ИСТОРИЯ ТАЪРИХ
Усманов Ином Султанович,
соискатель ТГУПБП
РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА
Самоуправление как форма деятельности человеческого сообщества уходит своими корнями в глубокую древность. Еще на заре человечества в целях самосохранения, продолжения рода и охраны потомства люди старались жить вместе и вести совместную деятельность. Они сообща решали все вопросы жизнедеятельности, прислушиваясь к мнению более опытных сородичей. Вместе охотились, пахали землю, сеяли, строили, растили и воспитывали детей. Мужчины воевали, завоевывали новые земли, расширяя свои территории, умирали...
Самоуправляемое общество, руководимое миром, стало основой объединения и в дальнейшем возникновения кланов, сословий, правящей верхушки и государства.
У таджикского народа существовавшая с древних времен система самоуправления, выдержавшая испытание временем, не потеряла своего значения и самобытности и в новое время. Исторические катаклизмы не смогли воздействовать на её сущность. На территориях, отвоеванных у Кокандского и Хивинского ханств, а также в Бухарском эмирате в середине XIX века его застали представители Российской империи (9, 12-13).
Сада, даха, махалла, джамоа как административные единицы здесь являлись составляющими самоуправления. Общинами, согласно определениям Священного писания, доверию населения и велению совести руководили авторитетные люди -старейшины, имевшие богатый жизненный опыт и честно служившие своим общинам. К слову сказать, тогда какого-либо нормативно-правового акта по вопросам самоуправления не существовало.
На завоеванных Россией территориях самоуправление осуществлялось согласно установкам имперского Министерства внутренних дел, основанным на заключении Степной комиссии 1863 года (9,13).
Руководители местных сообществ - старосты, или, как их называли в народе, аксакалы, амины «избирались» населением и утверждались в должности представителями власти Российской империи. Претерпело изменения и административное
деление территорий и управление ими. По образцу российских окраин были введены отдельные административные единицы - уезды и волости, которыми управляли, как правило, русские офицеры, назначаемые на должность генерал-губернатором.
С октября 1917 года как в России, так и на ее национальных окраинах власть постепенно перешла к Советам. Независимо от многократных изменений, произошедших в административном делении территории Таджикской ССР, на местах сохранялось деление населенных пунктов по изначальному определению на кишлачные и поселковые Советы. Кишлачные и поселковые Советы депутатов, по сути являвшиеся органами народной власти, ведавшими местными вопросами, превратились в низовое звено государственной власти.
Необходимо отметить, что местные Советы сыграли неоценимую роль в период коллективизации, Великой Отечественной войны, восстановления разрушенного народного хозяйства и обеспечения дальнейшего подъема экономики страны Советов. Вместе с тем их деятельность нельзя было называть самоуправлением, так как она вся строилась на основании директив сверху, без учета местных реалий жизни и быта, традиций и обычаев.
И сельские, и поселковые Советы являлись частью огромного государственного механизма, работавшего в едином темпе. За годы Советской власти на шестой части света образовалась новая общность людей, именуемая «советским народом», со своей идеологией и своими традициями. Канули в Лету национальные обряды и традиции с самобытным колоритом. Были преданы забвению как чуждые и религиозные элементы не только в Таджикистане, но и по всему Советскому Союзу, а также различные народные традиции и формы деятельности, в том числе и самоуправление.
Ни в одном из документов Советского государства с 1917 по 1990 годы нет даже упоминания о самоуправлении. Только на заре перестройки - в годы заката Советской власти - был принят закон СССР «О местном хозяйствовании и местном самоуправлении в СССР», что стал толчком для принятия аналогичных законов союзными республиками. Такой закон был принят и Верховным Советом Таджикской ССР. Однако этот закон со своим разделением местного самоуправления, основанного на местном хозяйствовании, на три самостоятельных уровня был обречен на неудачу. Несмотря на скрупулезное распределение функций между всеми участниками местного самоуправления, некоторые положения закона не были применимы к существующим реалиям, так как в нем не учитывался исторически сложившийся опыт самоуправления, традиции и менталитет наций и народов, населяющих республику.
Государственная независимость, обретенная 9 сентября 1991 года, дала возможность для возрождения самоуправления как активной формы участия населения в управлении обществом, ведания местными вопросами, наполнив его новым содержанием и смыслом.
Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан изначально признает и гарантирует существование самоуправления на территории страны. Об этом записано в 78 статье Конституции, которая гласит: «Органом самоуправления поселка и
села является джамоат, порядок образования, полномочия и деятельность которого регулируются законом» (1, 54).
Во исполнение вышеприведенной конституционной нормы 1 декабря 1994 года был принят закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе». В 2008 году были внесены изменения и дополнения в текст закона с учетом создавшихся реалий.
Основной идеей данного закона являлось вовлечение все большего количества населения в решение вопросов местного значения, улучшение жизни и быта членов сообществ. Данный закон способствовал возрождению института единоначалия в лице председателя джамоата, избираемого представителями джамоата по представлению председателя города, района. Председатель являлся ответственным за выполнение принятых решений местного органа самоуправления и вышестоящих органов государственной власти.
Опыт периода государственной независимости Республики Таджикистан подтверждает, что органы местного самоуправления в поселке и селе, опираясь на традиции предыдущих поколений, в определенной мере смогли внести свой вклад в обеспечение дальнейшего развития народного хозяйства, внедрение передовых форм хозяйствования. Они способствовали ускорению процесса разгосударствления больших сельскохозяйственных предприятий и привлечения населения в реализацию государственных программ, направленных на улучшение жизни и быта жителей сел и деревень.
«Одним из факторов уменьшения воздействия экономического кризиса на нашу национальную экономику стала сплоченность, взаимодействие и взаимопонимание между всеми ветвями власти и, что важнее всего, единство и сплоченность нации» (4, 4), отмечалось в ежегодном послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли страны. Высокая оценка главы государства в равной мере относится и к органам местного самоуправления.
Действительно, национальные традиции и формы управления, наполненные новым смыслом и содержанием, предоставляют большие возможности для самовыражения граждан, реализации многих добрых начинаний, коими богат наш народ. Особенно в сельской местности или в отдаленном горном поселке ощущается благотворное влияние самоуправления на рост благосостояния населения и улучшение его бытовых условий.
Ныне, с учетом создавшейся ситуации, строительство малых гидроэлектростанций является одним из приоритетных направлений деятельности не только государства, но и органов местного самоуправления. Поэтому органами местного самоуправления Согдийской области предпринимаются конкретные шаги для реализации этих намерений. Так, за счет кооперированных средств населения при участии органов самоуправления в 2008 году было начато строительство малых гидроэлектростанций, таких как Порвен в городе Пенджикенте, Палдорак, Гукат, Табушн-6 в Горной Матче, Овчи-1 в Ганчинском районе, которые были сданы в эксплуатацию в намеченные сроки (10).
Органы самоуправления поселков и сел города Исфары, Б.Гафуровского, Ган-чинского и Шахристанского районов мобилизовали население на увеличение пло-
щади посевов и улучшение качества производимых сельхозпродуктов. Так, жители селений Овчи Ганчинского района, Шахристан Шахристанского района благодаря всесторонней поддержке местных органов самоуправления довели урожайность картофеля до 400-450 центнеров с гектара. А качественно проведенный севооборот и повторный за сев площадей после уборки урожая увеличили отдачу каждого гектара, что очень важно в условиях высокогорья и нехватки посевных площадей.
Не дожидаясь свой очереди в реализации госпрограммы по строительству и ремонту учреждений образования и здравоохранения, местные органы самоуправления вносят весомый вклад в разрешение проблем, существующих в этом направлении. Так, только в 2008 году под руководством местных органов самоуправления методом хашара - народного строительства - в селах и поселках было построено дополнительно 107 классных помещений на 3210 ученических мест при 23 школах (10).
А в поселке Шайдон Аштского района за счет средств, собранных населением, за небольшой срок был сдан в эксплуатацию новый корпус на 20 койко-мест при районной больнице.
В Ганчинском районе в числе юбилейных объектов 2009 года значилось строительство нескольких объектов образования. Самым значимым из них считалось строительство нового здания средней школы №6, расположенной на территории селения Овчи. Благодаря активному содействию местного органа самоуправления, активистов и председателей махаллинских и уличных комитетов, а также при поддержке местных предпринимателей в короткие сроки были собраны необходимые средства. Всем миром жителям села удалось досрочно закончить строительство учебного корпуса сельской школы для 520 учеников. Новое здание школы, кроме 19 классных комнат, еще имело просторную столовую и большой актовый зал.
