Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воробьев Сергей Петрович, Якутина Евгения Руслановна

В работе определены основные тенденции развития туризма в Алтайском крае, связанные с ростом туристического потока, ростом инвестиций в отрасли, количеством инфраструктурных объектов. Выявлены факторы, сдерживающие развитие туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воробьев Сергей Петрович, Якутина Евгения Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN ALTAI KRAI

The paper identifies the main trends in the development of tourism in the Altai region associated with the growth of the tourist flow, the growth of investment in the industry, and the number of infrastructure facilities. The factors hindering the development of tourism in the region are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

экономика и Финансы

УДК 338.48

Сергей Петрович Воробьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Евгения Руслановна Якутина, студент 3 курса направления подготовки «<Экономика» Алтайского филиала ФГБОУ ВО «<Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В работе определены основные тенденции развития туризма в Алтайском крае, связанные с ростом туристического потока, ростом инвестиций в отрасли, количеством инфраструктурных объектов. Выявлены факторы, сдерживающие развитие туризма в регионе.

Ключевые слова: туризм, туристические направления, Алтайский край, перспективы развития.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

CONTRADICTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN ALTAI KRAI

Развитие сферы туризма в Алтайском крае и в России является одним из основных направлений решения социально-экономических задач. Концепция стратегического развития Алтайского края опирается, в том числе, на развитие туристско-рекреационно-го комплекса международного уровня. При этом регион позиционируется как монопрофильный туристический объект, где предоставляются всевозможные программы отдыха и туризма с учетоминдивидуальных запросов клиентов.

К основным проблемам развития внутреннего и въездного туризма как в Российской Федерации, так и в Алтайском крае относятся [1]: замедление развития инноваций и инфраструктуры в туристском секторе вследствие отставания общего социально-экономического развития региона; деградация рекреационной зоны от темпов развития туристской заинтересованности к зоне отдыха; дефицит кредитных ресурсов для внешнего и внутреннего инвестирования деятельности, а также доходных продуктов, способствующих прибыли; нехватка квалифицированных сотруд-

ников; слабый маркетинг российского туризма.

Алтайский край входит в пятерку лидеров по количеству размещенных лиц в российских санаториях, доля туризма в ВРП Алтайского края с учетом мультипликативного эффекта (туризм позволяет развивать местную инфраструктуру, создавать дополнительные рабочие места, оказывать стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли) в 2017 г. составила более 7% [5]. По объему инвестиций в развитие туризма Алтайский край переместился с 31 места в 2009 г. на 16 в 2017 г. (табл. 1).

Таблица 1

Распределение регионов России по объему инвестиций в развитие туризма

Группы регионов Всего регионов*, ед. % к итогу Сумма инвестиций на 1 регион, млн руб.

2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г.

До 10 31 26 38,75 32,5 3,7 3,3

От 10 до 50 20 18 25,00 22,5 23,9 20,8

От 50 до 100 11 9 13,75 11,25 82,9 72,9

От 100 до 500 10 16 12,50 20 181,1 281,5

Свыше 500 8 11 10,00 13,75 1812,3 2320,5

Итого 80 80 100 100 222,7 389,3

УЯ

алтайским вестник ;

I м : I: м: ■: :1:1м I \ Г м! ЮЛУ ШШ

В регионе активно развивается экстремальный, активный, лечебно-оздоровительный, сельский, научно-познавательный, событийный и деловой виды туризма. При этом регион входит в тройку регионов, в котором жители России хотели бы побывать, в том числе Камчатский край и Сибирь (оз.

Байкал) на основе проведенного исследования Федерального агентства по туризму РФ совместно с онлайн-сервисом ОпеТтеоТпр.

Опрос более 2,5 тыс. человек Ро-стуризмом свидетельствует о том, что наибольший интерес (34%) респонденты проявляют к уникальным, «диким»

местам (Камчатка, Сахалин, Курильские острова и др.), а также доступным природным достопримечательностям - оз. Байкал, Республика Карелия, Алтайский край, а также историко-культурное наследие (рис. 1) [4].

