Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития молочной промышленности России в условиях экономических санкций Запада'

Состояние и перспективы развития молочной промышленности России в условиях экономических санкций Запада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО / FOOD EMBARGO / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / CUSTOMER DEMAND / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT APPEAL / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / PRIVATE CAPITAL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛИ / OPERATIONAL EFFICIENCY OF THE INDUSTRY / ДИНАМИКА РОСТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / GROWTH IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / IMPORT-DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртузалиева Таира Велимагомедовна, Сейфуллаева Маиса Эмировна

Режим экономических санкций, введенных США и странами Евросоюза в отношении России, а также ответная реакция нашей страны, несмотря на все негативные последствия проводимых политических игр, создают для ее промышленных предприятий возможность генерировать новые модели экономического развития, изыскивая возможности формирования и удержания конкурентных преимуществ. В статье дается количественная оценка интенсивности покупательского спроса, состояния сбалансированности рынка молока и молочной продукции, анализируются возможные траектории развития новых потребностей и их соответствие различным сценариям развития отрасли в современных условиях. Через определение текущих угроз и будущих возможностей молочной промышленности России авторами предлагаются алгоритм и критерии выбора наиболее подходящего варианта формирования новой бизнес-модели развития исследуемой отрасли, а также система стратегического планирования как инструмент обеспечения конкурентного преимущества на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic sanctions imposed by the US and EU countries on Russia and Russian response in spite of all adverse effects of political games can create an opportunity for our economy to generate new patterns of economic development, to find possibilities to shape and retain competitive advantages. The article assesses the intensity of customer demand, studies the balance in the market of milk and dairy produce and analyzes possible directions of developing new needs and their conformity with different scenarios of industry development in current conditions. Through indentifying the present threats and future opportunities of dairy industry in Russia the authors put forward the algorithm and criteria for choosing the most suitable variant for designing a new business model of the industry development. At the same time the system of strategic planning as a tool for ensuring the competitive advantage in the market was proposed by the authors. Keywords: food embargo, import-dependence, customer demand, investment appeal, technological modernization, private capital, state support, operational efficiency of the industry, growth in the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития молочной промышленности России в условиях экономических санкций Запада»

МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ

СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА1

Муртузалиева Таира Велимагомедовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: mtv0719@ya.ru

Сейфуллаева Маиса Эмировна

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: maisa2000@mail.ru

THE SITUATION

AND PROSPECTS

OF DEVELOPING THE DAIRY

INDUSTRY IN RUSSIA

IN CONDITIONS

OF WESTERN

SANCTION

Murtuzalieva, Taira V.

PhD, Assistant Professor of the Department for Marketing of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: mtv0719@ya.ru

Seifullaeva, Maisa E.

Doctor of Economics, Professor of the Department for Marketing of the PRUE.

Address: Russian Plekhanov University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: maisa2000@mail.ru

Режим экономических санкций, введенных США и странами Евросоюза в отношении России, а также ответная реакция нашей страны, несмотря на все негативные последствия проводимых политических игр, создают для ее промышленных предприятий возможность генерировать новые модели экономического развития, изыскивая возможности формирования и удержания конкурентных преимуществ. В статье дается количественная оценка интенсивности покупательского

Economic sanctions imposed by the US and EU countries on Russia and Russian response in spite of all adverse effects of political games can create an opportunity for our economy to generate new patterns of economic development, to find possibilities to shape and retain competitive advantages. The article assesses the intensity of customer demand, studies the balance in the market of milk and dairy produce and analyzes possible directions of developing new needs and their

1 Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Маркетинговые стратегии отечественных предприятий в условиях экономических санкций Запада» по заказу ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова».

спроса, состояния сбалансированности рынка молока и молочной продукции, анализируются возможные траектории развития новых потребностей и их соответствие различным сценариям развития отрасли в современных условиях. Через определение текущих угроз и будущих возможностей молочной промышленности России авторами предлагаются алгоритм и критерии выбора наиболее подходящего варианта формирования новой бизнес-модели развития исследуемой отрасли, а также система стратегического планирования как инструмент обеспечения конкурентного преимущества на рынке.

Ключевые слова: продовольственное эмбарго, импортозависимость, потребительский спрос, инвестиционная привлекательность, технологическая модернизация, частный капитал, государственная поддержка, операционная эффективность отрасли, динамика роста агропромышленного комплекса.

conformity with different scenarios of industry development in current conditions. Through indentifying the present threats and future opportunities of dairy industry in Russia the authors put forward the algorithm and criteria for choosing the most suitable variant for designing a new business model of the industry development. At the same time the system of strategic planning as a tool for ensuring the competitive advantage in the market was proposed by the authors.

