Научная статья на тему 'Статистический анализ состояния и проблем российского образования'

Статистический анализ состояния и проблем российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1514
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ состояния и проблем российского образования»

Е.А. Егорова, П.А. Смелов

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С конца 80-х годов российская система образования переживает процесс трансформации, во многом обусловленный как спонтанной адаптацией системы к меняющимся требованиям и условиям новой экономики, так и периодически осуществляемыми программами частичного или комплексного реформирования. С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности, в том числе учреждения высшего образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования. В образовании возник негосударственный сектор в результате создания новых средних и высших учебных заведений, дополнявших, а не замещавших государственные школы и вузы. Сегодня внимание самого широкого круга заинтересованных лиц и органов управления вновь сосредоточено на возможных путях преобразования системы образования.

Бум высшего образования После непродолжительного спада начала 1990-х в России наблюдается ярко выраженный бум высшего образования.

□ негосударственные

□ государственные и муниципальные

Рис. 1. Динамика государственных и негосударственных высших учебных заведений

2004/2005

2002/2003

2000/2001

-5 1998/1999

Л

ч: о и

1996/1997

1994/1995

1992/1993

1990/1991

413

384

358

144

334

. 40?

1 «"7

648

654

655

621 607 590 580 578 573 569 553 548 535 519 514

число вузов

Из представленных выше данных видно, что число высших учебных заведений неизменно росло, и если на начало 1990/1991 учебного года высших учебных заведений насчитывалось 514, то к началу 2004/2005 учебного года этот показатель увеличился более чем в 2 раза и составил 1061. Это произошло в большей степени за счет появления в 1993/1994 учебном году и последующего увеличения негосударственных высших учебных заведений.

В 1993/1994 учебном году появилось 78 негосударственных учебных заведений, а к 2003 году их число увеличилось более чем в5 раз и составило 413 единицы. Значительно меньше заметно увеличивалось число государственных и муниципальных высших учебных заведений (с 514 до 648). Однако надо заметить, что увеличение числа государственных и муниципальных высших учебных заведений происходило в основном не за счет появления новых университетов, а за счет переименования уже существующих учебных заведений, и получения ими статуса государственных высших учебных заведений. А рост числа негосударственных вузов во многом обусловлен выделением из государственных вузов негосударственных образовательных структур, филиалов и представительств.

Значительный рост негосударственный вузов наблюдался до конца 90-х годов, но, уже начиная с 1999 года, замедлился. В 2004/05 учебном году доля негосударственных вузов в общем числе составила 38,9%.

О и

2004/2005. 2002/2003 ^ 2000/2001 ' 1998/1999^ 1996/1997 ^ 1994/1995^ 1992/1993 ; 1990/1991

V

0% 20% 40% 60% %

80% 100%

□ государственные и муниципальные

□ негосударственные

Рис. 2. Структура общей численности высших учебных заведений

(на начало учебного года).

Расширению сети негосударственных вузов есть несколько причин. Первая, и наиболее значимая обусловлена демографическим фактором - довольно высокой численностью молодых людей, родившихся в 1985-89 гг., когда после введение мер демографической политики начался повышаться уровень рождаемости в России. Произведя простые расчеты, можно сделать вывод, что в России к 2001-05 гг. в потенциальный возраст поступающих вошла значительная по величине когорта молодежи. Вторая причина - потребность населения в более разнообразных образовательных услугах (например, сокращенная форма обучения, экстернат, он-лайн обучение, корпоративное обучение и другие), которые негосударственные вузы могут предложить населению в силу своей большей «свободы» от государства. Третья причина состоит в том, что недостаточное финансирование системы высшего образования и предельные нормы приема на внебюджетные места заставили практически все государственные вузы создавать негосударственные образовательные учреждения, филиалы и представительства в регионах.

С одной стороны, вроде бы такое положение неплохое. Сеть развития негосударственных вузов и появление в государственных вузах внебюджетного набора - ответ на меняющихся спрос населения по структуре подготовки, которые ранее крупные государственные вузы не смогли удовлетворить как в силу своей недостаточной динамичности, так и в силу ограничений со стороны государства. Поэтому расширилась возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, выбора престижной специальности, а для вузов появилась возможность в условиях ограниченных бюджетных средств привлечь дополнительные финансы для их развития.

