УДК/UDC 378.1:63 А. М. Васильченко
A. Vasilchenko
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONDITION AND PROBLEMS OF CONTINUING AGRICULTURAL EDUCATIONS
В статье представлена система непрерывного сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня в условиях модернизации российского образования, которое обусловлено объективной потребностью общества в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов для достижения высокого уровня квалификации и конкурентоспособности как в отечественных, так и в зарубежных образовательных организациях.
The article describes the elements of continuing networking cooperation of educational institutions of different levels under the conditions of modernization of Russia education which is caused by the objective requirement of society for professional education and retraining of specialists for the attainment of high qualification level and competitiveness both in domestic as well in foreign educational institutions.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, непрерывное образование, образовательные организации, программы подготовки, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: networking cooperation, continuing education, educational institutes, exercise programs, continuing professional education.
Современное село нуждается в специалистах нового типа, не только владеющих определенным набором знаний, умений и навыков в своей профессии, но и способных к творческому подходу в развитии производственных процессов, оперативному освоению новых знаний, готовых к изменениям на рынке труда. Сельские школьники, сельская молодежь являются стратегическим ресурсом развития села и общества в целом.
Создание моделей непрерывного сетевого образования в условиях модернизации российского образования обусловлено объективной потребностью общества в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, обладающих высоким уровнем квалификации и конкурентоспособности.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [1; 2].
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт в рамках Соглашения о непрерывном профессиональном образовании тесно сотрудничает с образовательными организациями (общеобразовательные школы — ежегодное многопредметное соревнование для школьников «Турнир имени М. В. Ломоносова», организация и проведение предметных олимпиад «Зеленая академия», подготовительные курсы для сдачи единого государственного экзамена, организация и проведение конкурса инновационных разработок школьников и учащихся техникумов «Золотая осень Кузбасса»; среднего профессионального образования — организация и проведение производственных практик студентов, организация подготовки студентов по рабочим профессиям; а также с вузами — организация и проведение производственных практик студентов, организация и проведение повышения квалификации и переподготовки сотрудников, совместная подготовка студентов по магистерским программам, организация академической мобильности студентов и другие направления) (рис.).
Complementary education in the condition of modernization of education in the Russian Federation
Викторина «Зеленая академия», финансовый клуб «Талант» Использование дистанционных образовательных технологий для подготовки к сдаче ЕГЭ, подготовка студентов вуза по рабочим профессиям
Школа (ученические производственные бригады и школьные лесничества 42]
Среднее специальное образование
ГБОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум»
ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический техникум» ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»
ГОУ СПО «Губернаторский техникум народных промыслов»
Высшее образование
«Кемеровский ГСХИ»
Совместная профориентационная работа в рамках непрерывного образования
Вузы-партнеры по дополнительному профессиональному образованию
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» -повышение квалификации и переподготовка специалистов, руководителей АПК
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет» - повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава, специалистов, руководителей АПК ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» - повышение квалификации и переподготовка специалистов, руководителей АПК ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» - повышение квалификации и переподготовка специалистов, руководителей АПК
Сельскохозяйственный факультет Университета в Новом Саду (Сербия) - производственные практики студентов; повышение квалификации и переподготовка специалистов, руководителей АПК Сельскохозяйственный университет Вайнштефан (Германия) - производственные практики студентов; повышение квалификации и переподготовка специалистов, руководителей АПК
Рис. Схема сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках непрерывного аграрного образования
Оптимальный механизм реализации сетевого взаимодействия — использование дистанционных образовательных технологий и организация производственных практик, в том числе и зарубежных. В университете Вайнштефан (Германия) продолжают осваивать магистерские программы три студента Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. Наиболее плодотворное сотрудничество института в рамках сетевого взаимодействия с сельскохозяйственным факультетом Университета в Новом Саду. Проведено 27 online лекций ведущими преподавателями вузов, в сборниках научных трудов двух вузов опубликовано 30 статей, производственную практику на базовых предприятиях Кемеровской области и сельскохозяйственных предприятиях АО Воеводина (Сербия) прошли 28 студентов.
Стажировку на базовых предприятиях Кемеровской области и АО Воеводина (Сербия) прошли 14 сотрудников и 2 фермера.
В Кемеровском ГСХИ была организована и проведена первая международная публичная защита выпускной квалификационной работы в режиме он-лайн по теме «Влияние
обработки гуматом натрия на урожайность и качество зерна яровой пшеницы». Оформлена заявка на совместный патент корнеклубне-мойки, проходит экспертиза по существу.
Организовываются и проводятся совместные on-line научные конференции.
Большое внимание в институте уделяется дополнительному образованию студентов как очной, так и заочной форм обучения. За 2012-2014 гг. курсы повышения квалификации в объеме 36-72 часов прошли 790 студентов, в том числе 140 студентов очной формы обучения. Следует отметить наиболее востребованные программы повышения квалификации: кинология, агроинженерия, зоотехния, экономика и управление на предприятии, государственное и муниципальное управление [3].
Дистанционные образовательные технологии предоставляют новые возможности для плодотворного взаимодействия образовательных организаций посредством создания единого образовательного пространства, внедрения в учебный процесс современных технологий и обеспечения условий для непре-
рывного образовательного процесса. Развитие дальнейшего системного сетевого взаимодействия в рамках непрерывного образования сдерживается отсутствием нормативной документации.
