Научная статья на тему 'Состояние оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям в Челябинской областной детской клинической больнице'

Состояние оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям в Челябинской областной детской клинической больнице Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1348
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огошков П. А., Белицкая А. А., Киреева Г. Н., Спичак И. И.

Всего в России применяются почти 1500 методов или видов лечения ВМП. Более половины из них составляют операции по профилю: сердечно-сосудистой хирургии (29%), травматологии и ортопедии (18%) и онкологии (15%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Огошков П. А., Белицкая А. А., Киреева Г. Н., Спичак И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям в Челябинской областной детской клинической больнице»

УДК 614.29

СОСТОЯНИЕ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

П. А. Огошков1, А. А. Белицкая1, Г. Н. Киреева1, И. И. Спичак12

1 ГБУЗ ЧОДКБ, г. Челябинск, Россия

2 ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Ключевые слова: дети, высокотехнологичная медицинская помощь, регион

PROVISION OF HIGH-TECH MEDICAL CARE FOR CHILDREN IN CHELYABINSK OBLAST CHILDREN'S HOSPITAL

P. A. Ogoshkov1, A. A. Belitskaya1, G. N. Kireyeva1, I. I. Spichak12

1 SBHCI CRPCH, Chelyabinsk, Russia

2 SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Keywords: children, high-tech médical care, district

В статье 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЭ про ВМП сказано, что эта помощь «включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью» [1]. В 2006 г. ВМП была выделена из перечня других видов медицинской помощи и получила обособленное финансирование из федерального бюджета. С тех пор в рамках реализации национального проекта «Здоровье» в стране создана целая сеть медучреждений, оснащенных современным диагностическим оборудованием и высококвалифицированными специалистами. Еще несколько лет назад сложную медицинскую операцию можно было сделать только в крупных городах. Сегодня передовые медицинские технологии стали намного ближе к населению регионов [2]. Успехи современной медицины во многом связаны с развитием высокотехнологичной медицинской помощи: созданием сложных медицинских технологий, основанных на последних достижениях науки и техники и подготовке высококвалифицированных медицинских кадров. Зачастую оказание ВМП — это единственный шанс на сохранение жизни и качества жизни пациента. К высокотехнологичной медицинской помощи относятся хирургические вмешательства высокой степени сложности, таких, например, как неонатология и детская хирургия в период ново-рожденности; нейрохирургия; онкология; сердечно-сосудистая хирургия; трансплантация органов; травматология и ортопедия, включая эндопротези-рование [3].

Всего в России применяются почти 1500 методов или видов лечения ВМП. Более половины из них составляют операции по профилю: сердечно-сосуди-

стой хирургии (29 %), травматологии и ортопедии (18 %) и онкологии (15 %).

Список учреждений, оказывающих ВМП, ежегодно утверждается Минздравом РФ. Сначала это были только учреждения федерального подчинения: в 2006 г. их было 93. Большинство из них расположено в Москве и Санкт-Петербурге. К 2014 г. перечень учреждений, имеющих право на оказание ВМП по квотам из федерального бюджета, расширился до 411, в основном за счет клиник регионального подчинения, которых 289. С одной стороны, регионализация ВМП позволяет больным получать помощь по месту жительства, с другой, — такое расширение участников ВМП должно сопровождаться одновременным увеличением объемов (т. е. числа пациентов) и финансирования ВМП.

До 2014 г. ВМП финансировалась преимущественно из федерального бюджета, затем присоединились бюджеты некоторых «богатых» регионов (в 2013 г. доля их средств в общем финансировании ВМП составила около 1/4). С 2006 г. по 2013 г., если считать в текущих ценах, общие расходы на ВМП выросли в 7,4 раза (с 9,9 до 72,9 млрд руб.). А если в постоянных ценах (т. е. в ценах 2006 г. или за вычетом официальной инфляции 9 % год), то расходы на ВМП выросли только в 3,8 раза. За этот же период одновременно с ростом финансирования в 3,7 раза увеличилось и число выделенных квот (с 137,4 тыс. до 505 тыс.). Региональные тарифы на ВМП (т. е. те, которые устанавливаются в субъектах РФ за счет средств консолидированных бюджетов или обязательного медицинского страхования — ОМС) в зависимости от региона в 1,3-2 раза ниже, чем федеральные. Например, в 2014 г. тариф ОМС в Челябинской области на эндопротезирова-ние коленного или тазобедренного сустава состав-

лял 128,8 тыс. руб., а на федеральном уровне тариф составлял 152,4 тыс. руб.

