Научная статья на тему 'Экономико-статистический анализ развития системы высшего профессионального образования в России'

Экономико-статистический анализ развития системы высшего профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS / УЧРЕЖДЕНИЯ ВПО / INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВПО / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION FUNDING / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Валерьевич

В статье проведён экономико-статистический анализ развития высшего профессионального образования, показана его роль в экономике России, динамика числа занятых с высшим образованием. Исследованы деятельность государственных и негосударственных учреждений ВПО, проблемы их финансирования, применение в образовательном процессе электронных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-STATISTICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

This article gives the economic-statistical analysis of the development of higher professional education, shows its role in Russian economy and dynamic of number of university-educated employees. The government-owned and non-government institutions of higher professional education, the issue of its funding, and its use in educational process of electronic tutorials are studied.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистический анализ развития системы высшего профессионального образования в России»

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

УДК 311.42 + 378

Сергей Валерьевич Иванов,

к.э.н., начальник управления по работе с филиалами, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8 (495) 442-24-89 Эл. почта: [email protected]

В статье проведён экономико-статистический анализ развития высшего профессионального образования, показана его роль в экономике России, динамика числа занятых с высшим образованием. Исследованы деятельность государственных и негосударственных учреждений ВПО, проблемы их финансирования, применение в образовательном процессе электронных средств обучения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, экономико-статистический анализ, учреждения ВПО, финансирование ВПО, инновации.

Sergey V. Ivanov,

PhD in Economics, Professor, Head of the Department of working with branches, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 8 (495) 442-24-89 E-mail: [email protected]

ECONOMIC-STATISTICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

This article gives the economic-statistical analysis of the development of higher professional education, shows its role in Russian economy and dynamic of number of university-educated employees. The government-owned and non-government institutions of higher professional education, the issue of its funding, and its use in educational process of electronic tutorials are studied.

Keywords: higher professional education, economical and statistical analysis, institutions of higher professional education, higher professional education funding, innovations.

1. Введение

В современном обществе, характеризующемся динамичными изменениями на основе трансформации отношений между трудом и капиталом, развитием новейших информационно-коммуникационных технологий, высшее профессиональное образование занимает особое место в силу своей значимости для обеспечения социально-экономического прогресса. В основе целеполагания системы образования лежат процессы обучения и воспитания личности в интересах общества. Эти процессы институционально обеспечены регламентированными нормативными документами и правилами, при этом высшие учебные заведения обязаны подтверждать достижение установленных образовательных уровней. Образовательный процесс в высших учебных заведениях сопровождается получением как профессиональных, так и научных знаний, что характеризует развитие экономики знаний как новой формы проявления информационного общества. Кроме того, происходит формирование умений и навыков, необходимых для реализации личности в постиндустриальном обществе, основу которого составляют био и нанотехнологии, ядерная энергетика, космические технологии, создание новых материалов, замкнутых циклов производства.

2. Подготовка специалистов для экономики России

Формирование эффективной экономики знаний требует подготовки высококвалифицированных кадров. С этой целью в сфере образования заняты миллионы специалистов. Среднегодовая численность занятых в экономике России на 1 января 2012 г. составила 67727 тыс. чел., что на 3210 тыс. чел. больше, чем в 2000 г. В сфере образования на 1 января 2011 г. было занято 5902 тыс. человек, на 1 января 2012 г. - 5789 тыс. чел. Выделяя гендерную сторону занятых в образовании, укажем, что удельный вес женщин в общей численности занятых в экономике по виду экономической деятельности «образование» в 2000 г. составлял 79,0%, а в 2010 г. - 81,4%. Отметим, что мужчин в сфере образования в 2000 г. работало 1240 тыс. чел., а женщин - 4659 тыс. чел., в 2010 г. - 1219 тыс. чел. и 5346 тыс. чел. соответственно [1, с. 247-253].

Проанализируем численность занятых в экономике по уровню образования. Если доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием в 1995 г. составляла 19,9%, то в 2005 г. - 26,6%, а в 2011 г. - 28,9%. Незначительно снизилось число лиц, занятых в экономике, имеющих среднее профессиональное образование (с 33,2% в 1995 г. до 27,1% в 2011 г.). Если на начало 1995 г. доля лиц, занятых в экономике, имевших среднее (полное) общее и основное общее образование составляла 35,2%, то в 2011 г. - только 24%. На диаграмме показано соотношение занятых в экономике по различным уровням образования (рис. 1). Как видно, большая доля занятых в экономике принадлежит лицам с высшим профессиональным образованием.

