Научная статья на тему 'Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХI вв. '

Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера образования / инфраструктура школ / строительство и ремонт школ / государственная поддержка / спонсорство / помощь международных организаций / sphere of education‚ infrastructure of school‚ construction and repair of school‚ state support‚ sponsorship‚ aid of international organizations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедов Шариф Ахмедович, Хомидов Расул Абдукадырович

В статье в историческом аспекте освещено состояние школьной инфраструктурыРеспублики Таджикистан, сложившаяся кризисная ситуация в школьном образовании вгоды межтаджикского конфликта и последовавший за ним период. Охарактеризованыпринятые государством меры по выделению средств из государственного бюджета, атакже по привлечению иностранных инвестиций и вкладов частных спонсоров настроительство и ремонт зданий общеобразовательных школ Согдийской области впостсоветское время. Сделан вывод, что увеличение расходов на систему образования,финансирование отрасли из государственного и местных бюджетов, а такжемеждународными организациями привели к улучшению инфраструктуры школьных учреждений. Обращено особое внимание на метод государственно-частного партнерствапри строительстве и ремонте школ. Дана качественная и количественная характеристика инфраструктуры средних школ Согдийской области в начале ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT IN REFERENCE TO INFRASTRUCTURE OF SECONDARY SCHOOL OF SUGHD VILOYAT AT THE JUNCTION OF the XX-TH – the XXI-st CENTURIES

The article elucidates in the historic aspect the state of school infrastructure of Tajikistan Republic‚ the crisis situation shaped in school education in the years of the inter-Tajik conflict and the period which followed it. The author has characterized the measures on allotting resources from the state budget undertaken by the state‚ on attraction of foreign investments and deposits of private sponsors for construction and repair of the buildings of comprehensive schools of Sughd viloyat in the post-Soviet time. The authors come to the conclusion that an increase of expenditures for the system of education‚ branch financing from statal and local budgets and also by international organizations entailed an improvement of the infrastructure of school institutions. Special attention is paid to the method of statal-private partnership resorted to by building and repairing of schools. The author gives qualitative and quantitative characteristics of secondary school of Sughd viloyat at the beginning of the XXI-th century.

Текст научной работы на тему «Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХI вв. »

УДК 9.302(и).5 ББК 63.3(2)74

Ахмедов Шариф Ахмедович,

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ХГУ имени акад. Б.Гафурова Хомидов Расул Абдукадырович, соискатель кафедры отечественной истории ХГУ имени акад. Б.Гафурова

Akhmedov Sharif Akhmedovich,

Dr. of History, Professor of the department of universal history under Khujand State University named after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand)

Homidov Rasul Abdukodirovich, claimant for candidate's degree of the department of home history under Khudjand State University named after acad. B.Gafurov (Tajikistan,Khudjand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: сфера образования, инфраструктура школ, строительство и ремонт школ, государственная поддержка, спонсорство, помощь международных организаций

В статье в историческом аспекте освещено состояние школьной инфраструктуры Республики Таджикистан, сложившаяся кризисная ситуация в школьном образовании в годы межтаджикского конфликта и последовавший за ним период. Охарактеризованы принятые государством меры по выделению средств из государственного бюджета, а также по привлечению иностранных инвестиций и вкладов частных спонсоров на строительство и ремонт зданий общеобразовательных школ Согдийской области в постсоветское время. Сделан вывод, что увеличение расходов на систему образования, финансирование отрасли из государственного и местных бюджетов, а также международными организациями привели к улучшению инфраструктуры школьных учреждений. Обращено особое внимание на метод государственно-частного партнерства при строительстве и ремонте школ. Дана качественная и количественная характеристика инфраструктуры средних школ Согдийской области в начале XXI века.

Key words: sphere of education, infrastructure of school, construction and repair of school, state support, sponsorship, aid of international organizations

The article elucidates in the historic aspect the state of school infrastructure of Tajikistan Republic, the crisis situation shaped in school education in the years of the inter-Tajik conflict and the period which followed it. The author has characterized the measures on allotting resources from the state budget undertaken by the state, on attraction of foreign investments and deposits of private sponsors for construction and repair of the buildings of comprehensive schools of Sughd viloyat in the post-Soviet time. The authors come to the conclusion that an increase of expenditures for the system of education, branch financing from statal and local

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРЕДНИХ ШКОЛ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХIВВ.

STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT IN REFERENCE TO INFRASTRUCTURE OF SECONDARY SCHOOL OF SUGHD VILOYAT AT THE JUNCTION OF the XX-TH - the XXI-st CENTURIES

13

Akhmedov Sh. A., Homidov R. A. State and Ways of Improvement in Reference to Infrastructure of Secondary School of Sughd Viloyat at the Junction of the XX-th - the XXI-st Centuries

budgets and also by international organizations entailed an improvement of the infrastructure of school institutions. Special attention is paid to the method of statal-private partnership resorted to by building and repairing of schools. The author gives qualitative and quantitative characteristics of secondary school of Sughd viloyat at the beginning of the XXI-th century.

В годы Гражданской войны 1992 - 1997 гг. из-за сокращения капитальных вложений в сферу образования в Таджикистане расходы на строительство школ, их содержание и ремонт были практически заморожены. Несмотря на это, из средств местного бюджета и спонсорской поддержки населения велась определенная работа по сохранению существующей инфраструктуры сферы образования. Сразу же после завершения гражданской войны наметилась тенденция улучшения инфраструктуры отдельных школьных образовательных учреждений. В частности, в Согдийской области в 1998 году при финансовой поддержке хукумата области были построены и сданы в эксплуатацию здания школы №6 Шахристанского района, школы №24 города Исфары, школ №№ 15 и 44 Ганчинского района. Здание школы №42 селения Басманда Ганчинского района было построено за счет средств самого населения путем хашара. В том же году был осуществлен капитальный ремонт 24 общеобразовательных школ области и частичный ремонт 600 школ. На эти цели из местного бюджета было израсходовано 30 млн. таджикских рублов [10].

С подписанием межтаджикского мирного соглашения государство стало уделять особое внимание финансированию сферы образования. Несмотря на серьезный экономический кризис и социально-политические катаклизмы, расходы на образование в Республике Таджикистан постоянно увеличивались. Система образования РТ финансируется из трёх основных источников: бюджетов всех уровней, международной помощи и средств семей, частных лиц. О возросшем объеме финансирования этой отрасли свидетельствуют следующие факты. Если в 2000 году за счет государственного бюджета для сферы образования было выделено всего 42 млн. сомони (30 млн. долл. США), то в 2009 году, с учетом всех источников финансирования и утвержденного бюджета, выделен 1 млрд. 70 млн. сомони (258 млн. долл. США). То есть, бюджет этой отрасли за девять лет возрос почти в 26 раз. В течение пяти лет (2005-2009 гг.) за счет всех источников финансирования были завершены строительство и реконструкция 662 школ и созданы 136 тыс. ученических мест [3].

Согласно Конституции РТ, получение общего основного образования в республике является бесплатным. Несмотря на это, из-за ограниченности финансовых ресурсов и слабой поддержки преподавательского состава почти во всех регионах республики, в т.ч. в Согдийской области, практиковались так называемые «родительские взносы». Данная «акция» не имела законодательной основы, и средства, поступавшие в систему общего среднего образования в виде родительских взносов, юридически не оформлялись и в официальной статистике не учитывались. Согласно Закону РТ «Об образовании» (2004 г.), общеобразовательным школам разрешалось введение дополнительных платных услуг в виде организации внеклассных кружков и занятий, но часто эти средства вкладывались в общешкольные формальные и неформальные расходы. По данным Всемирного Банка, в 1999 г. частные расходы на образование составили 2% от ВВП, а государственные - 2,1%. [3] К сожалению, по общему среднему образованию официальные статистические данные по частным и общественным расходам отсутствуют.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2004 году в 146 общеобразовательных школах Согдийской области занятия велись в одну смену, в 711 школах - в две

14

Ахмедов Ш.А., Хомидов Р.А. Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

смены, и в 30 школах - в три смены. Как видно, в большинстве (83,5%) школ занятия проводились в две и три смены [5].

