УДК 336.1 ББК 65.261.411
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
TAX POTENTIAL OF SUGHD VILOYAT: ANALYSIS AND WAYS OF IMPROVEMENT
Сабуров Валишер Дустмахматович,
аспирант Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Таджикистан, Худжанд)
Saburov Valisher Dustmahmatovich,
post-graduate of Khujand State University named of the akad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: valisher_saburov@mail. ru
Ключевые слова: методика оценки, прогнозирование налогового потенциала, налоговый
потенциал региона, налоговая администрирования, налоговая система
Целью настоящей статьи является раскрытие особенностей и определение направлений совершенствования управления налоговым потенциалом региона, направленного на сглаживание пространственной поляризации региональной экономики. Выделяются и описываются характерные особенности и типологизация налогового потенциала Согдийской области Республики Таджикистан на основе оценки роста налоговых поступлений. Выявлены особенности налогового потенциала региона и стратегии территориальной налоговой политики по его реализации. Дан анализ и рассмотрена методика оценки налогового потенциала региона. В настоящее время большая часть сельских районов Республики Таджикистан имеет очень низкие налоговые поступления в бюджет и нуждается в субвенционной поддержке. Это предполагает пересмотр концепции оказания финансовой поддержки регионам в целях более полного раскрытия их потенциала и, в особенности, налогового потенциала. В противном случае налоговая система страны будет нуждаться в постепенном введении практики дифференциации механизма налогообложения регионов республики, особенно высокогорных территорий.
Key words: method of estimation and forecasting of tax capacity, tax potential of the region, tax
administration, tax system.
The objective of the given article is a disclosure of the peculiarities of tax potential and a determination of streamlines aimed at an improvement concerned with its management in regional scales; hereby, spatial polarization is supposed to be smoothed over. The author singles out and describes characteristic features and typologization of tax potential of Sughd viloyat, the administrative-territorial unit of Tajikistan Republic, designing on the premises of estimation of growth in reference to tax entries. The elicited peculiarities afford to work out a strategy of territorial tax policy and carry it out. The author gives an analysis of the regional tax capacity and dwells on the methods of its estimation. At the present time the major part of Tajikistan rural areas are content with very low tax entries into the budget and, therefore, they need a
- 74 -
Saburov V. D. Tax Potential of Sughd Viloyat: Analysis and Ways of Improvement
subventional support. So, it requires a reconsideration of the concept of financial support in regard to separate regions aimed at a more complete revelation of their capacities in general and tax potential in particular. Otherwise the policy of the country will need in differentiation of taxation mechanism in regard to the regions of the republic; the areas located amidst high mountains being taken into account first of all.
Как показывает анализ налоговых систем различных стран, эффективность налогового менеджмента и администрирования в немалой степени зависит от содержания и понимания налогового потенциала региона и методов его оценки. Многочисленность и разнонаправленность исследований, посвященных разработке категории «налоговый потенциал региона» и подходов к его оценке, свидетельствуют о том, что эта проблема остается актуальной как с теоретических, так и с практических позиций. В современной экономической литературе сложился определенный научный задел в оценке формирования, управления и прогнозирования налогового потенциала страны и регионов. Однако окончательно вопрос дефиниций и, соответственно, оценки и планирования данного показателя пока еще не решен.
Так, в некоторых исследованиях (И.В. Вачугова, Л.И. Гончаренко, В.И. Насыровой [2, 3, 4]) предлагается рассматривать налоговый потенциал в узком и широком смыслах. В широком смысле он рассматривается как оценка ресурсной составляющей определенного региона, способствующей наиболее полной его реализации. А в узкой трактовке налоговый потенциал рассматривается как фискальная возможность региона в пополнении государственного бюджета. Однако, на наш взгляд, такой двусторонний подход не отражает всей институциональной сложности налоговых отношений в переходный период, так как ограничивает анализ возможностей для привлечения существующих ресурсов региона с целью налогообложения действующей правовой средой, а именно - законодательством в области налогообложения. Налоговая система конкретной страны, как правило, формируется и непрерывно совершенствуется в зависимости от целей национального хозяйства, уровня развития производительных сил. Она адаптируется к реализуемой социально-экономической политике правительства посредством подбора и внедрения различных механизмов - изменения ставок, перечня налогов, их направленности - прямых и косвенных, а также от изменения содержания прочих неналоговых платежей, которые в каждой стране формируются в различных аспектах.
