Научная статья на тему 'Особенности формирования региональной политики туризма в России'

Особенности формирования региональной политики туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГОТУРИЗМА / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / TOURISM MANAGEMENT / TOURISM / TOURIST REGION / THE REGIONAL LEVEL TOURISM MANAGEMENT / PUBLIC POLICY FOR REGIONAL TOURISM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовлева И.Ю.

В статье освещаются вопросы менеджмента регионального туризма в России, что предполагает создание региональной инфраструктуры, развитие взаимодействия всех участников туристического сектора экономики региона, внедрение новых технологий управления. В статье раскрыты цели и направления государственной региональной политики туризма. Автором делается вывод о том, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечить занятость населения, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF REGIONAL TOURISM POLICY IN RUSSIA

The paper highlights the management issues of regional tourism in Russia, which involves the creation of regional infrastructure, the development of cooperation between all participants in the tourism sector of the economy of the region, implementation of new technologies. In the article the goals and directions of the state of regional tourism policy. The author concludes that with the help of tourism can overcome the uneven development of individual territories in the region, revitalize the regional economy by attracting investment, the additional revenues to local budgets to support local business and industry, to ensure employment of the population, improve the environment by additional funding for nature-defend programs.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональной политики туризма в России»

Проблемы экономики и менеджмента

тупа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/06/2011/562949980389018.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

3. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

4. Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

6. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО. -М.: Гардарики, 2007. - 270 с.

7. Александрова А.Ю. Международный туризм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks31.htm, свободный. - Загл. с экрана.

List of references:

1. Cost-effectiveness of tourism [electronic resource]. - Mode of access: http ://altaionline.ru/pg.php?id=278.

2. In Russia, the share of tourism is 2.5% [electronic resource]. - Mode of access: http:// market-ing.rbc.ru/news_research/07/06/20n/562949980389018.shtml.

3. Kvartalnov V.A. Tourism: A Textbook. - Moscow: Finances and Statistics, 2002. - 320 p.

4. Zorin I.V. Tourism Management. Tourism as an activity: A Textbook. - M.: Finances and Statistics,

2002. - 288 p.

5. Dzhandzhugazova E.A. Marketing of tourist areas: educational. allowance for stud. Vyssh. Textbook. institutions. - M.: The Academy, 2006. - 224 p.

6. Mozhayeva N.G., Boginskaya E.V. Tourism: a textbook for students of the ACT. - M.: Gardariki, 2007. - 270 p.

7. Alexandrova A.Y. International tourism. [Electronic resource]. - Mode of access: http://tourlib.net/books_tourism/aleks31.htm.

И.Ю. Кузовлева

ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация. В статье освещаются вопросы менеджмента регионального туризма в России, что предполагает создание региональной инфраструктуры, развитие взаимодействия всех участников туристического сектора экономики региона, внедрение новых технологий управления. В статье раскрыты цели и направления государственной региональной политики туризма. Автором делается вывод о том, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечить занятость населения, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

Ключевые слова: менеджмент туризма, туризм, туристский регион, региональный уровень управления туризмом, государственная политика регионального туризма, функции управления.

I.Yu. Kuzovleva, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

FEATURES OF THE FORMATION OF REGIONAL TOURISM POLICY IN RUSSIA

66

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Abstract. The paper highlights the management issues of regional tourism in Russia, which involves the creation of regional infrastructure, the development of cooperation between all participants in the tourism sector of the economy of the region, implementation of new technologies. In the article the goals and directions of the state of regional tourism policy. The author concludes that with the help of tourism can overcome the uneven development of individual territories in the region, revitalize the regional economy by attracting investment, the additional revenues to local budgets to support local business and industry, to ensure employment of the population, improve the environment by additional funding for nature-defend programs.

Keywords: tourism management, tourism, tourist region, the regional level tourism management, public policy for regional tourism management.

Разнообразие ландшафтов России позволяет развивать множество видов туризма. В стране есть все необходимое - огромная территория, разнообразные климатические зоны, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

В настоящее время сложились следующие виды и формы туризма в России. По целям деятельности: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресстуризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечить занятость населения, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. Это предполагает создание региональной инфраструктуры, развитие взаимодействия всех участников туристического сектора экономики региона, внедрение новых технологий управления.

В туристской индустрии много предприятий и организаций, которые, так или иначе, должны вписываться в единую региональную систему управления, где целью является обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке.

С помощью менеджмента должна разрабатываться стратегия развития, как всего региона, так и отдельной туристской организации.

В последние годы возросло значение совместной работы между туристскими предприятиями, которая может осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне.

Вертикальная кооперация - это объединение предприятий и организаций, которые стремятся владеть рынком и снизить зависимость от других учреждений. К таким организациям относят сформированные в большинстве случаев государственные туристские организации на национальном, региональном и местном уровнях, занимающиеся обустройством мест для отдыха и размещением туристов. Эти организации подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своего государства. Это также и объединения предприятий в сферах организации путешествий и гостиничного размещения (например, воздушно-транспортные компании, имеющие сеть гостиниц).

