Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — К А. Буштуева, Л Е. Безпалько, Д П. Парцеф, А А. Беккер, Н Г. Самоль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of the maximum allowable emission levels (MAEL) for atmospheric air surveillance in big cites is necessitated. The priority of developing and inculcating the MAELs specific types of cars is considered within the framework of the system of health-protecting measures aimed at observing the existing MACs for adverse substances in the surface atmospheric air.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА»

УДК Г>М.715/.72:656.13):613.155.3

К. А. Буштуева, Л. Е. Безпалько, \Д. П. Парцеф], А. А. Беккер, И. Г. Самоль, И. А. Данилычев

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА

ЦОЛИУВ, Институт прикладной геофизики им. Е. К. Федорова, Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория, Москва

В связи с бурным ростом количества автотранспорта его выбросы оказывают все возрастающее влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха крупных городов [1, 4, 12]. Доказана решающая роль выбросов автотранспорта в возникновении фотохимических туманов [2, 3, 14, 17]. С учетом этого интенсивно разрабатываются технические, архитектурно-планировочные и организационные меры по очищению атмосферы городов от выбросов автотранспорта [5, 8, 9, 16].

В нашей стране в соответствии с законом СССР «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается введение норм предельно допустимых выбросов (ПДВ) для автотранспорта как новый подход к решению вопросов управления качеством атмосферного воздуха в городах. Исходя из этого, можно сформулировать понятие ПДВ для автотранспорта следующим образом: ПДВ для отдельных видов автомобилей является научно-техническим нормативом, установленным с учетом суммарного выброса транспортного потока в условиях архитектурно-планировоч-ной структуры и особенностей организации дорожного движения в городе и обеспечивающим загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами в концентрациях не выше ПДК. Расчет и установление ПДВ вредных веществ в атмосферу должны выполняться с учетом перспектив развития как автотранспорта, так и стационарных источников.

Первоочередной задачей следует считать установление ПДВ для автотранспорта в связи с выбросом окиси углерода, углеводородов, окислов азота, т. е. веществ, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха. До последнего времени автомобили с дизельными двигателями имели небольшой удельный вес в транспортных потоках городов, в связи с чем установление ПДВ для специфических примесей данного вида транспорта (сажи) можно рассматривать как задачу второго этапа.

В настоящем сообщении рассматриваются основы разработки ПДВ для автотранспорта с бензиновыми двигателями.

Автотранспорт имеет свои особенности, связанные, в частности, с действующими в настоящее время нормами выбросов вредных веществ с отработавшими газами [6, 1Г|. Действующие нормативные документы (ГОСТы, ОСТы) основаны на технической достижимости величин вы-

бросов, не увязаны с состоянием загрязнения атмосферного воздуха конкретного населенного пункта и поэтому не гарантируют население от неблагоприятного воздействия атмосферных загрязнений. Вместе с тем разрабатываемые величины ПДВ не могут быть выше принятых в ГОСТах и ОСТах. Отсутствие же превышения ПДК вредных веществ при расчете полей концентраций в пределах территории города указывает на то, что весь транспортный поток с режимом его движения в существующих архитектурно-планировочных условиях города в совокупности с влиянием выбросов от стационарных источников удовлетворяет гигиеническим требованиям и величины ПДВ для автомобилей могут быть . приняты на уровне действующих стандартов, ре- * гламентирующих токсичность отработавших газов двигателей автомобилей. Если соблюдение требований стандартов по токсичности не обеспечивает соблюдения ПДК в приземном слое атмосферы, определяются величины ПДВ, в основу которых закладываются более жесткие, чем в ГОСТах и ОСТах, нормы выброса.

Влияние массового выброса автотранспорта на уровень загрязнения атмосферного воздуха зависит от многих факторов, обусловленных организацией дорожного движения, градостроительными, метеорологическими и другими особенностями территории города. Поэтому вопросы, касающиеся контроля качества атмосферного воздуха, и порядок осуществления оздоровительных мероприятий должны решаться не толь- — ко с помощью показателя ПДВ, но и с учетом влияния указанных факторов.

Рассмотрение плана внедрения оздоровительных мероприятий целесообразно начинать, по экономическим соображениям, с предложений по совершенствованию организации дорожного движения, затем проектных решений архитектурно-планировочного характера, внедрения малотоксичных дизельных, газобаллонных и других автомобилей, применения нейтрализаторов отработавших газов автомобилей. Если все эти меры не обеспечат гигиенических нормативов чистоты атмосферного воздуха в городе, необходима разработка норм ПДВ для отдельных видов автомобилей.

