Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития сбора и переработки дикоросов в Российской Федерации '

Состояние и перспективы развития сбора и переработки дикоросов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории и местность / органические стандарты / сбор дикоросов / территории сбора и производства органической продукции / органическое пчеловодство / ягоды / фрукты / грибы / лекарственные и ароматические растения / лесная площадь / законодательство / органическая продукция / rural areas and terrain / organic standards / collection of wild plants / areas for collection and production of organic products / organic beekeeping / berries / fruits / mushrooms / medicinal and aromatic plants / forest area / legislation / organic products

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — И.Н. Ким, А.А. Давыдов

В настоящее время в 85 странах и зависимых территориях практикуется сбор дикоросов на общей площади 41 млн га, включая площади, на которых ведется органическое пчеловодство. Особенно популярными являются экологически ориентированные направления, к которым относится сбор дикоросов по стандартам, предъявляемым к органической продукции. Сбор дикоросов включает разнообразные направления, в том числе сбор дикорастущих ягод, грибов, фруктов, орехов, лекарственных и ароматических растений. Рынок дикоросов в России имеет большой потенциал, но развит слабо. Причина этого недостаточно развитая инфраструктура, объединяющая разнообразные элементы, обеспечивающие не только производство и товародвижение органической продукции. Кроме того, на его развитие влияют важнейшие периферические зоны сектора дикоросов, а именно: снабжение производителей ресурсами, разрешенными законом и органическим стандартом, и устойчивые маркетинговые отношения операторов рынка дикоросов с конечными потребителями. Таким образом, инфраструктура рынка органической продукции представляет собой совокупность нематериальных и материальных элементов в виде организационных, регулирующих, производственно -распределительных структур, объектов и маркетинговых технологий, непосредственно не производящих продукцию из дикоросов, но прямо или опосредованно обеспечивающих ее производство, товародвижение и реализацию с учетом потребительских предпочтений на основе призванных государственных стандартов производства дикоросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — И.Н. Ким, А.А. Давыдов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects for the development of collection and processing of wild plants in the Russian Federation

Currently 85 countries and dependent territories practice wild harvesting on a total area of 41 million hectares, including areas where organic beekeeping is carried out. Particularly popular are environmentally oriented areas, which include the collection of wild plants according to the standards for organic products. Collection of wild plants includes a variety of areas, including the collection of wild berries, mushrooms, fruits, nuts, medicinal and aromatic plants. The market for wild plants in Russia has great potential, but is poorly developed. The reason for this is the insufficiently developed infrastructure, which combines various elements that ensure not only the production and distribution of organic products. In addition, its development is influenced by the most important peripheral zones of the wild crops sector, namely: the supply of resources to producers permitted by law and the organic standard, and sustainable marketing relations between wild crop market operators and end consumers. Thus, the infrastructure of the market for organic products is a set of intangible and material elements in the form of organizational, regulatory, production and distribution structures, facilities and marketing technologies that do not directly produce products from wild plants, but directly or indirectly ensure their production, distribution and sale, taking into account consumer preferences based on the established state standards for the production of wild plants.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития сбора и переработки дикоросов в Российской Федерации »

УДК 630.8. DOI 10.24412/2311-6447-2024-2-150-158

Состояние и перспективы развития сбора и переработки дикоросов в Российской Федерации

Status and prospects for the development of collection and processing of wild plants in the Russian Federation

Вед. науч. сотрудник И.Н. Ким, науч. сотрудник А.А. Давыдов Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению АПК, отдел научно-информационного обеспечения инновационного развития АПК, in. rim@rosinformagrotech.ru

Leading Researcher I.N. Kim, Researcher A.A. Davydov Russian Research Institute of Information and Technical and Economic Research on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, department of scientific and information support for innovative development of the agro-industrial complex, in. kim@rosinformagrotech. ru

