УДК 330.3
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Т.В. Клочкова
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях перехода к цифровой экономике. С развитием информационного общества повышается экономическая и социальная значимость образования. Оно оказывает влияние на развитие и состояние предприятий всех отраслей. В работе сделана попытка выделить факторы повышения конкурентоспособности образовательных учреждений в условиях современных тенденций. Рассмотрена концепция модели цифрового университета. Автором выдвигается предположение, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс позволит не только существенно улучшить качество предоставляемых услуг, но и со временем приведет к лидерству России в сфере подготовки научных и производственных кадров на базе получения высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, ключевые компетенции, образовательные услуги, факторы конкурентоспособности, цифровое обучение, цифровые технологии.
COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE DIGITAL ECONOMY
T.V. Klochkova
Abstract. This article is devoted to the problem of the competitiveness of a higher educational institution in the context of transition to a digital economy. With the development of the information society, the economic and social importance of education increases. It affects the development and condition of enterprises in all sectors. The paper makes an attempt to identify the factors of increasing the competitiveness of educational institutions in the conditions of modern trends. The concept of the digital university model is considered. The author proposes that the introduction of innovative technologies in the educational process will not only significantly improve the quality of services provided, but eventually lead to Russia's leadership in the training of scientific and industrial personnel on the basis of higher education.
Keywords: higher education, core competencies, educational services, competitive factors, digital training, digital technologies.
Развитие цифровых технологий способствует изменению всех сфер жизни общества. Сектор предоставления образовательных услуг
не является исключением. От скорости реагирования на постоянно меняющиеся тенденции в экономике зависит конкурентоспособность государственных и коммерческих вузов. Способность эффективно внедрить программу цифровой экономики, следить за изменениями на кадровом рынке, обеспечит в конечном итоге высокий рейтинг учебного заведения и его дальнейшие перспективы развития.
Сфера образования получила возможность обширной глобализации. Сейчас каждый студент или преподаватель может изучать информацию, ранее доступную для узких специалистов или ученых. В ходе развития информационных технологий многие высшие учебные заведения успешно занимают свою нишу на рынке образовательных услуг. При этом сохраняются все преимущества конкуренции, уникальные разработки и особенные качества.
Главной задачей, стоящей перед руководителями университетов, является правильный выбор стратегии перехода к цифровому образованию. Для создания конкурентоспособной системы образования необходимы конкретные программы внедрения цифровой трансформации, создание модели цифрового университета, техническая подготовка кадрового состава. Кроме того, в постоянно изменяющихся экономических условиях необходимо непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг [2].
Проанализируем глобализацию высшего образования в России. Условия конкуренции во всех сферах жизни общества усложнились после так называемой «четвертой промышленной революции». Возникла острая необходимость внедрения цифровых технологий в производство и сферу предоставления услуг. В связи с этим была разработана Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее утверждение Правительством РФ состоялось в июле 2017 г. [1].
Цель программы - создание «общества знаний» на основе внедрения цифровой информации, улучшение качества жизни вследствие доступности услуг и товаров, повышение информационной грамотности населения. Прогноз на период 2018-2019 гг. предусматривает распространение информационных инноваций в сфере высшего управления, бизнеса, а также социальной и экономической областях. Причинами, которые могут существенно тормозить реализацию данного плана, являются нехватка кадрового состава, низкий
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
уровень знаний в сфере новейших технологий, недостаточность информации по обзору зарубежного опыта [1].
В связи с этим видоизменяется не только повседневная жизнь человека, производство, экономика, но и образовательная среда. Повышение конкурентоспособности услуг, предоставляемых вузами, является одним из показателей экономической стабильности и безопасности страны.
Для поставщиков услуг в сфере образования станут доступны новые стратегические ресурсы, а именно:
- организационные знания высшего руководства;
- интеллектуальный потенциал кадрового состава;
- умения и навыки в сфере 1Т-технологий;
- цифровые инновации на всех стадиях процесса предоставления услуг.
Лидирующие позиции цифрового обучения обусловлены очевидными преимуществами. К ним относятся:
- снижение материальных затрат на обучение групп с большим количеством студентов;
- увеличение скорости проведения образовательных программ;
- сокращение затрат на печатные носители информации, на проезд к месту работы и учебы.
