Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушак Н.В., Лобановский А.М.

В статье проведена оценка деятельности Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб России. Обозначены точки соприкосновения в процессе выполнения фискальной функции, в том числе при проведении совместных проверочных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушак Н.В., Лобановский А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERAGENCY COOPERATION BETWEEN CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES IN RUSSIA

The article assesses the activities of the Federal Customs and the Federal Tax Services of Russia. Their points of contact in the process of performing the fiscal function, including those in the course of joint verification activities, are indicated.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ»

ЭКОНОМИКА

УДК 339

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Н.В. Глушак, А.М. Лобановский Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье проведена оценка деятельности Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб России. Обозначены точки соприкосновения в процессе выполнения фискальной функции, в том числе при проведении совместных проверочных мероприятий.

Ключевые слова: экономика, налоговый контроль, платежи, ФТС, ФНС.

Деятельность Федеральной налоговой службы (далее ФНС) и Федеральной таможенной службы (далее ФТС) регулируется нормативно-правовыми документами не только Российской Федерации, но и международными документами в рамках Евразийского экономического союза. Деятельность этих двух служб ориентирована на выполнение фискальный функций, а именно пополнение Федерального бюджета России. А поскольку их функции совпадают, то и процесс взаимодействия организован на постоянной основе.

Эффективность работы ФТС России определяется, в первую очередь, не только количеством платежей перечисленных в Федеральный бюджет, но и оказывает существенное влияние на социальное положение граждан страны [2]. Такое же влияние оказывает и деятельность Федеральной налоговой службы России.

Для повышения налогового контроля участников внешнеэкономической деятельности большое значение на современном этапе развития внешнеэкономических процессов в стране приобретает взаимодействие налоговых и таможенных органов.

В настоящее время таможенные и налоговые органы выработали положительный опыт работы по многим совместным направлениям деятельности: это и обмен информацией и проведение проверочных мероприятий. Имеющиеся у двух смежных ведомств ресурсы позволяют достигать максимального эффекта и выполнять все задачи, которые в настоящее время поставлены перед ФТС и ФНС России, в том числе в обеспечении экономической безопасности государства [3].

Эффективное выполнение установленных Министерством финансов Российской Федерации задач невозможно без постоянного совершенствования процессов администрирования таможенных платежей и внутренних налогов, а также подходов по организации контроля за правильностью их исчисления и уплаты. Взаимовыгодное взаимодействие таможенных и налоговых органов является существенным резервом для интенсификации работы двух ведомств в этом направлении.

Процесс информационного обмена ФТС и ФНС России представлен на рисунке 1.

Со стороны налоговых органов РФ в 2017 году обеспечен значительный рост налоговых поступлений в консолидированный и федеральный бюджеты. Основными рычагами такого роста, стали ненефтегазовые налоги: налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость. Поступления страховых взносов за 2017 год также выросли на 9,1% и составили 5,8 трлн. рублей. В 2017 году уменьшилось количество выездных налоговых проверок, при этом их результативность значительно возросла [6].

Таможенными органами РФ в 2017 году обеспечен объём перечисленных в федеральный бюджет платежей, в размере 4,6 трлн. руб., что превышает прогнозный уровень на 2,8%. В 2017 году таможенные органы представили льготы по уплате таможенных платежей на 420 млрд. рублей (на 14% больше чем в 2016 году). По сравнению с 2016 годом сокращено время осуществления таможенных операций при импорте и экспорте товаров. Продолжена работа

по расширению применения автоматической регистрации и выпуска товаров, в 2017 году 99% всех деклараций на товары оформлено в электронном виде [5].

Рис. 1. - Информационный обмен Федеральной таможенной службы России и Федеральной налоговой службы России [7]

При этом в рамках первого этапа межведомственного взаимодействия ФНС и ФТС России: 100% вычетов по налогу на добавленную стоимость контролируются на таможне, и в 2017 году их сумма составила 1,6 трлн. рублей. По итогам работы органами государственного контроля сокращён неправомерно заявленный к вычету налог на добавленную стоимость в отношении ввезённых товаров при их последующей реализации на 64 млрд. рублей.

