Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЕТРОВОГО РЕЖИМА НА ОЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ ОТ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА'

ВЛИЯНИЕ ВЕТРОВОГО РЕЖИМА НА ОЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ ОТ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
34
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE WIND REGIME ON AIR CLEARANCE FROM MOTOR VEHICLE EXHAUSTS IN THOROUGHFARES

Field observations carried out in main streets of cities have made in possible to establish an empiric relationship between carbon monoxide concentration in the air and wind speed in such streets. The potential for clearing city streets from deleterious exhaust gas components within a wind speed range of 0 to 5 m/sec has been estimated quantitatively. The sanitary role of superhighways and of arterial avenues is shown.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЕТРОВОГО РЕЖИМА НА ОЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ ОТ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА»

проведение именно в СССР в 1980 г. совещания представителей министерств здравоохранения социалистических стран на тему «Совершенствование организационной структуры и методов управления санитарно-эпидемиологической службой», что следует расценивать как признание приоритета советского здравоохранения в решении вопросов, Ф касающихся деятельности этой важной профилак-тической службы.

Эффективность государственного санитарного надзора определяется уровнем деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, который во многом зависит от их организационной структуры, форм управления, материально-технической базы, от правильной расстановки, использования и воспитания санитарных кадров.

Совершенствование санитарно-эпидемиологической службы, как показал опыт последних лет, может идти по пути укрупнения санэпидстанций, отдельных их подразделений (централизация всего или отдельных видов государственного санитарного надзора и лабораторных исследований).

Оправдавшая себя на практике система централизации управления и финансирования санэпидстанций не ограничивает поиск новых, еще более прогрессивных форм организации деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Новое, передовое, целесообразное с медицинской и экономиче-^ ской точек зрения всегда найдет широкое примене-Р ние. Без этого невозможно дальнейшее развитие службы.

Укрепление материально-технической базы санэпидстанций осуществляется как путем строительства новых типовых зданий, так и создания пристроек к существующим зданиям лабораторных корпусов и проведения реконструкций с учетом современных требований к планировочно-техноло-

гическому решению оперативных'и лабораторных подразделений санэпидстанций. Этому будет способствовать утверждение в ближайшее время Госстроем СССР по представлению Министерства здравоохранения СССР «Инструкции по проектированию санитарно-эпидемиологических станций».

Большего внимания требует материально-техническая база сельских районных санэпидстанций.

Работа по научному обоснованию штатных нормативов санэпидстанций и предстоящий учет и анализ состояния материально-технической базы учреждений службы позволят выявить и рекомендовать наиболее целесообразную структуру учреждений службы и пути правильной расстановки кадров.

В настоящее время руководители органов и учреждений здравоохранения, а следовательно, и санитарно-эпидемиологической службы разрабатывают планы на предстоящую пятилетку и на перспективный период в соответствии с «Основными установками к составлению пятилетнего плана развития здравоохранения и медицинской науки на 1981—1985 гг.» Министерства здравоохранения СССР.

Важными задачами санитарно-эпидемиологической службы страны по-прежнему будут дальнейшее усиление государственного санитарного надзора с целью улучшения охраны окружающей среды от загрязнения, создание нормальных, безвредных условий труда и жизни человека, решение вопросов по гигиене детей и подростков, проблемы рационального питания населения, а также пропаганда здорового образа жизни как составной части социалистического образа жизни советского человека.

Все это повышает ответственность за выполнение задач, поставленных партией и правительством в области охраны здоровья нашего народа.

Поступила 20/11 1980 г.

УДК 613.1 в 1 :[б14.72:821.43.013.1»

В. В. Балакин

, ВЛИЯНИЕ ВЕТРОВОГО РЕЖИМА НА ОЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ ОТ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА

Волгоградский инженерно-строительный институт

Мы поставили целью изучить динамику и резервы очищения магистральных улиц различных категорий от токсичных компонентов выбросов автотранспорта в диапазоне комфортных и допустимых скоростей ветра (0—5 м/с) в отношении теплоощу-щений человека. Исследования выполнены в летние и зимние месяцы (июль — август и декабрь — ||}>евраль) 1977—1978 гг. в крупном городе III климатической зоны СССР. Объектами наблюдения I избраны магистральные улицы общегородского и районного значения. В качестве модельного компонента взята окись углерода (СО) как один из на-

иболее токсичных газов, содержащийся в наибольшем количестве в выбросах бензиновых двигателей. Учитывая, что, кроме ветра, на содержание атмосферных загрязнений существенное влияние оказывают температурный градиент и влажность воздуха (К- А. Буштуева), для получения сопоставимых результатов наблюдения проводили в те дни, когда состояние атмосферы характеризовалось неустойчивым равновесием, близким к безразличному, а относительная влажность воздуха изменялась в незначительных пределах (от 50 до 70%). Чтобы исключить влияние фонового загрязнения,