Горизонтальная кооперация - это совместная работа, которая проводится предприятиями, имеющими одинаковые интересы в сферах размещения, обслуживания, ту-

№ 2 (6) - 2012

67

Проблемы экономики и менеджмента

ристского посредничества, оздоровления и т. д.

Изучение экономики туризма на уровне регионов особенно актуально в России, потому что наша страна обладает обширной территорией, разделенной на множество субъектов (регионов), каждый из которых имеет свои неповторимые особенности. Для того, чтобы грамотно управлять экономикой регионов, максимально эффективно использовать их потенциал, необходимо знать эти особенности и находить к каждому субъекту свой правильный подход.

Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, располагающую большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг. Таким образом, туристский регион -это и цель путешествия, и туристский продукт, и конкурентоспособный субъект, который должен управляться как стратегическая коммерческая единица.

Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы - обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, предприятий транспорта, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей и наоборот - конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, - гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности региона.

Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые в свою очередь воздействуют и на туризм. Туристский регион как конкурентная единица включает: общественно-экономическую систему; туристскую политику; политику окружающего мира; интересы экономики; интересы государства; интересы населения; ресурсы; экологическую систему.

Организационные структуры, включенные в туристский менеджмент, охватывают государственные и частные организации на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Они необходимы для планирования развития туризма, координации сбыта туристского продукта.

Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе.

Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом относятся Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др.

Объектом управления являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.

68

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.

Основные цели государственной политики регионального туризма таковы:

1) решение проблемы взаимодействия регионов путем анализа проблемы размещения туристских услуг;

2) рациональное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация;

3) реформирование структуры регионального туристского комплекса, его социо-логизация, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем и систем связи, поддержание экологической обстановки;

4) ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением;

5) перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению.

Основные направления государственной региональной политики могут быть следующие:

1) Региональное финансирование. Преодоление отсталости региона за счет разработки региональных программ. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц и налогов бюджетов.

2) Создание средств субъектов хозяйствования. К ним относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий и фирм, находящихся в муниципальной собственности; во-вторых, территориальные внебюджетные фонды (заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, страховые сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов; в-третьих, финансовые ресурсы предприятий, которые используются ими на финансирование социально-культурных и жилищнокоммунальных объектов.

3) Сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования структур туристского бизнеса на всей территории России.

4) Привлечение общественности и различных служб городов и районов региона к процессу планирования туризма.

5) Развитие туристско-экскурсионной активности населения, освоение туристских территорий, возобновление и приспособление памятников истории, культуры, архитектуры, природы для целей туризма, экскурсий и отдыха.

6) Помощь в преодолении различий в уровне жизни населения отдельных регионов.

7) Организация и управление экономикой туристского комплекса на основе кооперации общественных государственных организаций и личных возможностей граждан.

Правительство России утвердило идею Федеральной целевой программы продвижения туризма на 2011-2016 годы общей стоимостью 332 миллиарда рублей. В этом объеме средства федерального бюджета составят 96 миллиардов рублей (28,9%); средства бюджетов субъектов России, в том числе бюджеты муниципальных образований, - 25 миллиардов рублей (7,5%); внебюджетные средства - 211 миллиардов рублей (63,6%). Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмот-

№ 2 (6) - 2012

69

Проблемы экономики и менеджмента

реть по направлению «Капитальные вложения» в размере 92 миллиарда 985,6 миллионов рублей и по направлению «Другие затраты» - 3 миллиарда 14,4 миллионов рублей. Реализация мероприятий программы в соответствии со сценарием, предполагающим употребление достоинств кластерного подхода, позволит на 1 рубль методов федерального бюджета привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций.

Госзаказчиками программы стали Минспорттуризм России, Минрегион и Росту -ризм. Документ разрабатывался и согласовывался с участием всех заинтересованных сторон, в частности, привлекались мастера Торгово-промышленной палаты и Российского Союза промышленников и предпринимателей, что абсолютно логично, ведь акцент в программе делается на частно-государственное партнерство.

Суть программы заключается в том, что продвижение туризма в России может стать локомотивом всей экономики государства.

Перспективы развития туристского комплекса России зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Государственное регулирование развития туризма подразумевает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для осуществления нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Этот процесс включает в себя мероприятия по разработке государственной политики регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях.

Главная цель государственной политики развития туризма должна быть направлена на создание нового, наиболее эффективного комплекса услуг и продуктов туризма, который смог бы обеспечить и удовлетворить потребности как российских, так и зарубежных туристов. Кроме того, туристический комплекс должен внести весомый вклад в развитие экономики страны за счет увеличения рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет страны и притока иностранной валюты.

Эффективность регулирования туризма со стороны государства, оценивается по трем критериям:

1) экономическая эффективность;

2) социальная эффективность;

3) влияние реализации планов развития туризма на экологию.