Взаимодействие ФТС с ФНС России за отчётный год признано состоявшимся: был налажен регулярный и системный обмен информацией, успешно прошло планирование совместных мероприятий.

Представим анализ совместно организованных мероприятий ФТС и ФНС России за отчётный год по сравнению с предыдущим годом в следующей таблице 1.

Таблица 1 - Анализ результатов проверочных совместных таможенных и налоговых органов [8,9]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2016 г.

Количество проверочных мероприятий 691 897 129,8

Доначислено платежей в результате проведённых проверочных мероприятий, млрд. руб. 1,9 2,7 142,1

Взыскано платежей в результате проведённых проверочных мероприятий, млн. руб. 672 1600 в 2,3 раза

Возбуждено дел об административных правонарушениях в результате проверочных мероприятий 772 1280 165,8

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о повышении всех представленных контрольных мероприятий данными ведомствами.

Так, количество проверочных мероприятий в 2017 году составило 897, что на 30% выше уровня 2016 года.

2017 г. 897

-

2016 г. 691

0 200 400 600 800 1000

Рис. 2. - Количество совместно организованных мероприятий ФТС и ФНС России за

2016 -2017 гг., единиц

Совместно организованная проверочная работа обеспечила рост платежей, дополнительно начисленных в доход бюджета на 42%. Так если в 2016 году эта сумма составляла 1,9 млрд. руб., то в 2017 году она уже составила 2,7 млрд. руб. При этом эффективно организованная совместная работа обеспечила рост взысканных платежей в 2,3 раза в 2017 году по отношению к 2016 году.

Рис. 3. - Доначислено платежей в результате совместно организованной работы ФТС

и ФНС России, млрд. руб.

Рис. 4. - Объём дополнительно взысканных платежей в результате проведённых проверочных мероприятий, млн. руб.

Рост эффективности проводимых проверочных мероприятий достигался таможенными органами за счёт использования функциональных возможностей и методик, применяемых налоговыми органами в контрольной работе.

Важную роль в результативности проведения скоординированных контрольных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях риска совершения таможенных и налоговых правонарушений, сыграли скоординированные решения.

Специалисты таможенного органа проводили комплекс мероприятий таможенного контроля и оперативно-розыскной деятельности, используя опыт налоговых органов по выявлению взаимосвязей между хозяйствующими субъектами.

Так, в 2017 году ФНС России и ФТС России подписан совместный приказ от 20.11.2017 № ММВ-7-2/9502/1815 «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2017, рег. номер 49359), в соответствии с которым таможенные органы могут предоставлять налоговым органам, как инициативно, так и по запросам, материалы, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности, которые используются налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля [1].

В 2017 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров при взаимодействии с налоговыми органами осуществлялся контроль участников ВЭД.

Объём проверок на этапе после выпуска товаров в 2017 году незначительно снизился относительно уровня 2016 года на 10%. При этом обеспечен рост количества дел об административных правонарушениях по результатам данных проверок на 35% относительно уровня 2016 года.

Эффективность проведённых проверочных мероприятий на этапе после выпуска товаров при одновременном снижении их количества, подтверждает показатель роста платежей, пеней и штрафов, взысканных по результатам «постконтроля» в 2017 году на 58% относительно уровня 2016 года, на 79% по сравнению с 2015 годом.

Таблица 2 - Анализ контроля на этапе после выпуска товаров [4]

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 год в % к

2015 г. 2016 г.

Количество проверок на этапе после выпуска товаров 7678 4125 3725 48,52 90,30

Возбуждено дел об административных правонарушениях на этапе после выпуска товаров 3497 3876 5224 149,39 134,78

Возбуждено уголовных дел на этапе проверки после выпуска товаров 226 304 303 134,07 99,67

Платежи, пени, штрафы, взысканные в результате проведения «постконтроля», млрд. руб. 3,8 4,3 6,8 178,95 158,14

Следует отметить и новые возможные направления взаимодействии таможенных и налоговых служб.

Одно из таких предложений связано с организацией совместной борьбы по недопущению обращения на внутреннем рынке контрафактной продукции.

