для личностного роста, так и для решения управленческих задач.
В результате выполнения аттестационного проекта слушатели Программы МВА должны быть способны сформулировать и исследовать крупную организационную проблему стратегического характера, обладать знанием концепций и методов проведения исследований, навыками работы с научной литературой, использования статистики и баз данных, методов сбора релевантной информации, ее анализа и синтеза для выработки обоснованных решений проблем управления и применять их в конкретных ситуациях; обладать умением подготовки письменной работы и ее презентации как итога обучения по Программе МВА.
Таким образом, интегративные формы обучения по Программе МВА Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г В. Плеханова направлены на подготовку слушателей к роли лидера и реформатора в организации; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умения применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способности к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию [3, с. 198].
В то же время, подчеркнем, личностное и профессиональное развитие менеджеров
высшего звена, обучающихся по Программе МВА, обеспечивается интегративным подходом к процессу обучения в целом, а не только (и не столько) специальными занятиями, деловыми играми, дискуссиями, тренингами по указанной тематике. Результатом такого обучения являются качественные преобразования в человеке, связанные с развитием, становлением и формированием у него значимых для руководителя интеграционно-целостных качеств.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» (новая редакция) : утв. Министерством образования и науки РФ от 29.12.2007. Рег. номер Минобрнауки РФ ГТ ППК 72/03.
Кондаков А. Методология интеграции знаний [Электронный ресурс]. — URL: www.holos.spb.ru/texts/know _int. htm#p1#p1.
Табашникова О. Л. Интегративный подход как инновационный инструмент обучения менеджеров по программе «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» [Текст] // Высшее профессиональное образование: традиции и инновации: труды II Международ. науч.-метод. конф. (25 ноября 2009 г.). — Кемерово : Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»), 2009. — С. 196-198. Трофимец Е. Н. Наглядное моделирование экономических явлений и процессов как средство интеграции математических знаний в процессе обучения математике студентов экономических специальностей вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. — Ярославль, 2004. — 193 с.
УДК/UDC 378.046.4(571.17)
Н. И. Брагин N. Bragin
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АПК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
THE CONDITION AND PROBLEMS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN AGRO-INDUSTRY COMPLEX OF KEMEROVO REGION
В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния и развития региональной системы дополнительного профессионального образования в сфере АПК. При общей тенденции увеличения количества слушателей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по разным
направлениям обучения, отмечается заметное снижение слушателей сферы АПК, что связано с доминированием в системе АПК мелких товаропроизводителей, дефицит их финансовых средств и снижение федеральной и региональной бюджетной поддержки образовательных учреждений дополнительного профессиональ-
ного образования (ДПО) в АПК региона. Предложены основные направления развития ДПО.
The article describes important issues of condition and development of regional continuing professional education system in agro-industry complex. Although general tendency demonstrates growing number of attendees taking continuing education and retraining, in agro-industrial complex the number of attendees shows significant decrease.
The main problems in CPE system are domination of small-scale producers in agro-industry complex, lack of funds and sharp decline in budgetary support of regional structure agro-industry administration.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, агропромышленный комплекс (АПК), повышение квалификации, управление.
Keywords: continuing professional education, agro-industry complex, advanced training, administration, networking cooperation.
В условиях радикальной экономической реформы в стране и перехода к рыночным отношениям в системе управления АПК произошли коренные изменения, которые напрямую отразились на отношениях производителя и потребителя, обеспечении отрасли кадрами, вопросах государственной поддержки сельхозпроизводителей. В результате аграрная отрасль несет большие финансовые, трудовые и материальные потери. Сельское хозяйство, несмотря на пристальное внимание со стороны правительства РФ, региональных властей остается отраслью слабо использующей инновационный процесс. Важным звеном в преодолении кризиса в аграрном секторе экономики является подготовка специалистов, легко адаптирующихся к изменяющимся условиям рынка. Такую возможность предоставляет система дополнительного профессионального образования (ДПО), которая признана во всем мире приоритетной в кадровом обеспечении АПК. Развитие системы ДПО в аграрном секторе экономики закреплено в соответствии с законодательными актами [1; 2], а подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов-управленцев всех уровней, получение смежных профессий рабочих и обучение безработных граждан являются приоритетным вектором реализации Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства РФ [3; 4].
Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов АПК — важнейшее звено в цепи развития аграрной отрасли экономики. Особенность формирования этой системы связана в первую очередь с многоукладной структурой АПК и сложностью процесса вхождения производителей сельскохозяйственной продукции в рынок.
Кемеровская область входит в состав Сибирского федерального округа. По данным на 01.01.2013 в области проживают 2750,8 тыс. человек, из которых 400,4 тыс. — в сельской местности, или 14,5 %. Ежегодно численность сельского населения, особенно молодежи, сокращается на 3-4 тыс. Область хотя и является техногенным регионом, тем не менее характеризуется высокой интенсивностью сельскохозяйственного производства, обеспечивая жителей зерном, овощами, яйцами на 100 %, молоком на 70 % и мясом на 68 % [7]. При этом общий объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в 2012 г., составил 37923 млн рублей. В регионе произведено 491,4 тыс. тонн (после доработки) зерна, 519,7 тыс. тонн картофеля, 225,6 тыс. тонн овощей, 87,7 тыс. тонн мяса всех видов, 382,5 тыс. тонн молока, 814,1 млн яиц.
По состоянию на 01.01.2013 в Кемеровской области производственной деятельностью в аграрном секторе занимались 364 предприятия различной организационно-правовой формы. Среди них: 3,5 % — акционерные общества; 37,5 % — общества с ограниченной ответственностью; 50,4 % — крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства (К(Ф)Х и ЛПХ); 7,3 % — сельскохозяйственные кооперативы (СХКП) и 1,3 % — коллективные хозяйства [8]. Общая численность постоянных работников сельского хозяйства составляет 46,4 тыс. человек, или 4,3 % от общей численности занятых в экономике региона [7]. Абсолютное большинство предприятий относятся к категории малых с численностью постоянных работников до 60 человек.
Главным звеном системы дополнительного профессионального образования АПК области в настоящее время является ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», в структуре которого в 2012 году создан Центр дополнительного профессионального образования. Дополнительное образование в АПК Кемеровской области осуществляется по схеме, представленной на рисунке.
Рис. Схема реализации ДПО АПК Кемеровской области
Программы курсов повышения квалификации руководителей и специалистов с учетом востребованности направлений обучения в новых условиях, по мнению проректора Российской академии кадров обеспечения АПК профессора Б. И. Шайтан и соавторов [6], должны включать:
— концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р;
— концепцию аграрной политики по обеспечению устойчивого экономического роста АПК РФ на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г.;
— вопросы государственного регулирования агропромышленного производства;
— основные направления повышения инвестиционной привлекательности российского АПК;
— законодательное обеспечение агропро-довольственной политики России и регионов;
— порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку эко-
номики, региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1042;
— порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства;
— организацию мониторинга текущей рентабельности, цен и затрат на производство основных видов сельскохозяйственных программ (методические рекомендации Минсель-хоза России);
— государственные стандарты, технические регламенты на основную сельскохозяйственную продукцию.
С учетом вышеизложенных направлений образовательную деятельность по повышению квалификации на краткосрочных (до 72 часов) курсах центр ДПО осуществляет на основе 28 целевых программ по агроинженерии, зоотехнии, агрономии, экономике и трех программ (свыше 500 часов) профессиональной переподготовки.
К числу наиболее значимых для производственников и востребованных для разных категорий слушателей относятся такие программы, как «Особенности технологических процессов растениеводства в неблагоприятных природно-климатических условиях», «Организация искусственного осеменения крупного рогатого скота», «Современное прибыльное пчеловодство», «Повышение мастерства специалистов-кинологов по вопросам подготовки собак общерозыскного профиля», «Основные параметры современных требований к производству молока на мелкотоварных фермах», «Системное моделирование управления муниципальными образованиями про-
граммно-целевыми методами», «Современные требования к организации производства на предприятиях АПК различной организационно-правовой формы», «Психолого-педагогическая подготовка социальных работников, руководителей и специалистов социальной службы. Нормативные и психологические аспекты».
Из программ профессиональной переподготовки успешно реализуется с 2013 года программа «Организация муниципальной службы на региональном уровне (504 часа).