Для оценки доступности ВМП в странах ЕС используются объективные показатели: число наиболее распространенных и дорогостоящих операций в расчете на 100 тыс. населения и время ожидания этих операций. Практически в каждой стране ведется жесткий контроль объемов и сроков их получения, проводятся сравнения со значениями аналогичных показателей в других странах. Это позволяет управлять объемами данной помощи: избегать слишком долгого ее ожидания пациентами, с одной стороны, и перерасходом средств на ее оказание, — с другой. Сравнение доступности ВМП в РФ проведено с Германией, а также такими странами ЕС, как Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, где уровень экономического развития, оцененный через ВВП на душу населения в год, близок к уровню РФ. Германия рассматривается, поскольку в этой стране сложились самые низкие сроки ожидания плановых хирургических вмешательств из всех стран ЕС. Операций по замене коленного и тазобедренного суставов в РФ делают в 3,2 раза меньше, чем в таких странах, как Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, и в 8,5 раза меньше, чем в Германии. Диагностических исследований на компьютерном томографе в РФ делают в 2,7 раза меньше, чем в таких странах, как Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, и в 3,2 раза меньше, чем в Германии. Следует заметить, что эти цифры еще не учитывают значительно большую потребность российского населения в медицинской помощи по сравнению с европейскими странами. Эта потребность обусловлена худшими показателями здоровья в нашей стране. Так, стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от всех причин в РФ в 1,5 раза выше, чем в таких странах, как Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, и в 2,2 раза выше, чем в Германии. Значит, в России большие потоки больных, соответственно, должны быть и большие объемы медицинской помощи [4].

Во многих зарубежных странах разработана единая методика ожидания плановых операций по ВМП. В России методика расчета этого показателя не установлена, так же как и нет единой методики определения потребности в ВМП. Соответственно, насколько заявки из регионов отражают реальную потребность населения в этом виде помощи, оценить невозможно. На практике же объемы помощи, представленные в заявках, подгоняются под объемы квот, планируемых для выделения данному региону. Минздравом определен порядок направления и учета больных, нуждающихся в ВМП. Так, на ВМП пациенты направляются по итогам заседания врачебной комиссии, срок рассмотрения документов в ней установлен не более 26 дней. Затем, в случае наличия показаний, пациент должен пройти необходимые обследования,

и только потом он попадает в очередь. С этого момента и начинается отсчет срока ожидания ВМП в РФ. Минздравом опубликованы данные, что средний срок ожидания плановых операций для взрослых у нас составляет 21 день, для детей — 14 дней. При этом с момента установления необходимости выполнения ВМП может пройти до 6 месяцев и более. Все плановые операции в Германии 75 % пациентов получают в сроки до 1 месяца, а 100 % пациентов — в сроки до 4 месяцев. В Нидерландах, Швейцарии и Франции пациентов, которые получили назначенное плановое лечение в сроки до 4 месяцев, будет 95 %, а в Великобритании — 85 % [4].

