Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ДОНЕЦКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ДОНЕЦКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ДОНЕЦКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

концентраций. Такова подлинная перспектива внедрения в практику дифференцированных по времени ПДК, которым приписывается значение гигиенических нормативов и которые, по замыслу автора, должны способствовать повышению эффективности санитарного надзора.

Как видим, в результате противопоставления «бытующему (общепризнанному. — Б. Ш.) мнению о ныне существующей ПДК как разовой величине» сугубо статистической формулировки понятия о ПДКг и замены ПДКмр на ПДКр> >ПДКс>ПДКи>ПДКг концепция М. А. Пини-гина, по существу, «размывает» фундаментальное понятие о ПДК как гигиеническом нормативе, а в практическом отношении она направлена на ликвидацию наиболее действенного оружия санитарной практики — оперативного контроля и возможности немедленного воздействия на потенциальных нарушителей санитарного законодательства.

В заключение отметим, что примерно для 70 % веществ, регламентированных в воде водоемов, ПДКмр установлены по органолептическому и общесанитарному признакам вредности и, согласно М. А. Пинигину, могут оставаться недифференцированными по времени. Следовательно, концепция М. А. Пинигина предусматривает разработку разнородных (дифференцированных и недифференцированных по времени) ПДК в зависимости от лимитирующего признака вредности. Это противоречит как общей направленности гигиенического нормирования веществ, так и сопряженным принципам организации санитарного контроля и является еще одним существенным аргументом против концепции М. А. Пинигина, поскольку однородные нормативы типа ПДКмр (исходя из лимитирующего признака вредности) разрабатываются во всех областях гигиены, кроме гигиены атмосферного воздуха.

Подводя итоги сказанному, можно прийти к заключению, что в рамках проблемы санитарной охраны водоемов концепция М. А. Пинигина представляется неприемлемой.

В результате обсуждения вопроса на пленуме секции «Гигиена воды и санитарная охрана водоемов» принято решение о нецелесообразности разработки и внедрения в практику дифференцированных по времени ПДК вредных веществ для воды водоемов.

Литература

1. Лазарев И. В. Общие основы промышленной токсикологии. — М.; Л. ,1938.

2. Лазарев Н. В., Розин М. А. // Вопросы цитологии и общей физиологии. — М.; Л.. 1960. — С. 137—148. £

3. Люблина Е. И., Минкина И. А., Рылова М. Л. Адапта- & ция к промышленным ядам как фаза интоксикации. — Л., 1971.

4. Методы определения токсичности и опасности химических веществ/Под ред. И. В. Саноцкого. — М., 1970.

5. Пинигин М. А.. Григоревская 3., Остапович И., Печен-никова Е. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. — М„ 1981. — С. 12—19.

6. Пинигин М. А. //Гиг. и сан. — 1984. — № 11.— С. 68—70.

7. Пинигин М. А. // Профилактическая токсикология. — М., 1984. Т. 2, Ч. 2. — С. 64—72.

8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. — М„ 1960.

9. Тиунов Л. А., Румянцев А. П., Колосова Т. С., Петушков Н. Л1//Воен.-мед. журн. — 1974. — № 10. — С. 598—600.

10. Химические загрязнители воздушной среды и работоспособность человека / Панасюк Е. Н., Даценко И. И., Штабский Б. М. и др. — Киев, 1985.

11. Штабский Б. М., Лужанская С. Л1, Мартынюк В. 3. // Украинский съезд гигиенистов и санитарных врачей, 9-й: Тезисы докладов. — Киев, 1976. — С. 328—329.

12. Эйтингон А. И., Шашина Т. А., Веселовская К. А. // Гиг. и сан. — 1983. — № 8. — С. 87—88. &

Поступила 18.04.86

Мз практики

УДК 614.72:056.13(477.62-25)

И. И. Воронков, Н. В. Гринь, В. И. Соловьев, Е. А. Радошкевич

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ДОНЕЦКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

В настоящее время автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на формирование санитарных условий жизни населения крупных городов, где' естественный обмен воздуха ограничен плотной застройкой селитебных территорий [1—3].

Данные лабораторных исследований, выполненных Донецкой городской санэпидстанцией в 1981—1984 гг., свидетельствуют о загрязнении воздушного бассейна автомагистралей города отработавшими газами автотранспорта.