В современном обществе происходят процессы трансформации процесса образования, связанные с развитием информационного общества, которое представляет собой теоретическую концепцию постиндустриального общества. В информационном обществе происходит объединение и преумножение знаний и информации и формируется единое информационное пространство. В данном пространстве на первый план выходят люди с интеллектом, способным разрабатывать и внедрять в производство информационные технологии, коммуникационные системы, иные информационные продукты и услуги. В итоге происходит накопление и увеличение знаний и информационно-коммуникационных технологий, что, в конечном итоге, приводит к формированию глобального информационного пространства, одной их форм которого является Интернет. Доступ к мировым информационным ресурсам обеспечивает эффективное взаимодействие разных людей и удовлетворение их потребностей в продуктах информационного пространства. Потребность в информационном обществе в специалистах с высшим профессиональным образованием разная в зависимости от отрасли, в которой работают данные лица. Так, в сельском хозяйстве имеют вы-

современных вузов, которые отвечают именно мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований» [2]. Поэтому объективно назрела необходимость реформирования системы высшего профессионального образования и формирований высших учебных заведений нового уровня - учреждений инновационного типа.

Анализ данных, приведённых в табл. 2, показывает, что количество учреждений высшего профессионального образования в России значительно увеличилось, начиная с 1995-1996 учебного года. Если в Российской Империи в 1914 г. было всего 72 высших учебных заведения, а в 1917 г. - 150 (несмотря на сложности военного времени произошёл рост числа вузов), то в 1940 г. в СССР их количество составило 481 учреждение. В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, составив в 1990 г. 514 учреждений с числом студентов - 2824,5 тыс. человек. Уже в 1995 г. в России действовало 762 высших учебных заведения (рост на 248 учреждений, но число студентов уменьшилось на 33,8 тыс. чел.).

сшее профессиональное образование всего 8,9% занятых, в рыболовстве и рыбоводстве - 16,2%, на транспорте и в сфере связи - 18,5%. Наибольшая доля занятых с высшим профессиональным образованием занимаются научными исследованиями и разработками -72,3%, финансовой деятельностью -67,4%. В сфере образования - 49,1% лиц с высшим профессиональным образованием, в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования - 47,6% занятых (табл. 1).

2. Статистический анализ деятельности учреждений высшего профессионального образования

Уровень образования в информационном обществе обуславливается потребностями общественного производства, обеспечения экономического роста, обусловлен развитием системы социально-экономических и организационно-управленческих отношений, науки и технологий. Необходимость создания современной системы высшего профессионального образования отражена в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 2011 г.: «Нам нужно продолжить создание сети

Рис. 1. Соотношение занятых в экономике по уровням образования

Таблица 1

Занятые в экономике России по уровню образования

(на 1.01 2011 г. в среднем за год; в процентах) [1. с. 136]

Занятые в экономике - всего в том числе имеют образование

высшее профессиональное послевузовское среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего образования

Всего в экономике 100 28,9 0,2 27,1 19,7 20,0 4,0 0,3

в том числе:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 100 8,9 0,1 17,3 21,3 35,3 14,9 2,2

Добыча полезных ископаемых 100 21,9 0,1 25,3 29,2 20,6 2,9 0,1

Обрабатывающие производства 100 23,3 0,1 24,8 26,2 21,4 3,9 0,2

Производство электроэнергии, газа и воды 100 23,8 0,1 29,1 23,8 19,4 3,5 0,2

Финансовая деятельность 100 67,4 0,2 21,0 4,9 6,0 0,4 0,0

Научные исследования и разработки 100 72,3 3,5 12,3 5,7 5,7 0,5

Государственное управление 100 47,6 0,2 26,1 10,5 14,0 1,6 0,1

Образование 100 49,1 0,9 28,1 8,5 10,7 2,5 0,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 100 30,6 0,2 46,2 8,6 11,6 2,6 0,1