Keywords: food embargo, import-dependence, customer demand, investment appeal, technological modernization, private capital, state support, operational efficiency of the industry, growth in the agro-industrial complex.

Запрет на ввоз продуктов импортного производства стал самой актуальной темой последнего времени. Отечественные предприниматели и производители молочной продукции видят в режиме западных санкций уникальную возможность развития собственного российского производства и укрепления экономической независимости страны.

Основной вопрос достижения обеспеченности России молочной продукцией собственного производства заключается в согласовании условий и договоренностей между государством и бизнесом с последующим выполнением взятых на себя обязательств.

Введенные против нашей страны санкции cмогут стать безусловным катализатором возрождения молочной отрасли России, экономики молочного животноводства, а также определения критериев эффективности отраслевых стандартов. Положительный эффект от продовольственного эмбарго для отечественных производителей мы также

усматриваем в открывающейся возможности роста прямых инвестиций и увеличении присутствия на внутреннем рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной агропродовольственной продукции.

Россия обладает огромным потенциалом сельскохозяйственного производства как для обеспечения внутренних потребностей, так и для реализации продукции на внешнем рынке. Однако на мировом аграрном рынке страна выступает в большей мере как импортер. Коэффициент покрытия импорта продовольственных товаров экспортом в 2012-2013 гг. составлял 0,42-0,43. За последние годы в агропродоволь-ственном секторе сформировались основные сегменты, в которых страна имеет конкурентные преимущества на внешних и внутренних рынках. Сравнительные преимущества России по ряду экспортируемых агропродовольственных товаров можно показать на примере молочной продукции, которая имеет слабые конкурентные позиции одновременно с относительно высокой импортозависимостью. По данным Федеральной таможенной службы РФ, объем импорта молочной продукции в первом квартале 2014 г. резко вырос в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. и составил 80%, или 169,7 млн долларов (в товарном эквиваленте - это 42,4 тыс. тонн). Данный показатель выше прошлогоднего на 33%.

Анализ данных таможенной статистики внешней торговли по основным кодам ТН ВЭД, опубликованным на официальном сайте Федеральной таможенной службы, свидетельствует, что главным импортером молочной продукции на российский рынок (в совокупном исчислении) до введения эмбарго являлась Республика Беларусь1. В поставке масел конкуренцию ей составляли страны дальнего зарубежья -Финляндия и Новая Зеландия (рис. 1).

Импорт сливочного масла в Россию демонстрировал рекордный рост: 70% роста финансовых объемов (229 млн долларов) в сравнении с первым кварталом 2013 г., или 35% в натуральном выражении (44 тыс. тонн). Такой скачок импорта объясняется дефицитом отечественного сырья, а также неконкурентным скоропортящимся продуктом, предоставляемым рынку российскими производителями.

Крупнейшими импортерами молока в Россию в январе - сентябре 2013 г. были Финляндия (12,2 тыс. тонн), Эстония (5, 8 тыс. тонн), Литва (2,4 тыс. тонн), Польша (2,4 тыс. тонн), Франция (2,4 тыс. тонн). Остальные импортеры занимали не более 8% и поставили около 2 300 тонн молочных продуктов. Именно этих объемов (в общей слож-

1 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. - URL: http:// www.customs.ru/

ности - 25-27 тыс. тонн молока) лишился российский рынок в связи с введением продовольственных санкций.

Рис. 1. Структура импорта молочной продукции в разрезе основных стран-импортеров в 2012 г.1 (в %)

Динамика импорта молочной продукции представлена на рис. 2. Анализ показывает, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. по всем видам молочной продукции наблюдалось увеличение импортных поставок: молока и сливок несгущенных - на 14,6%, молока и сливок сгущенных и сухих - на 31,3%, кисломолочной продукции - на 17,5%, сливочного масла - на 37%, сыров и творога - на 2,8%, молочной сыворотки - в 1,8 раза.

В связи с введенным Российской Федерацией ответным эмбарго на поставки из ряда стран импорт всей молочной продукции уже в августе 2014 г. снизился на 57%. Но, глядя на структуру импорта молока и молочной продукции в Россию (см. рис. 1), ситуация перестает выглядеть столь пугающей: 75% молочной и кисломолочной продукции, а также масла поставлялось в Россию из Беларуси. Такое доминирование

1 Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ.