Установлено, что на участках максимальных транспортных потоков (свыше 2000 машин в час) количество выбросов вредных веществ в атмосферу на 1 км пробега составляло (в кг/сут): окиси углерода (СО) —2820, углеводородов — 480, окиси азота — 210, сернистого ангидрида—17, сажи — 14, альдегидов — 5,7, свинца — 1,8, бенз(а)пирена — 0,0006, что превышает среднегородской пробеговый выброс в 2—3 раза. По данным автотранспортных предприятий (АТП), количество автомобилей с повышенным содержанием СО в отработавших газах колебалось в пределах 16,5—18%, по материалам санэпидстанций— 16,5—28%. Расхождения обусловлены тем, что при проверке АТП стараются для конт-рольных замеров представить автомобили с наи-^более отрегулированной системой питания и зажигания. Сказанное подтверждает необходимость проведения выборочных замеров по определению СО в отработавших газах представителями санэпидстанций на автопредприятиях.

Контроль за содержанием СО в отработавших газах автомобилей на магистралях Донецка осуществляется в соответствии с планом совместной работы городских санэпидстанций и автомобильной инспекции, ежегодно утверждаемым исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов. Выборочным контролем установлено, что в 1983—1984 гг. 67,5% автомобилей, обследованных на автомагистралях, не соответствовали требованиям ГОСТа 17.2.2.03—77 по содержанию СО в отработавших газах.

В настоящее время с таких автомашин сотрудниками госавтоинспекции снимается номер. Задержанные автомобили после ремонта и регулировки топливной системы направляются в городскую санэпидстанцию для проверки содержания З^СО в отработавших газах с помощью газоанализатора ГАИ-1.

В случае содержания в выбросах СО в пределах требований соответствующих ГОСТу 17.2.2.03—77, водителю выдается специальный талон, после предъявления которого в ГАИ возвращается номерной знак автомобиля.

В городской санэпидстанции ведется журнал регистрации автомобилей (по маркам), подвергнутых контролю. В случае повторной регистрации государственного автомобиля с повышенным содержанием СО в отработавших газах

принимаются меры административного воздействия к руководству АТП; владелец индивидуального транспорта обязан уплатить штраф и отрегулировать топливную систему на станции техобслуживания. Органами госсаннадзора Донецка проводится лабораторный контроль за содержанием СО в салонах автобусов с параллельным отбором проб воздуха на автомагистралях. Установлена прямая зависимость между содержанием окиси углерода в отработавших газах и концентрацией ее в салонах автобусов. К лицам, допустившим выезд на линию автобусов с повышенным содержанием СО в отработавших газах, а также к руководителям автопредприятий применяются меры административного воздействия: штрафы, лишение премий. В результате проведенных мероприятий в 1984 г., в салонах автобусов количество проб с превышением ПДК уменьшилось на 22% по сравнению с 1981—1983 гг.

Результаты проведенных исследований легли в основу планов воздухоохранных мероприятий контролирующих организаций и автохозяйств на 1985 г. и на двенадцатую пятилетку.

По данным Донецкого филиала ВНИПИчер-метэнергоочистка с учетом перспективы развития автотранспортных предприятий Донецка к 2000 г. ожидается увеличение загрязнения воздуха автомагистралей города по сравнению с 1980 г. в 1,7 раза. Однако оснащение автопарка нейтрализаторами, создание постов диагностики и контрольно-регулировочных пунктов позволят снизить загрязнение воздуха автомагистралей до 30 % от уровня загрязнения в 1980 г.

Перевод автотранспорта на газовое топливо (в Донецке часть автомобилей уже переведена на природный газ), а также строительство объездной дороги для транзитного автотранспорта позволят значительно снизить выбросы вредных веществ в воздушный бассейн города.

Литература

]. Сидоренко Г. И., Фельдман 10. Г. // Гиг. и сан. — 1985, —N4, —С. 9-12.

2. Фельдман Ю. Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. — М„ 1975.

3. Якубовский 10. Автомобильный транспорт и зашита окружающей среды. — М., 1979,

Поступила 22.01.86

УДК 614.777:628.11

М. X. Шрага

ГОСТ 2761-84 И ВОПРОСЫ САНИТАРНОЙ ПРАКТИКИ

Архангельская городская санэпидстанция

Постановлением Государственного комитета 1-СССР по стандартам от 27 ноября 1984 г. утвержден и введен в действие с 1 января 1986 г. ГОСТ 2761—84 «Источники централизованного

хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические и технические требования и правила выбора».

Новый стандарт вызвал большой интерес у спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.