О результатах реализации различных программ ДПО через центр можно судить по данным таблицы.
Таблица
Динамика повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей в центре ДПО КГСХИ, по состоянию на 01.01.2014 (чел.)
Категории слушателей 2011 2012 2013
Повышение квалификации
Всего 342 721 723
Руководители АПК 19 18 16
Специалисты АПК 42 23 17
Главы К(Ф)Х 31 29 18
Главы муниципальных образований 6 12 21
Муниципальные служащие 29 76 114
Социальные работники 44 54 86
Акционерные общества и другие формы организации 171 559 537
Профессиональная переподготовка
Главы муниципальных образований — — 2
Муниципальные служащие — — 9
По заданию Министерства сельского хозяйства РФ (2013 г.), по распоряжению департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АКО и по инициативе центра ДПО за 3 года повышение квалификации по краткосрочным программам (72 часа) прошли 1706 человек. Из них: в сфере АПК — 43 руководителя; 82 специалиста; 78 глав К(Ф)Х, или 11,8 % от числа всех слушателей. Наиболее многочисленная категория слушателей — специалисты акционерных обществ и ЛПХ — 1207 человек (70,9 %). Достаточно многочисленная категория — руководители и специалисты органов местного самоуправ-
ления в муниципальных районах и сельских поселениях — 296 человек (17,3 %□).
Обращает на себя внимание следующая закономерность: при общем возрастании численности слушателей 2011-2013 гг. в 2,1 раза сокращается почти в 2 раза и без того малое количество слушателей из числа руководителей и специалистов АПК. В то же время значительно возрастает численность такой категории слушателей, как работники органов местного самоуправления. Причина низкой заинтересованности в повышении квалификации работников АПК — дефицит денежных средств и мелкие сельскохозяй-
ственные организации, доля которых в Кемеровской области около 80 %. Например, в К(Ф)Х глава хозяйства выполняет функции руководителя, специалиста, бухгалтера и коммерсанта, и ему просто невозможно оторваться от производства.
За формирование кадровой политики в аграрной сфере региона отвечает департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АКО. Однако отсутствие бюджетных средств в смете расходов департамента на повышение квалификации и профпереподготовку работников АПК не позволяет ему финансировать обучение кадров из бюджета. И даже имея в 2013 году такую возможность, за счет федеральных средств Министерства сельского хозяйства РФ совместно с департаментом нам удалось провести всего три курса по программам «Особенности технологических процессов растениеводства в природно-климатических условиях 2013 года» (12 человек), «Основные параметры современных требований к производству молока на мелкотоварных фермах» (19 человек), «Организация искусственного осеменения» (21 человек).
Что касается повышения квалификации рабочих кадров основных профессий на селе — трактористов и комбайнеров, — то в Кемеровской области этим видом образовательной деятельности занимается только Юргинский техникум агротехнологий и сервиса и Аграрный техникум (п. Металлплощадка), которые в год готовят до 100 человек. Но это слушатели не предприятий АПК, а различных организаций.
Анализируя результаты деятельности системы ДПО в АПК Кемеровской области можно выделить следующие проблемы:
❖ плохое финансовое состояние сельскохозяйственных организаций;
❖ отсутствие специалистов-технологов в большинстве мелких предприятий;
❖ отсутствие заинтересованности руководителей предприятий в ДПО своих работников;
❖ слабая компьютерная грамотность работников сельскохозяйственных предприятий для возможности дистанционного обучения без отрыва от производства.
Для решения этих проблем в Кемеровской области необходимо в первоочередном порядке сформировать эффективную систему ДПО в АПК для чего:
1. Центру ДПО Кемеровского государственного сельскохозяйственного института
совместно с учреждениями СПО и другими заинтересованными организациями аграрного профиля разработать программу развития дополнительного профессионального образования в аграрном секторе экономики области.
2. В рамках сетевого взаимодействия учреждений ДПО использовать имеющуюся, достаточно укомплектованную производственную базу аграрного техникума для освоения рабочих профессий «тракторист-комбайнер», «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин», «оператор машинного доения» как студентами техникума и вуза, так и работниками других сельскохозяйственных предприятий, по заявкам работодателей.