Меры по совершенствованию дорожного дви-« жения эффективны с точки зрения оздоровления * атмосферного воздуха, поскольку в основном они направлены на увеличение скорости и обеспече-

— ю —

Таблица 1

Удельные выбросы (в г/км)

Вид автотранспорта я Ч л 2 « и 3 и «

3 ч X и 5 - и о 1 ° 5 <я

О >. а О я

Грузовые и специальные грузовые

автомобили с бензиновыми двигате-

лями внутреннего сгорания (ДВС) 70 15 8

Грузовые и специальные грузовые 8,5

дизельные автомобили 15 6,4

Автобусы:

с бензиновыми ДВС 65 12 8

дизельные 15 6,4 8,5

Легковые автомобили:

служебные и специальные 21 3 2,3

индивидуального пользования 20 2,9 2,8

иие безостановочного движения транспортного потока. К таким мероприятиям относятся организация движения по типу «зеленая волна», внедрение автоматизированной системы регулирования дорожного движения, ограничение движения грузового транспорта в центре города и на наиболее загруженных дорогах. Эти мероприятия обеспечивают снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха как в целом в городе, так и в конкретных районах.

В литературе имеются многочисленные данные о значении архитектурно-планировочных мероприятий для снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта [7, 15]. Эти мероприятия включают строительство автомобильных тоннелей и подземных пешеходных переходов, регламентацию ширины проезжей части дороги, разрывов между дорогой и жилыми домами и др. Эффективность внедрения этих мероприятий необходимо учитывать при подготовке планов реконструкции существующей дорожной сети или строительстве новых магистралей.

Как отмечалось выше, большое влияние на снижение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода и углеводородами оказывает замена бензиновых двигателей газобаллонными1 и дизельными. Величины удельных выбросов [10], представленные в табл. 1, хорошо иллюстрируют это положение.

Важное значение, с пашей точки зрения, имеет техническое состояние автотранспорта. Несоблюдение требований ГОСТа 17.2.2.03—77 или норм удельных выбросов по ОСТу 37.001.054—74 может в несколько раз увеличить концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе на магистралях и в целом по территории города. Следовательно, материалы о техническом состоянии автотранспорта, которыми располагают органы

1 Величины удельных выбросов вредных веществ для газобаллонных автомобилей следует брать равными таковым для дизельных автомобилей.

ГАИ и другие инспекции, должны обязательно использоваться при оценке существующего состояния загрязнения атмосферы и разработке ПДВ для отдельных видов автомобилей.

В последние годы разрабатываются и внедряются в практику нейтрализаторы отработавших газов автомобилей. Их применение значительно снижает выбросы окиси углерода и углеводородов, а использование трехкомпонентных нейтрализаторов в определенной мере способствует уменьшению эмиссии окислов азота [7]. Подобные автомобили применяют в тех городах, где не используется этилированный бензин, что необходимо учитывать при оценке эффективности оздоровительных мероприятий и установлении ПДВ.

Особого внимания заслуживает необходимость дифференциации норм Г1ДВ по городам, т. е. региональное регулирование. Прежде всего необходимо отметить, что сам принцип введения норм ПДВ утверждает идею их региональное™, поскольку в ее основу заложена необходимость достижения ПДК в конкретном районе города при учете уровня фона от выбросов других источников, перспектив их развития, особенностей климатических условий конкретного региона страны и др. Поэтому нет противоречия в том, что для одинаковых по профилю и мощности предприятий в одном городе, не говоря уже о разных районах страны, величины ПДВ могут быть различными. Подобный подход правомерен и для автотранспорта.

При выявлении роли автотранспорта в общем загрязнении атмосферы города обычно опираются на данные о валовых выбросах от автомобилей в сравнении с выбросами от других источников загрязнения [3], на экспериментальные данные, полученные на автомагистралях и вблизи них, и на материалы наблюдений на стационарных пунктах. Эти данные позволяют в определенной мере оценить удельное значение автотранспорта среди других источников и определить уровень локального загрязнения в отдельных районах города и на автомагистралях. В целом же дать правильную оценку распределения концентраций загрязнителей по территории города от выбросов автотранспорта подобные методы не могут. Для решения этой задачи необходим расчетный метод, позволяющий выделить на территории города поля концентраций вредных веществ от выбросов автотранспорта [13].

Анализ полей концентраций вредных веществ для решения вопроса о путях оздоровления атмосферного воздуха сводится к выделению участков территории города с высоким уровнем загрязнения (выше ПДК) и определению тех источников, включая автотранспорт, которые вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха.

