Научная статья на тему 'Состояние и проблемы российского образования'

Состояние и проблемы российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Алексеевна, Смелов Павел Александрович

Высшее образование всегда находилось и находится в центре научно-технической и социальной политики России, так как его развитие может внести определенный вклад в подъем российской экономики. Надо только изучать уже сложившееся положение и прогнозировать его дальнейшее развитие на основе всестороннего анализа. Дается характеристика динамики и состава числа российских вузов и студентов в них, представлен прогноз численности потенциальных абитуриентов методом передвижки возрастов. Региональный анализ показателей развития системы высшего образования позволяет зафиксировать значительное расслоение российских регионов по уровню образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы российского образования»

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таким образом, в результате исследования ученица пришла к правильным выводам о том, что костюмы героев автором выбираются не случайно, они служат дополнением к их характеристике, являются способом рождения образа эпохи, знаком определенной идеологической позиции: оппозиционных настроений, политических симпатий и антипатий. Ученицей был составлен иллюстрированный словарь названий одежды и предметов туалета. Издан буклет «Костюм литературного героя как выразительное средство в художественной системе автора (по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова, поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя)». Презентация исследовательской работы девятиклассницы прошла успешно на городской (1-е место) и республиканских (диплом I степени) конференциях школьников «Шаг в будущее», на Евразийском молодежном научном фестивале «Байкал-2004» в г. Слюдянка Иркутской области. Достижения ученицы свидетельствуют о глубоко личностном

осмыслении ею проблемы исследования, литературоведческой и культуроведческой компетентности старшеклассницы, овладении методикой сравнительно-сопоставительного анализа произведений, умении выразить свои оценочные суждения, сформированности исследовательских навыков.

Наш опыт работы показывает, что исследовательская деятельность в старших классах национальной (якутской) школы способствует всестороннему, верному и глубокому пониманию идейного содержания всего произведения учащимися; обогащает их словарный запас, совершенствует устную и письменную речь; расширяет общекультурный кругозор школьников, содействует интегрированному восприятию литературы, искусства и культуры; развивает творческие способности; воспитывает самостоятельность, независимость суждений, инициативность школьников; повышает интерес к изучаемому литературному произведению и к литературе в целом.

УДК 314.17

Состояние и проблемы российского образования

Е.А. Егорова, П.А. Смелов

Высшее образование всегда находилось и находится в центре научно-технической и социальной политики России, так как его развитие может внести определенный вклад в подъем российской экономики. Надо только изучать уже сложившееся положение и прогнозировать его дальнейшее развитие на основе всестороннего анализа. Дается характеристика динамики и состава числа российских вузов и студентов в них, представлен прогноз численности потенциальных абитуриентов методом передвижки возрастов. Региональный анализ показателей развития системы высшего образования позволяет зафиксировать значительное расслоение российских регионов по уровню образования.

Higher education has always been a central aspect of the scientific-technical and social policy in Russia since its development can greatly contribute to the growth of national economy. It is necessary to study closely the existing situation to predict the development of higher education in future.

The given paper presents results of quantitative analysis of the Russian state and private higher educational institutions and the students trained in them and predicts the number of school-leavers who will take exams to enter a high school in the near future. Analysis of the development of the higher educational system in varions regions of Russia revealed significant differences in the level of education between the regions.

ЕГОРОВА Елена Алексеевна - к.э.н., доцент Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ); СМЕЛОВ Павел Александрович -аспирант МЭСИ.

С конца 80-х годов российская система образования переживает процесс трансформации, который во многом обусловлен как спонтанной адаптацией системы к меняющимся требованиям

ЕГОРОВА, СМЕЛОВ

и условиям новой экономики, так и осуществляемыми программами частичного или комплексного реформирования. С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности, в том числе учреждения высшего образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования.

После непродолжительного спада начала 1990-х годов в России наблюдается ярко выраженный бум высшего образования (рис. 1).

Из представленных выше данных видно, что число высших учебных заведений неизменно росло, и если на начало 1990/91 уч. г. их насчитывалось 514, то к началу 2004/05 уч. г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза и составил 1061. Это произошло в большей степени за счет появления в 1993/1994 уч. г. и последующего увеличения негосударственных высших учебных заведений.