Анализ изменения объёмов налоговых поступлений по районам и городам Согдийской области был проведен в разрезе промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельно по городам, в подчинении которых не имеется сельхозпредприятий и сельхозпроизводства. Анализ выполнен исходя из положительных тенденций увеличения поступления налогов в Согдийской области, в результате чего за исследуемый период объём налоговых сборов в экономике области увеличился почти в 10 раз и составил 570,5 тыс. сомони в 2013 году против 57,5 тыс. сомони в 2005 году. Принимая эту величину за исходную, сравним темпы роста налоговых поступлений по городам и районам за этот же период. В сельскохозяйственных районах (таблица 1) только Матчинский район не смог выдержать среднеобластных темпов увеличения сборов налогов и обеспечил за этот период 8,15 кратное их увеличение. Остальные районы за этот период увеличили сбор налоговых поступлений в 22,13 раза (Айни), 11,5 раза (Ашт), 9,5 раза (Ганчи), 9,95 раза (Шахристан).
- 75 -
Сабуров В.Д. Налоговый потенциал Согдийской области: анализ и пути совершенствования
Таблица 1. Динамика налогов на душу населения в Согдийской области за период ________________________________________________2005-2013 гг. (тыс. сомони)
№ Районы и Соответствующий год
города 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 Согдийская область 57,5 68,8 95,6 189,8 249,4 307,1 365,5 458,1 570,5
Первая группа 2005-2013 гг.
1. Айни 25,8 32,5 44,9 109,9 138,9 175,8 255,6 490,3 553,1
2. Ашт 29,9 33,9 45,1 84,7 103,2 123,6 151,1 178,3 235,8
3. Ганчи 18,8 23,9 29,7 60,5 75,5 97,9 115,9 140,8 172,3
4. Г орная Матча 23,5 25,4 26,9 65,7 80,4 100,1 121,1 160,4 192,6
5. Шахристан 21,4 24,8 29,7 71,2 97,4 111,9 138,7 173,3 213,6
Вторая группа 2005-2013 гг.
1. Зафарабад 77,9 66,4 98,3 170,6 144,8 210,3 252,1 264,2 325,0
2. Дж.Расулов 43,3 50,4 61,5 134,5 175,1 182,5 217,4 272,8 382,1
3. Б.Гафуров 65,1 79,5 109,9 197,8 245,9 296,5 321,3 377,9 462,8
4. Исфара 190,5 265,4 339,1 756,5 1009,5 1130,0 1291,3 1645,1 2197,6
5. Истаравшан 62,4 81,6 111,8 209,3 283,5 329,0 975,8 1170,6 1511,1
6. Канибадам 55,0 65,1 83,2 466,3 594,1 246,0 839,1 1024,8 1207,5
7. Матча 38,1 57,2 68,7 98,1 157,2 183,7 219,9 240,7 310,9
8. Пенджикент 294,3 367,8 492,6 983,7 1092,3 260,45 2275,1 3281,6 3990,2
Третья группа 2005-2013 гг.
1. Худжанд 187,9 212,1 328,7 743,2 1071,1 1319,7 1177,5 1367,6 1732,4
2. Кайраккум 130,9 171,2 230,7 515,3 736,4 969,3 1034,1 1358,8 2002,5
3. Истиклол 25,7 31,2 51,6 128,2 175,8 194,1 254,3 290,1 349,9
4. Чкаловск 168,7 184,6 221,9 510,1 635,7 763,0 898,7 1041,6 1194,3
Рассчитано по оперативным данным Налогового управления по Согдийской области за
соответствующие годы.
Таким образом, сельскохозяйственные районы по темпам увеличения налоговых поступлений опережают среднеобластные показатели. В промышленных районах дело обстоит по-другому. Так, по Зафарабадскому району рост за этот период составил в 4,1 раза, по Дж. Расуловскому - в 8,82 раза, Б. Гафуровскому - в 7,1 раза, по Исфаринскому -в 11,5 раза, Истаравшанскому - в 24,3 раза, Канибадамскому - в 21,9 раза, Матчинскому -в 8,7 раза, Пенджикентскому - в 13,5 раза. В городах без сельхозпредприятий и сельхозпроизводителей темпы роста налоговых поступлений составили 9,2 раза (Худжанд), 15,4 раза (Кайраккум), 13,9 раза (Истиклол) и 7,1 раза (Чкаловск).
Таким образом, наблюдается любопытная тенденция, согласно которой по сельхозрайонам практически не наблюдается интенсивного роста объёмов налоговых сборов, а в промышленных районах в одних случаях наблюдается превышение темпов роста налогов
- 76 -
Saburov V. D. Tax Potential of Sughd Viloyat: Analysis and Ways of Improvement
над средними показателями по области, а в других - некоторое отставание. Это видно на примере Зафарабада (в 4,1 раза), Дж.Расуловского - в 8,8 раза и Б. Гафуровского - в 7,1 раза.