Родители и общественность, помимо финансовой и материальной помощи, оказывали школам необходимую помощь в организации и проведении текущего ремонта, в работах по восстановлению и благоустройству территории, а также в проведении различных внешкольных мероприятий. К 2010 году физическое состояние школ все еще было тяжелым, многие учащиеся обучались в небезопасных помещениях, значительная часть школ находилась в плачевном состоянии и требовала капитального ремонта. Зимой во многих классных комнатах из-за отсутствия электричества было темно и холодно, и учащимся приходилось учиться в верхней одежде. Во многих классах отсутствовало отопление, а там, где были печки, ими не пользовались из-за отсутствия топлива; хотя в некоторых школах было центральное отопление, система постоянно не работала. По статистическим данным, в Согдийской области в 2008-2009 учебном году в среднем 4 процента всех школьников учились в опасных зданиях, а 26 процентов обучались в зданиях, хотя и неопасных, но требующих капитального ремонта. [6, с. 72-73] Занятия в большинстве школ проводились в две и три смены.

В Согдийской области финансирование наиболее значимых проектов и программ осуществляется на местах в рамках региональных и областных программ. В частности, оказывалась помощь областного уровня в строительстве ряда общеобразовательных школ. Например, в районах и городах области в 2005 году были построены и сданы в эксплуатацию 15 новых школ и дополнительных корпусов к существующим школам. Школы более чем для 4 тысяч учеников преимущественно построены в дальних труднодоступных горных селениях и населенных пунктах. [18, с. 45] В частности, в 2005 году было построено здание школы № 136 на 340 ученических мест в местности Саразм города Пенд-жикента. Школа имеет 12 классов, лаборатории, зал заседаний, кабинеты для администрации. Для строительства школ из резервного фонда Президента Таджикистана было выделено 800 тыс. сомони. [2] В 2006 году в джамоатах Сурх и Чорку Исфаринского района были построены две школы, рассчитанные на 240 учащихся каждая, в самой Исфаре - городской центр воспитательной работы со школьниками на 120 мест. [4]

Только в течение 2007-2009 гг. за счет бюджета области в районах Ашт, Ганчи, Зафа-рабад, Джаббор Расулов, Бабаджан Гафуров, Мастчох и в городах Истаравшан, Чкаловск, Исфара и Канибадам были построены и сданы в эксплуатацию более 20 общеобразовательных школ. [8, с. 26]

Во исполнение постановления Правительства Республики Таджикистан от 27 августа 2008 года №436 «О Государственной программе строительства, ремонта и реконструкции школ на 2008-2015 годы, расположенных в частных домах, вагонах, административных зданиях и общественных местах», маджлис народных депутатов Согдийской области (III созыва) 29 июля 2008 года принял «Программу строительства, ремонта и восстановления общеобразовательных школ городов и районов области на 2008-2010 гг.». К моменту принятия данной Программы на территории области 254 школы нуждались в капитальном ремонте. В 21 школе из-за отсутствия необходимых условий занятия велись в три смены. Здания 20 школ области в результате нехватки капиталовложений находились в недостроенном виде, т.е в них строительные работы были прекращены, здания 77 школ находились в аварийном состоянии [12, с. 72] .

О финансировании государством общеобразовательных школ Согдийской области свидетельствуют следующие примеры: в 2008 году на строительство средней школы № 17 в селении Зумрадшох Исфаринского района было выделено 800 тыс. сомони. На эту

15

Akhmedov Sh. A., Homidov R. A. State and Ways of Improvement in Reference to Infrastructure of Secondary School of Sughd Viloyat at the Junction of the XX-th - the XXI-st Centuries

сумму было построено новое здание школы на 240 ученических мест. На бюджетные средства Согдийской области в селении Ворух близ Исфары в 2008 году было построено и сдано в эксплуатацию двухэтажное здание средней школы № 45, рассчитанное на 540 учащихся, состоящее из 8 классов, компьютерного класса и кабинетов учителей и администрации школы [7, с. 62-63]. В селе Ниёзбек Канибадамского района в 2010 г. была построена новая школа на 540 учеников на общую сумму 1400 тыс. сомони.