J«M 3005 20вЗ 2М4 JMMilDJ i<Kii гоег 1Ш 201)1 мое i»s wo

И»" 19ЧЧ ; №И> 199-

|»М1»< «да 1<»4 1»М«1 1№М<»2 1«<> 1'«1

■у . ' , -Л- '

„>.. .. ......Л , ... л , , , ,

' ---- 4 fit

* \

мшняшммм19-* ш

мтшяття''

2SIT

□««s

'«1«

»И1ГЛО BV*JB

О государственны? н муниципальные и негосударственные

Рис. 1. Динамика изменения количества государственных и негосударственных высших учебных заведений по учебным годам

В 1993/1994 уч. г. появилось 78 негосударственных учебных заведений, а к 2005 г. их число увеличилось более чем в 5 раз и составило 413 единиц. Значительно меньше увеличивалось число государственных и муниципальных высших учебных заведений (с 514 до 648).

Увеличение числа государственных и муниципальных высших учебных заведений происходило в основном не за счет появления новых университетов, а за счет переименования уже существующих учебных заведений и получения ими статуса государственных вузов. А рост чис-

ла негосударственных вузов во многом обусловлен выделением из государственных вузов негосударственных образовательных структур, филиалов и представительств. В 2004/05 уч. г. доля негосударственных вузов в общем числе составила 38,9 %.

Расширение сети негосударственных вузов обуславливается несколькими причинами. Первая и наиболее значимая объясняется демографическим фактором - довольно высокой численностью молодых людей, родившихся в 1985-1989 гг., когда после введения мер демографической политики уровень рождаемости в России начал повышаться. Произведя простые расчеты, можно сделать вывод, что в России к 2001-2005 гг. в потенциальный возраст поступающих вошла значительная по величине когорта молодежи. Вторая причина - потребность населения в более разнообразных образовательных услугах (например, сокращенная форма обучения, экстернат, он-лайн обучение, корпоративное обучение и др.), которые негосударственные вузы могут предложить населению в силу своей большей «свободы» от государства. Третья причина состоит в том, что недостаточное финансирование системы высшего образования и предельные нормы приема на внебюджетные места заставили практически все государственные вузы создавать негосударственные образовательные учреждения, филиалы и представительства в регионах [ 1, 3,5, 6].

Развитие негосударственных вузов и появление в государственных вузах внебюджетного набора - ответ на меняющийся спрос населения по структуре подготовки, которые ранее крупные государственные вузы не могли удовлетворить из-за недостаточной динамичности и в силу ограничений со стороны государства. Поэтому расширилась возможность выбора обучающимися уровня и вида образования, престижной специальности, а для вузов появилась возможность в условиях ограниченных бюджетных средств привлечь дополнительные финансы для их развития.

К настоящему времени в России уже начала проявляться «демографическая яма» - численность выпускников школ, а, следовательно, и потенциальных абитуриентов постепенно снижается, и не за горами время, когда число мест в вузах может оказаться существенно выше, чем численность потенциальных выпускников. Это вызывает необходимость принятия опережающих мер по сохранению потенциала системы образования [2].

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

□ государственные и муниципальные- ■ негосударственные

Рис. 2. Динамика численности студентов высших учебных заведений [4]

На рис. 2 видно, что общая численность студентов высших учебных заведений снижалась до 1993/94 уч. г., а затем неизменно росла, и в итоге если на начало 1990/91 уч. г. в вузах насчитывалось 2824,5 тыс. студентов, то к началу 2004/05 уч. г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза и составил 7025,3 тыс. студентов.

С момента возникновения негосударственных вузов численность студентов в них увеличилась более чем в 15 раз - с 69,9 до 1079,3 тыс. Численность же студентов в государственных и муниципальных вузах с 1990/91 до 2003/04 уч. г. возросла в 2 раза - с 2824,5 до 5946,0 тыс. чел.

Но, несмотря на значительный рост числа негосударственных вузов и численности студентов в них, доля студентов в них пока еще мала -15 % общей численности студентов, тогда как доля числа негосударственных вузов в этом году возросла до 38,9 %.

Средняя численность студентов негосударственного вуза значительно ниже численности студентов в государственном вуза почти в 4 раза. Так, в 2004/05 уч. г. в среднем на 1 государственный вуз приходилось 9,2 тыс. студентов, а на 1 негосударственный - 2,6 тыс. студентов.