Аннотация. В настоящее время в 85 странах и зависимых территориях практикуется сбор дикоросов на общей площади 41 млн га, включая площади, на которых ведется органическое пчеловодство. Особенно популярными являются экологически ориентированные направления, к которым относится сбор дикоросов по стандартам, предъявляемым к органической продукции. Сбор дикоросов включает разнообразные направления, в том числе сбор дикорастущих ягод, грибов, фруктов, орехов, лекарственных и ароматических растений. Рынок дикоросов в России имеет большой потенциал, но развит слабо. Причина этого - недостаточно развитая инфраструктура, объединяющая разнообразные элементы, обеспечивающие не только производство и товародвижение органической продукции. Кроме того, на его развитие влияют важнейшие периферические зоны сектора дикоросов, а именно: снабжение производителей ресурсами, разрешенными законом и органическим стандартом, и устойчивые маркетинговые отношения операторов рынка дикоросов с конечными потребителями. Таким образом, инфраструктура рынка органической продукции представляет собой совокупность нематериальных и материальных элементов в виде организационных, регулирующих, производственно -распределительных структур, объектов и маркетинговых технологий, непосредственно не производящих продукцию из дикоросов, но прямо или опосредованно обеспечивающих ее производство, товародвижение и реализацию с учетом потребительских предпочтений на основе призванных государственных стандартов производства дикоросов.

Abstract. Currently 85 countries and dependent territories practice wild harvesting on a total area of 41 million hectares, including areas where organic beekeeping is carried out. Particularly popular are environmentally oriented areas, which include the collection of wild plants according to the standards for organic products. Collection of wild plants includes a variety of areas, including the collection of wild berries, mushrooms, fruits, nuts, medicinal and aromatic plants. The market for wild plants in Russia has great potential, but is poorly developed. The reason for this is the insufficiently developed infrastructure, which combines various elements that ensure not only the production and distribution of organic products. In addition, its development is influenced by the most important peripheral zones of the wild crops sector, namely: the supply of resources to producers permitted by law and the organic standard, and sustainable marketing relations between wild crop market operators and end consumers. Thus, the infrastructure of the market for organic products is a set of intangible and material elements in the form of organizational, regulatory, production and distribution structures, facilities and marketing technologies that do not directly produce products from wild plants, but directly or indirectly ensure their production, distribution and sale, taking into account consumer preferences based on the established state standards for the production of wild plants.

Ключевые слова: сельские территории и местность, органические стандарты, сбор дикоросов, территории сбора и производства органической продукции, органическое пчеловодство, ягоды, фрукты, грибы, лекарственные и ароматические растения, лесная площадь, законодательство, органическая продукция

© И.Н. Ким, А.А. Давыдов, 2024

Keywords: rural areas and terrain, organic standards, collection of wild plants, areas for collection and production of organic products, organic beekeeping, berries, fruits, mushrooms, medicinal and aromatic plants, forest area, legislation, organic products

Быстрое развитие мирового рынка органической продукции как в количественном выражении, так и в качественном отношении в значительной степени определяется нормативно-правовым обеспечением этого процесса [9]. В ведущих странах в области производства и реализации органической продукции (США, Канада, Япония, страны ЕС) соответствующая законодательная база стала формироваться еще в конце 80 - начале 90 гг. ХХ в. и характеризовалась, преимущественно, экспериментальными рекомендациями, с весьма небольшой долей коммерческого сектора, в котором органическая продукция реализовалась преимущественно через специализированные магазины [18].

В настоящее время под органическое сельское хозяйство в мире сертифицировано около 70 млн га земли, а под органические дикоросы -42 млн га, то есть очевидно, что интерес к производству дикоросов растет [22]. Если в 1999 г. под органические дикоросы в мире было сертифицировано чуть более 4 млн га, то в 2023 г. эта цифра достигла уже более 40 млн га. При этом в Австралии почти 70 % земель - это пастбища, и если из классического органического сельского хозяйства убрать территории этого континента, то количество земель, сертифицированных под дикоросы, и земель органического сельского хозяйства будет примерно одинаково [17, 18]. Например, в Европе 15 млн га задействовано под классическое органическое сельское хозяйство и 18 млн га отдано дикоросам. Явным лидером в ЕС по органическим дико-росам является Финляндия, где четверть земель сертифицировано под дикоросы, а основными поставками на экспорт являются грибы, орехи и ягоды. Финны научились брать с этих ресурсов такое количество продукции, которое позволяет снабдить собственный и внешний рынок.