Особенно широко применялся метод государственно-частного партнерства при строительстве и ремонте школ в Ганчинском районе. В общей сложности в течение 2008-2010 гг. в районе было построено 9 зданий общеобразовательных школ и 2 основные школы на 3884 ученических места на общую сумму 15 175 тыс. сомони [12, с. 80]. На добровольные пожертвования жителей в школах Ганчинского района с 2006 по 2011 гг. построено 510 классных комнат на 11 479 ученических мест с общим объемом финансирования 11,2 млн. сомони [15, с. 152]. Для строительства двух школьных зданий на 600 ученических мест в городке Ганчи из бюджета области было выделено 500 тыс. сомони. В средней школе №3 селения Овчи было построено 17 дополнительных классов на общую сумму 750 тыс. сомони. Строительство данной школы было осуществлено путем традиционного метода хашар (совместным благотворительным трудом жителей городка), на строительство школы населением было выделено 6 тыс. сомони [16]. Существенный вклад в строительство и ремонт школ Ганчинского района внесли предприниматели: Рузикул Курбанов (из села Кучкина), Рахим Шарифов (из села Далёни Поён), Умар Махмадеров, Вайдулло Мусоев, Туйчибой Абдукодиров (село Дален), Каримкул Кузиев, Хасан Иброхимов, Фатхулло Махкамов (село Муджун), Рустам Шарифов (село Овчи), Курбон Бободжонов, Олим Хошимов, Холбута Рузиматов (село Газантарак) [12, с. 80].

В 2008-2010 гг. в Согдийской области в 14 школах учебные классы были выведены из вагонов и частных домов, с этой целью были построены 42 дополнительных класса, рассчитанных на 1051 ученическое место. 14 школ, находившихся в аварийном состоянии, были отремонтированы [12, с. 75]. В целом с 2005 по 2010 гг. в Согдийской области были построены новые классы на 28 тыс. ученических мест, из них более 10 тыс. мест были построены за счет финансирования государственных органов Согдийской области [14, с. 340].

Одним из путей выхода из кризисной ситуации в строительстве и ремонте школьных учреждений являлось привлечение средств частных лиц, добровольные пожертвования населения и организация всенародных хашаров. Принятые в этом направлении меры способствовали повышению охвата учащихся образованием и созданию качественного обучения. В организации общественных работ и в деле улучшения инфраструктуры школьных учреждений очень важным является вклад родительских комитетов. Особенно значимым был вклад родительских комитетов при текущем и капитальном ремонте школ. Например, в Ганчинском районе в период 2008-2010 гг. жителями были сданы в эксплуатацию 2 учреждения основного среднего образования (здание школы №1 и №46 с 16 и 20 классами). Также с помощью жителей были построены 117 дополнительных классов, 4 столовые, 3 спортивных зала на общую сумму 3927,1 тысячи сомони (методом хашара) [9]. Предприниматель из Бабаджангафуровского района Н. Воситов из селения Дусти джамоата Хистеварз за счет своих средств построил двухэтажное здание школы на общую сумму 1 млн. 335 тыс. сомони, рассчитанное на 320 учеников [8, с. 27].

В Истаравшане в 2007-2008 гг. компания «Оби Зулол» и предприниматель ходжи Аб-духалик Муъминов построили две школы, рассчитанные на 660 ученических мест. 9 июля 2010 года при участии Президента РТ Эмомали Рахмона было сдано в эксплуатацию новое

16

Ахмедов Ш.А., Хомидов Р.А. Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

здание школы в селении Найман близ Истаравшана, которое было построено на средства дехканского хозяйства «Бобо Аюбджон» и при финансово-материальной помощи жителей и предпринимателей села. Новое здание школы состояло из 11 классов, рассчитанных на 330 ученических мест, библиотеки и комнат для администрации школы [1].

В Канибадаме в 2010 году на строительство 9 учебных классов в школе №33 местные предприниматели и жители собрали около 500 тыс. сомони, председателем хукумата Согдийской области Кохиром Расул-заде были выделены 75 тыс. сомони, руководство города Канибадама выделило 9 тыс. сомони и обеспечило строителей 230 кв. метрами гипсокартона. По сведениям заведующей отделом образования администрации города Канибадама Ховархон Наджмиддиновой, в 2010 году на ремонт всех 53 общеобразовательных и одной частной школы из городского бюджета было выделено более 507 тыс. сомони, а общественными ассоциациями родителей - 256 тыс. 442 сомони. [13] Эти факты свидетельствуют о том, что в Согдийской области при строительстве и ремонте школ широко использовался метод государственно-частного партнерства.

Всего до 2010 года в Согдийской области путем привлечения общественных и частных средств методом хашара были построены и сданы в эксплуатацию 13 школ [8, с. 27].