Школа была введена в эксплуатацию в канун 12-й годовщины Дня единения. Сельчанам было в радость то, что в церемонии открытия школы участвовал Президент страны Эмомали Рахмон и подарил школе, наряду с другим инвентарем, еще и около 20 компьютеров.
На собрании актива области глава государства выразил удовлетворенность состоянием дел в отраслях народного хозяйства области. В частности, им было отмечено, что за последние годы без помощи извне, собственными силами и при поддержке местных предпринимателей и отдельных граждан, в области было построено и обеспечено необходимым инвентарем 8 школ для 1200 учащихся (8, 551).
Наряду с этим, при организационной роли местных органов самоуправления благоустраиваются улицы и общественные места, ведутся работы по строительству культурно-просветительских учреждений, снабжению населенных пунктов питьевой и поливной водой.
Вместе с этим особое место в деятельности местных органов самоуправления занимает сотрудничество с международными организациями - донорами.
Особую значимость обрела работа местных органов самоуправления по упорядочению национальных обрядов и традиций. Мероприятия, проводимые местными органами самоуправления в свете реализации закона Республики Таджикистан «Об
упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», оказывают существенную помощь в деле сохранения семейного бюджета и вместе с тем воспитывают бережливость, уважительное отношение к национальным традициям, обрядам и обычаям.
Однако многие начинания местных органов самоуправления сталкивались с трудностями, не находили должной поддержки со стороны населения или соответствующих органов в виду недостаточности юридической обоснованности и низкого уровня правового воспитания населения. Другой причиной медленного продвижения инициатив местных органов самоуправления стала неосведомленность членов сообщества о состоянии того или иного вопроса ввиду отсутствия постоянного контакта с членами местных органов самоуправления, точнее, отсутствия постоянных членов местных органов самоуправления, так как закон от 1 декабря 1994 года предусматривал разовое участие представителей на соответствующей сессии или собрании джамоата. Третьей причиной такого состояния являлось отсутствие выборного органа самоуправления как полнокровного субъекта. И самой большой проблемой было отсутствие собственных средств и имущества. Даже содержание аппарата джамоата финансировалось из бюджета города или района.
Именно с прицелом на эти недостатки главой государства Эмомали Рахмоном была подвергнута критике затянувшаяся деятельность парламента страны по подготовке и принятию нового закона об органах самоуправления в поселке и селе, который должен был вобрать в себя национальные традиции, опыт работы местных органов самоуправления республики и передовых зарубежных стран.
Принятый Маджлиси Оли и подписанный Президентом Эмомали Рахмоном 5 августа 2009 года закон Республики Таджикистан «Об органах местного самоуправления в поселке и селе» стал заметным явлением в истории самоуправления в стране. Прежде всего в соответствии с нормами данного закона 27 февраля 2010 года повсеместно, в том числе по Согдийской области, в 2800 округах прошли выборы депутатов джамоатов первого созыва. На первой сессии джамоатов наряду с выборами председателя, его заместителя, секретаря и комиссий джамоата был образован рабочий орган джамоата - его совет, в который входят председатель, его заместитель, секретарь джамоата, председатели комиссий и другие депутаты согласно установленным нормам. В соответствии с требованиями закона был разработан и утвержден Устав джамоата. Все эти инновации в деятельности органов самоуправления поселка и села дали мощный импульс дальнейшему развитию основ самоуправления, проведению политической, социально-культурной и правовой реформы в соответствии с нормами Конституции (Основного закона) Республики Таджикистан.
Таким образом:
- обретение государственной независимости стало позитивным и знаковым явлением в жизни таджикского народа и содействовало ускорению процесса трансформации низовых Советов в органы местного самоуправления;
- с принятием Конституции (Основного закона) Республики Таджикистан, а также закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе» была заложена правовая основа самоуправления на территории страны;
- изучение опыта отдельных сообществ свидетельствует о том, что самоуправление, существовавшее на территориях, исторически населенных таджиками, подвергается обновлению и наполняется новым содержанием;
- ставя задачу улучшения условий жизни и быта населения, улучшения его благосостояния и привлечения его к решению вопросов местного значения, местные органы самоуправления смогли добиться активности членов сообщества и пробуждения их национального самосознания, мобилизовали их для реализации благородных намерений по благоустройству территории, строительству объектов социально-бытового назначения, упорядочению национальных традиций и обрядов;
- принятие нового закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе», определившего принципиально новые основы организации и деятельности органов самоуправления, стало поворотным моментом в жизни сообществ и новым стимулом для дальнейшего продвижения инициатив, направленных на утверждение и совершенствование самоуправления в республике.
