Научная статья на тему 'Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и его исторической параллели'

Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и его исторической параллели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогика / нравственность / возрождение / социализация / СТАБИЛИЗАЦИЯ / среда / Семья / поколение / ПРЕДКИ / НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Р. Ф.

В статье исследуется семья как социальная среда, с которой человек находится в постоянном взаимодействии. Автор предлагает опираться на семью, как на трансляцию традиционных культур в формировании национального самосознания новых поколений и возрождения нравственных ценностей, в частности, норм этнопедагогики чувашей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и его исторической параллели»

УДК 37.01:39

СОСТОЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НОРМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАРАЛЛЕЛИ

© Р. Ф. Яковлева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия Россия, Республика Башкортостан, 453124 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел./факс: + 7 (347) 343 94 18.

E-mail: [email protected] В статье исследуется семья как социальная среда, с которой человек находится в постоянном взаимодействии. Автор предлагает опираться на семью, как на трансляцию традиционных культур в формировании национального самосознания новых поколений и возрождения нравственных ценностей, в частности, норм этнопедагогики чувашей.

Ключевые слова: этнопедагогика, нравственность, возрождение, социализация, стабилизация, среда, семья, поколение, предки, нормы.

В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психологический склад, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу и этнической идентичности. Это широкомасштабное явление, затронувшее население многих стран различных континентов, получило название этнического парадокса современности, так как данный феномен сопутствует нарастающей унификацией духовной и материальной культуры. Современное развитии межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения национального самосознания.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального самосознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур. Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, ин-формационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи, в традиционной культуре семейного воспитания в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности - от отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениям.

К сожалению, нравственные ценности былой чувашской семьи сегодня несколько утрачены. Надо отметить, что существуют и объективные обстоятельства, в силу которых затрудняется эффективное нравственное воспитание семье. К проблемам чувашской семьи относятся те же причины, на которые указывает педагог Л. Ю. Сироткин, рассматривающий развитие ребенка в связи с разными обстоятельствами: материальные проблемы, болезнь родителей, плохие жилищные условия и др. Надо отметить, что субъективных причин гораздо больше: родители не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию детей, иногда подают негативный пример: ссоры, пьянство отцов, грубость и жестокость к детям, невнимательное отношение к их интересам и др. В семьях, где действуют перечисленные факторы, чаще происходят конфликты, что приводит к негативизму, т. е. к деформации личности и трудновоспитуемости. Воспитательные функции родителей сведены к минимуму и естественно, что ребенок не может получить в достаточной мере основы нравственного поведения, общения [1].

В течение развития общества, нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они целесообразны. Цели воспитания напрямую зависят от норм, которые в свою очередь зависят от ценностей. На данном этапе происходит следующее: ценности сменились, а система образования не в полной мере отразила факт изменения целей воспитания. Для стабилизации нравственного климата народа, общества, необходимо возрождение вечных ценностей, и в частности, нравственных норм этнопедагогики чувашей.

Воспитание нравственных основ в чувашской семье опирается на совокупность этических норм, которые служат кодексом нравственного поведения. Существует множество норм межличностных отношений, традиций, обычаев, которые соблюдали наши предки. Возрождением незаслуженно забытых традиций воспитания стараются заниматься родители, учителя, научные работники педвузов.

К сожалению, сегодня российская семья переживает некоторый кризис, во многом обусловлен-

ный состоянием общества. А в семье, как в зеркале, отражаются все его трудности и противоречия. Состояние тревоги, растерянности вызывают потребность опереться на что то прочное, проверенное веками. Припасть на что-то прочное, проверенное веками, припасть к живительным родникам народной педагогики, которая дает гуманитарные основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. Поэтому в народной педагогике состояние педагогической мысли находилось в тесной связи с проблемами педагога. Круг воспитания в тесной связи с проблемой педагога. Круг воспитателей очень широк и, так или иначе включал в себя весь род. Участие всех людей в формировании и воспитании подрастающего поколения, конечно, не было совершенно одинаково. Первое место в воспитании детей естественно принадлежало матери, бабушке, затем отцу, деду. Семья является самой близкой социальной средой, с которой человек находится в постоянном взаимодействии. Влияние семьи на свое нравственное и эмоциональное развитие человек ощущает с рождения, т.е. семья выступает как первичный воспитательный коллектив. В формировании нравственности человека, его индивидуальных особенностей, особенно на начальных этапах становления личности, именно семья выступает в роли социальной и духовной среды. Семья обладает той особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Психологический климат семьи зависит от ряда факторов: национальных традиций, нравственных ценностей, уровня образования и т.д. Народная педагогика отводит семье главную роль в формировании нравственных норм поведения. Старшее поколение считало своей обязанностью передавать детям традиции и обычаи своего народа, умения и навыки нравственности, необходимые для жизни. Уникально чувашское культурное наследие, как одного из древнейших тюркских народов, прошедшего сложный и трагический исторический путь, однако сохранившего свой язык и пока еще окончательно не утратившего ориентиры. Да, многие ценности были потеряны. Бедой последнего времени явилось и то, что духовный и культурный потенциал всей чувашской нации не был востребован. Чувашский язык и культура развивались относительно нормально только в узких рамках Чувашской автономии, национальнокультурное «поле» за пределами республики перестало давать всходы, почва оскудела, а чувашское население не имело элементарных возможностей приобщения к художественной жизни чувашской нации, не имеет каналов информации.