Органы государственной власти влияют на деятельность туристских предприятий при решении наиболее важных задач управления, к которым относятся:

- установление государственного контроля над решениями компаний и физических лиц; контроль туристской сферы с целью воспрепятствования компаниям неограниченно использовать свою власть на рынке для извлечения чисто экономических прибылей;

- разработка на региональном уровне инвестиционного проекта развития туризма, а также бизнес-планов предприятий, нуждающихся в инвестициях;

- охрана историко-культурного наследия территории и улучшение качества окружающей среды, комплексное и рациональное использование туристских ресурсов;

- достижение рационального размещения туристских объектов внутри региона.

70

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Регулирование регионального туризма включает в себя системы мероприятий классического менеджмента и специфических мероприятий, свойственных туризму. Региональная политика развития туризма представляет собой комплекс мер регулирования, осуществляемых государственными, общественными, региональными и местными органами управления, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни населения.

В основе взаимоотношений от региональных структур управления через муниципалитеты и далее к хозяйствующим субъектам должно находиться разграничение сфер ответственности через вертикальные и горизонтальные взаимосвязи (региональная программа развития туризма - муниципальная программа - инвестпроекты и бизнес-планы). Это позволит создать единое информационное пространство о туристических возможностях отдельно взятых территорий, что позволит обеспечить общественный и государственный контроль над использованием рекреационных ресурсов.

Анализируя проблемы менеджмента любого туристского региона, следует иметь в виду, что наряду с государственными, существуют и частные туристские организации. Среди них выделяют:

- объединения туристских посредников;

- туристские организации гостиничного и ресторанного типа;

- туристские организации местного уровня;

- рекламные организации по привлечению в страну иностранных туристов.

С точки зрения менеджмента региональной организации к вышестоящим и нижестоящим организациям предъявляются разные требования.

От вышестоящей туристской организации требуются: формирование имиджа большого региона; проведение маркетинга за границей (координация совместной деятельности); представительство местной организации на важных туристских рынках.

Существует некоторое относительное распределение обязанностей и ответственности между различными уровнями туристских организаций. Для менеджмента в туризме можно выделить следующие функции организационных структур регионального туризма:

- функции предложения должны взять на себя организации более низкого уровня, чаще всего - это местные или субрегиональные организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- функции представительства интересов должны выполняться на каждом уровне государственной (политической) структуры организациями с одинаковым географическим радиусом деятельности;

- маркетинговые функции должны выполняться в каждом регионе в зависимости от его известности, имиджа и финансовых возможностей;

- функцию создания и сохранения ведущего образа должны выполнять организации каждого уровня.

Для повышения эффективности развития туристического бизнеса в регионах возможно внедрение маркетинговой службы в организационно-управленческую структуру развития сферы туризма. Она позволит с большей степенью достоверности обосновать управленческие решения на уровне областной администрации о дальнейших перспективах в рамках региона. Принятие управленческих решений должно базироваться на комплексной и дифференциальной оценке всей совокупности туристических

№ 2 (6) - 2012

71

Проблемы экономики и менеджмента

потенциалов, что даст возможность выявить максимальный объем производства и реализации туристских услуг и продуктов, их привлекательность и перспективность.

Очевидно, что успешность туристической деятельности региона зависит от экономического уровня в целом, от того как развита инфраструктура, насколько высок уровень жизни в регионе и множества других факторов. Определяющее значение в развитии региона имеет проводимая по отношению к нему государственная политика, способная своевременно выявить проблемы данного региона, определить причины этих проблем и создать верную программу, которая позволила бы скорректировать недостатки и реализовать перспективы развития региона.

Эффективное государственное регулирование отечественной туриндустрии должно быть направлено на общее развитие туристской сферы на региональном уровне с привлечением предпринимателей в принятие управленческих решений на местном уровне.

Список литературы:

1. Здоров А.Б. Экономика туризма - М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Ковынева Л.В. Региональный туризм - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.

4. Менеджмент туризма, Туризм как объект управления, подготовка инструкторов туризма. URL: http://turstroi.net.

List of references:

1. Zdorov A.B. Economics of Tourism. Moscow, Finance and Statistics, 2007, p. 267.

2. Kvartalnov V.A. Tourism: Textbook. Moscow, Finance and Statistics, 2009, p. 320.

3. Kovyineva L.V. Region Tourism.- Habarovsk: DVGUPS, 2005, p. 111 .

4. http://turstroi.net/entrepreneurship-in-tourism.

В.В. Лобанова

ст. преподаватель, ФГБОУВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» Краснодарский филиал

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы рабочей силы на рынке труда с точки зрения различных авторов, а также видение автором рассматриваемого вопроса.

Ключевые слова: рабочая сила, рынок труда, конкуренция.

V.V. Lobanova, The Russian state trade and economic university the Krasnodar branch EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE MARKET OF THE MANPOWER AS THE FACTOR OF NATIONAL COMPETITIVENESS

Abstract. In article problems of a competition of labor are reflected in a labor market from a position of various authors, and also author's vision of this point in question.

Keywords: labor, labor market, concurence.

72

№ 2 (6) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.