В Африке под органическое сельское хозяйство выделено 2 млн га земли, а под дикоросы - 14 млн га. Лидером здесь является Уганда. Второе и третье места на этом континенте поделили Замбия и Танзания, у которых по 8 млн га земли отданы под дикоросы. Африка активно поставляет травы для парфюмерии и медицины, а также дикий мед, который тоже относится к продукции из дикоросов. В экспорте дикоросов этих стран мед стоит на первом месте и составляет до 30 % объема всего экспорта продукции из дикоросов в мире [5]. На втором месте у африканских стран находятся медицинские и ароматические травы (на долю которых приходится шестая часть всех экспортных операций в мире), а на третьем месте - дикие фрукты и ягоды [14].

В России дикоросы всегда потреблялись населением в больших количествах в натуральном и переработанном виде, составляя существенную долю рациона [9]. Учитывая разнообразие природных зон и глобальное развитие торговли, сбор и переработка дикоросов для продуктов здорового питания - это мировой тренд, спрос на них будет только расти по мере роста урбанизации. Дикоросы содержат большое количество самых разнообразных витаминов, минеральных веществ, масел, кислот, различных биологически активных соединений, необходимых организму, они имеют высокую питательную ценность, полностью натуральные, выросшие в условиях агробиоразнообразия и природных биоценозов. Это природная аптека, причем уникальная [8].

Дикоросы рассредоточены по всей России, но особенно много лесных богатств растёт в Северо-Западном и Центральном районах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Только в конце 2023 г. в России было заключено 347 договоров аренды лесных участков, из которых 109 - в Сибирском федеральном округе. Объёмы использования дикорастущих плодов здесь составили 1 088 т, из которых ягод -541 690 кг, орехов - 5 828 167 кг, а грибов - 199 662 кг.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации помимо зарегистрированных организаций, право свободно собирать и заготавливать неограниченное количество дикоросов может каждый человек в абсолютно любой точке нашей страны. По самым примерным подсчётам на местном рынке сейчас остаётся около 15 % продукции, примерно 25 % расходится по областям Сибирского федерального округа [2, 4]. На общероссийский рынок уходит 40 %, а остальные 20 % экспортируют в такие страны, как Китай, Турция, Казахстан, страны Скандинавии [13].

В Сибири переработкой дикоросов занимается более 30 организаций [7]. Целый ряд компаний позиционирует себя как заготовителей, но и как переработчиков сырья [14]. Удалённость от зарубежных стран становится главным двигателем прогресса: для того, чтобы отправлять продукцию на экспорт, организациям нужно минимизировать расходы на всех этапах формирования готового продукта и его перевозку. Для этого в Сибири сегодня активно развивают более глубокие стадии переработки, а также строят разветвлённые заготовительные сети, оборудованные холодильниками, специальным оборудованием, транспортом и другой техникой [15].

Одним из важнейших принципов органического сельского хозяйства является бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде, поскольку мировым девизом органики является здоровье почв, экосистем и людей [9, 13]. Росстан-дарт утвердил ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортировки и маркировки» [7]. Стандартом впервые определены понятия «органическое дикорастущее сырье» и «органическая продукция из дикорастущего сырья». ГОСТ Р Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортировки и маркировки полностью соответствует Федеральному закону об органической продукции № 280-ФЗ [4]. Правила производства сельскохозяйственной органической продукции регулируются в России ГОСТ 33980-2016, при этом процесс сбора и заготовки органической дикорастущей продукции отличается от сельскохозяйственного производства, поэтому разработан отдельный ГОСТ.

ГОСТ о дикоросах поможет государству вывести из тени бизнес по сбору дикоросов, переработчикам и пунктам сбора - получать государственную поддержку, населению - иметь дополнительный заработок, а потребителям - быть уверенными в качестве и безопасности органической продукции из дикоросов [8, 9].