Вместе с этим, в целях содействия укреплению нормативно-правовой базы местного самоуправления и улучшения деятельности данной структуры, на наш взгляд, необходимо внести изменения в некоторые действующие нормативные правовые акты в части, регламентирующей деятельность органов самоуправления в поселке и селе. Это законы Республики Таджикистан «О государственном бюджете», «О государственной службе», Земельный кодекс Республики Таджикистан и некоторые другие документы.
В этой связи считаем также своевременной разработку и принятие Государственной программы по поддержке местного самоуправления на определенный период.
Необходимо помнить, что местное самоуправления не альтернатива государственной власти на местах, и даже не низшее звено государственной власти. Местное самоуправление - это утвержденная законом форма деятельности населения, его участия в решении вопросов местного значения. Джамоат как орган самоуправления, в отличие от органов общественной самодеятельности, является носителем определенных властных полномочий и вправе действовать от имени населения, представляя его интересы. И он должен стать действенным механизмом социального развития на самом близком к жителям уровне.
Список использованной литературы:
1. Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан. - Душанбе: Аппарат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2003. -83с.
2. Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе». -Душанбе, 1994.
3. Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе». -Душанбе, 2009.
4. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 15 апреля 2009 года (на таджикском языке).-Душанбе: Шарки озод, 2009.
5. Эмомали Рахмон. Выступление на встрече с руководителями местных органов исполнительной власти, организаций, предприятий и учреждений Согдийской области по итогам социально-экономического развития области за пять месяцев 2009 года 26 июня 2009 г./ Независимость Таджикистана и возрождение нации, т. 9. - Душанбе: Ирфон, 2010. -С.541-558.
6. Аминджанов Б.С. Становление и развитие органов местного самоуправления в Республике Таджикистан. Автореф. дисс.к.ю.н.-М., 2009.- 24с.
7. Каримов О.К. Политическое состояние Таджикистана в 90-е годы ХХ в. и в начале XXI века (под редакцией д-ра ист. наук, профессора Х. Холджураева). - Худжанд, Изд-во ТГУПБП, 2007. - 264 с.
8. Мавлонов М., Якубов А. Местные органы власти и местное самоуправление, состояние и перспективы развития - Худжанд: Ношир, 2004.- 182 с.
9. Одинаев С. Джамоат (Из истории самоуправления, практические комментарии и примерные рекомендации) (на таджикском языке)-Гиссар, 1995.- 110 с.
10. Текущий архив отдела строительства ИОГВ Согдийской области Республики Таджикистан за 2009-2010 гг.
И.С. Усманов
Роль местного самоуправления в системе общественно-государственных отношений современного Таджикистана
Ключевые слова: самоуправление, местное самоуправление, органы местного самоуправления, джамоат, устав джамоата, совет джамоата
В данной статье автор на конкретных примерах из деятельности джамоатов -органов самоуправления поселков и сел Согдийской области Республики Таджикистан, исследуя состояние местного самоуправления как нового явления периода государственной независимости страны, его роль в социально-экономическом развитии территорий, активизации деятельности населения в решении вопросов местного значения, пред-лагает заслуживающие внимания пути дальнейшего совершенствования деятельности данной структуры.
I.S. Usmanov
The Role of Local Self-Governance in the System of Social-Statal Relations in Contemporary Tajikistan
Key words: self-governance, local self-governance, local bodies of self-governance, jamoat, statute of jamoat, Council of jamoat
Taking a concrete example from the activities of jamoats being the bodies of selfgovernance in settlements and villages in Sughd viloyat of Tajikistan the author investigates the state of local self-governance as a new phenomenon of the period of state independence of the country, its role in the social-economic development of territories, population's activization in the issues of local importance bound to be solved. Hereby, he suggests the ways of further improvement concerned with the functioning of this framework being worth attention.