Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития информационной политики в муниципальных образованиях'

Состояние и перспективы развития информационной политики в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1677
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хайруллина Л. И.

Дана авторская интерпретация категории «информационная политика муниципального образования», заданы предметные и парадигмальные рамки этого понятия, определены основные функции и направления формирования информационной политики, отражены результаты исследования особенностей процесса формирования информационной политики муниципальных образований и предложены механизмы её формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития информационной политики в муниципальных образованиях»

Л. И. Хайруллина

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Дана авторская интерпретация категории «информационная политика муниципального образования», заданы предметные и парадигмальные рамки этого понятия, определены основные функции и направления формирования информационной политики, отражены результаты исследования особенностей процесса формирования информационной политики муниципальных образований и предложены механизмы её формирования.

Средства массовой информации играли и играют очень важную роль в жизни человека, так как в них отражаются социально-экономические и политические требования общества. На сегодняшний день масс-медиа - это не только средства трансляции и переработки определённой информации, но и активные субъекты, выразители, аккумуляторы различных точек зрения общественного сознания. Именно через средства массовой информации до широких кругов населения доводится информация о важнейших реформах последнего времени: монетизация льгот, реализация приоритетных национальных проектов, становление местного самоуправления, модернизация ЖКХ, развитие малого бизнеса и другие. Главная сложность состоит в том, что населению трудно понять происходящее. Скорость вступления в силу новых законов значительно превышает скорость информирования населения. Население не всегда понимает суть новых законов, а это, в свою очередь, порождает в общественном сознании чувство неопределённости и, главное - недоверия к государственным органам власти.

Проводимая в настоящее время реформа муниципального управления отчасти направлена на решение проблемы более объективного и достоверного информирования населения муниципальных образований о происходящих в обществе событиях. Возникает особого рода информационное пространство муниципального образования, связанное с развитием информационного общества, которое предполагает появление специфических форм поведения и деятельности людей, характерных именно для него правил игры, нового типа субъектов деятельности. Это создает базовые условия для возникновения информационной политики муниципальных образований. Если ранее государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации, то в последние годы её содержание расширено. Главной стратегической целью государственной информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество. Для реализации этих целей необходимо согласованное регулирующее воздействие органов власти, местных в том числе, на обе главные составляющие информационной политики, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

Проблема обеспечения муниципальных образований средствами массовой информации, доступа к информационным региональным, федеральным ресурсам требует немедленного решения, поскольку обеспечение свободного обмена между гражданами и муниципальными органами власти информацией, идеями, мнениями, свидетельствует о движе-

нии в сторону развития информационного общества, в котором скорость информационных потоков, мгновенность передачи сообщений постоянно возрастает. Основными чертами образа жизни населения в информационном обществе являются: более активное участие граждан в управлении; уменьшение зависимости детей от родителей; преодоление разрыва между богатыми и бедными странами; трансформация мира; наполнение мира множеством коммуникаций, способствующих обновлению традиционных социальных принципов, структур, нравов и представлений; возрастание размыкания между культурой и социальной структурой. Все эти процессы ведут к необходимости создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

В последнее время органы государственной власти в центре и в регионах все более осознают необходимость построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед. Сегодня информация превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области информационных технологий делают его структурным элементом стратегии государства.

Обеспечение понятности социально значимой информации - это сложная структурная проблема, от решения которой зависит, будут ли региональные и местные власти «открытыми» или «закрытыми», будет ли социальное доверие населения расти, или будет уменьшаться. Именно в этом направлении должна формироваться информационная политика муниципальных образований, одной из задач которой должна стать переработка специальной информации в продукты, приспособленные для публичного потребления.

Органы местного самоуправления должны корректировать процессы обсуждения новых идей, радикальных предложений, которые протекают в муниципальных средствах массовой информации. Опыт стран с демократическим устройством показывает, что сама по себе свобода и независимость рынка средств массовой информации от государства не гарантирует сохранения плюрализма в обществе, а зачастую его вмешательство в дела прессы, напротив, необходимо для сохранения существующих идей, мнений и интересов. Новые органы власти - муниципальные - должны строить отношения с населением на основе широкой информации о своей деятельности, что требует формирования информационной политики муниципальных образований.

Информационная политика муниципальных образований должна заключаться в направлении имеющихся информационных потоков и ресурсов на реализацию реальных и декларируемых информационных позиций, как органов местного самоуправления, так и иных общественных сил, действующих на территории муниципального образования в рамках обозначенных им границ информационного пространства. Взаимодействие средств массовой информации и муниципальных образований предполагает такие взаимоотношения между СМИ и органами местного самоуправления, которые обусловлены экономическим, политическим и социокультурным контекстом, по формулированию целей и задач информационной политики, разработке способов и методов их реализации, распределению имеющихся ресурсов.

