Проблемы экономики и менеджмента
Ю.В. Золотарева
канд. социол. наук, доцент,
Северо-Кавказский институт - филиал ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Аннотация. С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Однако до сих пор вклад туризма в экономику страны незначителен и составляет 2,5 %. Основная причина такого положения заключается в том, что многие туристские компании не учитывают факт того, что в туристском спросе за последние годы обозначились новые тенденции. И как следствие необходимо менять не только механизм продвижения туристского продукта, но и качество туристкой услуги.
Ключевые слова: туризм, потребности, мотивы, рекреационные регионы, туристский продукт, анимация.
J.V. Zolotareva, The North Caucasian institute-branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation»
STATE AND PROSPECTS OF DOMESTIC TOURISM
Abstract. Each year, the Russian tourist industry is more active in the global market. But so far, the contribution of tourism to the country's economy is small and amounts to 2.5 %. The main reason for this is that many tourist companies do not consider the fact that the tourist demand in recent years, we denote the new trend. As a consequence, should be changed not only the mechanism of promotion of tourist product, but the quality of tourist services.
Keywords: tourism, needs, motives, recreational areas, tourist product, the animation.
Туризм является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных теоретиков и практиков, поскольку данная сфера деятельности перспективна практически во всех странах мира из-за стремительного роста в связи с повышением качества жизни и появления свободного времени у населения.
Рост туристского сектора экономики - это платформа для создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Кроме того, именно туризм стимулирует развитие смежных отраслей экономики, таких как транспорт, торговля, производство товаров народного промысла, строительство. Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6 %, в Швейцарии - 10 % [1]. В России, несмотря на колоссальный ресурсный потенциал доля туризма в экономику страны всего лишь 2,5 %. Природное и климатическое разнообразие российских регионов позволяет развивать практически все виды туризма такие как: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. Согласно оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире, но по уровню конкурентоспособности - находится лишь на 69-м [2].
Основная причина такого положения заключается в том, что многие туристские компании не учитывают факт того, что в туристском спросе за последние годы обозначились новые тенденции, которые проявляются в следующем:
- изменение стереотипов поведения туристов. В мотивации туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха, проявляется спрос на удовольст-
62
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
вия и смену впечатлений; модными видами туризма стали экзотические туры;
- расширение круга потенциальных потребителей туристских услуг. Все новые категории лиц вливаются в туристское движение. В качестве перспективных целевых групп рассматриваются одинокие люди и бездетные пары, пожилые люди, работающие женщины, рост числа которых приводит к тому, что они становятся материально независимыми и могут позволить себе часть дохода направить па путешествия;
- изменение возрастной структуры путешествующих, т. е. увеличение удельного веса лиц пожилого возраста в общей совокупности посетителей;
- специализация и индивидуализация спроса. Туристы все больше предпочитают индивидуальные поездки, выбранные по собственному вкусу. Групповые туры на общеизвестные и явно «перенаселенные» курорты многих уже не удовлетворяют. В связи с этим туристские фирмы не адресуют свой продукт туристам в целом, а ориентируются на удовлетворение конкретных целевых групп клиентов [3, с. 56];
- экспансия выездного туризма. В структуре туристских поездок наблюдается тенденция к увеличению числа поездок за рубеж при одновременном уменьшении их внутри страны; экологизация мышления потребителя. Происходит осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом, как следствие этого повышается спрос на экологические туры [4, с. 7];
- изменение частоты и длительности туристских поездок. Частотность имеет долгосрочную тенденцию к росту, длительность - к уменьшению. Это явление получило название «путешествия с интервалами». Причина заключается, прежде всего, в стремлении потребителей к так называемому «расщеплению» основного отпуска. Вместо одного длительного отпуска в год предпочтение отдается 2-3 коротким турпоездкам. Короткий, но интенсивный по сравнению с основным отпуск отличают такие особенности, как: более высокий уровень расходов туристов за один туродень; большая активность и мобильность туристов. Кроме того, «путешествия с интервалами» помогают решить одну из самых острых проблем туристской отрасли - сгладить сезонную неравномерность в работе туристских предприятий;
- повышение требований туристов к уровню сервиса. Туристы стали более грамотными и опытными, следовательно, более требовательными;
- интенсификация туристского отдыха. Насыщение отдыха экскурсиями, прогулками, встречами и т. п.
Туристские ресурсы России многообразны. И как следствие туристскую территорию делят на районы, которые отличаются друг от друга рекреационным потенциалом.
1- я группа (высокий уровень) - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, район КМВ, Калининградская область;
2- я группа - (средний уровень) - Северо-Западный регион (Псковская область, Новгородская область, Республика Карелия), Среднерусский регион (Золотое Кольцо, Поволжье);
3- я группа - (низкий уровень) - Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (озеро Байкал) [5, с. 48].
Города КМВ относятся к первой группе и располагают мощным потенциалом для развития туризма. Основными сильными сторонами исследуемого сегмента являются:
- наличие уникальных бальнеологических ресурсов;
№ 2 (6) - 2012
63
Проблемы экономики и менеджмента
- сложившаяся исторически рекреационная структура;
- большое количество действующих туристских фирм;
- богатое культурное и историческое наследие, большое количество исторических, природных, архитектурных памятников;
- наличие инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность курорта для жителей других регионов России;
- развитая фирменная торговля местных товаропроизводителей;
- наличие территориального планирования;
- стабильный потребительский рынок с высокими темпами развития материально-технической базы и уровнем насыщенности товарами и услугами;
- высокий уровень толерантности городских сообществ и готовность к активному экономическому и социокультурному сотрудничеству.