Все виды ВМП и остальные расходы федеральных учреждений перешли в систему ОМС. Согласно Постановлению Правительства от 28.11.2014 № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» все виды ВМП разделены на два перечня: перечень № 1 — это виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС; перечень № 2 — это виды ВМП, не включенные в базовую программу ОМС. Средства на оплату по перечню ВМП № 1 (459 методов) пойдут через федеральный фонд ОМС в территориальные фонды ОМС и далее в медицинские учреждения [5]. Средства по перечню ВМП № 2 (1000 методов) в размере 82,1 млрд руб. поступят сначала из фонда ОМС в федеральный бюджет, а затем только в федеральные и другие медицинские организации (которые включены в специальный перечень учреждений, утверждаемый Минздравом). Причем 77,1 млрд руб. из указанных средств будет направлено в федеральные клиники на лечение 322 тыс. пациентов. Оставшиеся 5 млрд руб. пойдут на субсидии регионам для оказания ВМП 165,4 тыс. пациентам [4].

По данным Минздрава Челябинской области, за 2014 год в регионе высокотехнологичную медицинскую помощь получили 16 343 пациента. Это на 3000 человек больше, чем в 2013 году. Основная доля (38,2 %) пришлась на сердечно-сосудистую хирургию. Рост объемов ВМП во многом обусловлен привлечением средств ОМС, которые не участвовали в финансировании ВМП до 2014 года: лечение проводилось за счет федерального и областного бюджетов.

Всего в Челябинской области оказывается на базе 12 учреждений по 23 профилям. Заметнее всего положительная динамика по следующим направлениям: травматология и ортопедия (2244 пациента в 2013 году и 3364 пациента в 2014 году); нейрохирургия (862 и 1091 пациент); онкология (1981 и 2812 пациента); трансплантация (46 и 55 пациентов). Постепенно сокращается необходимость направлять пациентов для лечения за пределы Челябинской области. Так, если в 2013 году лечиться в другие регионы уехали

17 % пациентов-получателей ВМП, то в 2014 году их стало 13 % благодаря наращиванию объемов помощи в местных учреждениях здравоохранения. Внедрен целый ряд новых методик в хирургии, травматологии и ортопедии, онкологии, нейро- и сердечно-сосудистой хирургии, акушерстве и гинекологии, офтальмологии. В 2015 году расширение перечня методик ВМП продолжится. Так, в регионе ВМП должны получить более 18 ООО южноуральцев [6]. Область получит более 161 миллиона рублей на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Согласно Распоряжению Правительства РФ, субсидия в размере 5 млрд рублей по специальной формуле распределена между 61 субъектом РФ. Критериями отбора регионов для предоставления субсидий стали наличие медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти и имеющих лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а также наличие в бюджете субъекта бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Принятое решение позволит повысить доступность для населения дорогостоящих видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в региональных медицинских организациях.

В 2015 году в Территориальную программу обязательного медицинского страхования Челябинской области включены 139 методов оказания высокотехнологичных видов помощи по сравнению с 33 в 2014 году. Благодаря этому удастся не только сохранить объемы высокотехнологичной медицинской помощи не ниже прежнего уровня, но и внедрить в южноуральских больницах два абсолютно новых для региона дорогостоящих вида лечения: кохлеарную имплантацию и трансплантацию печени [7].

В настоящее время медицинские организации III уровня в регионах оказывают все большие объемы специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. За период 2011-2015 гг. государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» (ГБУЗ ЧОДКБ) проделана огромная работа по повышению качества специализированной и увеличению доступности высокотехнологичной медицинской помощи детям Челябинской области.

В Челябинской области ВМП детям в 2014 г. оказывали только два медицинских учреждения: ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия» и ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» по профилям «Детская онкология» (и гематология), «Хирургия (детская)» и «Педиатрия».