Основными направлениями информационной политики муниципальных образований являются:

- обеспечение стабильного финансового положения муниципальных средств массовой информации;

- развитие на территории муниципального образования коммерческих средств массовой информации;

- защита муниципальных средств массовой информации от политического давления и использования их в антиобщественных целях;

- выравнивание информационных возможностей различных сельских и городских поселений;

- обеспечение средствами массовой информации мелких сельских поселений;

- обеспечение интересов местного населения в информационных отношениях с органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами государственной власти;

- переподготовка журналистских кадров для муниципальных средств массовой информации.

Основными функциями информационной политики муниципальных образований являются:

социальная (социальной адаптации) - ориентация людей в событиях и явлениях окружающего мира;

управленческая - руководство информационной сферой на территории муниципального образования;

культурно-идеологическая (ценностно-ориентационная) - формирование общественного сознания, системы ценностей и установок, прежде всего в сфере общественного мнения;

посредническая - соблюдение баланса интересов с участием всех участников местного сообщества;

артикуляционная - выявление и выражение интересов различных групп муниципального образования;

коммуникативная функция - соблюдение требований информативности (информационной насыщенности), главными из которых является новизна, оригинальность, а также объективная и субъективная ценность сведений, новизна и доступность информации, соответствие их действительным потребностям населения муниципальных образований, его интересам, запросам и так далее;

пропагандистская функция - изменение или поддержание установки аудитории, превращение их в убеждения;

теоретико-прогностическая - выработка концепции, курса развития информационного пространства муниципального образования.

Информационный ресурс имеет сегодня в сфере муниципального управления не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. Информация сегодня - это одна из производительных сил в области массового сознания, это действенный участник формирования новой политической инфраструктуры. В общем смысле под информацией понимается сумма сведений, способных дифференцированно отображать состояние объекта с точки зрения нужд политической системы и целевого управления ею на определенном информационном пространстве.

Формы взаимодействия муниципальных органов власти и средств массовой информации могут быть различны: превалирование частной собственности, доминирование муниципальной собственности, смешанное владение. Влияние органов власти на масс-медиа - непременное условие их эффективной деятельности, особенно для жителей мелких сельских поселений. Полная или абсолютная независимость для средств массовой информации также невозможна, как и для всякого иного субъекта общественных отношений. Независимость ограничивается, во-первых, действующим законодательством, правовыми нормами; во-вторых, - моральными обязательствами, которые добровольно налагают на себя как отдельные журналисты, так и профессиональное сообщество в целом. Важнейшим направлени-

ем развития муниципальных средств массовой информации должна стать персонализация, обращение к населению и их жизнедеятельности не только крупных поселений, но и мелких.

Необходимо совершенствовать вещание местных средств массовой информации, поскольку они менее политизированы, у них меньше штампов и стереотипов, их тональность в этом отношении выигрывает. Они легче воспринимаются, но проигрывают по содержательности, актуальности информации, более описательны и поверхностны.

Анализ нормативно-правовых основ взаимодействия средств массовой информации и местных органов власти с использованием Конституции Российской Федерации, Закона РФ «О средствах массовой информации», Концепции государственной информационной политики, Концепции формирования информационного общества, проекта Концепции развития законодательства РФ в сфере информации и информатизации, Доктрины информационной безопасности и ряда других нормативно-правовых актов показывает, что на федеральном уровне принято достаточно много законов, прямо или косвенно регламентирующих статус средств массовой информации. Заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Но решение столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ. Таким образом, необходимо смещение центра тяжести процессов из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу. Все более очевидным становится возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возрастание степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации.

Одной из задач средств массовой информации является информационное обеспечение реформ с учетом основных тенденций развития социума и общества. Происходящие в стране процессы отделения местного самоуправления от органов государственной власти и появление достаточно обширного пласта представляющей общественную значимость информации о деятельности вновь созданных юридических лиц, иных изменений требуют освещения данной тематики в муниципальных средствах массовой информации. Развитие муниципальных средств массовой информации, содействие их развитию, и защита интересов региональных рынков массовой информации является одним из направлений Государственной информационной политики.

За последние годы российское государство уделяло немало внимания регулированию информационных отношений, законодательство в сфере информатизации развивалось наиболее быстрыми темпами. В сфере информатизации законодательно урегулированы проблемы таких институтов, как информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения; средства массовой информации; реклама; информационная безопасность и защита информации, а также права субъектов в области информационных процессов и информатизации. Но необходимо отметить, что в федеральной нормативно-правовой

базе недостаточно внимания уделено организации средств массовой информации местного самоуправления, механизмам их функционирования, источникам их финансирования и другим вопросам, связанным с информированием населения мелких сельских поселений.

На уровне муниципальных образований проблема финансирования стоит наиболее остро, поскольку местное население и органы местного самоуправления не имеют достаточных финансовых средств для того, чтобы получать информацию из федеральных печатных изданий, и муниципальные средства массовой информации являются практически единственным источником получения местным населением объективной и достоверной информации.

