Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития интернет-бизнеса в российской Федерации'

Состояние и перспективы развития интернет-бизнеса в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1394
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / КОНТЕНТ / INTERNET-BUSINESS / E-BUSINESS / INTERNET MARKETING / INTERNET ECONOMY / CONTENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верлуп Е.В.

В статье представлен общий обзор развития интернет-бизнеса в Российской Федерации. Автором анализируется структура отечественных интернет рынков, что позволяет судить о перспективности их развития. В заключении определены основные направления работы по развитию интернет-бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF E-BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

An overview of the development of e-business in the Russian Federation is provided in this article. The author analyzes the structure of the domestic Internet markets and determines the prospects of their development. In conclusion of the article, the main directions of work for the development of e-business in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития интернет-бизнеса в российской Федерации»

УДК 338.012

Е.В. Верлуп

преподавател ь, кафедра стратегического маркетинга, ФГБОУВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен общий обзор развития интернет-бизнеса в Российской Федерации. Автором анализируется структура отечественных интернет рынков, что позволяет судить о перспективности их развития. В заключении определены основные направления работы по развитию интернет-бизнеса в России.

Ключевые слова: интернет-бизнес, электронный бизнес, интернет-маркетинг, интернет-экономика, контент.

E.V. Verlup, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy

STATE AND PROSPECTS OF E-BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. An overview of the development of e-business in the Russian Federation is provided in this article. The author analyzes the structure of the domestic Internet markets and determines the prospects of their development. In conclusion of the article, the main directions of work for the development of e-business in Russia are presented.

Keywords: internet-business, e-business, internet marketing, internet economy, content.

Интернет постепенно проникает во все аспекты деятельности современного человека, в том числе и в экономическую сферу. Сегодня интернет индустрия Российской Федерации является активным и развивающимся сегментом экономики страны, что подтверждается следующими фактами:

- по состоянию на 2015 год в России находится самая большая интернет-аудитория в Европе: уже насчитывается 87,5 млн активных интернет-пользователей, подключено более 245,2 млн мобильных устройств, а ежегодный рост числа активных пользователей в интернет среде составляет 15% [1];

- Россия занимает пятое место в Европе по обороту в электронной коммерции, объем которой в 2014 году составил порядка 1368 млрд рублей; при этом следует отметить, что электронная коммерция имеет самые высокие темпы роста среди прочих интернет-рынков России в последние годы (15-30% ежегодно) [2];

- совокупный объем отечественных интернет-рынков в 2014 году оценивается экспертами РАЭК и ВШЭ в 1570 млрд рублей, что составляет порядка 2% ВВП страны, а объем интернет зависимых рынков (финансы, государственные услуги, медицина, образование, услуги в сфере строительства, ЖКХ, транспорта и пр.) составил порядка 12 трлн рублей, что эквивалентно 16% ВВП России [3, c. 2].

Таким образом, интернет вносит значительный вклад в текущее развитие экономики России, хотя и замедляет свои прежде ускоренные темпы роста. Даже в непростых условиях развития российской экономики (в том числе из-за внешнеполитической

обстановки) РАЭК прогнозирует ежегодный рост отечественных интернет-рынков на «скромные» для этой отрасли 8-10% до 2018 года. Тем не менее, большинство специалистов в области интернет-бизнеса на первом российском форуме «Интернет экономика», прошедшем в декабре 2015 года, отметили, что дальнейшие перспективы развития бизнеса в интернете очень сильно зависят от понимания сегментов интернет-рынков, их потребностей, а также проблем, препятствующих их развитию.

Следует отметить, что структура интернет-бизнеса в России не имеет четких границ, однако попытки ее представить уже сделаны: структура отечественного интернет-бизнеса в разрезе интернет-рынков предложена РАЭК и ВШЭ в исследовании «Экономика Рунета» (рис. 1). Данная интерпретация структуры интернет-бизнеса является условной, и с позиции маркетинга - является неточной. В частности, отдельно выделен сегмент «рекламы и маркетинга», куда вошли рынки, связанные, так или иначе, с продвижением товаров и услуг компаний. Однако такой подход является, на взгляд автора, слишком узким: маркетинг в интернете ориентирован не только на продвижение продукции, но и на ее разработку, дистрибьюцию, а также на установление конкурентоспособных цен [4].

Источник: разработано автором на основе [3, с. 17].

Рисунок 1 - Структура интернет-бизнеса в России по итогам 2014 года

Акулич М.В. дополняет, что интернет-маркетинг можно рассматривать и как часть электронной коммерции, а, значит, он затрагивает и прочие сегменты интернет-рынков [5, с. 7]. Это не значит, что предложенный подход в исследовании «Экономика Рунета» несостоятельный, но такие неточности еще раз подтверждают необходимость поиска альтернативных подходов к определению структуры интернет-рынков. Это позволит в будущем определять основные показатели сегментов этих рынков наиболее точно.

Самым большим по своей структуре сегментом, согласно РАЭК и ВШЭ, является направление «рекламы и маркетинга», совокупный объем которого оценивается в 150,6 млрд рублей по итогам 2015 года, что на 7% больше по сравнению с данными 2014 года (табл. 1). Основной рост пришелся на мобильную и web-разработку, контекстную рекламу, видео-рекламу, а также на маркетинг в социальных сетях (БММ). Сокращение рынка произошло в части медийной рекламы (-10% относительно 2014 года) и поисковой оптимизации (-3% относительно 2014 года).

