологическая качественная продукция.

Машиностроение в решающей степени определяет научно-технический прогресс в обществе, уровень развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей [5]. Машиностроительный комплекс по объему выпускаемой промышленной продукции в стране уступает лишь ТЭК.

Машиностроительное производство имеет отличительные особенности от других отраслей экономики и характеризуется:

1. Сложностью и многообразием производимых машин и оборудования.

2. Сложностью технологического процесса, который состоит из трех стадий:

- изготовление металлических заготовок, отливок, штамповок для производства деталей машин и узлов.

- изготовление деталей на металлорежущих и кузнечно-прес-совых станках.

- сборка узлов, машин, агрегатов и линий.

3. Отраслевым составом. Машиностроительный комплекс включает около 70 подотраслей машиностроения и металлообработки, включая более 100 специальных отраслей и производств, объединенных в 20 крупных комплексных отраслей.

4. Разнообразием ассортимента выпускаемой продукции: промышленного назначения и товаров народного потребления. Обеспечивает все отрасли технологическим оборудованием и обеспечивает индустриальную безопасность страны.

5. Высокими объемами производимой товарной продукции, а также значительным удельным весом занятости населения. В машиностроительном комплексе занято около 20 % промышленного производственного персонала и столько же всех основных промышленных производственных фондов.

6. Машиностроительный комплекс не имеет собственной сырьевой базы и использует различные исходные материалы, которые поставляют другие отрасли народного хозяйства.

7. Высокими темпами развития. Если в России в период 19401990 гг. общий объем промышленного производства увеличился в 28 раз, то производство машин более чем в 130 раз. Начиная с 1990-х гг. машиностроительный комплекс значительно деградировал: практически разрушена отраслевая наука, резко снижены объемы производства, до 1 % снизились поставки продукции на экспорт в общем объеме экспортных поставок из России.

8. Отзывчивостью и гибкостью к научно-техническому прогрессу. Новые автоматизированные станки и линии, обрабатывающие центры в первую очередь стали использоваться в машиностроении [6].

9. Разнообразием форм собственности и организации производства. Большое развитие в машиностроении получили специализация

(подетальная, предметная и технологическая) и кооперация, в значительной степени определяющие размещение производства. Так ВАЗ имеет более 250 предприятий-смежников.

10. Районо- и градобразующим фактором. Вокруг крупных машиностроительных предприятий возникают города и поселки городского типа. Для машиностроения характерна высокая степень концентрации производства. На 10 крупных машиностроительных предприятиях России выпускается 20 % от общего объема выпускаемой продукции.

11. Наличием высококвалифицированных кадров, а также наличием собственной научно-исследовательской базы (НИИ и КБ) [7].

12. Обеспечением индустриальной безопасности и независимости страны.

13. Последние годы машиностроительный комплекс характеризуется неудовлетворительной возрастной структурой технологического оборудования и применением устаревших технологий [8].

После финансового кризиса 1998 г. импорт машиностроительной продукции значительно сократился, в связи с чем, на внутреннем рынке появился спрос на отечественную продукцию. Это явилось основным стимулом развития практически всех отраслей машиностроительного комплекса. Однако масштабы их развития ограничены в основном рамками внутреннего рынка, поскольку качество выпускаемой продукции остается большей частью не соответствующим мировым стандартам.

С учетом того, что машиностроение играет ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.

Одной из основных задач государственной поддержки в прогнозируемый период должно стать преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.

Таким образом, важнейшую роль в формировании инновационной экономике играет машиностроение: в первую очередь необходимо развивать станкоинструментальную промышленность,

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

чтобы развить все подотрасли машиностроения, а затем под новые технологии поставлять новую технику в перерабатывающие отрасли, что позволит перейти на более высокий научно-технический уровень производства и обеспечить конкурентоспособность продукции.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ «О развитии станкостроительной промышленности» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71294822/ (дата обращения: 23.03.2018).

2. Совещание Правительства «О мерах по развитию станкостроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса». Стенограмма совещания 24 июля 2013 г. URL: http://m.government.ru/news/3320/ (дата обращения: 23.03.2018).

3. Постановление Правительства РФ «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 23.03.2018).

4. Первый Международный форум «Технологии машиностроения 2010». СПб., 2010.

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М., 2009. 25 с.

6. ГОСТ 34.601-90. Автоматизированные системы. Стадии создания. М., 1991.

7. Жариков Р. В. Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции // Организатор производства. 2010. N° 2

8. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2006.

С.А. Гусев

Доктор экономических наук, доцент

Заведующий кафедрой экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА

В.Д. Жариков

Доктор экономических наук

Профессор кафедры «Менеджмент» Тамбовского

государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.