Рост этого показателя можно объяснить просто: спрос рождает предложение. И было бы логично, чтобы это предложение носило, прежде всего, негосударственный характер. Между тем, хотя среднее число студентов негосударственных вузов и растет, отставание их от государственных не сокращается. Работодатель традиционно ценит диплом «государственного образца», поэтому абитуриенты даже на платное обучение стараются поступить в государственный вуз.

Анализ показателей высшего профессионального образования в целом показывает их рост. Но что нас ждет впереди? Среди факторов, влияющих на изменения показателей высшего образования, самой важной характеристикой выступает численность населения. Возрастная пирамида населения России имеет форму «елки», поэтому можно предполагать, что численность будущих поколений учащихся вузов будет снижаться (рис. 3).

Рассчитывать перспективную численность потенциальных абитуриентов лучше всего методом передвижки возрастов. Он хорош тем, что учитывает изменение половозрастной структуры, тенденции рождаемости и смертности.

Сейчас заканчивают получение среднего образования дети, родившиеся во времена демографического подъема. В конце 80-х годов с началом реформ и социально-экономическим кризисом в стране рождаемость стремительно снижалась, достигнув минимального значения в 1999 г. - 1,21 млн. чел. Это вдвое меньше уровня рождаемости середины - конца 80-х годов (в 1989 г. родилось 2,16 млн. чел).

Возраст {в годах)

15 I

Мужчины

Женщины

№ ■*> ^ количество человек (в тыс. чел.) численность мужчин Щ§ численность женщин

шт абсолютный Перевес

численности мужчин над женщинам»

абсолютный перевес численности женщин над мужчинами

Рис. 3. Половозрастная пирамида населения России в 2005 г. [4]

К настоящему времени определять численность потенциальных абитуриентов будет малочисленная когорта молодых людей, рожденных в начале 90-х годов. Эта ситуация будет сохраняться ближайшие 10 лет, так как численность родившихся начала расти только на границе XX-XXI вв., но достигнуть уровня рождаемости хотя бы середины 80-х годов вряд ли уже удастся.

ПАНИНА

3000

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 возраст (в годах) ■ 2005 С 2010

Рис. 4. Фактические и прогнозные значения численности возрастных групп [4]

По прогнозу численность населения в возрасте 16-20 лет будет ежегодно сокращаться, а значит можно уверенно сказать, что в уже в ближайшие 1-2 года можно наблюдать и снижение численности поступающих в вузы (рис. 4).

Основные трудности с приемом в систему профессионального образования возникнут в период с 2010 по 2015 г., когда численность выпускников может снизиться от 27 до 41 %.

Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют о наличии довольно широкого круга проблем. Но, на наш взгляд, уровень образования населения России - один из немногих сохранившихся в на-

стоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира. И для того, чтобы он не понижался, государству следует незамедлительно разрабатывать действенные меры, направленные на повышение статуса российского образования в мире. Очень хочется верить, что реализация национального проекта в области образования не останется лишь на бумаге.

Литература и источники

1. Гохберг Л.М., Ковалёва Н.В. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации // Вопросы статистики. - 2002. - №2. - С. 41-48.

2. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Социальная статистика: Учебное пособие - М.: МЭСИ, 2004. -210 с.

3. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник (под ред. А.Е. Сурино-ва). - М.: Госкомстат России, 2005. - 725 с.

4. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru.

5. Федеральный портал «Российское образование» - http://stat.edu.ru.

6. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» - Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН - http://demoscope.ru (ISSN 1726-2887).

УДК 37.8.(34)

«Гуманные отношения»: понятие и структура

Т.В. Панина

Понятие «гуманные отношения» до сих пор находится в стадии терминологической неопределенности. Исходя из этого, понятие и структуру гуманных отношений имеет смысл рассмотреть с позиции социально-психологических подходов к раскрытию сущности социальной установки, а именно, выделяя когнитивный, конативный и эмоциональный структурные компоненты. Таким образом, проведенный анализ структуры гуманных отношений позволяет трактовать их, как отношения между индивидами, реализующиеся через диалоговое общение и раскрытие творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинств и прав человека.

__The concept «humane attitudes» till now is in a

ПАНИНА Тамара Владимировна - ст. преподаватель stage of terminological uncertainty Proceeding кафедры ЯФ Дальневосточного юридического института from it> the concept and slructure of }штапе аШ_

tudes can be considered from a position of socially-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.