По городам области наиболее слабо адаптированным к среднеобластным темпам сбора налогов являются г.Чкаловск (в 7,1 раза), а г. Худжанд (в 9,2 раза), Кайраккум (15,4 раза) и Пенджикент (13,9 раза) опережают среднеобластные темпы. Если рассмотреть изменения в темпах роста налоговых поступлений (таблица 2), то можно обнаружить, что переломным моментом в увеличении налоговых поступлений был 2008 год.
Таблица 2. Темпы роста налоговых поступлений на душу населения ___________________________________________________________за период 2005-2013 гг. (в %)
№ Районы и города Соответствующий год
2005 в % 2006 в % 2007 в % 2008 в % 2009 в % 2010 в % 2011 в % 2012 в % 2013 в %
1 Согд. обл. 100 1,2 1,3 2,0 1,3 1, 1,2 1,2 1,2
Первая группа 2005-2013 гг.
1. Айни 100 1,2 1,3 2,4 1,2 1,2 1,4 1,9 1,1
2. Ашт 100 1,1 1,3 1,8 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3
3. Ганчи 100 1,2 1,2 2,0 1,2 1,3 1,2 1,2 1,2
4. Г. Матча 100 1,1 1,0 2,4 1,2 1,2 1,2 1,3 1,2
5. Шахристан 100 1,1 1,2 2,3 1,3 1,1 1,2 1,2 1,2
Вторая группа 2005-2013гг.
1. Зафарабад 100 0,8 1,4 1,7 0,8 1,4 1,2 1,0 1,2
2. Дж.Расулов 100 1,1 1,2 2,2 1,3 1,0 1,2 1,2 1,4
3. Б.Гафуров 100 1,2 1,4 1,8 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2
4. Исфара 100 1,4 1,3 2,2 1,3 1,1 1,1 1,3 1,3
5. Истаравшан 100 1,3 1,4 1,8 1,3 1,1 2,9 1,2 1,3
6. Канибадам 100 1,2 1,3 5,6 1,2 0,4 3,4 1,2 1,2
7. Матчинский 100 1,5 1,2 1,4 1,6 1,1 1,2 1,1 1,3
8. Пенджикент 100 1,2 1,3 2,0 1,1 0,2 8,7 1,4 1,2
Третья группа 2005-2013гг.
1. Худжанд 100 1,1 1,5 2,2 1,4 1,2 0,9 1,1 1,3
2. Кайраккум 100 1,3 1,3 2,2 1,4 1,3 1,1 1,3 1,5
3. Истиклол 100 1,2 1,6 2,4 1,3 1,1 1,3 1,1 1,2
4. Чкаловск 100 1,1 1,2 2,3 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1
Рассчитано по оперативным данным Налогового управления по Согдийской области за соответствующие годы.
- 77 -
Сабуров В.Д. Налоговый потенциал Согдийской области: анализ и пути совершенствования
В этом году некоторые районы достигли увеличения налоговых сборов в 5,6 раза (Канибадам), и практически все районы (за исключением Матчинского, Истаравшанского, Б.Гафуровского, Зафарабадского, Аштского) достигли увеличения объёмов налоговых сборов в 2 и более раза. Расчеты показывают, что именно это и привело к резкому увеличению объёмов сборов в дальнейшем.
Отмеченное выше изменение места и роли сельскохозяйственных и промышленных районов, а также отдельных городов в формировании налоговых поступлений является результатом неравномерности изменения доли налогов в формировании разного налогового потенциала области. Так, согласно данным таблицы 3, доля налоговых поступлений городов и районов области имеет тенденцию к изменению при непрерывном росте объёмов налогов из каждого района или города. Так, согласно данным этой таблицы, город Худжанд непрерывно терял свои позиции в общей деле налоговых поступлений (24,0 в 2005 году и 21,5 в 2013 году). Тогда как Кайраккум и Табошар (Истиклол) в этот период несколько укрепили свои позиции в сборе налогов: Кайраккум увеличил свою долю с 4,0% в 2005 году до 6,3% в 2013 году, а Истиклол - с 0,3% в 2005 году до 0,4% в 2013 году.
Промышленные районы - Исфара, Пенджикент - за этот период увеличили свою долю в обеспечении налоговых сборов области. Однако большинство из промышленных районов - Канибадам (6,0:9,3), Истаравшан (8,0:6,5), Зафарабад (4,0:1,6), Спитаменский (4:3,2), Дж.Расуловский (4,0:3,4), Б.Гафуровский (16,0:11,5), наоборот, снизили объёмы своего участия в сборе налогов.