Таблица 2

Учреждения высшего профессионального образования

(на начало учебного года) [1, с. 247]

Годы Число образовательных учреждений В них студентов - всего, тыс. человек в том числе обучавшихся на отделениях Студентов на 10 000 человек населения

очных очно-заочных (вечерних) заочных экстернат

1914 72 86,5 86,5 - - - 10

1917 150 149 149 - - - 16

1927 90 114,2 114,2 - - -

1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43

1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77

1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124

1970/71 457 2671,7 1296,5 389,8 985,4 - 204

1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219

1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190

1995/96 762 2790,7 1752,6 174,8 855,8 7,5 188

2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324

2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 495

2008/09 1134 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5 529

2010/11 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1 493

2011/12 1080 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2 454

К 2000 г. наблюдается значительный рост как количества учреждений высшего профессионального образования (965 учреждений), так и числа студентов (4741,4 тыс. человек, рост по сравнению с 1995 г. на 69,9%). Стабилизировалась ситуация с ростом численности учреждений и числом студентов лишь к 2005 г. (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов). Наибольшее количество вузов действовало в 2008-2009 учебном году - 1134, число студентов - 7513,1 тыс. человек. Проведённая реорганизация ряда вузов (например, создание РАНХиГС вместо РАГС, АНХ и региональных академий государственной службы), закрытие неэффективных филиалов и представительств вузов привели к тому, что в 2010-2011 учебном году в России действовало 1115 учреждений ВПО, число студентов составляло 7049,8 тыс. человек. Если до 2005-2006 учебного года число студентов очной формы обучения превышало число студентов заочной формы обучения (в 2005-2006 учебном году - 3508,0 и

3032,0 тыс. человек соответственно), то в последние годы число студентов-заочников стало преобладающим (в 2010-2011 учебном году на 15,74% больше, чем студентов-очников). Число государственных учреждений высшего профессионального образования в 2010-2011 учебном году составляло 653 вуза с количеством студентов -5848,7 тыс. человек (табл. 3). Число негосударственных вузов в этом же году составило 462 с количеством студентов 1201,1 тыс. человек (20,53% от числа студентов в государственных вузах). Особенностью является то, что в негосударственных вузах количество студентов, обучающихся по заочной форме более чем в 4 раза превышает число студентов очной формы обучения. В 2011-2012 учебном году число высших учебных заведений снизилось на 35 учреждений. Количество студентов снизилось на 559,8 тыс. чел. По сравнению с предыдущим учебным годом. Это характеризует общую демографическую ситуацию в стране, когда в высшие учебные заведения

стали поступать лица, родившиеся в период демографического спада начала 1990-х годов.

Национальными и международными правовыми актами подтверждено право людей на получение образования. В частности, право на образование продекларировано во «Всеобщей декларации прав человека» (статья 26), в «Международном пакте от экономических, социальных и культурных правах» (статьи 13,14) «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» (статья 2 Первого протокола). В Конституции РФ в статье 43 закреплено: «Каждый имеет право на образование» [3]. Высшее образование не является всеобщим, однако право на его получение имеется у каждого гражданина РФ. В последние годы в России всё больше внимания уделяется модернизацион-ным процессам. Причём упор делается не на модернизацию технологий, а на социальную сферу, поскольку технологический уклад является социально-экономическим явлением. Осуществление модернизации системы высшего профе ссионального образования должно опираться на квалифицированный профессорско-преподавательский состав (табл. 4).

В 2010-2011 учебном году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях преподавали 324,8 тыс. преподавателей, их них учёную степень доктора наук имели 40,2 тыс. человек, кандидата наук - 169,2 тыс. человек. Учёное звание профессора имели 32,6 тыс. человек, доцента - 106,7 тыс. человек. В негосударственных учреждениях ВПО численность учёных была значительно ниже (докторов наук - 3,8 тыс. человек, кандидатов наук - 16,3 тыс. человек, имели учёное звание профессора - 3,2 тыс. человек, доцента - 9,0 тыс. человек). Кроме того, на условиях штатного совместительства в 20102011 учебном году работали 18,4 тыс. преподавателей. В 2011-2012 учебном году численность профессорско-пре-