Таблица 1 - Динамика развития сегмента «Реклама и маркетинг»

в 2014-2015 гг.

Сегмент рекламы и маркетинга 2014 г., млрд руб. Структура, % 2015 г. (прогноз), млрд руб. Структура, % Динамика изменения 2015/2014 г., %

^еЬ-разработ-

ка, мобильная 24,2 17% 25,4 17% 5%

разработка

Контекстная реклама 70,0 50% 79,8 53% 14%

Медийная реклама 22,0 16% 19,8 13% -10%

Видеореклама 3,8 3% 4,5 3% 17%

Маркетинг

в социальных 7,4 5% 8,5 6% 15%

медиа

Поисковая оптимизация 13,0 9% 12,6 8% -3%

Итого 140,4 100% 150,6 100% 7%

Источник: разработано автором на основе [3, с. 10].

Сегмент «Инфраструктура интернета» ориентирован на техническое обеспечение различных компаний, работающих в сети. Данный сегмент по итогам 2015 года вырос на 10% по сравнению с предшествующим периодом и составил порядка 15 млрд рублей, при этом драйверами роста стали направления по разработке программного обеспечения (SAAS), а также услуги хостинга (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика развития сегмента «Инфраструктура интернета»

в 2014-2015 гг.

Инфраструктура интернета 2014 г., млрд руб. Структура, % 2015 г. (прогноз), млрд руб. Структура, % Динамика изменения 2015/2014 г., %

Программное обеспечение 5,4 40% 6,3 42% 17%

(SAAS)

Хостинги 5,6 41% 6,0 40% 7%

Домены 2,6 19% 2,6 17% 0%

Итого 13,6 100% 14,9 100% 10%

Источник: разработано автором на основе [3, с. 11].

Самым большим сегментом является электронная коммерция, которая включает в себя достаточно большое количество разнообразных рынков, которые используют интернет как платформу для продажи товаров и услуг, а также осуществления финансовых операций. По прогнозам специалистов объем электронной коммерции в 2015 году составил 1457 млрд рублей, что на 18% больше по сравнению с данными 2014 года (табл. 3). В частности, активно развивался онлайн-ритейл и электронные платежи.

Таблица 3 - Динамика развития сегмента «Электронная коммерция»

в 2014-2015 гг.

Электронная коммерция 2014 г. Структура, % 2015 г. (прогноз) Структура, % Динамика изменения 2015/2014 г., %

Онлайн-ритейл 475 39% 570 39% 20%

Электронные платежи 476 39% 571,2 39% 20%

Онлайн-туризм 279 23% 315,7 22% 13%

Итого 1230 100% 1456,9 100% 18%

Источник: разработано автором на основе [3, с. 11].

Электронный контент в 2015 году показал рост в 14% (табл. 4), где наивысшие показатели отмечаются в сегменте книг (+76%) и игр (+14%).

Таблица 4 - Динамика развития сегмента «Электронный контент»

в 2014-2015 гг.

Электронный контент 2014 г. Структура, % 2015 г. (прогноз) Структура, % Динамика изменения 2015/2014 г., %

Игры 41 86% 46,7 86% 14%

Видео 3,5 7% 3,8 7% 9%

Музыка 2,2 5% 2,33 4% 6%

Книги (и СМИ) 0,96 2% 1,69 3% 76%

Итого 47,66 100% 54,52 100% 14%

Источник: разработано автором на основе [3, с. 12].

Таким образом, все рассмотренные интернет-рынки показали в 2015 году стабильное развитие, хотя отдельные сегменты в рамках конкретных направлений уже замедлили свой рост, либо сократились. Это обусловлено общим замедлением развития экономики России. Как отмечают специалисты, для обеспечения дальнейшего роста данных рынков необходимо проведение огромной работы в части импортоза-мещения зарубежных технологий в сфере интернет-бизнеса, решения вопросов дефицита кадров в отрасли, в том числе интернет-маркетологов, поддержки развития интернет зависимых рынков, а также дальнейшая проработка законов в области интернет-бизнеса [1; 2].

В заключении следует отметить, что вопрос развития интернет-бизнеса в России взят под контроль на государственном уровне: в 2015 году началась работа по разра-

ботке концепции Президентской программы развития интернета и связанных с ней отраслей экономики, которая учитывает выше обозначенные проблемные аспекты. Принятие и своевременное внедрение данной концепции должно позволить решить поставленные задачи перед отечественной интернет индустрией.

Список литературы:

1. Первый в России факультет Интернета: официальная презентация университета «Синергия». - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Synergy_University/ss-45989808 (дата обращения: 02.03.2016).

2. Будущее России - это конвергенция и горизонтальная интеграция секторов экономики посредством интернет-технологий: официальный сайт Института развития интернета. - Режим доступа: http://ири.рф/news/6614 (дата обращения: 02.03.2016).

3. Экономика Рунета: исследование экономики рынков интернет-сервисов и контента в России 2014-2015: официальный отчет РАЭК и ВШЭ, 2015. - 81 с.

4. Вертайм К. Цифровой маркетинг: как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий / К. Вертайм, Я. Фенвик. - М.: Альпина Паблишерз: Юрайт, 2010. - 377 с.

5. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.