Россия обладает большими площадями, на которых произрастают дикоросы, а имеет лишь 133 тыс. га под органические дикоросы, занимает двадцать третье место в мире по этому показателю [13]. В лесах России произрастают сотни видов лесных пищевых ресурсов и лекарственных растений. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, эксплуатационные запасы только самых распространенных видов дикоросов составляют 7,5 млн т, а биологические запасы - 15,0 млн т, при этом используются они не более, чем на 6 %, хотя спрос на такую продукцию стабильно растет [8].

Во времена СССР максимально собирали до 2,5 млн т продукции в год, а сегодня собирают около 750 тыс. т по всем видам сырья с учетом личного пользования и неучитываемых официальных объемом. Сфера с трудом поддается учету. Фактический объем заготовок, по данным "Союза переработчиков дикоросов", составляет 25 тыс. т орехов, 20 тыс. т грибов, 60 тыс. т ягод, 5 тыс. т лекарственных трав и 20 тыс. т березового сока. Пока что рынок дикоросов "очень и очень серый" [9, 17]. Заготовители есть в каждом районе, а то и в деревне, вот только существуют они неофициально [16]. Иначе как объяснить, что официально грибов собирается порядка 30 тыс. т в год, а потребляется более 500 тыс. т в год.

Создание предприятий по заготовке и переработке дикоросов при их значительных запасах в лесах страны помогло бы решить проблему занятости сельских жителей, создав предпосылки по вовлечению широких масс населения в

сбор сырья и получению ими дополнительного заработка [9, 10]. Организация на сельских территориях производства продуктов питания из дикорастущих лесных растений с целью повышения занятости сельского населения является особенно актуальной задачей для отдаленных сельских поселений с практически полностью разрушенной инфраструктурой [8].

По запасам дикорастущих грибов и ягод наша страна занимает первое место в мире [13]. По экспертным оценкам Минсельхоза России, средний ежегодный эксплуатационный или промысловый урожай дикорастущих грибов составляет 2,2 млн т, основных ягод - 4,75 млн т, а биологический урожай грибов и ягод в 2 раза выше [16]. Произростающие в комстромских лесах плодовые, ягодные растения и съедобные грибы являются представителями важнейших в хозяйственном отношении групп дикоросов [15]. Уровень современного потребления природных богатств остается очень низким. Запасы плодов клюквы, шиповника и брусники используются только на 30-60 %, других видов растений - на 10-15 %, а среднегодовые запасы съедобных грибов - лишь на 7 %.

В настоящее время развитию сферы органических дикоросов мешает отсутствие законодательства в этом секторе, в связи с чем наблюдается слабая мотивация потенциальных участников данного рынка [1]. На сегодня из органической продукции в России наиболее недооценена продукция из дикоросов. В России природные территории занимают основную часть площади, где растет большое количество продукции, которая может быть использована на внутреннем и внешнем рынках. И ди-коросы являются органическими, поскольку произрастают в естественной чистой среде далеко от мест промышленного и химического производства.

Кедровые леса - это богатая пищевая база, источник получения ценной древесины и химических продуктов, благоприятная среда обитания полезных животных и птиц, место произрастания многих видов ягодных, лекарственных и технических растений. Продуктивные кедровики занимают 2 952,9 тыс. га на территории Томской области. Вторым важнейшим ресурсом природы Сибири являются лесные ягоды: брусника, клюква, черника и голубика. На территории Томской области произрастает более 70 промысловых грибов. Богатые запасы кедрового ореха, ягод и грибов явились фундаментом для формирования заготовительного сектора Томской области. Данную сферу деятельности формируют 24 крупные и малые фирмы, среди которых выделяются ООО «ТВК», ООО «Сава», ООО «ТПК», ООО «Красота СМ» и другие

[4].

Большинство этих производителей привязано к тем территориям, которые исторически использовались для сбора и производства дикоросов: это Карелия, Сибирь, Бурятия, несколько меньше Псковская и Ленинградская области. В Карелии среди дикоросов лидирует черника, брусника, клюква и другие ягоды, в Кемеровской области, Бурятии - кедровые орехи, масло холодного отжима и очищенные орехи, а Псковская область знаменита своим Иван-чаем [8].