Отставание туристкой отрасли в регионе КМВ от мировых курортов связано с низким уровнем сервиса, неразвитостью телекоммуникационных средств, отсутствием досуговой деятельности в местах размещения туристов.
С целью активизации потребностей на рынке туризма следует использовать туранимацию, т.е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях, - новое направление в туризме, которое, однако, в той или иной форме существовало и раньше, но имело другие названия и способы выражения.
Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания, и в то же время это своеобразная форма рекламы, форма повторного привлечения гостей и их знакомых, направленная на продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса [6, с. 104]. Конечная цель туристской анимации - удовлетворенность туриста отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются главные рекреационные функции туристской анимации.
Таким образом, значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности. Государственный и социальный эффект от туранимации в рекреационной деятельности в прямом и косвенном виде выражается в сотнях миллионов долларов в год и определяется степенью оздоровления нации в результате эффективного отдыха.
Туристская анимация должна организовываться и проводиться в соответствии с запросами и интересами туристов, с учетом их национальности, пола, возраста и других особенностей. Туристы по отношению к проведению досуга как показывают результаты психографических исследований делятся на несколько типов личности:
1. Лица, ориентированные на отдых с семьей на берегу теплого моря. Это самый многочисленный кластер рынка путешествий с целью отдыха - 27 % потенциальных туристов. Важное значение для них имеют красивый ландшафт, общение с другими людьми, гостеприимный прием, хорошее питание, развлечения для детей.
2. Сторонники пассивного отдыха (26 % потенциальных туристов). В предложенном перечне выгод они выделили одну - покой.
64
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
3. Любители природы (12 %). Их привлекают живописные ландшафты.
4. «Открыватели» (10 %). Туристы этого кластера ожидают получить от отдыха три выгоды: познать неведомое, установить тесный контакт с другими людьми, прикоснуться к культурному наследию.
5. Приверженцы традиций (10 %). Они особенно ценят в путешествии безопасность, покой, хорошее питание. На отдыхе «традиционалисты» любят проводить время в кругу семьи.
6. «Контактеры» (10 %). Они придают большое значение общению, пребыванию в приятном обществе, гостеприимному приему.
7. Любители активного отдыха на море (5 %). Непременными условиями хорошего отдыха для них являются наличие моря и пляжа, возможность занятий спортом, развлечения [7].
Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:
первый тип - спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-
развлекательные программы;
второй тип - зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы;
третий тип - познавательные, спортивно-познавательные, культурнопознавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности;
четвертый тип - комплексные программы, комбинированные из однородных программ.
Затрагивая проблему формирования анимационных программ с целью повышения привлекательности туристско-рекреационного региона, следует учитывать, что разнообразие потребительских предпочтений и диверсификация его образа жизни обязывает маркетологов и менеджеров разрабатывать дифференцированные подходы к организации досуговой деятельности отдыхающих с учетом всех вышеперечисленных сегментов потребителей. Регион КМВ имеющий огромный туристский и рекреационный потенциал может удовлетворить даже латентные потребности туристов с учетом их социальной стратификации.
Таким образом, для успешного позиционирования туристского предприятия, повышения рекреационного бренда территории, а также продвижения готового туристского продукта необходимо учитывать разнообразие мотивов туристов, ориентироваться на зарубежный опыт продвижения туристского продукта при формировании спектра анимационных программ, что в конечном итоге приведет к соотношению спроса и предложения на рынке туризма и гостеприимства.
Список литературы:
1. Экономическая эффективность туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altaionline.ru/pg.php?id=278, свободный. - Загл. с экрана.
2. В России доля туризма составляет 2,5 % [Электронный ресурс]. - режим дос-
№ 2 (6) - 2012
65
Проблемы экономики и менеджмента
тупа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/06/2011/562949980389018.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
3. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
4. Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.
5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
6. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО. -М.: Гардарики, 2007. - 270 с.
7. Александрова А.Ю. Международный туризм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks31.htm, свободный. - Загл. с экрана.
List of references:
1. Cost-effectiveness of tourism [electronic resource]. - Mode of access: http ://altaionline.ru/pg.php?id=278.
2. In Russia, the share of tourism is 2.5% [electronic resource]. - Mode of access: http:// market-ing.rbc.ru/news_research/07/06/20n/562949980389018.shtml.
3. Kvartalnov V.A. Tourism: A Textbook. - Moscow: Finances and Statistics, 2002. - 320 p.
4. Zorin I.V. Tourism Management. Tourism as an activity: A Textbook. - M.: Finances and Statistics,
2002. - 288 p.
5. Dzhandzhugazova E.A. Marketing of tourist areas: educational. allowance for stud. Vyssh. Textbook. institutions. - M.: The Academy, 2006. - 224 p.
6. Mozhayeva N.G., Boginskaya E.V. Tourism: a textbook for students of the ACT. - M.: Gardariki, 2007. - 270 p.
7. Alexandrova A.Y. International tourism. [Electronic resource]. - Mode of access: http://tourlib.net/books_tourism/aleks31.htm.
И.Ю. Кузовлева
ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ТУРИЗМА В РОССИИ
Аннотация. В статье освещаются вопросы менеджмента регионального туризма в России, что предполагает создание региональной инфраструктуры, развитие взаимодействия всех участников туристического сектора экономики региона, внедрение новых технологий управления. В статье раскрыты цели и направления государственной региональной политики туризма. Автором делается вывод о том, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечить занятость населения, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.
Ключевые слова: менеджмент туризма, туризм, туристский регион, региональный уровень управления туризмом, государственная политика регионального туризма, функции управления.
I.Yu. Kuzovleva, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism
FEATURES OF THE FORMATION OF REGIONAL TOURISM POLICY IN RUSSIA
66
№ 2 (6) - 2012