В Согдийской области, как и во всей республике, одним из путей улучшения состояния школ являлось привлечение капитала зарубежных государств, международных организаций и неправительственных организаций. Так, в Ганчинском районе в 2009 году Католическим Фондом было полностью достроено и сдано в эксплуатацию недостроенное здание школы №20 села Иторчи, затрачена сумма 1,8 млн. сомони. Этот же фонд для средней школы № 51 г. Истаравшана построил 8 дополнительных классов на 240 ученических мест. В школе №17 села Яхтан для улучшения электрообеспечения в зимний период МБОО «Джовид» были поставлены современные солнечные батареи на сумму 150 тыс. сомони. Всемирная Продовольственная Программа обеспечивала продовольствием 65 образовательных учреждений района. Было организовано горячее питание для 12 686 учащихся 1-4 классов [9].

В 2012 году глава Согдийской области Кохир Расул-заде, выступая перед участниками традиционного августовского совещания учителей, отметил, что «в текущем году запланировано направить 43,6% доходов бюджета области в сферу образования. В течение 5 последних лет за счет всех доходов в Согде были построены дополнительные классы и новые школы для 27 тысяч учащихся. До конца текущего года должно быть завершено строительство и сданы в эксплуатацию еще 80 дополнительных классов и школ на 9 тысяч мест на сумму более 76 млн. сомони» [11].

Таким образом, можно констатировать, что во время Гражданской войны 1992-1997 гг. инфраструктура образовательных учреждений практически всех районов и городов Таджикистана пришла в упадок, так как были резко сокращены капитальные вложения в сферу образования, практически были заморожены расходы на строительство школ, их содержание и ремонт. У государства не было средств, чтоб восстановить разрушенные и аварийные здания школ. Подписание межтаджикского мирного соглашения 27 июня 1997 года открыло путь к мирному созидательному труду. Началась системная реформа во всех сферах социально-экономической жизни страны. За последнее десятилетие в сфере образования были достигнуты ощутимые результаты. Увеличение расходов на систему образования, финансирование отрасли из государственного и местных бюджетов, а также международными организациями привели к улучшению инфраструктуры школьных учреждений. При строительстве, ремонте и благоустройстве средних общеобразовательных

17

Akhmedov Sh. A., Homidov R. A. State and Ways of Improvement in Reference to Infrastructure of Secondary School of Sughd Viloyat at the Junction of the XX-th - the XXI-st Centuries

школ большую роль сыграла спонсорская поддержка и капитальные вложения частных лиц.

Список использованной литературы:

1. Абдуваххобова З. Мукаддасоти човидони омузгорон // Паёми Истаравшан.-1 октября 2011 г.

2. Абдурауф М. Мактаби 136-м //Омузгор. -№ 36.- 1 сентября 2005 г.

3. Бурнет Николас, Темуров Муким. Всемирный Банк. Обзор сектора образования в Таджикистане. -Душанбе. -Июнь 2002 г.

4. В Исфаре строят новые школы, снося аварийные здания// http://www. news.tj

/ru/news/v-isfare-stroyat-novye-shkoly-snosya-avariinye-zdaniya (Дата обращения:

25.07.2015. )

5. Госархив Согд. обл.-Ф. 70. -Оп. 10. -Д. 809. -Л. 7.

6. Глобальная инициатива: «Дети, оставшиеся вне школы». Страновое исследование: Таджикистан. -Душанбе, 2013. -120 с.

7. Эгамзод Додохони. Гуле аз гулдаста //Маориф - ояндаи Точикистон. - Хучанд, 2011. -С. 53-66.

8. Расул-заде Кохир. Ба сифати таълиму тарбия эътибори чидди дихем//Маориф -ояндаи Точикистон. -Худжанд, 2011. -С. 24-38.

9. Образование// http://www.gonchi.tj/ru/socsferi/obrazovanie (Дата обращения:

25.07.2015. )

10. Отчет облоно Ленинабадской области за 1998 г. //ГАСО. -Ф. 70.-Оп.10.-Д. 724.-Л. 6.

11. Председатель Согда провел августовское совещание учителей // http://www.news.tj/ru/news/predsedatel-sogda-provel-avgustovskoe-soveshchanie-uchitelei (Дата обращения: 27.07.2015.).

12. Сангинов Ч. Мактаб дар мархилаи созандаги// Маориф - ояндаи Точикистон. -Хучанд, 2011. -С. 67-91.