Интенсивность движения автотранспорта и изменение зависимости концентраций СО от скорости ветра на магистральных улицах разных категорий

Объекты наблюдения N V Р г ч а п

Магистральные улицы общегородского значения Магистральные улицы районного значения: 1500-1700 (1350-1550)* 46 (30) 65 (71) —0,74 (-0,61) 0,78 (0,66) 0,453 (0,430) 172 (165)

со смешанным движением транспорта 900-1100 39 50 -0,63 0,71 0,437 261

для легкового и об-

щественного (автобусы) транспорта 450-600 33 35 —0,54 0,61 0,418 214

Примечание. N — интенсивность движения автотранспорта (в авт/ч); V — средняя скорость потока (в км/ч); р — количество грузовых автомобилей и автобусов в потоке (в %); г — коэффициент корреляции; т)— корреляционное отношение; а — коэффициент из формул 1—3; п — число синхронных измерений концентрации СО и скорости ветра; в скобках — результаты наблюдений в холодный период года.

обследовали автомагистрали на наветренной стороне от промышленной зоны города в точках, достаточно удаленных от перекрестков.

Отбор проб воздуха и измерения скорости ветра (по общепринятым методикам) проводили синхронно в часы пик движения автотранспорта (9—10 и 17—18 ч) на высоте 1,5 м от верхней кромки бордюрного камня. Параллельно учитывали интенсивность, скорость и состав транспортных потоков.

Содержание СО в пробах определяли на газоанализаторе ТГ-5. Скорость ветра в каждой точке осредняли по показаниям счетчиков двух чашечных анемометров завода «Гидрометприбор», которые закрепляли на штативах. Перед каждой серией (40— 50 измерений) рабочие анемометры сверяли с контрольными. Математическая обработка результатов наблюдений показала, что зависимость между содержанием СО в воздухе и скоростью ветра у земной поверхности на автомагистрали аппроксимируется выражением:

Ссо = (1)

то

СО

-во

<40

20

12 3 4 5'

Уровеиь загрязнения воздушного бассейна СО в зависимости от скорости ветра на магистральных улицах летом (Л) и зимой (Б).

По оси абсцисс — скорость ветра (в м/с), по оси ординат — концентрация СО (в %); 1.4 — улицы общегородского значения; 2 — улицы раПонного значения со смешанным движением транспорта; 3 — то же для легкового и общественного транспорта.

где Ссо — концентрация СО в воздухе (в мг/м3); «о— скорость ветра у проезжей части (в м/с); е — основание натурального логарифма; А и а — числовые коэффициенты.

По физическому смыслу А характеризует абсолютное значение концентрации СО при штилевых условиях (мо=0), соответствующее максимуму функции (Л=Стах). Однако при сравнительной оценке степени загрязнения воздуха в различных условиях аэрации улиц удобно оперировать относительными значениями концентраций. Поэтому, полагая, что Стах =100%, имеем:

где ^ — концентрация СО (в % от абсолютного максимума).

Значение коэффициента а при экспоненте, подобранные по методу средних для автомагистралей трех категорий, сведены в таблицу, куда внесены также основные параметры движения транспортных потоков и значения коэффициентов корреляции и корреляционных отношений, оценивающие тесноту полученной зависимости. Характер хода кривых регрессии виден на рисунке, причем аналогично ведут себя двуокись азота при изменении ветрового режима улиц в пределах 0—2,5 м/с и интенсивности движения автотранспорта (1—3)-103 авт/ч (Ю. Г. Фельдман), а также фотооксиданты в диапазоне скоростей ветра 0—3 м/с при размерах движения (1-6)-10- авт/ч (И. И. Даценко и соавт.), содержание которых в воздухе-в известной степени обусловлено присутствием углеводородов (К. А. Бу-штуева и соавт.). За 100% на рисунке принята концентрация СО на автомагистрали общегородского значения в теплый период года при штиле.

Таким образом, обнаруженные закономерности,* раскрывая механизм очищения улиц города от СО* с увеличением степени их аэрации, проявляют репрезентативность в отношении комплекса газов, выбрасываемых автотранспортом.

Из таблицы следует, что чем выше скорость и интенсивность движения автомобилей, тем теснее изучаемая связь на автомагистралях (г и ц) возрастают. Поскольку интенсивность разбавления выбросов на небольшой высоте определяется главным образом скоростью ветра (К. А. Буштуева), можно предположить, что в рассматриваемом отрезке возрастания скорости движения воздуха у проезжей части наиболее интенсивное снижение концентраций СО на автомагистралях более высоких категорий происходит за счет эффекта турбулизации газовоздушных масс движущимися транспортными средствами.