3. Предусмотреть в региональном бюджете для департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности расходы на формирование кадровой политики на селе с целью повышения профессиональной компетенции руководителей и специалистов АПК.
Развитие научно-технического прогресса в разных сферах экономики, включая и аграрный сектор, требует современной подготовки руководителей и специалистов АПК через систему дополнительного профессионального образования для успешной их адаптации к рыночным условиями.
1. О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса : постановление Правительства РФ от 10.02.2000 № 117.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.
3. Доктрина продовольственной безопасности РФ : указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120.
4. Можаев Е. Е. Направление развития дополнительного проф. образования в АПК // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2011. — № 9. — С. 27-31.
5. Шарипов С. А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2012. — № 10-12. — С. 69-72.
6. Шайтан Б. И., Медведев А. В. Востребованность дополнительного профессионального образования АПК в современных условиях // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2012. — № 4-6. — С. 17-20.
7. Кузбасс 2013 : стат. сб. / Кемеровостат. — Кемерово, 2013. — 298 с.
8. Брагин Н. И., Большакова Ю. Ю. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции предприятий различной организационно-правовой формы в Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. — 2014. — № 5. — С. 190-195.
УДК/UDC 378.046.4 Л. В. Колесников, В. И. Сухаревский,
С. А. Созинов, А. Л. Юдин, И. Л. Швайко
L. Kolesnikov, V. Sukharevsky, S. Sozinov, A. Yudin, I. Shvayko
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
ORGANIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN THE DIRECTION OF «PHYSICAL-CHEMICAL METHODS OF CRIMINAL EXPERTISE»
В статье рассматривается необходимость разработки общих процедурных норм работы экспертов при использовании новейших физико-химических методов криминалистики и судебной практики.
The given papers deals with the necessity of the development of common procedural norms of experts work under the use of the latest physical-chemical methods of criminalistics and judicial practice.
Ключевые слова: физико-химические методы криминалистики и судебной практики.
Keywords: physical-chemical methods of criminalistics and judicial practice.
В условиях изменения социально-экономических отношений в обществе и вызванного ими роста преступности, в том числе и тяжкой, связанной с причинением вреда здоровью, а также разбоями и убийствами, когда незаконное владение наркотическими средствами, огнестрельным оружием и взрывными устройствами грозит стать национальным бедствием, особое значение придается наиболее оперативному и качественному криминалистическому исследованию физико-химических свойств материалов до и после воздействия на них различных факторов (температура, механические повреждения и др.), наркосодержащих веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и их компонентов, очагов возгорания с целью установления причины происшествия, а также природы и состава веществ. Эта задача возлагается на экспертные службы всех уровней.
В практике современной криминалистической и судебной экспертизы широко используются современные методы анализа и исследования, основанные на фундаментальных физических принципах и явлениях, исполь-
зуется сложная экспериментальная техника, внедряются новые информационные технологии и высокоавтоматизированные системы.
Поэтому учреждения, призванные осуществлять практическую деятельность в анализе и экспертизе вещественных доказательств, остро нуждаются в специалистах, имеющих фундаментальную подготовку по физике, химии, математике, электронике, информатике и глубоко понимающих проблемы и задачи криминалистической и судебной экспертизы [1; 2]. В то же время специалисты-эксперты должны иметь высокий уровень подготовки по правовым основам криминалистической и судебной экспертизы. В процессе расследования и рассмотрения в судах уголовных, гражданских и арбитражных дел широко распространено назначение и проведение экспертиз, называемых судебными. В этом случае заключения экспертов являются доказательствами в уголовном, гражданском и арбитражном процессах и призваны обеспечить защиту конституционных прав, свобод человека и гражданина, а также интересов государства и организаций разного вида форм собственности. Однако анализ следственно-судебной и экспертной практики показывает, что при назначении криминалистических экспертиз нередко не выполняются ни процессуальные, ни выработанные в криминалистике методики, практически не используется научно-исследовательский потенциал современной академической науки и передовых вузов. Более того, нехватка квалифицированных кадров в правоохранительных органах и учреждениях, привлечение к экспертной деятельности случайных исполнителей часто приводит к необоснованным, ошибочным выводам в заключениях. Это в конечном итоге сказывается на доказательственной базе по рассматри-