УДК 334.7 Иванов Валерий Сергеевич
доктор экономических наук, профессор, ректор Международной академии бизнеса и новых технологий, г. Ярославль
Коречков Юрий Викторович
Ivanov Valeriy Sergeyevich
D.Phil. in Economics, Professor, Rector at the International Academy of Business and New Technologies
Korechkov Yuriy Viktorovich
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и государственного управления Международной академии бизнеса и новых технологий, г. Ярославль
Иванов Сергей Валерьевич
D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Economics and Public Administration Subdepartment, International Academy of Business and New Technologies
Ivanov Sergey Valeryevich
кандидат экономических наук, начальник управления по работе с филиалами Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Рогов Николай Иванович
директор Рыбинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
PhD in Economics, Chief of the Department for Work with Branches, Moscow State University of Economics, Statistics and Information Science
Rogov Nicolay Ivanovich
Director at the Rybinsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
INSTITUTIONALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
IN RUSSIA
Аннотация:
Выявлена сущность институционализации системы высшего образования и рассмотрены особенности формирования инновационной образовательной среды в России. Показано значение системы электронного обучения, а также роль и значение интеграционных процессов в системе высшего образования, исследованы вопросы формирования системы электронного обучения.
Ключевые слова:
инновации, институты, образовательная среда, экономика знаний, электронное обучение, мультимедийная составляющая образовательного контента.
Summary:
The article is concerned with the institutionalization of the higher education system and development of the innovative education environment in Russia. The authors consider relevance of the e-learning system, role and significance of the integration processes in the higher education. The special attention is paid to the social and economic effects of the e-learning system.
Keywords:
innovations, institutions, educational environment, knowledge economy, e-learning, multimedia component of educational content.
Исследуя проблемы институционализации системы высшего образования в России, на наш взгляд, следует рассмотреть его генезис, нормативное правовое обеспечение процессов институционализации, развитие дистанционных технологий и систем электронного обучения, финансирование системы высшего образования.
I. Генезис системы высшего профессионального образования.
В современном обществе высшее образование занимает особое место в силу своей значимости для обеспечения экономического роста. Высшее образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания личности в интересах общества, как правило, регламентированным нормативными документами и правилами, и подтверждаемым достижением установленных образовательных уровней. Образовательный процесс в организациях высшего образования сопровождается получением как профессиональных, так и научных знаний, а также умений и навыков. Происходят процессы трансформации процесса образования, связанные с развитием информационного общества, которое представляет собой теоретическую концепцию постиндустриального общества, в котором происходит объединение и преумножение знаний и информации и формируется единое информационное пространство. В Конституции РФ в
ст. 43 закреплено: «Каждый имеет право на образование» [1]. Высшее образование не является всеобщим, однако право на его получение имеется у каждого гражданина РФ. В настоящее время повышается социальная значимость труда профессорско-преподавательского состава.
Формирование эффективной экономики знаний требует подготовки высококвалифицированных кадров. С этой целью в сфере образования заняты миллионы специалистов. В сфере образования на 1 января 2011 г. было занято 5 902 тыс. чел., на 1 января 2012 г. - 5 789 тыс. чел., на 1 января 2013 г. - 5 697 тыс. чел. [2, с. 117]. Анализируя численность занятых в экономике по уровню образования, отметим, что если доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием на начало 1996 г. составляла 19,9 %, то на 1 января 2006 г. - 26,6 %, на 1 января 2012 г. - 28,9 %, на 1 января 2013 г. - 30,2 % [3]. На диаграмме показано соотношение занятых в экономике по различным уровням образования (рисунок 1). Как видно, большая доля занятых в экономике принадлежит лицам с высшим профессиональным образованием.
Рисунок 1 - Соотношение занятых в экономике по уровням образования
Потребность в информационном обществе в специалистах с высшим профессиональным образованием разная в зависимости от отрасли, в которой работают данные лица. Так, в сельском хозяйстве на 1 января 2013 г. имели высшее профессиональное образование всего 9,7 % занятых, в рыболовстве и рыбоводстве - 17,4 %, на транспорте и в сфере связи - 20,1 %. Наибольшая доля занятых с высшим профессиональным образованием занимаются научными исследованиями и разработками - 70,8 % (уменьшилась по сравнению с 2011 г., когда она составляла 72,3 %), финансовой деятельностью - 70,1 %. В сфере образования - 49,8 % лиц с высшим профессиональным образованием, в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования - 51,2 % занятых [4]. Как видно из приведенных данных, в сфере образования трудится лишь около половины лиц с высшим профессиональным образованием. Однако это значительно больше, чем в таких отраслях, как здравоохранение, добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии, газа и воды и т.п.
