Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСПОНДЕНТЫ / МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко А.В., Селиверстов М.В.

В статье приведены данные мониторинга развития туристической отрасли Алтайского края, оценена привлекательность региона для развития внутреннего туризма. Указаны данные о количестве и структуре организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в этой сфере бизнеса, приведены данные по местам размещения. Отмечена работа по развитию инфраструктуры и увеличение инвестиций в отрасль, отмечена роль правительства региона в презентации туристического потенциала. Представлены результаты опроса предпринимательского сообщества и населения о существующей конкуренции в отрасли, удовлетворенности населения качеством оказанных услуг и количеством организаций их оказывающих, отмечено их увеличение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миненко А.В., Селиверстов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF TOURISM SERVICES OF ALTAI KRAI

The article presents monitoring data on the development of the tourism industry in the Altai Territory, assesses the attractiveness of the region for the development of domestic tourism. Data on the number and structure of organizations and individual entrepreneurs engaged in this business area are indicated, data on placements are given. Work on the development of infrastructure and an increase in investment in the industry was noted, the role of the government of the region in the presentation of tourism potential was noted. The results of a survey of the business community and the population on the existing competition in the industry, satisfaction of the population with the quality of services provided and the number of organizations providing them are presented, their increase is noted.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-2-180-182

Аннотация. В статье приведены данные мониторинга развития туристической отрасли Алтайского края, оценена привлекательность региона для развития внутреннего туризма. Указаны данные о количестве и структуре организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в этой сфере бизнеса, приведены данные по местам размещения. Отмечена работа по развитию инфраструктуры и увеличение инвестиций в отрасль, отмечена роль правительства региона в презентации туристического потенциала. Представлены результаты опроса предпринимательского сообщества и населения о существующей конкуренции в отрасли, удовлетворенности населения качеством оказанных услуг и количеством организаций их оказывающих, отмечено их увеличение.

Ключевые слова: туризм, предпринимательство, инфраструктура, респонденты, мониторинг, качество.

Алтайский край является одним из наиболее привлекательных регионов Российской Федерации для внутреннего туризма, и, учитывая сложившуюся международную обстановку можно с уверенностью прогнозировать значительное увеличение потока туристов, а следовательно, возникает необходимость в интенсификации развития туристической отрасли региона [1].

В 2021 году отдых туристов в крае обеспечивали более 600 коллективных средств размещения, в их числе: 40 санаторно-курортных учреждений (всего в регионе зарегистрирована 41 санаторно-курортная организация, но в течении 2021 года 1 санаторий был закрыт на реконструкцию), 334 гостиницы и аналогичных средств размещения, порядка 180 турбаз и организаций отдыха (в т.ч. 34 официально действующих сельских дома), 47 загородных оздоровительных лагерей для детей. Единовременная вместимость средств размещения в регионе в летний период года составляла 47 тыс. койко-мест, в зимний период - 20,5 тыс. койко-мест. Туроператорские и турагентские услуги в регионе в течение года оказывали более 270 организаций (в т.ч. 59 туроператора, 214 турагентов) [2].

Согласно данным ведомственного мониторинга управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, по данным органов местного самоуправления городов и районов региона в коллективных средствах размещения, действующих на территории Алтайского края, в 2021 году отдохнуло 924 тыс. человек (за 12 месяцев 2020 года в коллективных средствах размещения было размещено 681 тыс. человек, за 12 месяцев 2019 года -порядка 1 240 тыс. человек), общий показатель туристско-экскурсионного потока по территории Алтайского края превысил 1,8 млн человек (в 2020 году - 1,25 млн человек, в 2019 году - 2,2 млн человек) [4].

В 2021 году продолжилась работа по развитию существующих объектов туристской инфраструктуры, а также вводу в эксплуатацию новых объектов. На всей территории Алтайского края на развитие туристской инфраструктуры частными инвесторами направлено более 1,8 млрд рублей частных инвестиций, что в 2 раза больше показателей 2020 года (767 млн рублей), и в 1,8 раза больше 2019 года (879 млн рублей). Увеличение инвестиций в основной капитал туриндустрии в 2021 году во многом связано с ростом инвестиционной активности на площадках «Бело-

куриха горная» (инвесторами вложено 582 млн рублей), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Ка-тунь» (432 млн рублей), игорной зоны (98 млн рублей).

В рамках проведения работы по квалификации гостиниц и иных средств размещения по состоянию на 01.01.2022 классификация проведена на 229 объектах, в том числе: на 37 объектах с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, на 86 объектах с номерным фондом от 16 до 50 гостиничных номеров и на 106 объектах с номерным фондом 15 и менее гостиничных номеров. Доля классифицированных гостиниц и иных средств размещения в общем количестве средств размещения составляет 43,5% [2; 4].

