Научная статья на тему 'Интернет-проект как современный инструмент развития бизнеса'

Интернет-проект как современный инструмент развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2825
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РУНЕТ / ONLINE-БИЗНЕС / OFFLINE-БИЗНЕС / START-UP ПРОЕКТ / THE INTERNET-PROJECT / DESIGN ACTIVITY / PROJECT MANAGEMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / THE RUNET / ONLINE-BUSINESS / OFFLINE-BUSINESS / START-UP PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Раиса Георгиевна

Рассмотрены вопросы использования интернет-проектов в качестве инструмента для развития существующего бизнеса, а также в качестве самостоятельных инструментов для создания бизнеса в сети Интернет. Предложен анализ существующих бизнес-моделей, ориентированных на использование интернет-проектов. Указаны основные проблемы использования и развития интернет-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internet-project as the modern business development instrument

Author deals with Internet-projects as a tool for development of existing business, and also as independent tools for business creation on the Internet. The author offers analysis of existing business models focused on Internet-projects use. The main problems of use and development the Internet-projects are specified.

Текст научной работы на тему «Интернет-проект как современный инструмент развития бизнеса»

УДК 658

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА THE INTERNET-PROJECT AS THE MODERN BUSINESS DEVELOPMENT INSTRUMENT

Р.Г. Быкова R.G. Bykova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Рассмотрены вопросы использования интернет-проектов в качестве инструмента для развития существующего бизнеса, а также в качестве самостоятельных инструментов для создания бизнеса в сети Интернет. Предложен анализ существующих бизнес-моделей, ориентированных на использование интернет-проектов. Указаны основные проблемы использования и развития интернет-проектов.

Author deals with Internet-projects as a tool for development of existing business, and also as independent tools for business creation on the Internet. The author offers analysis of existing business models focused on Inter-net-projects use. The main problems of use and development the Internet-projects are specified.

Ключевые слова: интернет-проект, проектная деятельность, управление проектами, стратегия развития, Рунет, online-бизнес, offline-бизнес, start-up проект.

Key words: the Internet-project, design activity, project management, development strategy, the Runet, online-business, offline-business, start-up project.

В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет, и те, кто вышел из бизнеса.

Билл Гейтс

Современная деловая среда, в которой создаются и ведут свою деятельность предпринимательские структуры, формируется под воздействием целого ряда факторов, в их числе -глобализация и интернационализация, возрастающая динамика среды бизнеса, сокращение жизненного цикла товаров и рост их технической сложности, появление новых продуктов и услуг на базе информационных технологий, научно-технический прогресс и др. [1]. В результате современные организации, ориентированные на достижение успеха в конкурентной борьбе, должны постоянно развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям ведения бизнеса. Достаточно часто реакция на внешние изменения со стороны организации должна происходить за короткий срок, поскольку быстрые и частые преобразования в ряде случаев повышают стабильность ее функционирования. Работать организациям в таких условиях представляется не только возможным, но и успешным при использовании проектной деятельности.

Практика проектной деятельности подразумевает использование проектного подхода к организации деятельности компании и ориен-

тации на проектное управление. Проектное управление предполагает организацию управленческой деятельности, которая базируется на разработке определенной модели действий для достижения конкретной цели.

В данном случае особый интерес представляют вопросы, связанные с использованием интернет-проектов как инструментария для развития бизнеса. Интерес к ним со стороны бизнес-структур обусловлен тем, что современная интернет-среда воспринимается не только как коммуникационная площадка, но и как реальная платформа для развития бизнеса в особом информационно-электронном пространстве. Интернет как бизнес-среда предоставляет уникальные возможности для поиска и развития новых рынков и рыночных ниш, запуска новых видов бизнеса и развития существующих направлений путем формирования нестандартных моделей потребления - всему этому предшествует детальная разработка проекта. Как известно, именно в интернет-проектах методология управления проектами применяется наиболее активно [2].

Растущая популярность интернет-проектов обусловлена тенденцией, характерной в целом для российского Интернета (Рунета), - быстрым ростом и динамичным увеличением числа пользователей. По данным официального иссле-

© Р.Г. Быкова, 2013

дования Рунета при участии ВШЭ и РАЭК, проведенного в России в 2012 г., бизнес в виртуальном пространстве России уже сегодня приносит 1,5 % ВВП страны. Суммарный объем 11 исследованных рынков Рунета - 553,79 млрд руб. в 2011 г. с прогнозом роста на 30 % по итогам 2012 г. [3]. Ряд экспертов дают прогнозные значения об увеличении численности интернет-пользователей старше 18 лет к 2014 г. - до 80 млн человек, или 71 % населения страны [4]. Такие показатели, бесспорно, демонстрируют стабильное и динамичное развитие интернет-пространства. Именно поэтому Интернет как особая электронно-информационная среда представляет такой интерес со стороны бизнес-сообществ. Однако стоит учесть и тот факт, что те модели ведения бизнеса, которые компании применяли на традиционных рынках до использования и внедрения интернет-проектов в

Классификация бизнес-мод

свою деятельность, требуют однозначного переосмысления и изменения.