13. Текущий архив отдела образования города Канибадама. Отчет за 2010 г. - Л. 5.

14. Тоатов Х., Юлдошев Р. Накши Президент дар инкишофи маориф // Маориф-ояндаи Точикистон. - Хучанд, 2011. -С. 337-351.

15. Хусейни Нарзулло. Соли маориф ба мо чи дод?// Маориф-ояндаи Точикистон. -Хучанд, 2011. -С. 151-157.

16. Човиди Ашти. Суғд: соҳаи маориф таҳти тавал,л,ӯҳи доимӣ қарор дорад // http://jumhuriyat.tj/index. php?art_id=616 (Дата обращ.: 21.07.2015.)

17. Рахмон Эмомали. Выступление на рабочем обеде презентации «Цели развития Тысячелетия: достижения в Таджикистане»// http://www.president.tj/ru/node/2109 (Дата обращения: 14.07.2015.)

18. Якубов А. Особенности организации разработки и реализации стратегии местного социально-экономического развития в Таджикистане //Эффективное управление на местном уровне / под общ. ред. А.Е. Балобанова, А.Е. Илларионова и Р.С. Совдагарова. - Владимир, 2006. - С. 45.

Reference Literature:

1. Abduvahhobova Z. // Eternal Values ofIstaravshan Teachers' Message. 01.10.2011.

2. Abdurauf M. School Number 136 // Teacher. -№ 36. September 1, 2005.

3. Burnet Nickolas, Temurov Mukim. The World Bank. Overview of Education of Sector in Tajikistan. - Dushanbe, June 2002.

18

Ахмедов Ш.А., Хомидов Р.А. Состояние и пути улучшения инфраструктуры средних школ Согдийской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

4. New Schools Are Built in Isfara, Worn out ones Being Pulled down// http://www. news.tj /ru/news/v-isfare-stroyat-novye-shkoly-snosya-avariinye-zdaniya (date of adressing:

25.07.2015.)

5. State Archive of Sughd Siloyat. - F. 70. inventory 10. Case 809. Sheet 7.

6. Global Initiative: «Children Remained out of School». Studies of Country Slant: Tajikistan. - Dushanbe, 2013. - 120pp.

7. Egamzod Dodokhoni. Bouquet of Flowers // Education Being Tajikistan's Future. - Khujand, 2011. - pp. 53-66.

8. Rasul-zoda Kohir. We Must Pay Particular Attention to the Quality of Education and Upbringing // Education Being Tajikistan's Future. - Khujand, 2011. - pp. 24-38.

9. Education // http://www.gonchi. tj/ru/socsferi/obrazovanie (date of adressing: 25.07.2015).

10. Sughd Viloyat Education Department Report for 1998. // State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 70, inventory 10, case 724, sheet 6.

11. Chairman of Sughd Viloyat Has Held August Meeting with Teachers // http://www.news.tj/ru/news/predsedatel-sogda-provel-avgustovskoe-soveshchanie-uchitelei (date of adressing: 27.07.2015.)

12. Sanginov J. School in the Period of Construction // Education Being Tajikistan's Future. -Khujand, 2011. - pp. 67-91.

13. Current Archive of the Department of Education of Kanibadam-Town. Report for 2010. - Sh. 5.

14. Toatov H., Yuldoshev R. The Role of President in the Development of Education // Education Being Tajikistan's Future. - Khujand, 2011. - pp. 337 - 351.

15. Huseyni Narzullo. What Did the Academic Year Give to us? //Education - Tajikistan's future. - Khujand, 2011. - pp. 151-157.

16. Jovidi Ashti. Sughd: the System of Education Is under Constant Attention. // http://jumhuriyat.tj/index. php?art_id=616 (date of adressing: 21.07.2015).

17. Rakhmon Emomali. Speech at the Working Dinner of Presentation «Goals of Millennium Development: Achievements in Tajikistan» //http://www.president.tj/ru/node/2109 (date of addressing: 14.07.2015.)

18. Yakubov A. The Peculiarities of Organization of Elaboration and Realization of Local Strategy in Regard to Social-Economic Development in Tajikistan // Effective Management on Local Level / under the general editorship of A.E. Balobanov, A.E. Illarionov and R.S. Sovdagarov. - Vladimir, 2006. - p. 45.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.