В 2015 г. ВМП детям будут оказывать также ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» (по профилям «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология»), ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница № 3» (по профилям «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Урология»), ГБУЗ «Челябинская областная детская туберкулезная больница» (по профилю «Торакальная хирургия»), клиника ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (по профилю «Неонато-логия»), МБУЗ ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница № 1» (по профилям «Гастроэнтерология», «Неонатология»),

Лицензия № ФС-74-01-001442 на оказание ВМП в ГБУЗ ЧОДКБ впервые получена 30.12.2010. В связи с изменением формы собственности и названия учреждения Управлением Росздравнадзора по Челябинской области от 16.04.2012 была выдана лицензия № ФС-74-01-001781, ас 2013 г. по настоящее время действует лицензия на осуществление медицинской деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, выданная Министерством здравоохранения Челябинской области 09.10.2013 № ЛО-74-01-002365 уже с более широким перечнем специальностей (абдоминальная хирургия, анестезиология-реаниматология, гематология, детская онкология, детская урология-ан-дрология, детская хирургия, контроль качества медицинской помощи, нейрохирургия, неонатология, общественное здоровье и организация здравоохранения, педиатрия, оториноларингология, офтальмология, торакальная хирургия, травматология и ортопедия, ультразвуковая диагностика, детская кардиология, медицинская генетика, ревматология).

Объемы оказания ВМП в ГБУЗ ЧОДКБ значительно менялись в разные годы (табл. 1). Так, впервые объемы ВМП были включены в государственное задание в 2012 г. Для удобства сравнения объемов все случаи оказания ВМП были сгруппированы в три основных профиля: «Педиатрия», «Хирургия», «Онкология».

Таблица 1

Сравнительные объемы и структура оказанной высокотехнологичной медицинской помощи детям Челябинской области в ГБУЗ ЧОДКБ (2012-2015)

Год Пролечено пациентов в учреждении всего Из них пролечено по ВМП Профили ВМП Изнихпо

Пролечено по профилю всего ВМП

2012 11 258 151 (1,0%) Онкология 1107 110(9,9%)

Педиатрия 5192 41 (0,8 %)

2013 11 956 1124 (9,4 %) Онкология 1175 445 (37,9 %)

Педиатрия 5554 165 (3 %)

Хирургия 5157 514(10%)

2014 13 292 1940(14,6%) Онкология 1321 531 (40,2 %)

Педиатрия 6056 755 (12,5 %)

Хирургия 5840 654(11,2%)

2015 14 760 2478 (16,8 %) Онкология 1208 1014 (83,9 %)

Педиатрия 6055 847(14 %)

Хирургия 7497 617(8,2%)

Ежегодно имеется увеличение общего количества пролеченных в ГБУЗ ЧОДКБ пациентов, а также наблюдается увеличение количества пациентов, проле-

ченных в рамках ВМП. При этом доля ВМП в оказании специализированной помощи увеличилась с 1 % в 2012 г. до 18,8 % в 2015 г. (рис. 1).

Рисунок 1. Ежегодные количества пациентов, получивших в ГБУЗ ЧОДКБ специализированную и ВПМ (2012-2015).

Количество пациентов, получивших ВМП по всем с изменением перечня технологий, регламентируе-профилям, увеличивается с каждым годом. Исключе- мым нормативными документами (рис. 2). ние составил хирургический профиль, что связано

Рисунок 2. Динамика объемов оказания ВМП по основным специализированным профилям

(ГБУЗ ЧОДКБ, 2012-2015).

Начиная с 2014 года некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи вошли в Территориальную программу обязательного медицинского страхования. Согласно действующему законодательству, в том числе приказу Министерства здравоохранения РФ «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» начиная с 2014 года расходы на оплату некоторых видов медицинской помощи, отнесенных к высоким технологиям, несет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТОМС). С 2014 г. в Челябинской области ТОМС начал оплачивать некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи (табл. 2). Таким образом, общее выполнение (за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта, бюджета ОМС) объемов в 2014 г. составило 1940 человек, что превышает объемы 2013 года на 816 (57,9 %) пациен-

тов, а в 2015 г. в больнице ВМП получат 2478 детей, что еще на 538 (27,7 %) пациентов больше по отношению к предыдущему году.