Результаты исследования показали (см. рисунок), что разница в уровне загазованности СО магистральных улиц с различными по структуре и размерам движения потоками автотранспорта сводится до минимума в интервале скоростей 3—5 м/с, что согласуется с данными, полученными Э. Ю. Вербой и соавт. в Вильнюсе, когда дву-, троекратное превышение концентрации СО у перекрестка по сравнению с перегоном (участок автомагистрали между перекрестками), обусловленное разницей ее количественного выброса вследствие изменения режима работы двигателей в этих местах, сглаживалось при скоростях ветра свыше 3 м/с, а абсолютные значения концентраций уменьшались. Иными словами, ветер со скоростью более 3 м/с снижает и нивелирует уровень загрязнения воздуха по улнчно-дорожной сети города в целом.

Установлено, что ветровой режим над территорией улицы поддается количественной оценке в процессе градостроительного проектирования и может быть отрегулирован средствами планировки и озеленения (С. Д. Соколов; К. И. Семашко). Концентрация СО на краю проезжей части автомагистрали при разработке проектов детальной планировки (ПДП) микрорайонов определяется в свою очередь расчетным методом, предложенным В. Ф. Сидоренко и В. Ф. Михеевым. В связи с этим в практике предупредительного санитарного надзора оптимальный аэрационный режим магистральных улиц с точки зрения чистоты воздушного бассейна может быть рассчитан по формуле:

ипдк=^п гЩ+"о, (3)

где ыПдк — скорость ветра над проезжей частью автомагистрали, обеспечивающая ПДК окиси углерода в воздухе (в м/с); и и0— соответственно

> ЛИТЕР

Буштуева К■ А.— В кн.: Руководство по гигиене атмосферного воздуха. М., 1976, с. 43—65. Буштуева К. А., Манита М. Д., Ахмедова С. А.— л "Гиг. и сан., 1972, № 5, с. 6—9. ™ВербаЭ.Ю., Гедрайтис Б. И., Милукайте А. А. и др.— В кн.: Защита атмосферы от загрязнений. Вильнюс, 1978, № 4, с. 12—17. Даценко И. И., Долошицкий С. Л., Фельдман Ю. Г.— Гиг, и сан., 1978, № 7, с. 100—101.

содержание СО в воздухе (в единицах ПДК) и скорость ветра на автомагистрали по альтернативному варианту ПДК микрорайона (в м/с).

Следует отметить, что на магистральных улицах общегородского значения в летние месяцы при прочих равных условиях наблюдалось наибольшее загрязнение атмосферного Ьоздуха СО. Очевидно, это вызвано наиболее интенсивным движением автотранспорта по улично-дорожной сети города, характерным для этого периода.

В связи с этим гигиеническую оценку ПДП микрорайонов необходимо давать повариантно для холодного и теплого периодов года.

При сравнении отклонений скоростей ветра по улично-дорожной сети города от скорости ветра, отмечаемой на метеостанции, с показателями концентраций отработавших газов автотранспорта в воздухе мы пришли к выводу, что максимальный гигиенический эффект достигается на автомагистралях, совпадающих по ориентации с исходным направлением ветра, который при этом условии сохраняет и увеличивает свою скорость в уличном пространстве. Для магистральных же улиц с менее благоприятной трассировкой (когда господствующий ветер дует перпендикулярно их оси) наилучшие условия для аэрации складываются в случае ориентации застройки на наветренной стороне торцами к ветру, так как при такой планировке на проезжую часть попадает минимум ветровой тени зданий.

t Выводы

1. Самоочищение магистральных улиц от выбросов автотранспорта на 70—90% и более наступает при скоростях ветра 3—5 м/с, не превышающих границы комфортных и допустимых скоростей ветра в отношении теплоощущений человека.

2. Строительство городских скоростных дорог и дорог общегородского значения преимущественно грузового движения при аэрационном режиме 3— 5 м/с является эффективным оздоровительным мероприятием, позволяющим локализировать значительные объемы выбросов автомобилей, эксплуатируемых в городах.

3. В основе планировочных мероприятий по снижению концентраций вредных выбросов автотранспорта в воздухе жилой застройки необходима четкая дифференциация автомагистралей города по условиям их аэрации с учетом розы ветров по повторяемости и скоростям за период максимальной загрузки улично-дорожной сети автомобильным транспортом.

ТУРА

Семашко К■ И,— В кн.: Оздоровление окружающей среды городов. Под ред. С. Б. Чистяковой. М., 1973, с. 99— 108.

Сидоренко В. Ф., Михеев В. Ф.— Там же, 1975, вып. 2, с. 44—54.