Совместная работа по выявлению в обороте сомнительной продукции для принятия таможенными органами соответствующих мер будет содействовать росту экономики в секторе лёгкой промышленности и должна привести к увеличению налоговых поступлений.

В рамках совместной работы следует особое внимание уделить вопросам планирования и проведения скоординированных контрольных мероприятий в отношении не являющихся участниками ВЭД организаций - покупателей импортных товаров через цепочку сомнительных контрагентов.

Подводя итоги проведённого анализа, следует отметить, что совершенствование порядка межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов продолжается достаточно длительное время и на деятельности обоих ведомств, приносит положительный эффект, что отражается на качестве и результативности скоординированных мероприятий.

Список литературы

1. Приказ ФНС России N ММВ-7-2/950, ФТС России N 1815 от 20.11.2017 «О порядке представления результатов оперативно -розыскной деятельности налоговому органу» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49359) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286193/ (дата обращения 25.06.2018 г.)

2. Глушак О.В. Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли России на собираемость таможенных платежей. //Экономика. Социология. Право. 2017. № 3 (7). С. 29-39.

3. Глушак О.В., Горлачев М.Ж. Экономическая безопасность: формы и направления развития. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1 (60). С. 905-908.

4. Евразийская экономическая комиссия URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 14.06.2018).

5. Информационно - аналитический портал «Виртуальная таможня» URL: http://www.vch.ru. (дата обращения: 14.04.2018).

6. Министерство финансов России [электронный ресурс] URL https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 12.06.2018)

7. Министерство экономического развития [электронный ресурс] URL http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 12.06.2018)

8. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения 25.06.2018 г.)

9. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 25.06.2018 г.)

Сведения об авторах

Глушак Н.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: GNW3@yandex.ru.

Лобановский А.М. - аспирант кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского E-mail: 89051044000@mail.ru

UDC 338

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERAGENCY COOPERATION BETWEEN CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES IN RUSSIA

N.V. Glushak, A.M. Lobanovsky Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

The article assesses the activities of the Federal Customs and the Federal Tax Services of Russia. Their points of contact in the process of performing the fiscal function, including those in the course of joint verification activities, are indicated.

Keywords: economy, tax control, payments, Federal Customs Service, Federal Tax Service.

References

1. Prikaz FNS Rossii N MMV-7-2/950, FTS Rossii N 1815 ot 20.11.2017 «O poryadke predstavleniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti nalogovomu organu» (Zaregistriro-vano v Minyuste Rossii 21.12.2017 N 49359) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286193/ (data obrashcheniya 25.06.2018 g.)

2. Glushak O.V. Analiz vliyaniya osnovnyh faktorov razvitiya vneshnej torgovli Rossii na sobiraemost' tamozhennyh platezhej. //EHkonomika. Sociologiya. Pravo. 2017. № 3 (7). S. 29-39.

3. Glushak O.V., Gorlachev M.ZH. EHkonomicheskaya bezopasnost': formy i napravleni-ya razvitiya. // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii. 2018. № 1 (60). S. 905-908.

4. Evrazijskaya ehkonomicheskaya komissiya URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (data obrashcheniya: 14.06.2018).

5. Informacionno - analiticheskij portal «Virtual'naya tamozhnya» URL: http://www.vch.ru. (data obrashcheniya: 14.04.2018).

6. Ministerstvo finansov Rossii [ehlektronnyj resurs] URL https://www.minfin.ru/ru/ (data obrashcheniya: 12.06.2018)

7. Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya [ehlektronnyj resurs] URL http://economy.gov.ru/minec/main (data obrashcheniya: 12.06.2018)

8. Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossijskoj Federacii. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (data obrashcheniya 25.06.2018 g.)

9. Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossijskoj Federacii. URL: http://www.customs.ru/ (data obrashcheniya 25.06.2018 g.)

Author's information

Glushak N.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, E-mail: GNW3@yandex.ru.

Lobanovsky A.M. - postgraduate student of the Department of Economics and management, Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky, E-mail: 89051044000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.