УДК 330.3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
О.А. Бурова
Аннотация. Дана краткая характеристика состояния системы высшего образования в стране, выявлены причины, сдерживающие переход к цифровой экономике. Рассмотрена готовность высшего образования к использованию новых информационных технологий и обеспеченность информационно-коммуникационной техникой вузов. Определена связь профессиональных стандартов нового поколения и участие в их формировании бизнеса и работодателей.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, профессиональные стандарты, национальная система квалификаций, бизнес, рынок труда, образовательные технологии.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE DIGITAL ECONOMY
O.A. Burova
Abstract. A brief description of the state of the higher education system in the country is given, the reasons hindering the transition to the digital economy are identified. The readiness of higher education for the use of new information technologies and the provision of information and communication technology universities. The connection of professional standards of the new generation and participation in their formation of business and employers is defined.
Keywords: digital economy, information and communication technologies, professional standards, national system of qualifications, business, labor market, educational technologies.
До недавних пор люди почти ничего не знали о цифровых технологиях, однако цифровая революция стремительно охватила всю мировую экономику. Россия последовала передовому опыту стран и начала осуществлять переход к цифровым технологиям, которые кардинально меняют жизнь человека, производственные отношения, структуру экономики и образования. В экономике будущего важный ресурс будут составлять люди с их знаниями, а знания новых
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
цифровых технологий будут накапливаться и развиваться и станут приоритетными в течение всего XXI века. Рассмотрим, насколько отечественное высшее образование оказалось готово к использованию цифровых информационных технологий.
В России высшее образование на протяжении ХХ столетия считалось лучшим в мире, однако, необходимость интеграции отечественного образования в глобальную мировую систему заставило присоединиться к Болонскому процессу. Это могло бы способствовать признанию отечественного образования за рубежом и получения аккредитации российских дипломов в Европе. Стремление перенять передовой опыт европейских стран привело к тому, что положения Болонской декларации были применены выборочно и без учета специфики отечественной системы высшего образования. Нагромождение положений и стандартов в сфере образования, нередко противоречащих друг другу, наспех созданные учебные программы и стандарты отрицательно отразились на качестве высшего образования. Для исправления данных противоречий в России на государственном уровне продолжается дальнейшая целенаправленная работа по модернизации высшего образования.
Современные вызовы высшему образованию связаны с реализацией в нашей стране глобального проекта по созданию национальной системы квалификаций, удовлетворяющей спрос на квалификации работников со стороны рынка труда в соответствии с Указом президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной социальной политики». Профессиональные стандарты разрабатывались по инициативе работодателей, устанавливающих требования к знаниям и умениям выпускников, и стали основой при формировании образовательных стандартов и программ. При их успешном освоении соискатель может подтвердить свою квалификацию и пройти процедуру независимой оценки квалификации.
Советы по профессиональным квалификациям проводят мониторинг рынка труда, выявляют новые профессии, разрабатывают отраслевые профессиональные стандарты, участвуют в разработке и экспертизе образовательных стандартов.
В связи с этим все более активнее протекают процессы взаимодействия вуза и бизнес-партнеров по внедрению в образовательный процесс передовых технологий. Большие требования предъявляются ими к формированию у выпускников вуза инновационных компетен-
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ций: способности к генерированию новых научных знаний. При этом образовательная система вынуждена постоянно адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в обществе, повышая конкурентоспособность высшего образования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1642 от 26 декабря 2017 г., вступил в силу проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», мероприятия которого начали реализовываться с первого января 2018 г., как структурный элемент Государственной программы РФ «Развитие образования». Для страны, вступившей на путь инновационного развития, переход к новым информационным технологиям, улучшение информационной инфраструктуры приведет к существенным переменам в жизни общества, изменит спрос на знания и образовательные технологии.
Внедрение в российскую практику цифровых технологий способствует развитию сетевой формы реализации образовательных программ, отвечая новым запросами рынка труда в отечественной и зарубежной практике. Сетевые формы обучения включают использование дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения. Особое место в образовательных программах отводится дисциплинам, связанным с информационной составляющей.
В условиях становления цифровой экономики Россия нуждается в создании совершенно новой системы образования, отвечающей реалиям нового времени. В настоящее время система высшего образования должна соответствовать потребностям государства, иметь квалифицированный преподавательский состав, более совершенное законодательство и повышать свою конкурентоспособность как внутри станы, так и за рубежом. Система образования должна лучше оснащать людей навыками и знаниями, чтобы они отвечали требованиям цифровой рабочей среды. Образовательный процесс должен отвечать вызовам современных технологий промышленного производства.
