Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития экспортного потенциала зернового хозяйства'

Состояние и проблемы развития экспортного потенциала зернового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
123
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЗЕРНО / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СПРОС / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВАЛКА ЗЕРНА / ФИТОСАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IMPORT / EXPORT / GRAIN / PRODUCTION / CONSUMPTION / DEMAND / EXPORT POTENTIAL / MARKET INFRASTRUCTURE / TRANSPORT LOGISTICS / GRAIN HANDLING / PHYTOSANITARY SECURITY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Поспелова И.Н.

Оценены объемы экспортных поставок зерна с 1990 по 2018 гг. Перечислены факторы обеспечивающие возрастание экспорта зерна. Охарактеризована динамика спроса на пшеницу на мировом рынке. Приведены ключевые показатели экспортного потенциала зернового хозяйства. Показана география экспорта зерна. Представлена структура перевозки зерна по видам транспорта. Названы основные факторы, ограничивающие развитие экспортного потенциала зернового хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Поспелова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXPORT POTENTIAL OF GRAIN FARMING

The volume of grain exports from 1990 to 2018 is estimated. The factors that ensure the increase in grain exports are listed. The dynamics of demand for wheat on the world market is characterized. The key indicators of the export potential of the grain economy are given. The geography of grain exports is shown. The structure of grain transportation by means of transport is presented. The main factors limiting the development of the export potential of grain farming are named.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития экспортного потенциала зернового хозяйства»

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА

И.Н. Поспелова, канд. с.-х. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11501

Аннотация. Оценены объемы экспортных поставок зерна с 1990 по 2018 гг. Перечислены факторы обеспечивающие возрастание экспорта зерна. Охарактеризована динамика спроса на пшеницу на мировом рынке. Приведены ключевые показатели экспортного потенциала зернового хозяйства. Показана география экспорта зерна. Представлена структура перевозки зерна по видам транспорта. Названы основные факторы, ограничивающие развитие экспортного потенциала зернового хозяйства.

Ключевые слова: импорт, экспорт, зерно, производство, потребление, спрос, экспортный потенциал, инфраструктура рынка, транспортная логистика, перевалка зерна, фитосанитарная безопасность.

В начале 90-х годов прошлого столетия Россия была крупнейшим импортером зерна в мире. В 1990 году импорт зерна в страну достигал 16,9 млн. тонн. Значительные объемы импортных поставок были обусловлены необходимостью обеспечения внутреннего потребления. В настоящее время Россия является крупнейшим экспортером зерна, занимая по итогам 2018 г. первое место в мире по экспорту пшеницы (44 млн. тонн при мировом объеме 191,2 млн. тонн) и второе место по экспорту зерна (54,8 млн. тонн при мировом объеме 451,7 млн. тонн). Относитель-

но 1990 г. экспорт зерна увеличился в 27,4 раза - с 2,0 до 54,8 млн тонн (рис. 1). Интенсивность возрастания экспорта зерна различна по периодам времени. В период с 1990 г. по 2001 г. экспорт зерна из России практически прекратился. С 2002 г. по 2013 г. объемы экспортных поставок зерна уже варьировали от 5,8 млн тонн до 22,5 млн тонн. Начиная с 2014 г. по 2018 г. наблюдается значительное ежегодное возрастание поставок. За этот период экспорт зерна увеличился в 1,82 раза и достиг в 2018 г. своего исторического максимума -54,8 млн тонн.

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

54,8

43,3

30,1ю,7

33,9

2,0 0,40,0 0,01,° 2,50,62,2 2,21,0 1

21,8 22,5

18,3 19,0

13,8 16,7

11,5 12,211,^ 13,6

5,8

¿2

т—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i i—г

010101010101010101010000000000'-1'-1'-1'-1'-1'-1'-1'-1'Н 010101010101010101010000000000000000000 Нг1г1ННг1г1Нг1НМ(ММГМГММММММГММММММММ(М

Рис. 2. Экспорт зерна Российской Федерацией, млн тонн [1]

Рост экспортных поставок зерна обусловлен интенсивным развитием в 20002018 гг. зернового комплекса вследствие изменения структуры экономики, роста государственной поддержки сельского хозяйства и частных инвестиций. За этот пе-

Однако такое значительное увеличение производства зерна в стране связано, прежде всего, с ростом экспортного спроса. В 2019/20 маркетинговом году спрос на пшеницу на мировом рынке по сравнению с 2010/11 годом увеличился на 14,5%, составив рекордный объем - 758,4 млн. тонн

Ключевыми показателями, характеризующими состояние экспортного потенциала зернового хозяйства России по итогам 2018 года, являются: валовой сбор зерновых и зернобобовых культур - 113,3 млн. тонн, в том числе пшеницы - 72,1 млн. тонн; посевные площади зерновых и

риод производство зерновых и зернобобовых культур выросло в 1,73 раза - с 65,4 млн тонн до 113,3 млн тонн (табл. 1). При этом производственное потребление и переработка зерна в совокупности увеличились лишь в 1,2 раза.

(рис. 2). Таким образом, спрос мирового рынка на пшеницу - ключевую статью экспорта зерна - вырос, следовательно, мировой рынок пшеницы остается привлекательным для национальных производителей, устойчивым - по спросу, растущим - по объемам.

