Научная статья на тему 'Востребованность традиционных этнических ценностей в современной жизни'

Востребованность традиционных этнических ценностей в современной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / FAMILY / ETHNICITY / ETHNIC IDENTITY / ENVIRONMENT / CULTURAL INTERACTION / ETHNIC PEDAGOGY / ETHNIC VALUES / SPIRITUAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Раиса Федоровна

Хранительницей и транслятором этнических ценностных традиционно выступает семья. Особую значимость проблема приобретает в условиях взаимодействия культур в национальных республиках Российской Федерации. Данное положение обусловливает реализацию таких подходов, как этнопедагогический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Раиса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEMAND FOR TRADITIONAL ETHNIC VALUES IN MODERN LIFE

Family is a guardian and translator of traditional ethnic values. The interaction of cultures in the national republics of the Russian Federation becomes the problem of a special importance. This situation leads to the implementation of certain approaches such as an ethnopedagogical.

Текст научной работы на тему «Востребованность традиционных этнических ценностей в современной жизни»

УДК 39 (470.344):371

Р. Ф. Яковлева

Стерлитамак, Россия

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья, этнос, этническая идентичность, среда, взаимодействие культур, этнопедагогика, этнические ценности, духовное наследие.

АННОТАЦИЯ. Хранительницей и транслятором этнических ценностных традиционно выступает семья. Особую значимость проблема приобретает в условиях взаимодействия культур в национальных республиках Российской Федерации. Данное положение обусловливает реализацию таких подходов, как этнопедагогический.

R. F. Yakovleva

Yekaterinburg, Russia

THE DEMAND FOR TRADITIONAL ETHNIC VALUES

IN MODERN LIFE

KEYWORDS: family, ethnicity, ethnic identity, environment, cultural interaction, ethnic pedagogy, ethnic values, spiritual heritage.

ABSTRACT. Family is a guardian and translator of traditional ethnic values. The interaction of cultures in the national republics of the Russian Federation becomes the problem of a special importance. This situation leads to the implementation of certain approaches such as an ethnopedagogical.

Важнейшей задачей государства в области образовательной политики согласно положениям Национальной доктрины образования является укрепление института семьи, повышение её статуса. Хранительницей и транслятором этнических ценностных оснований жизни (нравственно-религиозных, эстетических идеалов, традиционных норм поведения и общения и т.п.) подрастающим поколениям традиционно выступает семья. Ценностные основания определяются экономическими, природными условиями, социокультурной ситуацией, в том числе этническими и религиозными особенностями региона.

Важным направлением исследований является изучение регионального аспекта этнических ценностных оснований воспитания. Особую значимость проблема приобретает в условиях взаимодействия культур в национальных республиках Российской Федерации.

В этом полиэтническом регионе сложились особые социокультурные условия функционирования чувашской семьи, объясняемые многовековой историей края: единое государственное образование -Волжская Болгария; падение Волжской Болгарии в начале XIII века в результате татаро-монгольского ига; начало формирования чувашского этноса с конца XIV и начала XV вв.; формирование этнической общности - волго-закамские чуваши (на территории современной Республики Башкортостан) с XVII века. Живя в иноязычном и инокультурном окружении, чуваши Башкортостана сохранили многие культурные традиции, в том числе традиции воспитании детей в чувашской семье.

Обращение к процессам семейной социализации на материале чувашской семьи, проживающей в поликультурном регионе, вызвано несколькими причинами:

во-первых, чуваши, проживающие на территории Республики Башкортостан, составляют меньшинство (117,3 тысяч че-

104

© Яковлева Р.Ф., 2016

Яковлева Раиса Федоровна - кандидат педагогических наук; Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

ловек из 4 057 292), имеет место частичная русификация чувашской этнической группы. Данное положение актуализирует проблему сохранения этнической идентичности как взрослых, так и детей в условиях поликультурного окружения;

во-вторых, историческое проживание чувашей совместно с русскими, башкирами, татарами и глубокие социально-исторические этнические контакты создали особую ситуацию межэтнических отношений и взаимовлияний и, соответственно, способов социализации. Это обусловливает необходимость установления межэтнического диалога, усиления воспитательной функции семьи в воспитании детей на основе гармонии национального и общечеловеческого, активного использования в воспитании средств этнопедагоги-ки (применительно к младшим школьникам - фольклора, праздников, детских игр, ручного труда и т.д.);

в-третьих, имеет место частичная русификация чувашской этнической групп;

в-четвертых, существующие на данный момент исследования, посвященные чувашам, носят преимущественно этнографический и историко-культурологический характер.