В случае, если- все предложенные архитектурно-планировочные меры и мероприятия по улучшению организации дорожного движения не

Таблица 2

Распределение валовых выбросов вредных веществ (в %) по видам автотранспорта (условный пример)

Вид автотранспорта Окись углерода Окислы азота Углеводороды

Автомобили:

грузовые и специальные грузовые

с бензиновыми ДВС 45,4 34,1 51,3

грузовые и специальные грузовые

дизельные 1,0 4,3 2,3

легковые служебные и специаль-

ные 1,2 1,2 1,0

легковые индивидуального поль-

зования 24,9 27,5 17,3

такси 10,6 10,3 8,2

Автобусы:

с бензиновыми ДВС 14,6 12,4 14,6

дизельные 2,3 10 5,3

обеспечивают снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха до ПДК, необходимо ставить вопрос о введении в данном городе региональных норм для отдельных видов автомобилей. Определение основных источников загрязнения атмосферного воздуха конкретного города проводится на основании данных расчета выброса вредных веществ автомобильным транспортом [10]. В качестве примера приводим данные подобного расчета, показывающие вклад отдельных видов автомобилей в загрязнение атмосферного воздуха крупного города (табл. 2).

Как видно из данных табл. 2, основной вклад в загрязнение атмосферы этого города вносят грузовой бензиновый транспорт, легковые автомобили индивидуального пользования и автобусы с бензиновыми двигателями. Следовательно, именно для этих видов транспорта необходимо ужесточить нормы удельного выброса. Можно рассмотреть и проверить с помощью расчетов и другие мероприятия по снижению выбросов от этих видов автомобилей (замена грузовых бензиновых автомобилей дизельными и газобаллонными, оборудование их нейтрализаторами).

Можно полагать, что введение ПДВ для автотранспорта позволит более объективно подойти к вопросу регулирования чистоты атмосферного воздуха в крупных городах. Для решения этой

проблемы требуются совместные усилия градостроителей, гигиенистов, автоинспекции, специалистов автомобильного транспорта и учреждений Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.

Литература 1

1 .Буренин Н. С. // Атмосферная диффузия и загрязнение атмосферы. — Л., 1973. — С. 231.

2. Буштуева К■ А. // Руководство по гигиене атмосферного воздуха — М., 1976. — С. 26—42.

3. Буштуева К■ А. //Там же. — С. 5—26.

4. Буштуева К- А., Фельдман 10. Г. //Там же.— С. 166— 202.

5. Варшавский И. Л., Малое Р. В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля. — М., 1968.

6. ГОСТ 17.2.03.77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определений. — М., 1977.

7. Детри Ж■ Атмосфера должна быть чистой: Пер. с франц. М., 1973.

8. Иванов В. Н., Ярохов В. И. Экономия топлива на автомобильном транспорте. — М., 1984.

9. Манусаджанц Ж. Г. // Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей. — М., 1971. — С. 141.

10. Методические указания по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. — М., 1983.

11. ОСТ 37.001.054—74. Автомобили и двигатели. Выделе- Щ ние вредных веществ. Нормы и методы определения. Минавтопром. — М., 1974.

12. Парцеф Д. П. // Семинар «Задачи автомобильного транспорта по охране окружающей среды»: Тезисы докладов. — М., 1979. — С. 3—4.

13. Парцеф Д. П., Беккер А. А., Самоль Н. Г., Данилы-чев И. А. //Охрана окружающей среды при содержании и ремонте автомобильных дорог. — Тула., 1984. — С. 32—35.

14. Попов В. А., Черных Л. П., Глазунов Л. Л. //Труды ин-та прикладной геофизики. — М., 1982. — Вып. 48.— С. 104—116.

15. Сидоренко В. Ф„ Фельдман Ю. Г. //Гиг. и сан. — 1974. — № 1. — С. 7—11.

16. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. — М., 1979.

17. Altshuller А. P.. Bufalini L. I. // Photochem., Photobi-ol. — 1965. - Vol. 4. — P. 97—146.

Поступила 28.02.86

Summary. Introduction of the maximum allowable emission levels (MAEL) for atmospheric air surveillance in big cites is necessitated. The priority of developing and inculcating the MAELs specific types of cars is considered within the framework of the system of health-protecting measures aimed at observing the existing MACs for adverse substances in the surface atmospheric air.

УДК 614.777:628:31-07

Н. А. Романенко

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТОЧНЫХ ВОД И ИХ ОСАДКОВ

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского

Минздрава СССР, Москва

Сточные воды могут содержать аллергенные, канцерогенные, тератогенные, мутагенные и токсичные вещества, а также патогенные микроор-

ганизмы, вирусы, яйца гельминтов, простейшие. Щ Поэтому использование их для орошения сельскохозяйственных культур должно осуществлять-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.