С другой стороны, к настоящему времени в России уже начала проявляться «демографическая яма» - численность выпускников школ, а, следовательно, и потенциальных абитуриентов постепенно снижается, и не за горами время, когда число мест в вузах может оказаться существенно выше, чем численность потенциальных выпускников. Это вызывает необходимость принятия некоторых опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам РФ.

Есть и еще одна причина роста и числа вузов и студенческих контингентов -экономическая. Нехватка средств привела к тому, что вузы стихийно стали эксплуатировать стратегию экстенсивного развития, увеличивая и численность бюджетного и численность платного приема с тем, чтобы экономить на масштабе.

Анализируя контингент учащихся в вузах России, можно сделать вывод об устойчивом росте численности студентов.

На рис. 3. видно, что общая численность студентов высших учебных заведений снижалась до 1993/1994 уч. г., а затем неизменно росла, и в итоге если на начало 1990/1991 учебного года в высших учебных заведениях насчитывалось 2824,5 тысяч студентов, то к началу 2004/2005 учебного года этот показатель увеличился более чем в 2 раза и составил 7025,3 тысяч студентов.

С момента возникновения негосударственных высших учебных заведений численность студентов в них увеличилась более чем в 15 раз - с 69,9 до 1079,3 тысяч. Численность же студентов в государственных и муниципальных высших учебных заведениях с 1990/1991 до 2003/2004 уч. г.г. возросла в два раза - с 2824,5 до 5946,0 тыс. чел.

8000 7000 6000 5 5000 4000

и

£ 3000 2000 1000 0

\

#

# ^ ^ ^

□ государственные и муниципальные □ негосударственные

Рис. 3. Динамика численности студентов высших учебных заведений.

Но, несмотря на значительный рост числа негосударственных высших учебных заведений и численности студентов в них по сравнению с числом государственных и муниципальных высших учебных заведений, доля студентов негосударственных вузов пока еще мала - 15% в общей численности студентов, тогда как на долю числа негосударственных высших учебных заведений в этом году приходилось 38,9%.

Следует также отметить, что, средняя численность студентов негосударственного вуза значительно ниже численности студентов в государственном высшем учебном заведении почти в 4 раза.

10,00

9,00

£ 8,00 еа

7,00 6,00

5,5 5,3

9,2

4,9 4,6 4 6 4,7 4,9

X Я

® 5 5,00 -

ас т 4,00 -

СВ 2 3,00 -

и -й

И Н 2,00 -н

В 1,001 « 0,00

^ С^ ,аФ ^ ^

ч0)' ч0)>- .0)' .0)' .0)' .0)' .0)' .0)' .0)' .<3° г»43

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ о^ ^ ^

годы

□ государственные и муниципальные □ негосударственные

Рис. 4 Динамика среднего числа учащихся в вузах

И рост этого показателя можно объяснить просто: спрос рождает предложение. Но было бы логично, чтобы это предложение носило, прежде всего, негосударственный характер. Между тем, хотя среднее число студентов негосударственных вузов и растет, отставание их от государственных не сокращается. Работодатель традиционно ценит диплом "государственного образца", поэтому абитуриенты даже на платное обучение стараются идти в государственный вуз. Кроме того, негосударственные вузы в основном возникают на базе государственных. И если территориальная мобильность молодежи невелика, то в соответствующем регионе волей-неволей в ответ на спрос населения должен появиться государственный вуз. Дальше он будет обрастать негосударственными, обзаводиться филиалами и т.п.

Изменение характера спроса на образовательные услуги

Экономический кризис и структурная перестройка экономики определили изменения структуры и масштабов спроса на рынке труда и вследствие этого оказали большое влияние на систему образования.