Таблица 3

Характеристика государственных и негосударственных учреждений ВПО [1, с.247-250]

Учебный год Число вузов Количество студентов Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма Экстернат Студентов на 10000 чел. населения

Государственные учреждения ВПО

2010/11 653 5848,7 2859,6 236,5 2657,5 95,2 409

Негосударственные учреждения ВПО

2010/11 462 1201,1 214,2 68,2 899,7 19,0 84

Таблица 4

Профессорско-преподавательский состав учреждений ВПО

(на начало учебного года; тысяч человек) [1, с.252]

1990/91 1995/96 2000/01 2005/06 2006/07 2010/11

Государственные и муниципальные учреждения ВПО

ППС (штатный персонал)1) - всего 219,7 240,2 265,2 322,1 334,0 324,8

Имеют ученую степень:

доктора наук 13,7 20,1 28,0 37,3 39,4 40,2

кандидата наук 115,2 117,5 125,4 155,3 162,8 169,2

Имеют ученое звание:

профессора 12,9 21,1 27,0 33,3 34,7 32,6

доцента 73,1 85,6 89,8 102,2 105,6 106,7

Негосударственные учреждения ВПО

ППС2) - всего - 13,0 42,2 65,2 75,0 32,0

Имеют ученую степень:

доктора наук - 2,1 5,2 11,0 15,6 3,8

кандидата наук - 6,3 19,7 31,1 36,7 16,3

Имеют ученое звание:

профессора - 2,0 5,2 9,5 13,2 3,2

доцента - 4,9 15,3 20,0 23,1 9,0

Численность ППС, работавших на условиях штатного совместительства 8,5 27,8 28,5 30,6 18,4

1) 2010/11 учебный год - без учета численности ректоров, проректоров, директоров филиалов.

2) С 2009/10 учебного года - без внешних совместителей.

Таблица 5

Источники финансирования учреждений ВПО [1, с. 260]

2000 2005 2010

Численность студентов (тыс. человек) (на начало учеб-

ного года) - всего 4270,8 5985,3 5848,7

в том числе обучающихся за счет средств:

федерального бюджета 2754,6 2924,6 2541,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджетов субъектов Российской Федерации 36,8 70,8 71,8

местных бюджетов 10,6 7,4 5,7

с полным возмещением стоимости обучения 1468,8 2982,6 3229,5

Принято студентов - всего 1140,3 1372,5 1195,4

в том числе на обучение за счет средств:

федерального бюджета 572,2 595,9 501,7

бюджетов субъектов Российской Федерации 11,5 16,3 16,2

местных бюджетов 3,1 1,5 1,1

с полным возмещением стоимости обучения 553,5 758,8 676,4

Выпущено специалистов - всего 578,9 978,4 1177,8

в том числе обучавшихся за счет средств:

федерального бюджета 445,1 503,6 532,3

бюджетов субъектов Российской Федерации 5,3 12,4 13,0

местных бюджетов 1,4 1,2 1,3

с полным возмещением стоимости обучения 127,1 461,2 631,2

подавательского состава составила 319,0 тыс. человек, снизившись по сравнению с предыдущим учебным годом на 5,8 тыс. человек [1, с.252].

Лица, имеющие учёные степени и учёные звания, определяют суть качественного образования, которое лежит в основе модернизационных процессов. Модернизация является основой инновационного типа развития общества. Формирование модернизационной ин-

фраструктуры является катализатором инновационных процессов в стране, инструментом проводимых преобразований, направленных на обеспечение экономического роста, фактором эффективного развития экономики и функционирования государственной системы. Всё это требует формирования устойчивой системы образования, её векторное развитие в сторону доступности, эффективности и качества образования.

3. Финансирование системы высшего профессионального образования

Инновационные подходы к развитию системы образования соответствуют потребностям государства, общества и личности. Однако развитие не только инновационных методов, но и всей системы высшего образования, должно опираться на различные источники и объёмы финансирования. Как видно из табл. 5 в 2010 г. за счёт средств федерального бюджета обучались в России 2541,8 тыс. студентов, за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации - 71,8 тыс. студентов, за счёт местных бюджетов - 5,7 тыс. студентов, за счёт полного возмещения стоимости обучения - 3229,5 тыс. студентов. Количество студентов, принятых на обучение за счёт средств федерального бюджета, снизилось с 2000 г. до 2010 г. на 70,5 тыс. человек. В то же время увеличилось число принятых студентов за счёт полного возмещения затрат на 122,9 тыс. человек.