белорусской продукции основано на высоком качестве и низкой стоимости товаров, которые даже с условием импортной наценки на полках магазинов стоят дешевле продукции российских производителей.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

47,7 ¿с 52,7

38,4 44,1

.2011 □ 2012 □ 2013

26,9 32,2 33,3

27,4 25,2

303,3

104,8

79 76,5

Е

Молоко и Молоко и Пахта, йогурт, Молочная Сливочное Сыры и творог сливки сливки кефир сыворотка масло

несгущенные сгущенные и сухие

Рис. 2. Динамика импорта молочных продуктов по видам и годам1 (в тыс. т)

341

331,7

57,9

45,1

В этом отношении больше всего шансов увеличить экспорт молока и молочных продуктов в Россию на текущий момент времени есть как у белорусских, так и у казахстанских производителей. В абсолютном объеме Россия производит на 5-6 тыс. тонн молочной продукции больше, чем Казахстан и Беларусь, однако при переводе на душу населения в год на одного россиянина отечественные производители могут поставить всего 219 литров (по 0,6 литров в день) (рис. 3-5)2, тогда как среднее годовое потребление молока составляет 250-280 литров, т. е. около 20% от всего объема должен составлять импорт.

1 Составлено по данным официального сайта Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). - URL: http://www.souzmoloko.ru/ souzmoloko/

2 Составлены по данным официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ. -URL: http://www.mcx.ru/

31 646 31 831

30 661

12011 П2012 □ 2013

5 233 4 852 4 888

Россия

Казахстан

6 505 6 767 6 655

Беларусь

Рис. 3. Динамика производства молока за 2011-2013 гг. (в тыс. т)

701,4

299,4

219,3

Беларусь

Казахстан

Россия

Рис. 4. Производство молока на душу населения (среднее значение за 3 года, в л)

Рис. 5. Структура производства молока (в среднем за 3 года, в %)

В августе 2014 г. по отношению к июлю импорт сыра из Республики Беларусь вырос на 47%, масла сливочного - на 27,1%, сухих молочных продуктов - на 29,6%, питьевого молока - на 8,3%. По оценке Минсельхоза России, в условиях введенных ограничений на ввоз молочных продуктов из ряда стран ЕС в зоне риска оказалась только одна товарная позиция - сыры, так как удельный вес продукции, завозимой из Европы, в общем объеме потребления достигал 20%. В связи с этим формируется повышенный спрос на сыры отечественных производителей и, как следствие, наблюдается рост их производства, который в сентябре текущего года по сравнению с августом составил 5,6%.

Производство сливочного масла, твердых сыров, сухих молочных продуктов за 9 месяцев 2014 г. в Российской Федерации увеличилось соответственно на 15,4, 18,3 и 32,5%. Региональная сетка покрытия молочного производства представлена в таблице. При этом на молочном рынке сохраняется стабильный спрос на цельномолочную продукцию.

Региональная сетка покрытия молочного производства в РФ*

Регион 2013 2013 в % 5 месяцев 2014 в % к

к 2012 2014 2013

Республика Татарстан 957,4 90,0 412,4 101,6

Краснодарский край 825,8 94,6 346,5 100,6

Московская область 579,1 91,5 246,1 96,4

Удмуртская Республика 526,4 99,4 234,9 107,4

Республика Башкортостан 536,6 98,3 223,4 101,8

Алтайский край 530,5 87,4 222,5 101,2

Ленинградская область 508,9 97,3 218,1 101,0

Свердловская область 456,4 100,9 207,4 107,6

Новосибирская область 468,6 91,3 206,0 105,1

Кировская область 454,3 100,1 200,6 103,6

Нижегородская область 433,6 98,9 186,9 100,2

Воронежская область 404,4 108,4 183,6 107,8

Вологодская область 390,4 93,2 166,5 99,6

Белгородская область 364,8 100,3 156,4 103,2

Красноярский край 355,4 96,3 148,2 98,2

* Составлено по данным официального сайта Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - URL: http://www.mcx.ru/

Средняя цена на рынке сырого молока за сентябрь 2014 г. составила 18,6 рублей. Она повысилась по отношению к августу 2013 г. на 0,9%, к сентябрю 2013 г. - на 16,5%. Сформировалась тенденция к росту отпускной цены производителей на молочные продукты. Так, в сентябре 2014 г. по отношению к августу по маслу сливочному и сырам цена повысилась соответственно на 0,6 и 1,8%. Рост потребительских цен на масло сливочное к уровню декабря прошлого года в настоящее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время составляет 10,5%, на сметану - 9,7%, на творог жирный - 11,4%, на сыры сычужные твердые и мягкие -1%1.