В начале 90-х годов широко распространилось такое явление, как высвобождение квалифицированных инженерно-технических кадров, отъезд научных работников за рубеж, переход инженерных кадров в другие сферы экономики из-за снижения заработной платы. Возникшие изменения на рынке труда привели к изменениям в предпочтении людей в отношении выбора будущей профессии.

2500 -,

промышлен-ности и строи-тельства

2000

—■— сельского хозяйства

1 1500

3 1000

н

а транспорта и связи

500

эконо-мики и права

—*— здравоохранения,

физической культуры и спорта

—•— образо-вания

годы

Рис. 5. Динамика численности студентов высших учебных заведений по отраслевой

специализации учебных заведений.

Катастрофическое состояние экономики порождало мнение студентов о том, что только такие профессии, как банковский служащий, экономист, юрист приведут к успешной карьере. И в первую очередь значительный поток абитуриентов был направлен на престижные специальности: менеджмент, экономика, юриспруденция. И в России сложилось парадоксальная ситуация - вузы, не имеющие к этим специальностям никакого отношения, открыли соответствующие специальности. Так, например, во многих непрофильных вузах (технических, педагогических) есть 1 - 2 экономические специальности, юридические, и самая модная специальность 90-х годов «менеджмент». Развитие вариантности высших учебных заведений профессионального образования сопровождается преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами и развитием региональных рынков труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями по отраслевой специализации учебных заведений в 1990 и 2003 годах дает возможность увидеть, какие изменения произошли в структуре за изучаемый период времени.

К концу 90-х годов значимость образования в массовом сознании значительно возросла -в структуре мотивации к сбережениям накопления с целью «дать детям хорошее образование» занимают первое место. Сформировалось представление о том, что выбор конкретной специальности или профессии определяет уровень заработка и жизни в будущем. Поэтому наиболее значительные приросты численности наблюдаются по численности студентов вузов, обучающихся по специализации экономики и права, и составляют более 100 тысяч человек

ежегодно. Здесь следует отметить также, что резкий рост востребованности данной специализации, это еще и дань «моде». Заработная плата экономистов, бухгалтеров, финансистов и юристов значительно выше прочих.

□ промышленности и строительства

□ сельского хозяйства

□ транспорта и связи

□ экономики и права

□ здравоохранения, физической культуры и спорта

□ образования

□ искусства и кинематографии

Рис. 6. Структура выпуска специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по отраслевой специализации учебных заведений

Число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти. В 2003-2004 году средний конкурс среди подавших заявление на очное отделение в вузы составил 200 человек на 100 мест (2000 г. - 187 чел.) При этом сохраняется наметившаяся в последние годы тенденция увеличения доли лиц, поступающих на обучение по техническим специальностям тенденция

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования.

Обращает на себя внимание высокие темп развитие заочной формы обучения. Это связано, с одной стороны, с высокой практической потребностью уже работающих людей в современных знаниях, а с другой стороны нынешними реалиями жизни, когда минимальная стипендия и высокая стоимость жизни делают недоступной для отдельных слоев населения дневную форму обучения. Кроме того, не последнее значение имеет и то, что на заочном отделении плата за обучение значительно меньше, чем на очном.

В то же время, в России пока еще слабо развивается такая форма обучения, как экстернат, несмотря на внедрение в обучение новых информационных образовательных технологий. Объясняется такое положение тем, что открытое иди дистанционное обучение с

■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

применением Интернет - технологий развито в столичных вузах и вузах городов, традиционно имеющих сильные вузы (Новосибирск, Нижний Новгород и др.). Слабая материальная база не позволяет применять такую форму обучения большему числу региональных вузов.

гт и

3 н

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

с^ о?Ь 0?Л с^ # # # ^ #

^ / е# ^ ^ ^

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

годы

■ очные

очно-заочные (вечерние)

заочные экстер-нат

Рис. 7. Динамика общего приема в высшие учебные заведения по видам обучения.