Социализация организационно-управленческих и экономических отношений в системе высшего профессионального образования происходит на фоне государственного стимулирования развития науки, образования и инноваций. Стоит отметить, что по данным Росстата объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования составляет: 2009 г. - 1134,2 трлн руб., 2010 г. - 1157,5 трлн руб., 2011 г. - 1339,0 трлн руб.[4]. Как видно, только за последний год валовая добавленная стоимость увеличилась на 15,7%, что свидетельствует о возросшем внимании государства к проблемам образования. Значительно возрастают и расходы на образование. Рассмотрим их динамику (табл. 6)

Финансовая деятельность учреждений ВПО (по данным Росстата) в 2009-2011 гг. представлена в табл. 7.

Значительно возрастает и консолидированный бюджет системы образования, который составил в 2009 и 2010 годах соответственно 1750 и 1850 млрд. рублей [6]. Увеличение объёмов финансирования позволило перейти к новой системе оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования в системе образования. В условиях бюджетного планирования на основе программно-целевых методов осуществлен переход на финансирование образовательных учреждений, как правило, на конкурсной основе, что

Таблица 6

Расходы федерального бюджета на образование [5]

Год Расходы федерального бюджета, млрд руб. Год Расходы федерального бюджета, млрд руб.

1999 20,8 2008 329,7

2000 37,6 2009 387,9

2004 119,3 2010 386,4

2007 294,6 2011 552,4

Таблица 7

Показатели финансирования учреждений ВПО [1, с.262]

2009 2010 2011

Объем финансирования - всего 581389,0 564679,8 638130,4

Бюджетное финансирование 293718,9 301884,4 351782,5

Внебюджетное финансирование 287670,2 256610,7 275547,3

Собственные средства 6184,6 10801,34

Расходы - всего 510056,0 505664,2 575334,3

Бюджетные расходы 265597,2 270336,3 310194,0

Таблица 8

Электронные средства обучения в учреждениях ВПО [1, с.260]

2009 2010 2011

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, тыс. шт. 626,2 643,3 689,1

в составе локальных вычислительных сетей 520,5 548,0 586,6

имевшие доступ к сети Интернет 488,0 504,2 562,0

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 1000 студентов, шт. 162 177 200

предусматривает наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта. Это предполагает также софинан-сирование планируемых мероприятий.

Особое внимание в реформировании системы высшего профессионального образования уделяется применению современных информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо использование как новых технологий, так и электронных средств обучения. В табл. 8 представлено число применяемых компьютеров в учреждениях высшего профессионального образования. На начало 2012 г. число персональных компьютеров, используемых в учебных целях составило 689,1 тыс. шт., в т.ч. в составе локальных вычислительных сетей - 586,6 тыс. шт, имевших достут к сети Интернет -562,0 тыс. шт. В среднем на 1000 студентов высших учебных заведений России приходилось 200 персональных компьютеров.

Заключение

Сочетание фундаментальных экономических и социальных предпосылок способствовало развитию информационного общества. К этим

предпосылкам относятся: интеллектуальный потенциал общества; научно-техническое и технологическое обеспечение экономического роста; формирование экономики знаний, когда знания становятся важнейшим фактором производства; инновати-зация экономики, по мнению Н.В. Тихомировой, «инновации принимают форму каскадов, а их внедрение в обществе протекает намного быстрее» [7]; создание институциональных и организационно-управленческих основ управления современным обществом. Сердцевиной трансформации отношений в современном обществе, формирования нового технологического уклада становится система высшего профессионального образования.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2012. - М.: Росстат, 2013.

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 22 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.

3. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. [Элект-

ронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.constitution.ru/index.htm

4. Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности // Росстат (http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/vvp/tab10.xls).

5. Рассчитано: Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1999 год; Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2000 год; Справка по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2009 год и задачах на 2010 год»; Справка по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2009 год и задачах на 2010 год»; Средняя заработная плата в системе образования за год выросла на 20%, в науке - на 40%: Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ; Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2010 год и задачах на 2011 год» (http://mon. gov.ru/files/materials/8165/10.12.28-spr. vopr2.pdf); Средняя заработная плата в системе образования за год выросла на 20%, в науке - на 40%: Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ; Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Счетная палата Российской Федерации.