II. Нормативное правовое обеспечение развития системы высшего образования в России.
Уровень высшего образования в информационном обществе обуславливается потребностями общественного производства и обусловлен развитием системы социальноэкономических отношений, науки и технологий. Национальными и международными правовыми актами подтверждено право людей на получение образования. В частности, право на образование продекларировано во «Всеобщей декларации прав человека» (ст. 26), в «Международном пакте от экономических, социальных и культурных правах» (ст. 13, 14) «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 Первого протокола). При этом целесообразно учитывать положения таких документов, как Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 г.), Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (Париж, 11 ноября 1997 г.), Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. (Париж, 9 октября 1998 г.). Важное значение имеет Болонский процесс, характеризующий сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования, начало которому положило подписание Болонской декларации 19 июня 1999 г. На сегодняшний день Болонский процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую
культурную конвенцию Совета Европы (1954). Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Важной вехой развития системы высшего образования стал принятый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; спе-циалитет/магистратура; подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Также определены положения: о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; о сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; об обучении по интегрированным образовательным программам; по образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим. Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.
III. Формирование инновационной образовательной среды.
В условиях развития информационного общества формируется «экономика знаний», основу которой составляет интеллектуальный человеческий капитал. Этот процесс характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Формирование инновационной образовательной среды предполагает изменение содержания образования с помощью не только внедрения новых современных компьютерных средств, но и применения информационных гипертехнологий, в результате чего происходит установление гиперсвязей в сфере интегрированной инновационной образовательной среды. Применение инновационных технологий представляет собой большое поле для действий в образовательном процессе профессорско-преподавательскому составу и отдельным студентам. Инновационный характер в образовательной сфере наиболее наглядно демонстрируют исследовательские университеты, основными характеристиками которых являются:
- интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности;
- сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, государством и работодателями по вопросам подготовки студентов в целях развития общества и экономики;
- развитие новых образовательных технологий на электронной информационнокоммуникационной базе;
- формирование открытой единой интегрированной информационно-образовательной среды;
- использование разных источников финансирования, в том числе государственночастного партнерства, фандрайзинга, средств частных инвесторов;
- развитие фундаментальных и прикладных исследований и коммерционализация научных результатов образовательных учреждений.
Одной из задач деятельности образовательного учреждения ВПО в условиях формирования инновационной образовательной среды является вовлечение студентов в процесс инновационной деятельности.
IV. Дистанционные технологии и электронизация системы высшего образования.
Основной тенденцией развития образовательных систем в ведущих зарубежных странах
является создание и реализация инновационных образовательных программ с использованием современных дистанционных образовательных технологий. Внедрение технологий e-learning является приоритетом национальной политики в области образования как в США и Западной Европе, так и в восточноазиатских странах. В частности, в Южной Корее электронное обучение регулируется утвержденными на основе проекта Министерства образования и развития человеческих ресурсов Республики Корея «Закона о развитии индустрии электронного обучения» и проекта Министерства торговли, промышленности и энергетики «Закона об электронном обучении» соответствующих законодательных актов [5]. Большое значение дистанционным образовательным технологиям на основе электронного обучения в последние годы стало уделяться и в России. В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2013 г. 12 декабря 2012 г. сказано: «Также поручаю Правительству представить предложения по реализации дистанцион-
ного образования на русском языке. Оно должно быть доступно для молодежи стран Содружества, для наших соотечественников во всем мире» [6].
Особое внимание в развитии системы высшего образования уделяется применению современных информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо использование как новых технологий, так и электронных средств обучения. На начало 2012 г. число персональных компьютеров, используемых в учебных целях составило 700,2 тыс. шт., в том числе в составе локальных вычислительных сетей - 613,2 тыс. шт., имевших доступ к сети Интернет -598,1 тыс. шт. В среднем на 1 000 студентов высших учебных заведений России приходилось 184 персональных компьютера [7]. Развивается мультимедийная составляющая образовательного контента.