Внедрение новых цифровых технологий в области образования, науки, исследований, культуры и средств массовой информации, являющимися ключевыми областями сфер общества и выступающими в качестве важнейших факторов, будут способствовать дальнейшему развитию цифровой экономики. У всех граждан появятся большие возможности в вышеуказанных областях для обучения, повышения квалификации, непрерывного образования, развития и участия в экономической и социальной жизни страны.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Образовательная система, функционирующая в окружении рынков образовательных услуг, потенциальных участников, труда и инноваций и взаимодействующая с этими рынками, обменивается трудовыми, материальными и информационными ресурсами. Это требует социальной адаптации населения к вызовам цифровой экономики, относящимся к непрерывному повышению уровня квалификации и развитию новых навыков в интерактивном пространстве цифровой экосистемы.
В настоящее время вузы предлагают онлайн-курсы; онлайн-преподаватели предлагают новые методы изучения учебных материалов; используют интернет-технологии в дистанционном обучении, что позволяет повысить мобильность студентов и достичь качества подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых бизнесу и становлению предпринимательства в России.
Государство, как заинтересованное лицо, оказывает финансовую поддержку образовательным учреждениям, осваивающим инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи. Средства, затрачиваемые на развитие цифровых технологий, варьируют как по отраслям, так и по отдельным регионам страны. Уровень бюджетных расходов регионов России на информатизацию различный. Согласно данным Росстата, в 2016 г. затраты государственного бюджета по статье «Связь и информатика» составили 87,5 млрд руб., в том числе 31,2 млрд руб. - расходы федерального бюджета, 56,3 млрд руб.-консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.
В таблице 1 представлены официальные данные Росстата о структуре государственных затрат в РФ на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе высшего образования за 2016 г.
Таблица 1
Государственные затраты в РФ на информационно-коммуникационные технологии в системе высшего образования за 2016 г. (в % к итогу)
Наименование отрасли Всего на ИКТ Техника Софт Услуги связи Интернет-доступ Обучение
Высшее образование 100,0 48,1 11,7 17,9 7,0 0,8
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес затрат на информационно-коммуникационные технологии в системе высшего образования приходится на приобретение техники 48,1 %, в то время как на развитие услуги связи - 17,9 %, меньше всего на обучение - 0,8 %. Мониторинг развития информационного общества в РФ отражается на сайте Росстата. Данные мониторинга за период 2010-2016 гг. показывают, что число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей в расчете на 100 студентов, увеличилось с 2010 г. в 1,5 раза по сравнению с 2016 г. На каждые 100 студентов приходилось 22 компьютера. Число компьютеров, имеющих доступ в Интернет, также возросло в 1,6 раза. По данным Министерства науки и высшего образования 8441 программа, реализуемая организациями высшего образования, была основана на применении электронного обучения.
Существенным препятствием на пути получения качественного образования выступает недостаточное финансирование вузов со стороны российского государства, слабая финансовая поддержка самих студентов, низкий уровень оплаты труда научно-преподавательского состава, дискриминация в оплате труда собственных граждан по сравнению с иностранными гражданами, отсутствие достаточного перераспределения финансовых средств в пользу регионов с учетом особенностей их развития.
Устраняя вышеуказанные недочеты в системе высшего образования и интенсивно внедряя новые информационные технологии, можно решить насущные социальные и экономические проблемы, открывая новые возможности на рынке труда, получения образования и непрерывного повышения профессиональных квалификаций.
Библиографический список
1. Абдалова Е.В. Современные тренды образования: профессиональные стандарты и высшее образование: сборник научных статей международной научно-практической конференции. 1-2 февраля 2018 г., Санкт-Петербург. СПб., 2018.
2. Бурова О.А. Цифровая экономика России - как ключевой фактор качественного роста технологий в бизнесе и образовании. // Технология текстильной промышленности. 2018. № 4.
3. Жаркова К.С., Абрамова Д.Д. Статистика применения информационно-компьютерных технологий в РФ: Сборник научных статей между-
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
народной научно-практической конференции. 1-2 февраля 2018 г., Санкт-Петербург. СПб., 2018.
4. Нуреева М.Р. Проблемы и последствия присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2016. № 4.
5. Трофимов В.В., Трофимова Е.В. Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий как основа формирования цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сборник научных статей международной научной конференции. 20-21 июня 2017 г., Санкт-Петербург. СПб., 2017.
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 23.02.2019).
О.А. Бурова
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления в строительстве
Московский государственный строительный университет
доцент кафедры экономики и финансов
Московский финансово-юридический университет МФЮА
E-mail: [email protected]