Другое

Уникальные "дикие" места Возможность для активного отдыха Культурное, историческое наследие

Природа

34%

28% ■ 30%

Организаторы исследования отмечают, что у большинства путешественников гипотетический интерес к внутреннему туризму трансформируется в конкретные планы. 56% респондентов

0% 10% 20% 30% 40%

Рис. 1. Приоритетность выбора туристического места для туристов России в 2018 г., %

на вопрос «Планируете ли вы в ближай- выбрав вариант «скорее да». Самыми шем будущем больше путешествовать желанными местами для поездок они по стране?» ответили «однозначно да». Еще 37% были менее конкретны, но тоже обозначили положительную позицию,

назвали Камчатку, озеро Байкал и Алтайский край.

Другое Калининград Санкт-Петербург Кавказ Золотое кольцо Крым Алтай Байкал Камчатка

0% 5% 10% 15% 20% 25%

Рис. 2. Приоритетность выбора территории для туристов в России в 2018 г., %

30%

Благодаря развитию туристской инфраструктуры и созданию благоприятных условий для развития туризма в Алтайском крае в последние годы наблюдается стабильный прирост турпотока в регион. В 2016-2017 гг. число туристов, посещающих Алтайский край, превысило 2 млн человек в год. Впервые турпоток в Алтайском крае достиг 1 млн туристов в 2009 г., тогда как его средний прирост с 2012 по 2017 гг. составил 10%, что свидетельствует об-устойчивом развитии туризма в регионе. Тем не менее темп прироста замедляется: в 2010 г. составил 18,0%, в 2011 г. - 10,2%, в 2012 г. - 15,4%, в 2013 г. - 5%, в 2014 г. был самый низкий темп прироста, который составил всего 3,0%.

В регионе действует 986 субъектов сферы туризма, существуют 286 коллективных средств размещения общего назначения, 43 санаторно-курортных учреждения, более 180 сельских гостевых домов, более 160 турбаз и организаций

отдыха. Численность мест единовременного размещения в регионе составила 51,0 тыс., из них круглогодичного - 19,8 тыс., в том числе в санаторно-оздорови-тельных учреждениях - 8,8 тыс. Объем инвестиций в туристическую деятельность за 2017 г. составил 1,6 млрд. руб., при этом 1,1 млрд руб. - это внебюджетные источники [5]. Рост инвестиций за 2009-2017 гг. - более 3,65 раза, что существенно выше, нежели в Сибирском федеральном округе (2,84 раза) и России (в 1,82 раза).

За время реализации программных мероприятий, направленных на развитие сферы туризма в Алтайском крае, число действующих турпредприятий увеличилось на 213 единиц (в 2010 г. - 773 ед., в 2017 г. -986 ед.), более чем на треть стало больше коллективных и индивидуальных средств размещения туристов (в 2010 г. - 483 ед., в 2017 г. - 669 ед.), количество мест круглогодичного размещения увеличилось на 3,3

тыс. (в 2010 г. - 16,5 тыс. мест, в 2017 г. -19,8 тыс. мест). Туризм в Алтайском крае, как и в России в целом, в значительной степени зависит от экономических и политических условий. К примеру, банкротство ряда турфирм связано с двойным ростом курса доллара.

Вместе с тем регион числится в лидерах всероссийского рейтинга по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в туристическом бизнесе. В 2014 г. была принята государственная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 20152020 гг. с целью устойчивого развития туризма и повышения привлекательности туристской услуги на российских и зарубежных рынках. К задачам данной программы относятся: улучшение качества туристских работ и услуг; создание репутации Алтайского края как центра всесезонного туризма; научно-исследовательский характер развития турист-

экономика и Финансы

ской деятельности; поддержка развития сельского туризма в Алтайском крае и др. Общий объем финансирования государственной программы составляет 15,03 млрд руб., в том числе по годам: в 2015 г. - 2,69 млрд руб.; в 2016 г. - 3,25 млрд руб.; в 2017 г. - 1,95 млрд руб.; в 2018 г. -2,31 млрд руб.; в 2019 г. - 2,41 млрд руб.; в 2020 г. - 2,42 млрд руб. [2].

С 01.01.2019 г. начала действовать новая государственная программа «Развитие туризма в Алтайском крае » на 20192025 гг., объектом которой является внутренний туризм, который рассматривается как одна из задач импортозамеще-ния. Совокупность мероприятий данного документа позволит эволюционировать доступной и комфортной туристской среде, совершенствовать предоставление услуг, конкурировать туристическому сектору на внутреннем и внешнем рынках и обеспечить условия инвестиционной привлекательности. Одним из предлагаемых в программе инструментов является кластерный подход, обусловливающий концентрацию в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением, продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1].