6. Приоритеты профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2010. - №9. - С. 7-13.

7. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. - Дисс. .. .д-ра экон. наук. - М.: МЭСИ, 2009. - С.61.

8. Терентьева И.А., Семкина Т.А. Оценка инновационной деятельности в организациях высшего профессионального образования как фактора ее конкурентоспособности // Инновации и инвестиции. 2012. №4. С. 31-33

9. Волкова И.Е., Иванов С.С. Качество высшего образования в информационном обществе // Открытое образование. 2009. № 2. С. 18-22.

10. Минзов А.С. Концепции структурных преобразовании системы высшего профессионального образования: взгляд изнутри // Открытое образование. 2012. № 2. С. 70-78.

11. Кинелёв В.Г. Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования // Открытое образование. 2010. № 3. С. 76-81.

12. Комлева Н.В., Тельнов Ю.Ф. Открытые образовательные ресурсы

- необратимая реальность высшего образования // Открытое образование. 2008. № 6. С. 1-15.

13. Лелюх Е.М. Статистическим анализ численности студентов российских высших учебных заведений по группам специальностей // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 137-141.

References

1. Russian statistical Yearbook. 2012.

- M.: Rosstat, 2013.

2. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on 22 December 2011. [Electronic resource]. Mode of access: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.

3. The Constitution Of The Russian Federation. Adopted by popular vote on 12 December 1993. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.constitution. ru/index.htm

4. Gross domestic product and gross value added by type of economic activity

// Rosstat (http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/vvp/tab10.xls).

5. Calculated: The Russian Federation. The Federal law on the Federal budget for the year 1999; the Russian Federation. The Federal law on the Federal budget for the year 2000; certificate on the issue «on results of execution of the Federal budget of the Ministry of education and science of Russia as the subject of budget planning for 2009 and tasks for 2010»; the certificate on the issue «on results of execution of the Federal budget of the Ministry of education and science of Russia as the subject of budget planning for 2009 and tasks for 2010»; the Average salary in the education system for the year increased by 20%, in science - by 40%: the Official site of the Ministry of Of education and Science of the Russian Federation; help for a meeting of the Collegium of the Ministry of education and science of Russia on the issue «on results of execution of the Federal budget of the Ministry of education and science of Russia as the subject of budget planning for the 2010 year and tasks for the year 2011» (http://mon.gov.ru/files/ materials/8165/10.12.28-spr.vopr2.pdf); The average monthly Board in the system of education for the year increased by 20%, in science - by 40%: the Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation; the Conclusion of the accounting chamber of the Russian Federation on the draft of the Federal law «on the Federal budget for the year 2012 and the planning period of

2013 and 2014». The accounts chamber of the Russian Federation.

6. The priorities of vocational education/ Higher education today. - 2010. -№9. - With. 7-13.

7. Tikhomirova N. The modern University, integrated in the information space: concepts, tools, and methods. -Diss. ...d-RA economic science. - M.: MESI, 2009. - P.61.

8. Terenteva I.A., Semkina T.A. Evaluation of innovation activities in organizations of higher education as a factor in its competitiveness // Innovatcii i investitcii. 2012. №4. S. 31-33

9. Volkova I.E., Ivanov S.S. The quality of higher education in the information society // Otkrytoe obrazovanie. 2009. № 2. S. 18-22.

10. Minzov A.S. The concept of structural transformation of the system of higher education: a view from the inside // Otkrytoe obrazovanie. 2012. № 2. S. 70-78.

11. Kinelyov V.G. The role of information and communication technologies to ensure the quality and accessibility of higher education // Otkrytoe obrazovanie. 2010. № 3. S. 76-81.

12. Komleva N.V., Telnov Iu.F. Open Educational Resources - an irreversible reality of higher education // Otkrytoe obrazovanie. 2008. № 6. S. 1-15.

13. Leliukh E.M. Statistical analysis of the number of students of Russian institutions of higher learning in groups of specialties // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2012. № 4. S. 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.