Мотивацией для наращивания объемов учебных программ он-лайн являются еще четыре вида преимуществ:
1. Стандартизация. Виртуальное обучение позволит обеспечить единый стандарт для всего персонала и участников в рамках учебного заведения. Цифровые программы необходимо обеспечить дополнительными ресурсами, которыми смогут пользоваться обучающиеся и после завершения процесса получения знаний.
2. Коммуникация. Посредством цифровой передачи данных кадровый состав всегда будет в курсе изменений в учебном процессе.
3. Отсутствие страха перед аудиторией. Опросы показали, что обучение через Интернет многим дается легче в психологическом плане. Производительность процесса обучения увеличивается по причине высокой эффективности электронных программ. Они позволяют получить результаты итоговых работ в короткие сроки.
4. Участие в процессе получения знаний всех членов группы. Е-1еагш^ обучение базируется на условии обязательного участия в обсуждении различных вопросов.
Реализация вышеперечисленных преимуществ возможна лишь в том случае, если используемая цифровая программа является высококачественным продуктом, и состоит из различных элементов (тесты, игры, видео). Кроме того, обязательным условием является наличие заинтересованности в обучении лица, получающего образование.
Конкурентоспособность образовательного учреждения является понятием многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности вуза, но и качество оказываемой им образовательной услуги.
Одни авторы определяют конкурентоспособность образовательного учреждения как способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [4].
Другие считают, что конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [6].
Это обобщающий показатель жизнестойкости образовательного учреждения, его умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы [5].
Анализируя ряд определений, можно сделать вывод, что на рынке услуг образовательного характера «выживают» организации, способные к конкуренции, ее повышению в любой момент. В этом смысле вузы ведут борьбу за лучших абитуриентов по балльной системе ЕГЭ. Признаками превосходства над конкурентами можно считать потребительскую ценность, уникальные услуги, наличие инноваций.
Конкурентоспособность вуза определяется его внешними и внутренними конкурентными преимуществами. На внешние факторы образовательное учреждение повлиять не в состоянии, но внутренние факторы почти полностью являются контролируемыми руководством организации. Достижение внутренних конкурентных
преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Факторами преимущества следует считать:
- устойчивую конкурентоспособность, включающую параметры внутренней структуры учебного заведения, с возможностью доступного контроля;
- временную конкурентоспособность, к которой относятся параметры внешней среды, которые сложно контролировать.
Факторы, обладающие устойчивым характером, получили название ключевых компетенций. В таблице 1 отражены основные признаки данных факторов с точки зрения объекта управления.
Таблица 1
Признаки устойчивых факторов способности к конкуренции
Признаки Компетенции управленческого объекта
Носители устойчивой конкурентоспособности Кадровый состав, имеющий определенные знания, навыки и потенциал
Инфраструктура развития Взаимосвязь человеческого потенциала и организационных ресурсов
Условия развития Удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг, инвестиционная стабильность вуза
Система ключевых компетенций - это совокупность факторов для достижения постоянной конкурентоспособности учреждения образовательной сферы [3].
Таким образом, в условиях цифровой экономики понимание и исследование ключевых компетенций является определяющим критерием для развития потенциала преподавательского состава, расширения сегмента рынка образовательных услуг, научного поиска, развития технической базы университетов и институтов, возникновения системы цифрового получения знаний, основанной на создании «модели вуза будущего». Она состоит из поддерживающей платформы и пяти уровней [7]:
Первый уровень - это стейкхолдеры учебного заведения. К ним относятся научно-педагогический состав, абитуриенты, студенты, выпускники, различные партнеры.
Второй уровень - база информационных сервисов (видеоэкраны, беспроводная связь, виртуальные хранилища данных). Эти инструменты призваны создать оптимальные условия для внедрения и развития цифрового пространства внутри организации.
Третий уровень - вспомогательные сервисы. К ним можно отнести цифровые библиотеки, систематизацию данных наукометрической информации. Причем последний инструмент не только определяет перспективы научно-исследовательской деятельности, но и служит показателем публикационной активности и имиджа учреждения.
Четвертый уровень - наиболее ресурсоемкий. К нему относятся цифровой маркетинг, управление различными исследованиями и проектами.