В 2021 году продолжено благоустройство курортной инфраструктуры Белоку-рихи за счет взимания курортного сбора. Имеющийся объем средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края позволил выполнить работы на сумму 20,1 млн. руб.: обустроены прилегающие к курортной зоне леса (произведена расчистка поросли, уборка валежника), благоустроены терренкуры и гостевой маршрут курорта, отремонтированы арт-объекты площадки «Белокуриха горная», начаты работы по обустройству курортного сквера, проведены работы по текущему содержанию общественных мест курортной зоны [3; 5].

В рамках продвижения туристского продукта Алтайского края на внутреннем и международном рынках в 2021 году организовано проведение презентаций туристического потенциала региона на 28 специализированных мероприятиях (включая выставки, событийные мероприятия, пресс-, фото- и инфо-туры)

На основе результатов опроса предпринимателей, проведённого Министерством экономического развития Алтайского края совместно с сотрудниками высших учеб-

нок туристических услуг характеризуется высокой конкуренцией (исходя из анализа ответов респондентов), как на территории туристических зон Алтайского края, так и на локальных рынках. Для 44,3% участников опроса конкуренция на рынке розничной торговли является высокой или очень высокой. Четвертая часть опрошенных предпринимателей (26,8%) отметили наличие умеренной конкуренции [6].

Основным рынком для реализации своих услуг является локальный рынок (42,1%). Еще треть респондентов (28,9%) работает на региональном рынке.

Количество организаций, оказывающих туристические услуги, в большей степени устраивает 56,4% участников опроса, лидерами из которых являются жители городских округов. Четвертая часть городских жителей (26,2%) отметила увеличение количества таких организаций за последние три года, в то время как среди жителей муниципальных районов данную тенденцию отметило лишь 13,0%.

Стоимостью услуг в сфере туризма удовлетворена половина респондентов (50,1%), качеством - 54,2% опрошенных жителей. Стоимость и качество услуг в сфере туризма, по мнению большинства

не

участников опроса (76,4% и 87, превышает стоимость и качество данных услуг в других регионах.

Таким образом, туризм в Алтайском крае является динамично развивающейся, конкурентоспособной отраслью, способной стать драйвером роста для предгорных и таежных районов региона, но при всей положительной динамике развития, предприятиям, оказывающим туристические услуги населению необходимо уделять большее внимание улучшению качества оказываемых услуг что в свою очередь приведет к увеличению туристического потока в регион, и повысит прибыл предприятий.

ных заведений региона, выявлено, что ры-

Библиографический список

1. Министерство экономического развития Алтайского края. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.econom22.ru/about//konkuren/doklad-o-sostoyaшi-konkurentsii-v-2020, свободный - (дата обращения 25.03.2022).

2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.akstat.gks.ru, свободный - (дата обращения 29.04.2022)

3. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.alregn.ru/pages/reaHzaciya-gosudarstvennoy-programmy-razvitie-turizma-v-altayskom-krae, свободный - (дата обращения 30.04.2022)

4. Хмелева Н.А. Способы повышения конкурентоспособности предприятия на рынке туристических услуг // Научно Исследовательский Центр "Science Discovery". - 2021. -№ 5. - С. 178-181. - EDN YVJTUF.

5. Розова Н.К. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок туристических услуг / Н.К. Розова, В.В. Венатовская // Управленческий учет. - 2022. - № 2-1. - С. 173-178. -DOI 10.25806/uu2-12022173-178. - EDN XUNEVG.

6. Пахарь В.В. Институциональные барьеры на рынке туристических услуг / В.В. Пахарь, О.И. Федорова // Экономика и право: современные интеграционные процессы: сборник научных трудов III Международной молодежной научно-практической конференции, Ставрополь, 22-23 апреля 2021 года. - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2021. - С. 20-23. - EDN PGRRVI.

STATE AND DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF TOURISM SERVICES OF ALTAI KRAI

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstracts. The article presents monitoring data on the development of the tourism industry in the Altai Territory, assesses the attractiveness of the region for the development of domestic tourism. Data on the number and structure of organizations and individual entrepreneurs engaged in this business area are indicated, data on placements are given. Work on the development of infrastructure and an increase in investment in the industry was noted, the role of the government of the region in the presentation of tourism potential was noted. The results of a survey of the business community and the population on the existing competition in the industry, satisfaction of the population with the quality of services provided and the number of organizations providing them are presented, their increase is noted.

Keywords: tourism, entrepreneurship, infrastructure, respondents, monitoring, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.