Будущее туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Алтайского края относится к исполнению государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 20192025 гг. и федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы) », а в частности, осуществление крупных инвестиционных проектов: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», туристско-рекреа-ционные кластеры «Белокуриха» и «Бе-локуриха-2», туристско-рекреационный кластер «Предгорья Алтая», туристско-рекреационный кластер «Ленточный сосновый бор» «Барнаул - горнозаводской город», автотуристский кластер «Золотые ворота», спортивно-туристский кластер «Тягун» и другие.

Вместе с тем развитие международного туризма осложнено проблемами: неразвитость туристской инфраструктуры; низкокачественный сервис и нехватка профессиональных кадров; слабая маркетинговая политика туризма; нестабильные инвестиционный климат и политическая конъюнктура, обусловленные недостаточностью финансирования туристской сферы, вхождением в состав России Крымского федерального округа и введением различного рода санкций.

На основе выявленных проблем в 2018 г. было проведено анкетирование среди 200 студентов Алтайского филиала РАН-ХиГС, состоявшее из 18 открытых и закрытых вопросов, позволившее выявить, что Алтайский край привлекателен для туристов, у него есть своя потенциальная аудитория [3]. Подавляющее большинство респондентов хотя бы раз отдыхали в регионе (74%), из которых каждый второй стабильно отдыхал на территории Алтайского края минимум раз в год. Также все респонденты отметили наличие определенного числа проблем: качество туристской инфраструктуры, в том числе неудовлетворительное качество дорог (81%), нехватка информации об отдыхе на территории региона (63%), и высокая цена (62%). Большинство респондентов отметили неосведомленность, т.е. существует возможность относительно легко и быстро увеличить число туристов, путешествующих по Алтайскому краю, если улучшить эффективность коммуникаций в сфере туризма. Кроме того, проведен сравнительный анализ положительных и отрицательных характеристик, повлиявших на общее впечатление об отдыхе на территории Алтайского края. Положительные эмоции создали природа, люди, атмосфера. Негативные эмоции - неудовлетворительное качество дорог, высокие цены, низкий уровень сервиса, мусор в местах, посещаемых туристами и недостаточно развитый уровень туристской инфраструктуры.

Таким образом, выявленные тенденции развития туризма и их проблемы позволяют сформировать положение туризма в Алтайском крае. На фоне роста нами были выявлены противоречия в развитии

сферы туризма. С одной стороны, наблюдается рост интереса мировых и российских гостиничных сетей, с другой - повышению эффективности инвестиционной деятельности препятствуют множество вышеперечисленных факторов. Для решения проблем нужна поддержка со стороны государства, в том числе эффективные инструменты налоговой политики. Крайне необходима организация курсов повышения квалификации работников туристского бизнеса. В совокупности это все будет способствовать повышению качества и узнаваемости туристских продуктов Алтайского края.

1. «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (с изменениями на 21 марта 2019 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/557414759.

2. «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы (с изменениями на: 24.04.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/423904756.

3. Емельянова М.А. Развитие сферы туризма в Алтайском крае // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: материалы XI межвузовской научн.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Барнаул: АЗБУКА, 2018. - С. 13-15.

4. Информационно-аналитический портал // Алтайский край: события и комментарии экспертов // Алтайский край вошел в тройку самых желанных для туристов регионов России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.doc22.ru/ information /2009-07- 15-05-06-10/ 95442018-07-10-01-53-24.

5. РИА Новости. Алтайский край // Турпоток в Алтайский край с 2005 года вырос в четыре раза [Электронный ресурс]. - URL: https://ria. ru/20180310/1516121342.html.

Sergei Petrovich Vorobyov, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Eugenya Ruslanovna Yakutina, student of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

The paper identifies the main trends in the development of tourism in the Altai region associated with the growth of the tourist flow, the growth of investment in the industry, and the number of infrastructure facilities. The factors hindering the development of tourism in the region are revealed.

Keywords: tourism, tourist directions, Altai Krai, prospects of development.

94 щ

BhkTr tKH KL- —^ ВяВШ 1RS» ШЖ f& 1

HÉf Г N ^ Чу * . ^gjfpE ^ЧЯрГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.