Помимо агрессивного роста импорта молочной продукции, что привело к вытеснению отечественных производителей с этого рынка, серьезным ударом для отрасли стало и вступление России в ВТО, в результате чего был снижен уровень защитных мер во внешней торговле. В итоге производство молока сокращается. Лишь чуть более половины общего объема данной продукции производится в сельхозорганизаци-ях и фермерских хозяйствах, вторая половина приходится на личные подсобные хозяйства, где оно в большинстве случаев и потребляется, не доходя до переработчиков и соответственно до прилавка.

Основными проблемами в отрасли, препятствующими ее развитию, являются:

- низкая операционная эффективность отрасли, высокие инфраструктурные затраты и высокая стоимость инвестиционных ресурсов, необходимых для развития;

- низкая эффективность взаимодействия отрасли и государства в сфере принятия решений относительно направлений и объемов поддержки, в том числе мер таможенно-тарифного регулирования;

- постоянное изменение правил субсидирования, ведения предпринимательской деятельности, технического регулирования и др.;

- чрезмерная волатильность внутренних цен на сырое молоко в результате высокой сезонности производства молока-сырья;

- нерегулярность государственной поддержки, ведущая к дефициту оборотных средств и невозможности жестко соблюдать технологию производства;

- отсутствие квалифицированных кадров в связи неконкурентным уровнем заработных плат, низким уровнем модернизации отрасли, отсутствием адекватной инфраструктуры в районах проживания сотрудников.

С 2012 г. в отрасли не было запущено практически ни одного нового инвестиционного проекта, сократились объемы государственной поддержки молочного скотоводства. В 2014 г. были сокращены объемы финансирования отрасли, прежде всего в части субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам.

Несомненно, для перестройки системы взаимоотношений государства и бизнеса на новые экономические рельсы необходимо время. Российскому АПК нужны скорее структурные реформы и поддержка государства, а не временные меры, которые принесут лишь краткосрочный эффект. Многие российские предприятия пока не могут значительно расширить предложение, так как они не были готовы к столь

1 Официальный сайт Российского союза предприятий молочной отрасли. - URL: http://www.dairyunion.ru/

неожиданным событиям. Увеличение выпуска сопряжено с расширением производства и, как следствие, дополнительными инвестициями. Санкции введены всего на год, поэтому российские предприятия могут счесть ненужным тратить значительные финансовые средства на расширение бизнеса, если через год на рынок вернутся европейские поставщики с более конкурентоспособной продукцией.

Вместе с тем развитие отечественного агропромышленного сектора потенциально может дать экономике страны более 40 млрд долларов в год. Но достичь этого удастся только путем прямой поддержки фермеров в виде налогового стимулирования, субсидий и предоставления земель в аренду по доступной цене. Российские агропромышленные компании не выдерживают конкуренции с западными из-за низкой эффективности бизнеса. Отечественному АПК необходимы технологическая модернизация и частный капитал, а искусственное ограничение конкуренции за счет санкций может принести только кратковременный эффект.

В этой связи очень своевременным является Постановление Правительства РФ «О Государственной целевой подпрограмме «Развитие производства молока и молочной продукции на 2015-2020 годы». Согласно данному документу, на ближайшую перспективу должны быть реализованы следующие задачи:

- повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности;

- обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли и повышение эффективности производства и переработки молока;

- повышение операционной эффективности отрасли и доступности инвестиционных ресурсов, сокращение сроков окупаемости инвестиционных проектов в молочном животноводстве;

- увеличение объемов производства товарного молока и продукции молочного животноводства;

- повышение эффективности взаимодействия отрасли и государства;

- повышение уровня саморегулирования отрасли через создание саморегулируемой организации (СРО).

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 426 млрд рублей (в текущих ценах). Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета по годам составит:

- в 2015 г. - 51 млрд рублей;

- 2016 г. - 61 млрд рублей;

- 2017 г. - 73 млрд рублей;

- 2018 г. - 77 млрд рублей;

- 2019 г. - 83 млрд рублей;

- 2020 г. - 82 млрд рублей1.