Следовало бы направить свои усилия на принятие специальных мер по преподаванию чувашского языка в школах, подготовке кадров учителей, развитию сети чувашских библиотек, созданию реальных возможностей удовлетворения нацио-

нально-культурных интересов чувашских семей. Только усиленная работа учителей в тесной связи с родителями в современных национальных семьях позволяет успешно осуществить трансляцию традиционных культур и возрождении нравственных ценностей. Проблема национальных прав чувашской диаспоры будет одной из важнейших в содержании нашего времени. Чтобы дать новый импульс развитию целостной чувашской культуры, необходимо подготовить условия, которые позволили бы задействовать генофонд всей чувашской нации, а не одной только ее половины. В Республике Башкортостан насчитывается 118.5 тыс. чувашей, что составляет 6.4% от общей их численности. Она является самой многочисленной этнической диаспорой чувашей после Республики Татарстан, расселенной за пределами родины. Чувашской население расселено в 26 районах республики. Во время Первого Канаша Президент республики Муртаза Рахимов заявлял: «Хочу подчеркнуть: проблемы национального развития чувашей, так же как и других этносов Башкортостана, вопросы дружбы народов -это вопросы государственной важности. Мы уже многое сделали в этом направлении. Но предстоит сделать еще больше. И мы будем прилагать все усилия для того, чтобы чувашский народ в Башкортостане получил, как и другие народы, возможность для всестороннего развития своей культуры, языка, для духовного расцвета». В приветствии главы Башкортостана делегатам и гостям II съезда (Канаша) чувашей, которое зачитал Радий Хабиров, подчеркиваются заслуги Канаша и отдается дань уважения исторической и культурной традиции чувашского этноса.

«Своей активной деятельностью ваша организация способствует приобщению чувашей, проживающих в республике, к национальной культуре, вносит заметный вклад в упрочение гражданского согласия и общественно-политической стабильности в обществе. Она служит благородным целям возрождения духовных и нравственных ценностей, сохранению вековых традиций взаимного уважения и добрососедства,- отмечает Муртаза Рахимов,- В нашей многонациональной республике живут и трудятся чуваши, предки которых поселились здесь несколько столетий назад. Они снискали к себе уважение своим трудолюбием, талантом, любовью к новой родине, патриотизмом. Мы горды тем, что именно наша земля взрастила основоположников чувашской литературы - Константина Иванова и Якова Ухсая. В Башкортостане выросло немало и видных ученых, деятелей образования и культуры -чувашей по национальности. В их числе всемирно известные академики - почвовед Иван Антипов-Каратаев, языковед Геннадий Корнилов и многие другие». Президент Башкортостана Муртаза Рахимов в июне 1995 года издал Указ «О мерах по комплексному социально-культурному развитию деревни Суук-Чишма Кармаскалинского района».

Чувашский историко-культурный центр призван, с одной стороны, стать важным фактором пробуждения национального самосознания чувашей Башкортостана и с другой - поднять моральный дух чувашского населения. Если земля башкир стал вторым домом для предков своренных чувашей несколько веков назад, то для них нынешний Башкортостан - центр стабильности и согласия.

Поддержка руководства, проводимые мероприятия и длительное соседство и тесные контакты с башкирским населением края способствовали взаимопроникновению культур, сохранили свою формировавшуюся веками национальную культуру. Познание народом своей культуры, традиций, обычаев помогает осознать себя как этнокультурное единство, свое место в окружающем мире, свои отличительные особенности и интересы, освоение истории своего народа, способствует пониманию и формированию национального достоинства и оценочных отношений к достоинству других народов. В чувашской диаспоре всегда велись поиски оптимальных форм самоорганизации национально-культурной жизни, в которые вовлекались множество чувашских семей совместно с подрастающим поколением.

Изучение и использование народных традиций транслируемых из поколения в поколение позволяет сохранить и осуществить успешное возрождение и дальнейшее формирование ценностной ориентации, которое определяет становление личности как субъекта социальной деятельности. Семья осуществляет начальный и главный этап социализации, и от его успешности зависят следующие этапы социализации личности. Именно в семье происходит формирование начальных нравственных норм: привычек, умений и далее жизненных принципов. От строящихся в семье отношений, от интересов и ценностей, находящихся на первом плане, зависит, насколько нравственными вырастут дети. Так как уроки жизни в семье дают самые близкие и дорогие ребенку люди - отец и мать, они обладают огромной воспитательной силой.