Таблица 3. Изменение доли налоговых поступлений городов и районов Согдийской области в
совокупном налоговом потенциале региона (в %)
Наименование 2005 2011 2012 2013
Всего 100 100 100 100
Исфара 6,0 6,8 6,7 7,4
Кайраккум 4,0 5,1 5,3 6,3
Канибадам 6,0 4,7 4,6 4,3
Худжанд 24,0 23,2 21,3 21,5
Пенджикент 9,0 10,6 12,0 11,7
Истаравшан 8,0 6,5 6,2 6,5
Чкаловск 4,0 3,2 3,0 2,8
Табошар 0,3 0,4 0,4 0,4
Айни 2,0 2,2 3,4 3,1
Ашт 3,0 2,5 2,4 2,5
Ганчи 2,0 2,0 1,9 1,9
Зафарабад 4,0 1,9 1,6 1,6
Матчинский 3,0 2,7 2,4 2,5
Спитаменский 4,0 3,1 3,2 3,2
Дж.Расуловский 4,0 3,0 3,0 3,4
Б. Гафуровский 16,0 12,4 11,7 11,5
Шахристанский 0,6 0,6 0,6 0,6
Г орная Матча 0,4 0,3 0,3 0,3
Рассчитано по оперативным данным Налогового управления по Согдийской области за соответствующие годы.
- 78 -
Saburov V. D. Tax Potential of Sughd Viloyat: Analysis and Ways of Improvement
Как показывают данные таблицы 3, в период 2005-2013 гг., в пяти районах Согдийской области Республики Таджикистан (Табошар, Спитаменский, Горноматчинский, Шахрис-танский, Ганчинский), никаких структурных сдвигов по наращиванию экономического потенциала и, соответственно, формы проявления и реализации налогового потенциала не произошло. В таких районах, как Исфара, Пенджикент, Айни, Кайраккум, наблюдается тенденция роста собираемости налогов, что, однако, свидетельствует о незначительных структурных сдвигах в экономическом потенциале этих районов. К районам, где показатель объема налоговых поступлений устойчиво снизился, можно отнести такие районы, как Истаравшанский, г. Чкаловск, Аштский, Б.Гафуровский, г. Худжанд, когда наблюдаются изменения их доли в удельном весе районов Согдийской области. Так, например, собираемость налогов осталась относительно неизменной в Горноматчинском р-не, Шахристане и Дж.Расуловском р-не. Анализ причинно-следственных связей путем анализа фактологического материала позволяет выдвинуть мысль о том, что в сельскохозяйственных районах причина неизменности объёмов собираемых налогов и неизменности налоговой базы (площадь земельных участков не увеличилась) кроется в двух факторах - повышении ставки налогов на землепользование и эффективном использовании земли земледельцами. Так как налоги собираются в незначительном объёме, то можно заключить, что культура земледелия за этот период особых изменений не претерпела и крупные инвестиции в земельные угодья не были реализованы.
Что касается сбора налогов в городах области, то на незначительные темпы увеличения объёмов налогов повлияли два фактора - продолжающаяся попытка адаптации крупной промышленности области к современным условиям и инертность развития предпринимательства. Налоговый потенциал Согдийской области можно анализировать в разрезе нескольких видов налогов. С точки зрения предмета исследования настоящей работы, различные подотрасли промышленности имеют различную динамику развития (сокращения). Однако, как показывают данные таблицы 1, за период с 2005 по 2011 годы, т.е. до введения в действие нового Налогового кодекса, в области наблюдался постоянный рост налога на прибыль юридических лиц более чем в шесть раз, а по налогу на добавленную стоимость - более чем в четыре раза. Однако если сравнить с данными 2013 года, т.е. после введения нового Налогового кодекса, то рост составляет 30 и 7,5 раза соответственно.
Таблица 4. Динамика собираемости налога на прибыль юридических лиц и налога на ____________________добавленную стоимость в Согдийской области (млн. сомони)
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013
Налог на прибыль юридических лиц 6,4 8,0 12,3 19,5 29,1 46,8 41,5 191,4
Налог на добавленную стоимость 19,3 21,8 33,4 51,9 65,2 80,7 82,2 144,6
Рассчитано по оперативным данным Налогового управления по Согдийской области за соответствующие годы.
Как показывают данные таблицы 2, косвенным подтверждением такой ситуации в
Согдийской области является рост собираемости подоходного налога более чем в 9,5 раза,
- 79 -
Сабуров В.Д. Налоговый потенциал Согдийской области: анализ и пути совершенствования
налога с розничных продаж - в 9 раз (в 2013 году этот вид налога был исключен из Налогового кодекса), а налога по упрощенной системе - более чем в 132,4 раза.
