Е.А. Егорова, П.А. Смелов
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВУЗОВ РОССИИ
Одним из основных подходов к изучению показателей развития системы высшего профессионального образования РФ является региональный анализ. Неравномерность развития высших учебных заведений в отдельных регионах страны, огромная дифференциация показателей их деятельности, различные исходные ситуации начала их работы, большое разнообразие социально-экономических и политических факторов приводит к значительному разрыву качества образования.
Не секрет, что с началом перестройки в нашей стране и снижении социально-экономического положения граждан, существенно снизилось число иногородних студентов в столичных вузах из-за дороговизны проживания. Положительным моментом в этом выступает то, что региональные образовательные учреждения получили толчок для своего развития. Но слабое финансирование вузов, слабая материальная база и недостаток высококвалифицированных преподавателей не позволили развиваться вузам так, как им бы хотелось.
Если говорить о региональной дифференциации вузов, то можно отметить следующие моменты. Прежде всего, по количеству как государственных, так и негосударственных вузов выделяются города Москва и Санкт-Петербург, где находится в 2004 году около 300 вузов, т.е. практически 1/3 всех вузов страны, причем около половины столичных вузов - негосударственные. Территориальная дифференциация регионов РФ изучается при помощи кластерного анализа.
Первый кластер (или группу) составляют 7 регионов: Московская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Самарская область и Свердловская область. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений в данных регионах колеблется от 9 до 23 единиц, а негосударственных - от 9 до 20 единиц. Общее количество высших учебных заведений в данных регионах в основном колеблется от 24 до 32 единиц. Самое высокое значение показателя числа государственных и муниципальных вузов наблюдается в Республике Татарстан, там оно равно 23 единицам, в то же время здесь самое низкое число негосударственных вузов - 9 единиц. В Московской области, Краснодарском и Ставропольском краях число негосударственных высших учебных заведений превышает число государственных и муниципальных высших учебных заведений, эти показатели соответственно равны 13 и 15, 12 и 20, 9 и 15 единицам. В данную группу не вошло ни одного региона из Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Экономика, Статистика и Информатика
№1, 2005
В состав второго кластера вошли 25 регионов: Белгородская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Ярославскаяь, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Республики Дагестан, Башкортостан, Саха (Якутия), Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края. Регионы, вошедшие в данный кластер в 2003/2004 уч. году характеризуются относительно высоким числом высших учебных заведений, от 8 до 23 единиц. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений в данных регионах заметно превышает число негосударственных высших учебных заведений, за исключением Омской области, где их равное количество - 10 единиц. Число государственных и муниципальных высших учебных заведений варьируется от 5 до 16 единиц. Наибольше число высших учебных заведений в данном кластере приходится на Новосибирскую область - 23 единицы, из которых государственные и муниципальные высшие учебные заведения составляют 15 единиц.
В состав третьего, самого большого кластера, вошли 45 регионов практически всех федеральных округов. Регионы данного кластера можно охарактеризовать одновременно небольшим числом государственных и муниципальных высших учебных заведений и очень низким числом негосударственных высших учебных заведений или полным их отсутствием в 2003/2004 уч. году. На государственные и муниципальные высшие учебные заведения в регионах, попавших в данный кластер, приходится от 1 до 5 единиц. В 18 регионах нет ни одного негосударственного высшего учебного заведения, а в остальных регионах этот показатель не превышает 3 единиц, за исключением Калининградской области, где 2004 г. году было 6 негосударственных высших учебных заведений.
Таким образом, приведенные данные показывают, насколько велика разница между регионами. Чем ближе регион к центру, или чем он богаче, тем выше в нем число вузов в целом, и негосударственных в частности. И претворяя, в жизнь инициативы В.В. Путина проведения национального проекта по образованию, прежде всего надо заняться регионами с минимальным количеством вузов. Ведь в этих регионах широкое распространение получают филиала и представительства столичных вузов. Но далеко не всегда качество образования в них соответствует требованиям и качеству.
В 2003/2004 уч. году распределение регионов по группам на основе показателя численности студентов вузов на 10000 человек представлено в таблице 1.
При определении границ интервалов из совокупности были исключены максимальные и минимальные значения признака. Так, в 2003/2004 уч. году в Ленинградской области на 10000 человек населения приходилось лишь 86 студентов, это минимальное значение данного показателя в совокупности. В то время как в Москве данный показатель составлял 1082 студента на
10000 человек населения, то есть почти каждый девятый житель данного региона являлся студентом в 2003/2004 уч. году. в Санкт-Петербурге на 10000 человек населения приходилось 912 студентов, в Томской области - 820 студентов, в Новосибирской области - 624 студента и в Хабаровском крае - 565 студентов на 10000 человек населения.
Таблица 1.
Группировка регионов России по численности студентов высших учебных заведений на 10000 тыс. человек населения в 2003/2004 уч. году
№ группы Интервал (числ. студентов на 10000 чел. населения) Регионы России
I 169 - 217 Республика Тыва, Чеченская республика, Республика Ингушетия, Московская область
II 217 - 265 Сахалинская область, Липецкая область, Тверская область, Тульская область
III 265 - 313 Курганская область, Костромская область, Псковская область, Тамбовская область, Смоленская область, Республика Алтай, Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Республика Бурятия, Краснодарский край, Калининградская область, Кабардино-Балкарская Республика
IV 313 - 361 Пермская область, Республика Карелия, Ярославская область, Вологодская область, Алтайский край, Рязанская область, Карачаево-Черкесская Республика, Новгородская область, Астраханская область, Пензенская область, Республика Коми, Республика Калмыкия, Ульяновская область, Читинская область, Оренбургская область, Еврейская автономная область, Мурманская область, Кемеровская область, Республика Хакасия, Волгоградская область, Кировская область, Республика Башкортостан
V 361 -410 Амурская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Белгородская область
VI 410 - 459 Красноярский край, Курская область, Челябинская область, Республика Адыгея, Магаданская область, Нижегородская область, Саратовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Приморский край, Свердловска область, Омская область, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Удмуртская Республика, Тюменская область
VII 459 - 508 Иркутская область, Ивановская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Воронежская область, Ставропольский край, Камчатская область, Орловская область, Самарская область, Республика Татарстан
Экономика, Статистика и Информатика
51
№1, 2005
Если проследить динамику распределение регионов по группам, надо признать, что разрыв между городами и регионами с высокой численностью студентов и остальными регионами не сокращается, несмотря на увеличение соотношения числа студентов и всего населения в этих регионах. Это можно объяснить тем, что в целом по стране, за исключением небольшого числа регионов, за исследуемый период произошло значительное увеличение высших учебных заведений, и, следовательно, студентов в них.
Самой многочисленной в 2003/2004 уч. году оказалась IV группа, характеризующаяся численностью студентов от 313 до 361 на 10000 человек населения, в которую вошли 22 региона. В последних трех группах оказалось 30 регионов
Еще одна проблема современного российского образования состоит в том, что во многих регионах вузы все больше выполняют роль "сейфов", куда молодежь "сдается" на 5-6 лет, поскольку иного применения ей в этих регионах трудно подыскать. К таким регионам можно отнести республики Северного Кавказа и регионы, где наблюдается обострение проблемы занятости и безработицы. Обучение в вузе позволяет несколько уменьшить социальную напряженность, сдерживать молодежная безработица, которая могла бы породить крайне опасные процессы. Однако необходимо учитывать, что "сейфовая" функция высшего образования отнюдь не беспредельна, а отложенные проблемы рано или поздно придется решать.