Сочетание фундаментальных экономических и социальных предпосылок способствовало развитию информационного общества. К этим предпосылкам относятся: интеллектуальный потенциал общества; научно-техническое и технологическое обеспечение экономического роста; формирование экономики знаний, когда знания становятся важнейшим фактором производства; инноватизация экономики; создание институциональных и организационно-управленческих основ управления современным обществом. Сердцевиной трансформации отношений в современном обществе, формирования нового технологического уклада становится система высшего профессионального образования.
V. Финансирование системы высшего профессионального образования.
Инновационные подходы к развитию системы образования соответствуют потребностям государства, общества и личности. Однако развитие не только инновационных методов, но и всей системы высшего образования, должно опираться на различные источники и объемы финансирования. В 2010 г. за счет средств федерального бюджета обучались в России 2 541,8 тыс. студентов, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 71,8 тыс. студентов, за счет местных бюджетов - 5,7 тыс. студентов, за счет полного возмещения стоимости обучения -3 229,5 тыс. студентов. Количество студентов, принятых на обучение за счет средств федерального бюджета, снизилось с 2000 до 2010 г. на 70,5 тыс. чел. В то же время увеличилось число принятых студентов за счет полного возмещения затрат на 122,9 тыс. чел. Социализация организационно-управленческих и экономических отношений в системе высшего профессионального образования происходит на фоне государственного стимулирования развития науки, образования и инноваций. Только за последний год валовая добавленная стоимость в российской системе образования увеличилась на 15,7 %, что свидетельствует о возросшем внимании государства к проблемам образования. Значительно возрастают и расходы на образование. Объем финансирования учреждений высшего профессионального образования на 1 января 2013 г. составлял 581389,0 млрд руб., в 2010 г. - 564679,8 млрд руб., в 2011 г. - 638130,4 млрд руб. Бюджетное финансирование в 2011 г. равнялось 351782,5 млрд руб. Внебюджетное финансирование в 2011 г. составило 275547,3 млрд руб. Собственные средства в 2011 г. равнялись 10801,34 млрд руб. Расходы в 2009 г. составили 510056,0 млрд руб., в 2010 г. - 505664,2 млрд руб., в 2011 г. -575334,3 млрд руб. Из них бюджетные расходы только в 2011 г. составили 310194,0 млрд руб. [8, с. 262]. За счет федерального бюджета в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования в 2012 г. обучалось 2262,9 тыс. чел. (таблица 1).
Таблица 1 - Численность обучающихся в государственных
и муниципальных учреждениях ВПО по источникам финансирования [9]
Годы 2001 2005 2010 2011 2012
Численность студентов (на начало учебного года) - всего 4270,8 5985,3 5848,7 5453,9 6075,4
в том числе обучающихся за счет средств:
федерального бюджета 2754,6 2924,6 2541,8 2382,5 2262,9
бюджетов субъектов Российской Федерации 36,8 70,8 71,8 70,6 73,1
местных бюджетов 10,6 7,4 5,7 2,1 2,0
с полным возмещением стоимости обучения 1468,8 2982,6 3229,5 2998,6 3737,4
Значительно возрастает консолидированный бюджет системы образования. Увеличение объемов финансирования позволило перейти к новой системе оплаты труда и нормативноподушевого финансирования в системе образования. В условиях бюджетного планирования на основе программно-целевых методов осуществлен переход на финансирование образовательных учреждений, как правило, на конкурсной основе, что предусматривает наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта. Это предполагает также софинансирование планируемых мероприятий.
Институционализация системы высшего образования свидетельствует о происходящих значительных переменах в этой сфере. Изменилась нормативная правовая база, принципы и объемы
финансирования высших учебных заведений, системы организации образовательного процесса.
В условиях формирования информационного пространства возросла значимость и роль дистанционных образовательных технологий, основанных на элементах электронного обучения.
Ссылки:
1. Российский статистический ежегодник. 2012. М., 2013. 11Р1_: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0537/biblio05.php (дата обращения: 12.12.2013).
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. 11Р1_: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 12.12.2013).
3. Там же. С. 121.
4. Там же.
5. Коречков Ю.В., Иванов С.В. Тенденции развития высшего профессионального образования в зарубежных странах // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). Ярославль, 2012. С. 60.
6. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2013 г. 12 декабря 2012 г. 11Р1_: http://президент.рф/news/17118 (дата обращения: 12.12.2013).
7. Конституция Российской Федерации ... С. 222.
8. Российский статистический ежегодник. 2013. М., 2014. 11Р1_:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 12.12.2013).
9. Конституция Российской Федерации ... С. 221.