В Постановлении сформулированы 4 сценария дальнейшего развития молочной отрасли на период до 2020 г.:

1. Инерционный сценарий. Базовая предпосылка: сохранение текущей динамики поддержки молочной отрасли (на уровне 2013 и 2014 гг.) и соответственно невозможность финансирования новых инвестиционных проектов из федерального бюджета. При развитии по инерционному сценарию сохраняются существующие тенденции: рост импорта в среднем на 7-12% в год и снижение производства товарного молока в среднем на 2,3% в год. К 2020 г. импорт составит около 21 млн тонн в пересчете на молоко, т. е. 73,3% от объема внутреннего производства, или 42,3% от объема потребления. Сокращение производства товарного молока составит 15,5% (до 14,8 млн тонн) к 2020 г., что на 45% ниже целевого показателя Доктрины продовольственной безопасности. Сокращение сырьевой базы при реализации данного сценария приведет к дальнейшему снижению производства молочных продуктов, прежде всего молокоемких, таких как сыр, масло, сухое молоко. Рост стоимости сырого молока приведет к увеличению себестоимости цельномолочной продукции и росту розничных цен, что негативно скажется на спросе и покупательной способности социально незащищенных слоев населения. Стремление снизить себестоимость и потребительские цены подтолкнет производителей к снижению качества продукции путем замены молочных жиров на более дешевые растительные. В результате увеличится количество случаев фальсификации и нарушения маркировки продукции.

2. Оптимизационный сценарий. Базовая предпосылка: финансирование новых проектов в молочном скотоводстве будет осуществляться в объеме, необходимом для сохранения текущих объемов производства. Реализация данного сценария обеспечит сохранение существующих объемов производства товарного молока за счет новых проектов и увеличения на 10% продуктивности молочного скота, а также повышения товарности. При этом сохранится тенденция роста импорта молочной продукции с темпами около 5% в год. С учетом прогнозируемого роста потребления на уровне не менее 2-3% в год это приведет к увеличению зависимости от импорта и снижению продовольственной безопасности, несмотря на сохранение объемов внутреннего производства.

3. Агрессивный сценарий. Базовая предпосылка: достижение показателя Доктрины продовольственной безопасности по самообеспечению молоком и молочной продукцией к 2020 г. Данный сценарий предполагает достижение к 2020 г. целевых показателей Доктрины продоволь-

1 ЦКЬ: Ьйр://agroinfo.com/wp-content/uploads/2014/07/programma_dairy.pdf

ственной безопасности в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В этом случае темпы роста производства товарного молока должны составить 6,8% в год, что обеспечит к 2020 г. объем производства в 27,2 млн тонн.

Для достижения данных показателей производства товарного молока потребуется в дополнение к действующим механизмам государственной поддержки существенно повысить ввозные пошлины на молочные продукты (прежде всего молокоемкие) с целью защиты национальных производителей, несмотря на обязательства, принятые Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также обеспечить финансирование только новых проектов в объеме до 60-65 млрд рублей к 2020 г. (250 млрд рублей за весь период до 2020 г.) и компенсировать затраты на модернизацию действующих объектов молочного животноводства в объеме не менее 8-10 млрд рублей ежегодно.

4. Целевой сценарий. Базовая предпосылка: достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности к 2030 г. с учетом действующих бюджетных ограничений. Целевой сценарий развития реализуется для улучшения ситуации в отрасли и перехода от фазы стагнации к созданию условий для дальнейшего роста без агрессивного увеличения объемов финансирования. Этот сценарий рассматривается как основной и предусматривает выработку комплекса системных мер, которые позволят обеспечить положительную динамику развития производства как сырого молока, так и переработки (особенно производства молокоемкой продукции) в долгосрочной перспективе.

Среди ключевых мер в рамках сценария можно отметить:

- поддержание рыночных цен в ценовом коридоре, обеспечивающем приемлемый уровень рентабельности для производителей и переработчиков молока и молочной продукции;

- ужесточение таможенно-тарифной политики: реализация комплекса защитных и компенсационных мер, а также проведение антидемпинговых расследований в рамках ВТО;

- выделение целевых средств на строительство и модернизацию объектов молочного скотоводства, а также перерабатывающих мощностей через организацию специальных условий финансирования.

Все вышеперечисленное обязывает пересмотреть стратегию развития российских предприятий молочной промышленности и заняться поисками инновационных бизнес-моделей и концепций. В то же время кризис, в котором пребывает отрасль в настоящее время, потребует пионеров, готовых и способных генерировать новые идеи по развитию фермерского хозяйства и продукты на российский рынок.

Выбор стратегических вариантов развития отрасли является ключевым звеном процесса дальнейшего стратегического развития молочной промышленности России, от которого зависят будущие возможности отрасли, ее конкурентное позиционирование в долгосрочной перспективе. В этой связи возникает необходимость разработки методики формирования и выбора стратегических вариантов развития молочной промышленности России, уточнения алгоритма наиболее подходящего варианта формирования новой бизнес-модели развития отрасли.