Соколов С. Д.— Гиг, и сан., 1970, № I, с. 36—41.

Поступила 31/X 1979 г.

EFFKCT OF THE WIND REGIME ON AIR CLEARANCE FROM MOTOR VEHICLE EXHAUSTS IN THOROUGHFARES

V »

V. V. Balakia

Field observations carried out in main streets of cities from deleterious exhaust gas components within a wind have made in possible to establish an empiric relationship speed range of O to 5 m/sec has been estimated quantita-between carbon monoxide concentration in the air and wind tively. The sanitary role of superhighways and of arterial »peed in such streets. The potential for clearing city streets avenues is shown.

УДК 613.32:632.95

Канд. мед. наук П. И. Косачевская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДЫ, ЗАГРЯЗНЕННОЙ НЕКОТОРЫМИ ПЕСТИЦИДАМИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИХ В ВОДОЕМ С ПОВЕРХНОСТНЫМ СТОКОМ

Кафедра коммунальной гигиены Киевского института усовершенствования врачей

Для успешного решения задачи дальнейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции большое значение имеет борьба с сорняками. Среди злостных многолетних корнеотпрысковых сорняков своей исключительной вредоносностью выделяется горчак ползучий. На засоренных горчаком полях урожай сельскохозяйственных культур снижается на 40—80%, а в плотных очагах и в засушливые годы погибает полностью. Перспективным препаратом из группы хлорбен-зойных кислот, проявившим высокую эффектив* ность в борьбе с горчаком, является банвел-Д, или дионат (диметиламинная соль 2-метокси-3,6-хлорбензойной кислоты). Оказывая более сильное токсическое действие на растение горчака, чем подидим, банвел-Д быстрее разлагается в почве и менее токсичен в отношении культурных растений даже в год применения. Исследования по борьбе с горчаком показали, что по степени токсичности к нему и другим корнеотпрысковым сорнякам смесь хлорампа (тордона-22К) с банвелом-Д имеет преимущества. Наиболее эффективной для засоренных горчаком посевов оказалась смесь пестицидов хлорампа (0,3 кг/га) и банвела-Д (5 кг/га).

Поскольку гигиенические регламенты применения этого комплекса для охраны водных источников не разработаны, целью нашей работы явилось изучение влияния смеси указанных пестицидов на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов.

На основании литературных данных и токсикологической характеристики хлорамп (3,5,6-три-хлор-4-аминопиколиновая кислота) относится к малотоксичным соединениям (ЬО50 для лабораторных животных равна 1,5—3,75 г/кг), но он высокотоксичен для рыб (ЬОьо 13—50 мг/л). В почве хлорамп может сохраняться более 2 лет. При внесении в почву в количестве 1,62—3,24 кг/га около 12% гербицида обнаружено спустя 4 года; он не оказывает неблагоприятного воздействия на почвенную микрофлору при содержании 1 г в 1 кг

почвы. По нашим данным (П. И. Косачевская и соавт., 1970), лимитирующим признаком для нормирования хлорампа (тордона-22 К) в воде является влияние его на санитарный режим водоемов (ПДК в воде не должна превышать 10 мг/л). Отечественный препарат выпускается в виде 20% эмульсии.

Банвел-Д (велзикол, дианат, дикамба, медибен)— 2-метокси-3,6-дихлорбензойная кислота — относится к малотоксичным соединениям, LD«, для различных животных равна 1,2—3 г/кг, стабильность его в почве изучена недостаточно. Банвел-Д изменяет органолептические свойства воды, придавая ей специфический неопределенный запах и характерный вяжуще-горький .вкус. Для рыб гербицид малотоксичен. ПДК в воде водоемов по санитарно-токсикологическому критерию вредности составляет 15 мг/л. Пороговая концентрация банвела-Д по влиянию на санитарный режим водоема 150 мг/л. При исследовании влияния вредных веществ на органолептические свойства воды предусматривается определение интенсивности придаваемого ей запаха, а также пороговой концентрации по запаху.

Установление порога по запаху мы проводили по общепринятой методике. Использовали смесь пестицидов хлорампа и банвела-Д, состоявшую из препаратов «хлорамп» (23,5% действующего вещества) и «банвел-Д» (47,7% действующего вещества).

Исходные концентрации смеси пестицидов брали в соотношениях 0,3 г/л хлорампа и 5,0 г/л банвела-Д, что соответствует смеси, используемой для обработки посевов и признанной наиболее эффективной.

После статистической обработки полученных дан i ных установлено, что пороговая концентрация комплекса пестицидов хлорамп-f банвел-Д по орга-нолептическому показателю составляет соответственно 4,5+78 мг/л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.