На сегодняшний день вопрос изучения новых моделей ведения бизнеса с использованием информационных технологий является достаточно актуальным и популярным. По данной тематике существует большое количество исследований как зарубежных авторов, так и российских ученых. Из зарубежных авторов стоит отметить профессора Майкла Раппу, который предложил классификацию из 41 модели бизнеса, которая может быть реализована с использованием web-технологий. Для удобства классификации он распределил модели на 9 категорий (табл. 1). Автор в своей статье также упоминает о том, что бизнес-модель выступает в качестве не только метода ведения бизнеса, но и формы интеллектуальной собственности в случае наличия патента [5].

Таблица 1

I на основе web-технологий

Категория Вид Описание

Брокерские модели Торговая биржа; сервис «купля/продажа»; система обработки запросов от потребителей; аукционы; система обработки транзакций; дистрибьютор; система поиска «робот -агент»; виртуальный торговый центр Ориентированы на создание виртуальных систем (площадок) для разных типов рынков (В2В, В2С, С2С и т. д.) с целью объединения продавцов и потребителей. С каждой сделки (транзакции) брокер взимает определенную комиссию

Рекламные модели Порталы; электронные доски объявлений; системы регистрации пользователей; платное размещение рекламных ссылок; контекстная реклама; баннерная реклама; анимированная реклама; интерактивная реклама Являются логическим продолжением традиционных коммуникационных каналов с потребителями, но только в электронной среде. Использовать лучше всего в случае большого трафика посетителей определенного ресурса

Модели информационного посредника Рекламные сети; интернет-агентства маркетинговых исследований; системы стимулирования покупателя (программы лояльности); специализированные информационные системы для покупателей Ориентированы на сбор, обработку и анализ информации о покупателях и продавцах в сети Интернет. Полученные данные используются для целевых маркетинговых кампаний

Модели продавцов Виртуальная система торговли; каталог; продажа цифровых продуктов; веб-магазин с широким ассортиментом товаров и услуг Оптовые или розничные продавцы товаров и услуг в сети с разными формами организации сделок

Модели производителей Прямые продажи; аренда; лицензии; бренд-интегрированный контент Используют Интернет как дополнительный инструмент работы со своими покупателями с целью прямого контакта с ними

Партнерские модели Обмен баннерами; платные клики; распределение доходов от продаж с партнерами Предоставляют право покупки (продажи) в сети на разных площадках через создание системы аффилированных сайтов партнеров

Модели сообществ Открытые источники программного обеспечения; открытый контент; социальные сети; общественное телерадиовещание в сети Основываются на высоком уровне лояльности пользователей (социальные сети). Одна из самых быстроразвиваемых моделей на сегодняшний день

Модели подписки Система контент-сервиса; сетевые службы; членские ассоциации; интернет-провайдеры Используют рассылку информации пользователям по подписке за определенную плату

Модели «по требованию» Система статистики на основе фактического использования сервиса; система подписки с возможностью доступа к контенту в определенном размере Предоставляют ряд услуг пользователям дозировано, по принципу счетчика. Строго учитывается трафик, время, объем и другая статистика потребления ресурса пользователем, на основании которой выставляется счет

Достаточно интересная классификация бизнес-моделей на основе информационных технологий предложена профессором Линдой Эпплгейт из Гарвардской школы бизнеса. Автором представлено несколько моделей, которые сгруппированы в две категории: цифровые, т. е. те, которые были разработаны и применены в сети Интернет, и электронные, которые были реализованы на платформе традиционных предприятий с использованием цифровых технологий [6]. Стоит отметить, что у разных классификаций бизнес-моделей с использованием 1Т-технологий просматривается общий критерий - степень присутствия информационных технологий в модели.

Практика использования интернет-проектов в деятельности бизнес-структур зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой компания. Основная ориентация большинства интернет-проектов рассчитана на потребителя с целью «подойти» к клиенту как можно ближе, предоставить ему комфортные условия выбора и организовать более качественное индивидуальное обслуживание. Независимо от специфики интернет-проекта необходимо детально продумать стратегию его развития. Аналитики в сфере электронной коммерции выделяют две базовые стратегии развития интернет-проектов: проекты для существующего о£йте-биз-неса и проекты для вновь созданного опНпе-бизнеса [7].