В современной рыночной экономике в условиях обострения конкурентной борьбы за потребителя процесс формулирования стратегии предприятия должен включать в себя выявление потенциальных возможностей и угроз со стороны внешней среды, оценку рисков и возможных альтернатив. Кроме того, прежде чем принимать какое-либо стратегическое решение, следует оценить все сильные и слабые стороны предприятия, а также наличные и доступные ресурсы.

Эти вопросы сохраняют свою актуальность и для молочной промышленности (рис. 6). В связи с высокой стратегической значимостью данной отрасли в жизни потребителей вопросы дальнейшего развития рынка молока и молочной продукции становятся актуальными как для профессиональных участников рынка, так и для общества в целом.

Рис. 6. Текущее состояние и будущие возможности молочной промышленности России

В основе рыночной деятельности предприятия находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых руководством предприятия. При этом эффективное управление предполагает, что эта совокупность стратегических решений рационально сформирована, т. е.:

1) охватывает все ключевые моменты, связанные с внешними воздействиями, независимо от принятой на предприятии организационной структуры управления;

2) обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений;

3) внутренне и внешне непротиворечива;

4) ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.

Выполнение первых трех условий позволяет оценивать данную

совокупность как целостную систему, которая является важным элементом менеджмента предприятия. Невыполнение любого из этих четырех условий ставит под сомнение наличие у предприятия рационального стратегического планирования вообще. Вместе с тем лишь выполнение последнего, четвертого условия делает эту систему действительно эффективной, соответствующей современным потребностям стратегического менеджмента [3].

Система стратегического планирования дает комплексное обоснование проблем, с которыми предприятие может столкнуться в будущем, и определяет пути их преодоления. Однако стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха в деятельности на рынке. Предприятие, разрабатывающее стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее стратегическое планирование является наиболее рациональным средством разработки планов на длительный период времени, что обеспечивает возможность высшему руководству предприятия наметить и в дальнейшем воплотить наиболее подходящие способы действий [2].

Рассматривая стратегию как интегрированную совокупность действий, мы хотим подчеркнуть, что в данном контексте она приводит предприятие к формированию устойчивого конкурентного преимущества. Определяя стратегию развития российских предприятий молочной промышленности в настоящих условиях, мы подразумеваем под ней набор управленческих решений для достижения поставленных стратегических целей.

Конкретно этот набор решений включает:

- выбор стратегической позиции предприятия;

- определение источника или источников получения преимуществ перед конкурентами;

- выбор новой бизнес-концепции развития;

- создание системы приращения ценности, приспособленной к целям предприятия.

По нашему мнению, уже в среднесрочной перспективе практическое применение новых систем стратегического планирования отрасли в комплексе с дополнительным уровнем бюджетного финансирования, мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, развитием инфраструктуры, стабильным платежеспособным внутренним и внешним спросом на молоко и молочную продукцию призван ускорить динамику роста агропромышленного комплекса России, а также будет способствовать реализации потенциала молочной отрасли и интенсификации процесса импортозамещения.

Список литературы

1. Иванова С. В. Противоречия процесса международной интеграции России: агропродовольственный аспект // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. -№ 7 (73). - С. 121-131.

2. Murtuzalieva T. У. Innovation Marketing Policy of the Region. Fundamental Science and Technology-Promising Developments : materials of the International Conference. 29-30 September 2014. - Vol. 2. - North Charleston, USA, 2014. - P. 228-234.

3. Nikishkin У. У. and other authors. The Characteristics of the Use of Promotion-Mix Instruments by Prescription Drug Manufacturers // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Vol. 27 (3). - P. 381-384.

References

1. Ivanova S. V. Protivorechiya protsessa mezhdunarodnoy integratsii Rossii: agroprodovol'stvennyy aspekt [Contradictions of the Process of Russia International Integration: Agriculture and Food Aspect], yestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. У. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 7 (73), pp. 121-131. (In Russ.).

2. Murtuzalieva T. V. Innovation Marketing Policy of the Region. Fundamental Science and Technology-Promising Developments, materials of the International Conference. 29-30 September 2014, Vol. 2. North Charleston, USA, 2014, pp. 228-234.

3. Nikishkin V. V. and other authors. The Characteristics of the Use of Promotion-Mix Instruments by Prescription Drug Manufacturers. World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 27 (3), pp. 381-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.