Необходимо отметить, что доля госпитализаций в целях оказания высокотехнологичной медицинской помощи по такому профилю, как «Детская онкология (с гематологией)» выросла практически до 84 % от всех госпитализаций, что свидетельствует о высоком уровне квалификации специалистов и состоянии материального обеспечения подразделений учреждения. Нужно учесть и тот факт, что госпитализации в онкогематологическое отделение в двух третях случаев были безотлагательными, и предоставление ВМП проводилось в срочном, а не плановом, порядке. Данное обстоятельство потребовало значительных трудозатрат врачебного персонала при оформлении документов и своевременном их обороте.

Таблица 2

Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет разных источников финансирования (ГБУЗ ЧОДКБ, 2012-2015)

Профиль ВМП 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего За счет средств бюджета За счет средств ОМС Всего За счет средств бюджета За счет средств ОМС

Травматология и ортопедия 0 140 159 150 9 159 150 9

Нейрохирургия 0 60 90 70 20 90 65 25

Урология 0 84 110 110 0 110 110 0

Абдоминальная хирургия 0 63 45 45 0 46 46 0

Гематология 0 80 106 70 36 168 60 108

Окончание таблицы 2

Профиль ВМП 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего За счет средств бюджета За счет средств ОМС Всего За счет средств бюджета За счет средств ОМС

Офтальмология 0 0 112 42 70 88 46 42

Оториноларингология 0 32 48 48 0 48 48 0

Педиатрия 41 165 215 215 0 347 344 3

Кардиология и ревматология 31 100 120 120 0 120 120 0

Пульмонология 10 65 95 95 0 96 96 0

Аллергология 0 0 0 0 0 108 108 0

Эндокринология 0 0 0 0 0 20 20 0

Нефрология 0 0 0 0 0 3 0 3

Торакальная хирургия 0 35 40 40 0 31 31 0

Онкология 110 365 425 425 0 846 426 420

Неонатология 0 100 590 50 540 545 45 500

ИТОГО 151 1124 1940 1265 675 2478 1371 1107

Достижению таких высоких показателей способствовало создание локальных нормативных актов по ГБУЗ ЧОДКБ, слаженная и четкая работа комиссии по отбору больных детей на предоставление высокотехнологичной медицинской помощи. Направление на оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителей Челябинской области с 2012 по 2015 г. организовывается в соответствии с «Алгоритмом получения ВМП для пациента» (рис. 3) и «Регламентом предоставления государственной услуги» согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 30.10.2012 № 602-П «Об административном регламенте предоставления государственной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи"».

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» участвует в предоставлении государственной услуги. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Результат предоставления государственной услуги — направление пациента в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры.

1. Прием, регистрация и проверка пакета необходимых документов на предоставление государственной услуги.

В случае, если комплект документов не соответствует указанным требованиям, лицо, ответственное за прием и регистрацию документов, возвращает комплект документов лицу, их направившему, и сообщает причины отказа в приеме комплекта документов с разъяснением возможности устранения замечаний в месячный срок.

2. Проведение заседания Комиссии и принятие Комиссией решения о наличии (отсутствии) показаний для направления пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

3. Направление документов пациента в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, для принятия решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Срок подготовки решения комиссии о наличии (отсутствии) показаний для направления больного для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинское учреждение не должен превышать 10 рабочих дней с момента поступления комплекта документов в комиссию.

Схема направления на оказание ВМП

Рисунок 3. Алгоритм получения направления на оказание ВМП для пациента

4. Направление заявителя (больного) на госпитализацию в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в срок, установленный медицинской организацией, либо уведомление заявителя об отказе в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Заключение. Анализируя объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГБУЗ ЧОДКБ за 2012-2015 гг., можно сделать вывод об увеличении плановых объемов, что положительно сказывается на доступности высокий технологий для детского населения Челябинской области. В свою очередь своевременно оказанная медицинская помощь, позволит улучшить индикативные по-

казатели здоровья детей, в том числе снизить количество детей-инвалидов.

Литература

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный Закон № 323-ф3 от 21.11.2011. — М.,2011.

2. Медведев Д. М. Высокотехнологичная медицина должна быть доступна каждому. — М.,2013.