Абитуриент выбирает высшее учебное заведение исходя из своих способностей, мнения родителей, предлагаемых вузом специальностей, финансовых возможностей. Вуз, особенно негосударственный, выбирает специальности исходя из востребованности этих специальностей среди абитуриентов. Работодатель нанимает тот персонал, который предоставляет рынок образования. Наибольшее влияние в этой взаимосвязи имеет вуз, так как в первую очередь он может изменить сложившуюся ситуацию, предоставляя абитуриенту достоверную информацию о вакансиях на рынке труда. Но сегодняшний день вуз не может выступать в роле посредника, так как он в этом не заинтересован. У большинства учебных заведений не создана служба рекрутинга, они лишь продают свои образовательные услуги. Вуз не обязан искать своим выпускникам рабочие места, а студент не в праве предъявлять ему претензии. В научных публикациях и средствах массовой информации и по данным различных социологических обследований и опросов выпускников много говорится о том, что выпускники российских вузов далеко не всегда после окончания вуза работают по специальности. Таким образом, наше образование теряет свою былую престижность. И, наверное, одна из значимых потерь нынешнего российского образования - это утрата связи вуза с потенциальными работодателями, которая в советское время выражалась практически стопроцентным распределением выпускников. Конечно, такая система имела и негативные стороны, но

современное «выкидывание выпускников в свободное плавание» приводит к тому, что эффективность обучения и качество молодых специалистов, которые не работают по своей специальности, снижается.

Кто будет учиться в ближайшем будущем Анализ различных показателей высшего профессионального образования в целом показывает их рост. Уже отмечалось, что среди факторов, влияющих на изменения показателей высшего профессионального образования, самой важной характеристикой выступает численность населения. Возрастная пирамида населения России имеет форму «елки», поэтому можно предполагать, что движение будущих поколений учащихся высших учебных заведений будет меняться.

Рис. 8. Половозрастная пирамида населения России, 2005 г.

Рассчитывать перспективную численность потенциальных абитуриентов лучше всего методом передвижки возрастов. Он хорош тем, что учитывает как изменение его половозрастной структуры, так и тенденции рождаемости и смертности и предполагает сохранение в будущем существующего порядка вымирания населения.

Так как основную массу студентов высших учебных заведений составляют люди в возрасте от 16 до 24 лет, для расчетов были выбраны именно эти возрастные группы.

В настоящее время заканчивают получение среднего образования дети, родившиеся во времена демографического взрыва. Но эта тенденция постепенно изменяется на

противоположную. В конце 80-х годов с началом реформ и социально-экономическим кризисом в стране, рождаемость стремительно снижалась, вплоть до 1,2-1,3 млн. чел. в конце 90-х, достигнув минимального значения в 1999 г. - 1,21 млн. чел. Это вдвое меньше, чем рождаемость в середине - конце 80-х (в 1989 году родилось 2,16 млн. чел). Низкая рождаемость, естественно, повлияла на сокращение числа нынешних дошкольников и первоклассников, которые спустя десятилетие перейдут в разряд абитуриентов. Число первоклассников уменьшилось с 1994г. почти на миллион. Это примерно сорок тысяч первых классов. И это снижение будет продолжаться еще несколько лет.

Рис. 9. Прогноз численности населения в возрасте от 16 до 24 лет.

Таким образом, к настоящему времени определять численность потенциальных абитуриентов будет малочисленная когорта молодых людей, рожденных в начале 90-х годов. Эта ситуация будет сохраняться ближайшие 10 лет, так как численность родившихся начала расти только на границе 20 и 21 веков, но достигнуть уровня рождаемости хотя бы середины 80-х годов вряд ли уже удастся.

Численность 3000000 возрастных групп,

чем 2500000

П

а

а

ш

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Число лет

□ 2005 год □ 2010 год

2000000

1500000

1000000

500000

Рис. 10. Фактические и прогнозные значения численности возрастных групп.

По прогнозу численность населения в возрасте 16 - 20 лет будет ежегодно сокращаться, а значит можно уверенно сказать, что в уже в ближайшие год - два можно наблюдать и снижение численности поступающих в высшие учебные заведения.

Основные трудности с приемом в систему профессионального образования возникнут в период с 2010 по 2010 год, когда численность выпускников может снизиться от 27 до 41%.