Данное положение обусловливает реализацию таких подходов, как этнопеда-гогический (Г. Н. Волков) - на примере этнических нравственных ценностей своей семьи своего народа; целостный в органическом единстве нравственности и жизни семьи; аксиологический (В. А. Сластенин), обусловливающий подход к воспитанию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности; личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская), отражающий «признание индивидуальности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного объекта, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом» [1. С. 9]; деятельностный (Б. Т. Лихачев) -

через вовлечение детей в специально разработанную систему общественно-значимой деятельности.

На основе взаимосвязи детей и родителей закладываются и формируются ценностные ориентации, которые проявляются в отношениях, определяющие стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Подкрепляющее поведение родителей через одобрение, поддержку, помогают ребенку адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.

В каждой семье складываются свои традиции воспитания, определяемые различными факторами: существование трех-поколенных семей как транслятора этнических ценностей воспитания; культивирование ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям; материнский язык как средство общения старших с детьми; формирование личной ответственности за все происходящее в семье; создание условий для творческой самореализации; позитивный психологический климат в отношениях всех членов семьи.

Этническая социализация понимается как процесс усвоения и присвоения личностью образцов поведения, социальных норм и ценностей определенного этноса, языка, истории, традиций конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве родной, что необходимо для успешного функционирования в данном обществе. В процессе этнической социализации и происходит осознание личностью своей национальной принадлежности, формируется ее этническая идентичность.

При этом должно быть уделено достаточное «внимание национальным традициям, которые являются неотъемлемой частью великого (наднационального, общечеловеческого) вне времени и пространства. Без этого ощущения нет и

© Яковлева Р.Ф., 2016 Яковлева Раиса Федоровна -венного университета

105

кандидат педагогических наук; Стерлитамакский филиал Башкирского государст-

самой личности, у которой есть великая защита - родной народ» [4. С. 41].

И. С. Кон, рассматривая развитие ребенка в контексте социализации, утверждает, что этническая идентичность формируется с детских лет на фоне традиционных родительских чувств, социальных ролей и «культурных символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.» [3. С. 262].

Г. Н. Волков, сформировавший самостоятельную область научного знания -этнопедагогику, на основе изучения национально-региональной и этнической культур воспитания выделяет национальную педагогику как условие развития духовной культуры человека и подробно рассматривает: средства народной педагогики (пословицы; загадки; народные песни, в том числе колыбельные; песни отрочества; сказки); народный идеал человека; условия воспитания (природа, игра, труд, слово, религия и др.).

Обобщая этот опыт, Г. Н. Волков заключает: «Весь традиционный опыт жизни определяется родной природой... Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ». Указывая на важное значение этнической идентичности для развивающейся личности, автор подчеркивает, что «тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов» [2. С. 128-129].

В этих словах кроется глубинный смысл: утрата национального языка означает утрату своего природного «Я», ведь другие языки, даже языки межнационального общения, для личности являются лишь заместителями родного. При этом важно, что этническая идентичность как осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью не означает полного обособления от других этносов. Это было бы чревато национальной обособленностью и национальной ограниченностью в полном смысле этого слова. Успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями, вовлечения их в школьную жизнь. Если семья и школа имеют единые цели, проявляют доверие друг к другу, то и ученики легче справляются с задачами образования, приобщаются к труду и обретают ответственное отношение к своим обязанностям, что было и должно оставаться основой семьи вне зависимости от национальности.

Современный человек живет в постоянно меняющемся мире. Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. В мире постоянных изменений и неустойчивости индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно -этническую.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2002. № 5. С. 52-64.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1966. - 591 с. 196

3. Кон И.С. Социальная психология. - Воронеж: МОДЭК, 1999 - 442 с.

4. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: дисс. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2001. - 377 с.

106

© Яковлева Р.Ф., 2016

Яковлева Раиса Федоровна - кандидат педагогических наук; Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.