3. Спичак И. П., Жуковская Е. В., Башарова Е. В. [и др.]. Использование фармокоэкономических методов для совершенствования медицинской помощи в детской онкогематологии в Челябинской области // Мед. технологии: оценка и выбор. — 2012. — № 2 (8). — С. 123-131.

4. [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.tumentoday.ru/2013/12/24/дми-трий-медведеввысокотехнологичн.

5. [Электронный ресурс]. - М. - Режим доступа: http://doctoralvik.ru/novosti/novosti-chelyabinska/2722-уу5око1ехпо^юЬпауа-рото5ЬЬ-51апоуЙ5уа^о51ирпеу.

6. Здравоохранение Российской Федерации. Итоги 2013 г. — Министерство здравоохранения РФ, апрель 2014. — 42 с.

7. О программе государственных гарантий бес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Постановление Правительства РФ № 1273 от 28.11.2014. — М., 2014.

8. [Электронный ресурс]. — М. — Режим доступа: http://mediazavod.ru/articles/155841.

9. [Электронный ресурс]. — М. — Режим доступа: http://foms74.ru/News/453/v-chelyabinskoj-оЫави-гаввЫгуау^вуа-уогтогЬпови-окагашуа-vysokotexnologichnoj-medpomoshhi.

УДК 614.29

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ, ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (ПО ОПЫТУ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА «РУССКОЕ ПОЛЕ»)

Л. В. Сидоренко, Г. О. Бронин, Е. В. Брынза, Н. Н. Володин, Е. В. Жуковская, Ю. А. Обухов, Л. Л. Панкратьева, А. В. Скрипкин, О. Ю. Фукс

ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, г. Москва, Россия

Ключевые слова: выживаемость, комплексная реабилитация, сопутствующие заболевания, качество жизни, адекватный врачебный контроль

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF REHABILITATION TREATMENT IN PATIENTS WITH CANCER, HEMATOLOGICAL DISEASES. EXPERIENCE TREATMENT AND REHABILITATION RESEARCH CENTER «RUSSIAN FIELD»

L. V. Sidorenko, G. O. Bronin, E. V. Brynza, N. N. Volodin, E. V. Zhukovskaya, Yu. A. Obukhov, L. L. Pankrat'eva, A. V. Skripkin, O. Yu. Fuchs

FSCC CHOI named after Dmitriy Rogachev, Moscow, Russia

Keywords: survivalrate, comprehensiverehabilitation, comorbidities, quaiityofiife, adequatemedicai supervision

Abstract. The use of effective treatment regimens have improved survival rates of children with cancer and blood diseases. The actual task of complex rehabilitation to minimize the effects of chemoradiotherapy. 80% of children after special treatment saved changes in the organs and systems of various localization and severity that affects the quality of life ofpatients, alarming parents, requires interdisciplinary cooperation between specialists. For the 6 months of 2014 related diseases registered in 780 cases (80%). Consultation was carried out by specialists of related professions. Prevailed in descending sequence: diseases of the oral cavity, gastrointestinal tract, nervous system, circulatory system, children with weight deficit. Patients received comprehensive medical rehabilitation taking into account the recommendations of experts. Establishment of multidisciplinary rehabilitation assistance at the stage of rehabilitation treatment will provide adequate medical follow-up on recovery of lost as a result of special treatment functions.

Актуальность. В последние годы разработка мультицентровых исследовательских программ лечения пациентов с онкологическими и гематологическими заболеваниями позволяет оптимизировать лечебный процесс, дает возможность применения наиболее эффективных режимов лечения, что значительно улучшило показатели выживаемости детей и обеспечило прогресс в медицинской отрасли

указанного профиля. Общая выживаемость отдельных нозологических форм гемобластозов, таких как острый лимфобластный лейкоз, лимфома Ходжкина, достигает 91,5-95 % [1-3]. Улучшение показателей выживаемости делает актуальной задачу комплексной реабилитации с целью купирования и минимизации последствий химиолучевого лечения. У 80 % детей с гематологическими, онкологическими забо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.