Сейчас идет активная работа в этом направлении. Так, в рамках реализации проекта по созданию Международной цифровой продовольственной биржи малого и среднего предпринимательства ряду организаций уже предложено участие в работе в сфере сбора и переработки дикоросов [9]. Объем использования ягод не превышает 2 % от объемов биологического запаса, кедровых орехов - 3 %, грибов -8 %. Заготовка и закупка дикоросов ведутся стихийными, зачастую нелегальными способами. За последние 15 лет из-за тяжелых условий труда и мизерной доходности количество сборщиков уменьшилось втрое, а объем добытого сырья - вдвое. Львиную долю доходов получают посредники и переработчики. Важным преимуществом ди-коросов является то обстоятельство, что потребности в них огромны во всем мире, в частности, в странах ЕС, экономические санкции на дикоросы не распространяются [19, 20]. Учитывая, что объем потребностей растущего европейского рынка дикоросов составляет на сегодня 4,5 млрд евро и с каждым годом увеличивается на 10 %, вывод

дикоросов на зарубежный рынок имеет стратегическое значение, так как уровень жизни в северных регионах вырастет [11].

Самое важное - разработать национальный стандарт по производству продукции из органических дикоросов, создать необходимую инфраструктуру и обеспечить сбыт. Запланировано создание ГОСТ Р «Органическое производство. Продукция из дикоросов» [7, 12]. За основу взяты европейские регламенты [29]. В ГОСТе будет описано, что такое органическая продукция из дикоросов, как она производится и перерабатывается, как будет проходить сертификация. Процедура сертификации продукции из дикоросов должна быть разработана отдельно, а пока производители органических дикоросов пользуются услугами зарубежных сертификационных компаний [14].

Однако этот рынок с трудом поддается учету, поскольку он серый: официальная статистика сбора в разы меньше статистики потребления даже с учетом импорта. Разница в оценках объясняется тем, что при подсчете учитываются только данные по компаниям, которые оформили аренду. Подавляющее большинство дикоросов собирается по старинке. И если 16 млн россиян собирают дикоросы исключительно для личного пользования, то 5-8 млн человек получают доход от сбора ягод, грибов и трав [9]. Сбор дикоросов сокращается уже несколько лет, что отмечают практически все переработчики. Соответственно любое ограничение для сборщиков приведет к тому, что они откажутся от этой деятельностиЗаготовителям нужны деньги на закупку, без процентов и залогов, нужен транспорт высокой проходимости, поскольку дорог в тайге нет, нужно оборудование, снижение или отмена НДС, а также популяризация этой деятельности.

Самая главная проблема у скупщиков дикоросов - доставить их до цехов переработки [1]. Скупщики остро нуждаются в передвижных установках, которые могут очень быстро заморозить грибы или ягоды, пока они не испортились. Дикоросы собирают в глухих местах, где нет ни электричества, ни оборудования. Затем собранное сдают в один пункт сбора, и, чтобы сохранить качество продукта, необходимы шоковые охладители или специальные передвижные рефрижераторы с мощными холодильниками. Наиболее высоким спросом пользуются дикоросы, произрастающие между Сибирью и Китаем, при этом большая их часть уходит в Китай, а на отечественный рынок поступает лишь незначительное количество. Несмотря на эти трудности, главной проблемой на пути развития отрасли переработки дикоросов остается несовершенство законодательства [11]. Для большинства видов дикоросов характерно то, что сама стоимость ресурса или заготовительного сырья сравнительно невысока [2]. Расчеты показывают, что использование технологии по глубокой переработке ягод позволяет получать в 100 раз больше стоимости заготовленных ягод. Резкое увеличение добавочной стоимости при переработке дикорастущего пищевого сырья является характерной чертой использования этих ресурсов во всем мире. Поэтому основные бюджетные поступления от использования дикорастущих лесных растений могут быть получены только в процессе их глубокой переработки в виде различных налогов. При этом добавленная стоимость, выплаченная в виде зароботной платы, останется в регионе и в конечном счете будет способствовать развитию экономики сельских поселений [11]. Однако в настоящее время большинство мелких заготовительных организаций, расположенных в сельских поселениях, осуществляет только первичную переработку дикорастущего сырья, связанную с простыми технологическими операциями: сушкой, измельчением, промывкой, засолкой и отжимом сока из дикорастущих ягод. Набор перерабатывающего оборудования на этих предприятиях ограничивается в основном сушилками и прессами для отжима сока и характеризуется высокой степенью износа этого оборудования, что сказывается на качестве продукции.