Несовершенное нормативно-правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных местных средств массовой информации, особенно на уровне мелких сельских поселений. Немаловажным для муниципальных образований является также вопрос развития информационных услуг на их территории и повышение эффективности использования государственных, в том числе и муниципальных информационных ресурсов. Разделение государственных ресурсов по видам собственности производится Федеральным центром по согласованию с субъектами Федерации. Эта работа не проведена, и целесообразно предпринять опережающие шаги.

Правовая компонента информационной политики муниципальных образований должна предусматривать, прежде всего, формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации. Реализация правовой компоненты информационной политики муниципальных образований может осуществляться по следующим основным направлениям: разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в муниципальной информационной сфере; согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в муниципальной информационной сфере с законодательством в других областях; разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства.

Важно учесть, что стали происходить качественные изменения в читательских приоритетах - при падении тиражей центральных изданий растет число подписчиков местной прессы, российские и региональные издания для населения муниципальных образований, особенно мелких сельских поселений, являются недоступными из-за их высокой подписной цены. Поэтому наиболее востребованными и популярными у сельских жителей остаются местные газеты и журналы.

В настоящее время активно развиваются региональные телекомпании. Необходимо отметить их пока еще не высокий уровень профессиональной культуры и слабую и материальную базу, но содержание их программ, а также «близость» к населению муниципального образования делает их рейтинг очень высоким, поскольку в них освещаются социально значимые события конкретных городских и сельских поселений.

Таким образом, проблема обеспечения средствами массовой информации муниципальных образований, а в особенности мелких сельских поселений, является серьезной задачей государственного уровня, которую должны решать как федеральные, так и региональные органы власти с помощью регулирования этих вопросов в нормативно-правовых актах, оценки реально имеющихся ресурсов и информационных возможностей каждого муниципального образования, а также создания органами власти законодательно-правовых усло-

вий по привлечению в сферу информатизации муниципальных образований негосударственных финансовых и материальных ресурсов предприятий всех форм собственности.

Конкретными механизмами формирования информационной политики муниципальных образований, в частности, могут быть:

1. Мониторинг наиболее важных информационных ресурсов, имеющихся на территории муниципального образования; их регистрация, сертификация, определение собственников и владельцев. Результатом будет технология формирования информационных ресурсов и их использования. Как нематериальные активы, информационные ресурсы должны быть поставлены на баланс.

2. Создание архива информационных ресурсов в каждом субъекте Российской Федерации. В этот архив могут войти все электронные версии информационных ресурсов и те бумажные носители, которые не отнесены к федеральной собственности. Соответствующие филиалы архива могут быть созданы на территории муниципальных образований.

3. Возложение на владельцев информационных ресурсов, являющихся муниципальной собственностью, обязанности страхования этого имущества. Это необходимо в связи с угрозой возникновения обстоятельств, в результате которых информационные ресурсы могут быть похищены, повреждены или уничтожены.

4. Создание экономических условий для интеграции ведомственных информационных ресурсов в региональные и муниципальные.

5. Активизация создания в городах и районах субъектов федерации сети Интернет-центров.

6. Определение пакета гарантированных потребителям социальных услуг для муниципальных образований: радио; социальный пакет телевизионных каналов; коллективный доступ в Интернет; безвозмездные услуги единой справочной службы 09; сельская почта.

7. Произведение равномерного с точки зрения инвестиционной привлекательности зонирования территорий субъектов федерации для последующего конкурсного распределения зон среди операторов, обслуживающих системы коллективного телеприема.

8. Открытие сайтов муниципальных теле- радиокомпаний.

9. Определение социального пакета муниципальных печатных изданий на государственных языках субъекта федерации, через систему грантов. Оптимизация бюджетных расходов на государственную поддержку, оказываемую в настоящее время муниципальным печатным изданиям.

10. Введение на местных региональных телеканалах постоянной рубрики «Новости муниципальных образований».

Таким образом, взаимодействие средств массовой информации и новых форм организации местного самоуправления - муниципальных образований - представляет собой динамично развивающийся процесс. Так как развитие общества в значительной мере зависит от современных средств массовой информации, той роли, которую они играют в обществе, изучение взаимодействия новых органов власти и масс-медиа на территории муниципальных образований помогает изменить образ жизни людей в лучшую сторону. Но при этом необходимо принимать во внимание мировой опыт, подходя к нему критически, чтобы избежать повторения ошибок тех стран, которые прошли значительную часть пути. Конструктивное взаимодействие средств массовой информации и органов государственной власти, общественных организаций на территории муниципальных образований необходимо и возможно. Для координации этого взаимодействия у органов власти есть определённые институты, ресурсы, методы и приёмы.

© Л. И. Хайруллина - асп. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.