Если существующая стабильная о£йте-бизнес-структура развивается традиционным способом, без активного использования инструментов интернет-технологий, интернет-проекты для нее рассматриваются как новая система маркетинговых и товарно-финансовых коммуникаций. Перед компанией стоит задача создать смешанную модель, которая будет базироваться на уже существующей платформе традиционного бизнеса с возможностью его присутствия в сети Интернет. Задача таких интернет-проектов заключается в переносе ряда бизнес-процессов в электронно-информационное пространство и их дальнейшем развитии и продвижении.

При появлении нового online-бизнеса стратегия работы принципиально отличается, поскольку в данном случае интернет-проект собственно и будет представлять собой инициацию создания новой бизнес-структуры, но только в особой электронно-информационной среде. Такие проекты принято называть start-up project. Это особая категория проектов, большая часть из которых реализуется в сети Интернет. Достаточно часто они создаются как перспективный продукт с целью привлечения дальнейших инвестиций или продажи. Неоспоримым плюсом создания такой модели бизнеса являются небольшие стартовые инвестиции и малая проектная команда. Как только вновь созданный интернет-проект демонстрирует признаки стабильного роста, в него необходимо вкладывать дополнительные инвестиции. Данный вопрос всегда решается индивидуально в каждом конкретном проекте. В общем стратегии развития интернет-проектов сводятся к трем этапам (табл. 2).

В каждом конкретном случае компаниям необходимо детально проработать стратегические вопросы, связанные с разработкой и внедрением интернет-проектов как инструмента для развития бизнеса. Необходимо грамотно и профессионально сформулировать цели и задачи проекта, определить его роль относительно традиционного бизнеса. Важно понимание того, что интернет-проект - это система, которая должна быть управляемой, развиваемой и поддерживаемой разработчиками. При профессиональном использовании данного инструмента компании получают хорошие коммерческие результаты. Однако в данном направлении существуют и проблемные моменты:

1. Интернет-проекты со статусом «start-up project» достаточно часто не имеют стабильного механизма с хорошо отлаженной внутренней бизнес-схемой. Это приводит к их быстрому падению еще на стадии развития. Следовательно, инвестиции в такие проекты очень рискованны.

Таблица 2

Характеристики стратегий развития интернет-проектов

Этап Стратегии

для существующего offline-бизнеса для вновь созданного oníme-бизнеса

Создание Данный этап отсутствует, поскольку бизнес уже существует Создание опйпе-бизнеса

Трансформация Трансформация части оШпе-бизнеса в опНпе-бизнес. Создание смешанной бизнес-модели Трансформация опйпе-бизнеса в бизнес-модель «смешанного типа».

Развитие Развитие партнерских отношений с наиболее известными интернет-проектами соответствующего профиля Развитие партнерских отношений со многими корпоративными проектами оШпе-бизнеса соответствующего профиля

2. Нехватка профессионалов в команде разработки интернет-проектов сказывается на качестве создания бизнес-модели проекта, что является причиной для отсутствия инвестиций.

3. Представители традиционного бизнеса не всегда владеют методиками оценки эффективности интернет-проекта, что, в свою очередь, позволяет недобросовестным разработчикам спекулировать как на ценах, так и на качестве работ, связанных с проектом.

Несмотря на ряд проблемных направлений в сфере интернет-проектов, необходимо отметить, что использование таких проектов в настоящее время является не просто актуальным и перспективным, но и необходимым, поскольку сама электронно-информационная среда расширяется и количество ее пользователей увеличивается с каждым годом на территории России большими темпами, создавая тем самым благоприятные условия производителям и продавцам для выстраивания новых моделей отношений с покупателями.

1. Масловский В. П. Управление проектами. Версия 1.0: конспект лекций. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - URL: http://www.files.lib. sfu-kras.ru.

2. Управление проектами: справочник

для профессионалов / под ред. Ф. В. Цветкова, В. Д. Шапиро. - М. : Омега-Л, 2010.

3. Исследование «Экономика рынков интернет-сервисов и контента в России 20112012». М., 2012. - URL: http://www.upload.rb.ru.

4. Мир Интернета: проект ФОМ. - URL: http:// runet.fom.ru.

5. Rappa M. Business model on the Web -URL: digitalenterprise.org/models/ models.html.

6. Applegate L.M. How to Fashion Your New E-Business Model. - URL: http://hbswk.hbs.edu/ item/3007.html.

7. Новомлинский Л. Интернет-стратегии каждый выбирает по себе. - URL: http://www. e-commerce.ru/analytics/analytics-part/analytics 13.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.