Эффективность заготовки сырья зависит от сроков ее проведения, так как установление отпимальных сроков заготовки позволяет избежать значительных качественных и количественных потерь урожая: сбор недозрелых ягод ведет к потере до 25 % урожая. Не следует собирать перезревшие ягоды, так как они нетраспортабельны, имеют низкое качество. Ранный сбор лекарственных растений ведет к снижению содержания в них активных веществ, поэтому лекарственные растения следует собирать в определенное время.

Регулирование потребительского рынка со стороны государственных структур является одной из важнейших задач обеспечения продовольственной безопасности государства [3, 6]. Механизм регулирования рынка, представляющий собой комплекс постоянно действующих мер, реализуемых на пути движения товара от изготовителя к потребителю, должен, с одной стороны, предотвратить появление на пути опасной продукции и обеспечить достоверность информации о ней, а с другой -минимизировать административные барьеры для производителей.

У законодательства в сфере регулирования дикоросов действительно много изъянов. Начнём с Лесного кодекса РФ — он даёт право каждому гражданину в любом месте собирать и заготавливать ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения, но при этом никак не контролирует объёмы собранных ресурсов в промысловых объемах, а организации могут вести свою деятельность только в пределах арендованных участков леса [9]. По данным «Союза заготовителей и переработчиков дикоросов», в общем арендованные лесные участки для целей заготовки дикоросов составляют только 3 % от общей территории России. Получается, что предприниматели никак не защищены от неконтролируемого сбора дикоросов людьми на своих участках. С такой системой между двумя сторонами неизбежно возникнет конфликт интересов. Так, в лесном законодательстве жёстко закреплена классификация заготовки дикоросов в зависимости от того, кто ей занимается - предприниматели с целью получения прибыли или же обычные люди, собирающие грибы и ягоды для себя. В гражданском и налоговом кодексах есть отдельные положения, согласно которым любой человек может получить доходы от продажи заготовленных для собственных нужд дикорастущих ресурсов. Да и явно возникнет народное возмущение в сельской местности, где сбор ягод, грибов и орехов является необходимым для обеспечения жизненно важных потребностей местного населения. Интересный законодательный прецедент существует в Новосибирской области. Там любители лесных грибов и ягод лишены возможности собирать дары природы, когда заблагорассудится. Согласно региональному закону сроки заготовки дикоросов устанавливает приказ Министерства природных ресурсов и экологии области [8]. Как отмечено на сайте министерства, сроки заготовки дикорастущих ягод, кедровых орехов и лекарственных трав установлены для того, чтобы, собирая эти пищевые лесные ресурсы, не нанести урон природе. Даты определяются ежегодно с учётом погодных условий, времени созревания плодов и территориального расположения районов.

По данным администрации Томской области, за прошедший год местными компаниями было заготовлено 540 т грибов, 1 470 т ягод, 180 т кедрового ореха, 250 т пищевых растений и 550 т хвойной лапки, что на 10 % превысило соответствующие показатели предыдущего года. Рынок дикоросов в России растет устойчиво, в среднем на 10-20 % в год, но, тем не менее, сейчас в стране перерабатывается всего 10-50 % по сравнению с тем, что производилось из дикоросов при Советском Союзе. Большинство коммерческих структур России экспортируют лесные ягоды и грибы в зарубежные страны в основном в замороженном виде. Глубокой переработкой и консервированием пищевой продукции леса эти предприятия не занимаются. Однако стоимость и значимость ресурса в экономике повышается в процессе его переработки, поэтому основные бюджетные поступления от использования дикорастущих лесных растений могут быть получены только в процессе их глубокой переработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аварский, Н. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере производства и оборота продукции и оборота органической продукции в Российской Федерации / Н. Аварский, В. Таран. - Текст: непосредственный // АПК: экономика, управление. - 2018. - № 10. - С. 83-98.