Таблица 5. Сравнительная динамика роста подоходного налога, налога с розничных продаж
и налога по упрощенной системе Согдийской области (млн. сомони)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Подоходный налог 21,2 24,4 34,6 52,6 72,3 83,4 111,9 148,0 200,9
Налог с розничных продаж 5,3 7,4 11,5 18,4 21,8 34,9 47,5 55,3 Исключен из налогового кодекса
Налог по упрощенной системе 0,9 1,3 2,0 6,4 20,5 26,3 31,1 40,4 119,2
Источник: оперативные данные Налогового управления по Согдийской области за
соответствующие годы.
С учетом вышеизложенного, в тех районах и городах, где наблюдается рост, на наш взгляд, происходят существенные изменения, связанные с оптимизацией налоговой базы с позиции развития малого предпринимательства. В тех районах и городах, где наблюдается относительная неизменность, наблюдается снижение значимости производственнотехнологического предпринимательства как налоговой базы. А в тех районах, где наблюдается устойчивое снижение, происходит заметный подъем роли специализированных оптовых торгово-посреднических операций в предпринимательстве.
Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы Согдийской области целесообразно направить на повышение доходов населения, создание условий для рентабельной работы и укрепления финансово-экономического положения предприятий и организаций, всестороннюю государственную поддержку предприятий агропромышленного комплекса, развитие рынка недвижимости и учет подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в Согдийской области на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала региона.
В целом, экономический потенциал региона определяется как возможность эффективного использования ресурсов, направленная на обеспечение желаемого роста экономики региона. Другими словами, экономический потенциал предстает как нереализованные возможности, а их реализация зависит от целеполагания в региональном развитии и механизмов его достижения. А также выявление налогового потенциала экономики Согдийской области Республики Таджикистан должно базироваться на анализе и прогнозировании экономического потенциала и состояния ведущих производственных отраслей экономики региона. В целом концепция налогового администрирования и, соответственно, развития налогового потенциала Согдийской области Республики Таджикистан должна обеспечивать основные цели, задачи и направления государственной политики страны в
- 80 -
Saburov V. D. Tax Potential of Sughd Viloyat: Analysis and Ways of Improvement
отношении формирования и развития налогового потенциала, устойчивого роста экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности региона, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы. Ожидаемые результаты реализации указанной концепции позволят:
- повысить инвестиционную привлекательность региона и увеличить объем поступлений налогов и сборов в республиканский бюджет;
- обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- существенно сократить недоимки по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам;
- максимально использовать налоговый потенциал области для эффективного и устойчивого развития экономики и социальной сферы (6).
В заключение можно отметить, что одним из важнейших направлений экономических преобразований в Согдийской области на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала региона.
Список использованной литературы:
1. Статистические данные Налогового управления по Согдийской области за 2005-2013 гг.
2. Вачугов, И.В. Налоги и налоговый потенциал региона / И.В. Вачугов. - Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2003. - 72 с.
3. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов, под ред. Л.И. Гончаренко.-М.: КНОРУС, 2009. - 448 с.
4. Насырова, В.И. Оценка налогового потенциала региона и информационные основы его прогнозирования/ Сборник научных трудов аспирантов и докторантов КФЭИ. / В.И. Насырова. Выпуск 1. - Казань: КФЭИ, 2002. - 93 с.
5. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. -М.: ИНФРА-М,1997.
6. www.shiranet.ru/fin_reforma_2_1/one-1715.html (дата обращения: 12.12.2014)
Reference Literature:
1. Statistical Data of the Taxation Managerial Office over Sughd Viloyat for the Period of 20052013.
2. Vachugov I. V. Taxes and Tax Capacity of the Region // I.V. Vachugov: monograph. -Novgorod: O.V.Gladkov'spublishing-house, 2003. -72pp.
3. Goncharenko L.I. Tax Administering: Manual //a team of authors, under the editorship of L.I. Goncharenko. -M.: KNORUS, 2009. - 448pp.
4. Nasyrova V.I. Assesment of Regional Tax Capacity and Informational Grounds of its Prognostication // I.V. Nasyrova. The collection of the scientific works of post-graduates and claimants for Dr.'s degree of KFEI (Kazan Financial-Economic Institute). Issue 1. - Kazan, KFEI, 2002. - 93 pp.
5. Stiglits Dj.Yu. State Sector Economy. -M.: INFRA-M, 1992.
6. www.shiranet.ru/fin_reforma_2_1/one-1715.html (date of addressing: 12.12.2014)
- 81 -