В целях усовершенствования системы сетевого непрерывного образования, подготовки специалистов для сельских территорий Кемеровской области вузом поставлены следующие задачи:
— организациям-участникам рассмотреть и подписать Соглашение о сотрудничестве в области сетевого непрерывного профессионального образования;
— руководителям образовательных организаций-участников Соглашения обеспечить участие своих представителей в профориен-тационных, учебных, научных, культурно-массовых мероприятиях;
— руководителям СОШ продолжить конструктивное сотрудничество в рамках совместной деятельности по освоению новых технологий сельскохозяйственного производства, по обсуждению актуальных вопросов сельскохозяйственного образования и профессиональной ориентации в среде учащейся молодежи.
— Руководителям органов управления образованием, общеобразовательных школ способствовать сохранению и приумножению лучших традиций ученических производственных бригад (УПБ) и школьных лесничеств (ШЛ), приобщению обучающихся к высокотехнологичному труду на земле, основам научных исследований.
— Кемеровскому ГСХИ совместно с заинтересованными учреждениями, СПО, работающими в рамках Соглашения, ежегодно проводить мастер-классы, школы-семинары с руководителями УПБ и ШЛ.
— Консолидировать усилия по набору молодежи из села для обучения профессиям, в которых нуждается АПК Кемеровской области.
— Кемеровскому ГСХИ усовершенствовать портал «Абитуриент» на базе веб-сервера «Moodle» с учебно-методическими материалами для подготовки к сдаче экзаменов, базами тестовых заданий по основным дисциплинам естественно-научного цикла, возможностью прохождения репетиционного тестирования, соответствующего внутренним испытаниям при поступлении в Кемеровский ГСХИ.
— Кемеровскому ГСХИ разработать совмещенные учебные планы по профильным
направлениям подготовки для непрерывного образования по ФГОС 3-го поколения на основании учебных планов СПО до конца текущего учебного года.
— Кемеровскому ГСХИ в рамках Соглашения направлять по желанию студентов вуза для обучения рабочим профессиям на базе организаций среднего профессионального образования.
— Сторонам Соглашения активизировать работу по участию обучающихся в интернет-викторине «Зеленая академия» и финансовом клубе «Талант».
Взаимодействие в области образовательной, научной деятельности Кемеровского государственного сельскохозяйственного института с сельскохозяйственным факультетом Университета в Новом Саду:
— разработка совместных образовательных программ;
— введение новых учебных программ;
— обмен преподавателями и студентами;
— разработка совместных исследовательских проектов;
— повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
— обмен публикациями и учебными материалами;
— участие в международных грантовых программах.
Разработка инновационной технологии и системы машин по механизированной очистке и сортировке овощей (совместные патенты, НИР с сельскохозяйственным факультетом Университета г Новый Сад, Сербия).
Выработка рекомендаций для товаропроизводителей Сибири по повышению всхожести семенного материала путем их программной обработки токами низкой частоты (НИР с сельскохозяйственным факультетом Университета г. Новый Сад, Сербия).
Продолжение наблюдений и разработка рекомендаций товаропроизводителям по адаптации европейских сортов бобовых культур (на примере кукурузы, сои) в условиях климата Западной Сибири (ФГБУ «Госсорт-участок» Яшкинского района Кемеровской области, Институт растениеводства и плодоводства НС-СЕМЕ, сельскохозяйственный факультет Университета г Новый Сад, Сербия).
Разработка и исследование технико-технологических приспособлений применительно к отечественной сельскохозяйственной технике для полнообъемной реализации технологий точного земледелия.
Complementary education in the condition of modernization of education in the Russian Federation
Разработка для товаропроизводителей Сибири технологий и рекомендаций по использованию биодобавок (гуматов, циолитов и др.) для стимулирования роста сельскохозяйственных растений.
1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.12 № 273-Ф3.
Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 г. №2136-р.
Брагин Н. И., Большакова Ю. Ю. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции предприятий различной организационно-правовой формы в Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. — Кемерово : ИОО КГСХИ, 2014. — № 5. — 382 с.
УДК/UDC 378.09
Л. А. Ткаченко L. Tkachenko
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ACTIVITY OF INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS
В статье рассматриваются особенности организации работы Института дополнительного образования Университета культуры и искусств, а также преимущества системы дополнительного профессионального образования, позволяющие специалистам социально-культурной сферы повысить конкурентоспособность на рынке труда.
The article considers the features of the work of vocational institute in the university of culture and arts. Advantages of the system of vocational professional education allowing experts of the social and cultural sphere to increase competitiveness in labor market are considered.
Ключевые слова: специалисты творческих профессий, обучение в течение жизни, практико-ориентированный подход, профессиональная компетентность, преподаватели творческих специальностей.
Keywords: experts of creative professions, long life learning, practical and professional approach, professional competence, teachers of creative specialties.
На современном этапе экономического и общественного развития одной из наиболее важных глобальных проблем следует считать непрерывность образования. Потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, необходимость решения
в процессе трудовой деятельности усложняющихся социальных и профессиональных задач явились причиной возникновения различных форм послевузовского образования, и в частности такого социально института, как повышение квалификации и переподготовка кадров.
Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) был создан в 1998 г. как факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) с целью развития дополнительного профессионального образования работников сферы культуры, искусства и образования Западно-Сибирского региона.
Основной целью деятельности ИДПО Кем-ГУКИ является осуществление дополнительного профессионального образования, направленного на непрерывное профессиональное развитие специалистов социально-культурной сферы Западно-Сибирского региона. Специалисты в области культуры и искусства, как никто другой, занимаются «обучением в течение жизни». Примером могут служить педагоги художественного образования, в котором сложилась трехступенчатая система:
1-я ступень — детские художественные школы (ДХШ) или отделения в детских школах искусств (ДШИ) (обучаются дети 10-12 лет, обучение длится 4-5 лет);