2. Аварский, Н.Д. Проблемы развития рынка продукции органического сельского хозяйства и его инфраструктурного обеспечения в России / Н.Д. Аварский, В.В. Таран, А.В. Алпатов. - Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2022. - № 2. - С. 3-11.

3. Аварский, Н.Д. Проблемы развития рынка продукции органического сельского хозяйства и его инфраструктурного обеспечения в России / Н.Д. Аварский, В.В. Таран, А.В. Алпатов. - Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2022. - № 2. - С. 3-11.

4. Алпатов, А.В. Перспективы развития кластеров по производству органических продуктов в России / А.В. Алпатов, Л.И. Проняева, О.В. Федотенкова [и др.].

- Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.

- 2022. - № 5. - С. 130-140.

5. Белякова, З.Ю. Законодательная нормативная база - основа развития производства органической продукции / З.Ю. Белякова, Н.В. Стратонова.

- Текст: непосредственный// Переработка молока. - 2018. - № 9. - С.3 4-36.

6. ГОСТ Р 59425-2021 Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортировки и маркировки.

- Москва: Стандартинформ, 2021. - 26 с. - Текст: непосредственный.

7. Долгова, С.А. Современные направления развития аграрного бизнеса в условиях импортозамещения / С.А. Долгова, Ю.В. Вертакова, А.В. Полянин.

- Текст: непосредственный // Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. -2019. - № 7. - С. 89-95.

8. Ким, И.Н. Становление рынка органической сельскохозяйственной продукции в России: аналитический обзор / И.Н. Ким, А.А. Солоненко. - Текст: непосредственный // ВИНИТИ. Серия «Экономика природопользования». - 2023.

- Вып. 5. - С. 22-89.

9. Овчаренко, Н.А. Предпринимательство кооперативов на рынке дикоросов / Н.А. Овчаренко, А.В. Ткач, А.С. Нечитайлов. - Текст: непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019.

- № 3. - С.62-66.

10. Рыжкова, С.М. Экологическое преимущества органического растениеводства / С.М. Рыжкова, В.М. Кручинина, Х.Н. Гасанова, К.И. Алексеев.

- Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.

- 2022. - № 1. - С. 78-87.

11. Рыжкова, С.М. Европейский рынок органических продуктов: современная тенденция / С.М. Рыжкова, В.М. Кручинина, Х.Н. Гасанова, Д.С. Натаров.

- Текст: непосредственный // Экономика сельского хозяйства России.

- 2017. - № 3. - С. 92-100.

12. Соколова, Ж.Е. Мировые тенденции сбора дикоросов на сельских территориях для производства органической продукции / Ж.Е. Соколова.

- Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, 2019.

- № 4. - С. 122-133.

13. Ставцев, А. Оценка перспектив маркетинга органической продукции / А. Ставцев, Х. Гасанова, А. Ланкин. - Текст: непосредственный // Экономика сельского хозяйства в России. - 2017. - № 9. - С. 62-68.

14. Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030

года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года, № 151р. - 75 с.

15. Третьяк, Л.Н. Анализ потребительских предпочтений и оценка свойств органической пищевой продукции / Л.Н. Третьяк, М.Б. Ребезов, В.Л. Гебель, А.В. Миф-тахутдинов. - Текст: непосредственный // АПК России. - 2022. Т 29. - № 2.

- С. 262-270.

16. Holzer M. Head of Unit - European network and monitoring of rural development policy, Directorate-General for Agriculture and Rural Development, European Commission. Organik rarming. Manuscript finalised in April. Original version is the English text. 2014. № 18. - 44 p.

17. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark // Organic Agriculture - 2017. - Р. 243-246.

18. Lockeretz W. Organic farming: an international history. London, UK. 2015.

- 295 p.

19. Schmid O., Dabbert S., Eichert C., Gonz6lvez V., Lampkin N., Michelsen J., Slabe A., Stokkers R., Stolze M., Stopes C., Wollmuthov P., Vairo D. and Zanoli R. Organic Action Plans: Development, implementation and evaluation Research Institute of Organic Agriculture FiBL, CH-5070 Frick // Switzerland and IFOAM EU Group, BE-1000.