Исторически семья является хранительницей народно-педагогических традиций. Поэтому семья должна стать пропагандистом элементов народной педагогики. Академик Г. Н. Волков определяет следующие научно - педагогические задачи этнопедаго-гики: «На основе изучения живых педагогических процессов в народной среде, особенно в семье, выработать средства воздействия на эти процессы, а также способствовать пропаганде наиболее ценного педагогического наследия. Его усвоения и переработке в педагогической науке, параллельного применения всего этого в педагогической практике» [2]. Если провести параллель с тем, что было раньше, то следует заметить, что в повседневной жизни большой семьи, состоящей из трех-четырех поколений, воспитанию нравственных норм уделялось больше времени и большим количеством старших. Включая родственников, соседей, взрослые объясняли детям, как им

следует себя вести со старшими, стариками, женщинами, осуждали проступки детей, которые не вписывались в свод правил и норм, который существовал. В настоящее время, чрезмерная занятость родителей «добычей пропитания» (очень большой процент родителей безработные и вынуждены заниматься какими-то единичными коммерческими выездами) является отрицательным фактором в освоении детьми нравственных норм. Пробелы в воспитании ведут к отклонению от моральных и этических норм, к девиантному поведению детей. Затрудняется социализация подрастающего поколения из-за изменения общей системы социальных ценностей, слабого усвоения нормативных ориентации. Приобретенные в семье пороки ведут к трудностям в школе, в общественной жизни. Хотя надо подчеркнуть, что, анализируя воспитательные возможности семьи, выявили, что большая часть семей имеют достаточные условия для воспитания детей в духе возрождения ценностных ориентиров. Сложившаяся система образования привела к растущему разрыву поколений с последствиями. Это тревожное явление носит сложный, комплексный характер и требует комплексного же подхода. Система работы с родителями должна включать следующие компоненты: педагогическое просвещение родителей; руководство педагогическим самообразованием родителей; включение родителей в деятельность по обучению и воспитанию детей; учет перенимаемых отцами и матерями элементов народной педагогики. Семья, как хранительница достижений прошлого, лучше других может донести эти образцы до новых поколений. Поэтому в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью как на средоточие нравственного богатства народа является объективной потребностью общества. Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье и не каждой, а той, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Именно в этом смысле, возлагаемая на семью великая миссия -возрождение нравственного наследия народа, может стимулировать развитие семьи.

Систематизация материалов об общечеловеческих ценностях, систем знаний, традиционных норм нравственных представлений по традиционному воспитанию позволяют сделать вывод о том, что внутри каждой традиционной системы знаний народа - богатые древние познания, выверенные жизнью, которые могли бы усилить качество образования подрастающего поколения. Использование традиционного педагогического опыта в современных национальных семьях обеспечивает:

• передачу многовекового опыта народов, выверенных жизнью нравственных устоев;

• трансляцию традиционной культуры и формирование национального самосознания у новых поколений, открытых в другие культуры;

• потребность современного цивилизованного развития и взаимообогащения.

Педагогический арсенал чувашского народа располагает богатыми потенциальными возможностями для успешного формирования личности с национальным самосознанием и этнической идентификацией в условиях семейного воспитания. Проблема формирования национального самосознания новых поколений в возрождении нравственных ценностей в семье всегда была одним из важных направлений развития педагогики. К. Д. Ушин-ский писал: «Воспитание существует в народе столько же веков, сколько сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества» [3]. Имея многовековые корни, эта проблема стала предметом всеобщего интереса, как передовых мыслителей, философов, педагогов, так и людей, занимающихся научной работой. Таким образом, семья являлась и является той социальной средой, где на нравственное развитие ребенка оказывается влияние с самого его рождения, т.е. семья осуществляет начальный этап социализации. Современная семья должна являться носителем культуры своего народа, убежденным пропагандистом педагогических заповедей и мудростей народных традиций. Она позволяет осуществить успешную трансляцию традиционных культур, позволяет своевременно формировать нацио-

нальное самосознание при передаче многовекового опыта и возрождать традиционные нормы в нравственном воспитании. Чтобы достигнуть ускоренное «лечение» современной семьи, надо самым решительным образом вновь повернуться к традициям народной педагогики.

Только взаимодействие семьи с органами образования, со всеми структурами в непосредственной поддержке чувашской диаспоры при решении конкретно поставленных задач по возрождению и использованию традиционных норм его исторической параллели позволяет успешно осуществить возрождение нравственных ценностей в частности норм этнопедагогики. Использование знаний этно-педагогики может поставить реальный заслон бездуховности, историческому беспамятству, поможет осознать детям и подросткам свою роль наследников народных ценностей и традиций, национальнобытовой культуры, научить их продолжать дело своих родителей, дедов, прадедов и народа в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара, 1991. -243 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. -335 с.

3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Пед.соч. в 6 т. М., 1888. Т.1. С. 194-280.

Поступила в редакцию 29.03.2008 г. После доработки — 10.07.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.