Одним из основных подходов к изучению показателей развития системы высшего профессионального образования РФ является региональный анализ. Неравномерность развития высших учебных заведений в отдельных регионах страны, огромная дифференциация показателей их деятельности, различные исходные ситуации начала их работы, большое разнообразие социально-экономических и политических факторов приводит к значительному разрыву качества образования.

Не секрет, что с началом перестройки в нашей стране и снижении социально-экономического положения граждан, существенно снизилось число иногородних студентов в столичных вузах из-за дороговизны проживания. Положительным моментом в этом выступает то, что региональные образовательные учреждения получили толчок для своего развития. Но слабое финансирование вузов, слабая материальная база и недостаток высококвалифицированных преподавателей не позволили развиваться вузам так, как им бы хотелось.

Если говорить о региональной дифференциации вузов, то можно отметить следующие моменты. Прежде всего, по количеству как государственных, так и негосударственных вузов выделяются города Москва и Санкт-Петербург, где находится в 2004 году около 300 вузов, т.е. практически 1/3 всех вузов страны, причем около половины столичных вузов -негосударственные. Территориальная дифференциация регионов РФ изучается при помощи кластерного анализа.

Первый кластер (или группу) составляют 7 регионов: Московская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Самарская область и Свердловская область. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений в данных регионах колеблется от 9 до 23 единиц, а негосударственных - от 9 до 20 единиц. Общее количество высших учебных заведений в данных регионах в основном колеблется от 24 до 32 единиц. Самое высокое значение показателя числа государственных и муниципальных вузов наблюдается в Республике Татарстан, там оно равно 23 единицам, в то же время здесь самое низкое число негосударственных вузов - 9 единиц. В Московской области, Краснодарском и Ставропольском краях число негосударственных высших учебных заведений превышает число государственных и муниципальных высших учебных заведений,

Так ли все хорошо в регионах

■ СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

эти показатели соответственно равны 13 и 15, 12 и 20, 9 и 15 единицам. В данную группу не вошло ни одного региона из Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В состав второго кластера вошли 25 регионов: Белгородская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Ярославскаяь, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Республики Дагестан, Башкортостан, Саха (Якутия), Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края. Регионы, вошедшие в данный кластер в 2003/2004 уч. году характеризуются относительно высоким числом высших учебных заведений, от 8 до 23 единиц. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений в данных регионах заметно превышает число негосударственных высших учебных заведений, за исключением Омской области, где их равное количество - 10 единиц. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений варьируется от 5 до 16 единиц. Наибольше число высших учебных заведений в данном кластере приходится на Новосибирскую область - 23 единицы, из которых государственные и муниципальные высшие учебные заведения составляют 15 единиц.

В состав третьего, самого большого кластера, вошли 45 регионов практически всех федеральных округов. Регионы данного кластера можно охарактеризовать одновременно небольшим числом государственных и муниципальных высших учебных заведений и очень низким числом негосударственных высших учебных заведений или полным их отсутствием в 2003/2004 уч. году. На государственные и муниципальные высшие учебные заведения в регионах, попавших в данный кластер, приходится от 1 до 5 единиц. В 18 регионах нет ни одного негосударственного высшего учебного заведения, а в остальных регионах этот показатель не превышает 3 единиц, за исключением Калининградской области, где 2004 г. году было 6 негосударственных высших учебных заведений.

Таким образом, приведенные данные показывают, насколько велика разница между регионами. Чем ближе регион к центру, или чем он богаче, тем выше в нем число вузов в целом, и негосударственных в частности. И претворяя, в жизнь инициативы В.В. Путина проведения национального проекта по образованию, прежде всего надо заняться регионами с минимальным количеством вузов. Ведь в этих регионах широкое распространение получают филиала и представительства столичных вузов. Но далеко не всегда качество образования в них соответствует требованиям и качеству.