- Brussels: Belgium, 2020. - 144 p.

REFERENCES

1. Avarsky N., Taran V. Current issues of improving legislation in the sphere of production and turnover of products and turnover of organic products in the Russian Federation // APK: economics, management, 2018. - No. 10. - P.83-98.

2. Avarsky N.D., Taran V.V., Alpatov A.V. Problems of development of the market for organic agricultural products and its infrastructure support in Russia // Economics, labor, management in agriculture, 2022. - No. 2. - P.3-11.

3. Avarsky N.D., Taran V.V., Alpatov A.V. Problems of development of the market for organic agricultural products and its infrastructure support in Russia // Economics, labor, management in agriculture, 2022. - No. 2. - P.3-11.

4. Alpatov A.V., Pronyaeva L.I., Fedotenkova O.V., Nabieva M.N., Skvortsov V.V. Prospects for the development of clusters for the production of organic products in Russia // Economics, labor, management in agriculture, 2022. - No. 5. - P.130-140.

5. Belyakova Z.Yu., Stratonova N.V. Legislative regulatory framework - the basis for the development of production of organic products // Milk processing, 2018. - No. 9.

- P.34-36.

6. GOST R 59425-2021 "Organic products from wild-growing raw materials. Rules for collection, procurement, processing, storage, transportation and labeling." - M.: Standartinform, 2021. - 26 p.

7. Dolgova S.A., Vertakova Yu.V., Polyanin A.V. Modern directions of development of agricultural business in conditions of import substitution // Economics, labor and management in agriculture, 2019. - No. 7. - P.89-95.

8. Kim I.N., Solonenko A.A. Formation of the market for organic agricultural products in Russia: analytical review // VINITI. Series "Environmental Economics", 2023. -Vol. 5. - P.22-89.

9. Ovcharenko N.A., Tkach A.V., Nechitailov A.S. Entrepreneurship of cooperatives in the wild plant market // Economics of agricultural and processing enterprises, 2019. - No. 3. - P.62-66.

10. Ryzhkova S.M., Kruchinina V.M., Gasanova Kh.N., Alekseev K.I. Environmental benefits of organic crop production // Economics, labor, management in agriculture, 2022. - No. 1. - P.78-87.

11. Ryzhkova S.M., Kruchinina V.M., Gasanova Kh.N., Natarov D.S. European market of organic products: current trend // Russian Agricultural Economics, 2017. - No. 3. - P.92-100.

12. Sokolova Zh.E. Global trends in collecting wild plants in rural areas for the production of organic products // Economics, labor, management in agriculture, 2019. -No. 4. - P.122-133.

13. Stavtsev A., Gasanova H., Lankin A. Assessing the prospects for marketing organic products // Agricultural Economics in Russia, 2017. - No. 9. - P.62-68.

14. Strategy for sustainable development of rural areas for the period until 2030. Approved by order of the Government of the Russian Federation of February 2, 2015, No. 151-r - 75 p.

15. Tretyak L.N., Rebezov M.B., Gebel V.L., Miftakhutdinov A.V. Analysis of consumer preferences and assessment of the properties of organic food products // Agroin-dustrial Complex of Russia, 2022. - T29. - No. 2. - P.262-270.

16. Holzer M. Head of Unit - European network and monitoring of rural development policy, Directorate-General for Agriculture and Rural Development, European Commission. Organic raging. Manuscript finalized in April. Original version is the English text. 2014. No. 18. - 44 p.

17. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark / /Organic Agriculture - 2017. - P.243-246.

18. Lockeretz W. Organic farming: an international history. London, UK. 2015. -

295 p.

19. Schmid O., Dabbert S., Eichert C., Gonzblvez V., Lampkin N., Michelsen J., Slabe A., Stokkers R., Stolze M., Stopes C., Wollmuthov P., Vairo D. and Zanoli R. Organic Action Plans: Development, implementation and evaluation Research Institute of Organic Agriculture FiBL, CH-5070 Frick // Switzerland and IFOAM EU Group, BE-1000. - Brussels.: Belgium, 2020. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.