Пятый уровень - цифровые технологии недалекого будущего. Например, использование беспилотных летательных аппаратов во внутренней и внешней структуре вуза. Стремление сохранять конкурентоспособность станет побудительным мотивом для внедрения технических инноваций в образовательную среду.
При переходе к цифровой системе образования существенную роль играют поддерживающие мероприятия. К ним следует отнести:
- расширение программ обучения цифровой грамотности посредством создания факультативов;
- поддержка педагогов, которые занимаются внедрением новейших методик обучения;
- поощрение студентов, использующих инновационные платформы для научно-исследовательской деятельности;
- помощь той части кадрового состава, которая менее всего обладает знаниями и умениями в сфере цифровых методик преподавания.
Для быстрого и эффективного внедрения современных технологий, образовательному учреждению необходим четкий план действий.
На данный момент не существует четко сформулированной стратегии для трансформации учебного заведения в цифровой вуз. Однако за основу можно принять опыт зарубежных университетов, мнение отечественных специалистов по данному вопросу.
Сотрудничество с внешними и внутренними стейкхолдера-ми является началом долгого процесса цифровизации обучения. Инициатором внедрения инноваций должно стать высшее руководство университета. Остальным структурным звеньям (деканы, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав), предоставлена возможность реализовать исполнение утвержденной программы развития исходя из общей стратегии вуза.
Большую роль играет и совершенствование основных служб внутренней структуры университета. Так, служба информационных технологий должна обеспечивать решение следующих задач:
- следить за появлением новинок в цифровых технологиях, заниматься консультацией по вопросам их эффективного использования;
- стимулировать применение инноваций кадровым составом, студентами и руководящими органами;
- обеспечить свободный доступ к информации общего и специфического назначения с использованием инструментов новейших технологий.
Служба управления персоналом призвана обеспечить подготовку кадров к цифровой трансформации. В этой связи необходимы:
- модификация трудовых договоров, курсов повышения квалификации с целью непрерывного совершенствования кадров в области цифровой грамотности;
- придание процессам научной деятельности и обучения высокой значимости в связи с использованием инновационных ресурсов.
Таким образом, трансформация возможна только при условии создания осознанной стратегии цифрового обучения. При этом необходимо обязательно учитывать специфику и особенности деятельности образовательной организации [4; 7].
Конкурентоспособные факторы в сфере предоставления услуг образования напрямую связаны с поиском новейших технологий, как управленческих, так и образовательных. Эта связь базируется на привлечении персонала, обладающего умениями и знаниями уникального характера.
Цифровая трансформация в большей степени заключается в изменении культурных и организационных процессов внутри университета. Это позволит создать учебное заведение, которое более адоптировано для работы с целевой аудиторией.
Представленные в данной работе теоретические и методические основы внедрения цифровых технологий в систему образовательного процесса, позволят сохранить и повысить конкурентные преимущества образовательного учреждения. Такая модель станет первой ступенью на пути к завоеванию лидерства в области предоставления образовательных услуг как отдельно взятой единицы, так и России в целом.
Библиографический список
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL. http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf (дата обращения: 23.09.2017).
2. Бюллетень о сфере образования. 2017. N° 12. URL: http://ac.gov.ra/ifles/ publication/a/13584.pdf (дата обращения: 23.09.2017).
3. Безуглова И.Г. Ключевые компетенции, как основа устойчивого конкурентного преимущества образовательной организации. 2016. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2016/02/05/ klyuchevye-kompetentsii-kak-osnova-ustoychivogo# (дата обращения: 23.09.2017).
4. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. №9 (40). URL: http://cyberleninka . ru/article/n/ (дата обращения: 23.09.2017).
5. Международный маркетинг: учебное пособие / под ред. Н.И. Перцов-ского. М., 2001.
6. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов. // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pokazateli-konkurentosposobnosti-vuzov (дата обращения: 23.09.2017).
7. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. 2017. URL: https://www. itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 23.09.2017).
Т.В. Клочкова
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры стратегического планирования, управления и прогнозирования Московского финансово-юридического университета МФЮА; доцент кафедры менеджмента и экономики Международного института менеджмента ЛИНК E-mail: [email protected]