В 2003/2004 уч. году распределение регионов по группам на основе показателя численности студентов вузов на 10000 человек представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Группировка регионов России по численности студентов высших учебных заведений на

10000 тыс. человек населения в 2003/2004 уч. году

№ Интервал (числ. Регионы России

группы студентов на 10000 чел. населения)

I 169 - 217 Республика Тыва, Чеченская республика, Республика Ингушетия, Московская область

II 217 - 265 Сахалинская область, Липецкая область, Тверская область, Тульская область

III 265 - 313 Курганская область, Костромская область, Псковская область, Тамбовская область, Смоленская область, Республика Алтай, Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Республика Бурятия, Краснодарский край, Калининградская область, Кабардино-Балкарская Республика

IV 313 - 361 Пермская область, Республика Карелия, Ярославская область, Вологодская область, Алтайский край, Рязанская область, Карачаево-Черкесская Республика, Новгородская область, Астраханская область, Пензенская область, Республика Коми, Республика Калмыкия, Ульяновская область, Читинская область, Оренбургская область, Еврейская автономная область, Мурманская область, Кемеровская область, Республика Хакасия, Волгоградская область, Кировская область, Республика Башкортостан

V 361 -410 Амурская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Белгородская область

VI 410 - 459 Красноярский край, Курская область, Челябинская область, Республика Адыгея, Магаданская область, Нижегородская область, Саратовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Приморский край, Свердловска область, Омская область, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Удмуртская Республика, Тюменская область

VII 459 - 508 Иркутская область, Ивановская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Воронежская область, Ставропольский край, Камчатская область, Орловская область, Самарская область, Республика Татарстан

При определении границ интервалов из совокупности были исключены максимальные и минимальные значения признака. Так, в 2003/2004 уч. году в Ленинградской области на 10000 человек населения приходилось лишь 86 студентов, это минимальное значение данного показателя в совокупности. В то время как в Москве данный показатель составлял 1082 студента на 10000 человек населения, то есть почти каждый девятый житель данного региона являлся студентом в 2003/2004 уч. году. в Санкт-Петербурге на 10000 человек населения приходилось 912 студентов, в Томской области - 820 студентов, в Новосибирской области -624 студента и в Хабаровском крае - 565 студентов на 10000 человек населения.

Если проследить динамику распределение регионов по группам, надо признать, что разрыв между городами и регионами с высокой численностью студентов и остальными регионами не сокращается, несмотря на увеличение соотношения числа студентов и всего населения в этих регионах. Это можно объяснить тем, что в целом по стране, за исключением небольшого числа регионов, за исследуемый период произошло значительное увеличение высших учебных заведений, и, следовательно, студентов в них.

Самой многочисленной в 2003/2004 уч. году оказалась IV группа, характеризующаяся численностью студентов от 313 до 361 на 10000 человек населения, в которую вошли 22 региона. В последних трех группах оказалось 30 регионов

Еще одна проблема современного российского образования состоит в том, что во многих регионах вузы все больше выполняют роль "сейфов", куда молодежь "сдается" на 5-6 лет, поскольку иного применения ей в этих регионах трудно подыскать. К таким регионам можно отнести республики Северного Кавказа и регионы, где наблюдается обострение проблемы занятости и безработицы. Обучение в вузе позволяет несколько уменьшить социальную напряженность, сдерживать молодежная безработица, которая могла бы породить крайне опасные процессы. Однако необходимо учитывать, что "сейфовая" функция высшего образования отнюдь не беспредельна, а отложенные проблемы рано или поздно придется решать.

Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют о наличии довольно широкого круга проблем. Но, на наш взгляд, уровень образования населения России - один из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира. И для того, чтобы он не понижался, государству следует незамедлительно разрабатывать действенные меры, направленные на повышение статуса российского образования в мире. Очень хочется верить, что реализация национального проекта в области образования не останется лишь на бумаге.

Литература

1. Гохберг Л.М., Ковалёва Н.В. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации//Вопросы статистики. -2002. -№2. - С.41-48

2. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2005.- 725 с.

3. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Социальная статистика //учебное пособие - М., МЭСИ, 2004г. - 210 с.

4. http://demoscope.ru - Электронная версия бюллетеня «Население и общество» - Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

5. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

6. http://stat.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.