зернобобовых культур - 46,3 млн. га; урожайность зерновых и зернобобовых культур - 25,4 ц/га; площадь неиспользуемой пашни - 20,2 млн. га; объем внутреннего потребления зерна - 77,1 млн. тонн; объем экспорта зерновых культур - 54,9 млн. тонн; объем экспорта продуктов пе-

Таблица 1. Ресурсы и использование зерна (без продуктов переработки) по Российской Федерации, млн. тонн [1, 2, 3]_

1990 2000 2010 2015 2016 2017 2018

1.Ресурсы

1.1.Запасы на начало года 60,4 31,6 69,5 60,2 64,8 77,2 90,7

1.2.Производство (валовой сбор в весе после доработки) 116,7 65,4 61,0 104,7 120,7 135,5 113,3

1.3.Импорт 16,9 4,7 0,4 0,8 1,0 0,7 0,4

1.4. Итого ресурсов 194,0 101,7 130,9 165,7 186,5 213,4 204,4

2.Использование

2.1. Производственное потребление 30,5 22,3 20,4 20,9 22,3 24,4 23,2

в том числе

на семена 17,0 11,5 10,1 10,7 11,3 11,3 10,7

на корм скоту и птице 13,5 10,8 10,3 10,2 11,0 13,1 12,5

2.2. Переработка на муку, крупу, комбикорма и другие цели 94,7 40,6 43,9 48,1 51,8 53,4 52,5

2.3. Потери 2,3 0,8 0,9 1,1 1,2 1,5 1,2

2.4. Экспорт 2,0 1,3 13,9 30,7 33,9 43,3 54,8

2.5. Личное потребление (фонд потребления) 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

2.6. Запасы на конец отчетного периода 64,5 36,6 51,7 64,8 77,2 90,7 72,6

Рис. 2. Спрос на пшеницу на мировом рынке, млн тонн [4]

реработки зерна - 1,7 млн. тонн; мощности морских портов по перевалке зерна - 53,2 млн. тонн; объем морской портовой перевалки зерна - 48,1 млн. тонн.

География экспорта российских зерновых и зернобобовых культур, а также продуктов их переработки в последние 5 лет охватывает более 150 стран. Традиционными потребителями российского зерна являются страны Ближнего Востока и Африки (в первую очередь Западная Азия и Северная Африка), однако в последние годы поставки зерна из Российской Федерации осуществляются в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна и Южную Америку, которые могут стать покупателями значительных объемов зерна.

В структуре перевозок из субъектов РФ на экспорт доля автомобильного транспорта составила 61%, железнодорожного -36% и внутреннего водного транспорта -3%. Значительный объем экспорта зерна был отгружен портами Азово-Черноморского бассейна, на долю которых приходится 81% всего экспорта зерна (44,6 млн. тонн), при этом доставка зерна до портов Азово-Черноморского бассейна автомобильным транспортом составила 31,1 млн. тонн, доставка железнодорожным транспортом - 13,5 млн. тонн.

Наблюдается несоответствие создававшейся инфраструктуры рынка зерна и транспортной логистики растущим потребностям его экспорта, в частности:

- текущая суммарная мощность элеваторов в районах производства зерна, а также в непосредственной близости к транспортным узлам и выбытие старых мощностей хранения заготовительных предприятий могут привести к необходимости хранения больших объемов зерна в хранилищах сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- сезонная нехватка вагонов-зерновозов, их техническое несовершенство и нехватка локомотивов на станциях затрудняют обеспечение бесперебойной перевалки и отгрузки зерна в сезоны массовой перевозки;

- использование автомобильного транспорта на значительных расстояниях становится экономически неэффективным из-за роста накладных расходов;

- масштабное использование внутреннего водного транспорта затруднено вследствие обмеления ряда водных речных путей и высокой изношенности речных грузовых судов;

- суммарные затраты, на перемещение зерна из центров его производства в экспортные порты в настоящее время, одни из самых высоких в мире. В стоимости реализуемого зерна при поставке его на экспорт существенную часть составляют инфраструктурные и логистические затраты [5].

Также имеются ограничивающие факторы для увеличения объемов экспортной перевалки зерна. Не все действующие терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке зерновых грузов, которые перевозятся из отдаленных зернопроизводящих регионов. Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы завоза зерна. Загрузка части существующих перевалочных мощностей существенно ниже номинальной мощности.

Существенными ограничителями для развития экспорта зерна являются высокие требования потребителей к качеству и безопасности зерна на этапах его уборки, приемки, хранения и транспортировки. Так, ограничителем рынка российского зерна является высокий процент битых зерен (спецификации многих потребителей в последние годы допускают не более 2% битых зерен на партию товара) [5].

Таким образом, для развития экспортного потенциала зернового хозяйства необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на модернизацию логистической инфраструктуры, на развитие глубокой переработки зерна, на обеспечение фитосанитарной безопасности.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики по Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http: // www.gks.ru (дата обращения: 28.12.2019.)

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. -М., 2018. -1162 с.

3. Поспелова И.Н. Продовольственная безопасность и государственное регулирование зернового рынка России // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2006. - №2 (22). - С. 71-75.

4. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://faostat3.fao.org/compare (дата обращения: 28.12.2019.).

5. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 20135 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru (дата обращения: 28.12.2019.).

THE STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXPORT POTENTIAL OF

GRAIN FARMING

I.N. Pospelova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Altay State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The volume of grain exports from 1990 to 2018 is estimated. The factors that ensure the increase in grain exports are listed. The dynamics of demand for wheat on the world market is characterized. The key indicators of the export potential of the grain economy are given. The geography of grain exports is shown. The structure of grain transportation by means of transport is presented. The main factors limiting the development of the export potential of grain farming are named.

Keywords: import, export, grain, production, consumption, demand, export potential, market infrastructure, transport logistics, grain handling, phytosanitary security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.