УДК 316(075)
Л. М. Яо, Л. И. Хайруллина
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: информационная политика, местное самоуправление, информационное общество.
В статье понятие муниципальная информационная политика рассмотрена с точки зрения неотъемлемой составляющей деятельности органов местного самоуправления, а именно как возможность перехода муниципалитетов к современному информационному обществу; отражены также приоритетные направления и задачи информационной политики.
Keywords: information policy, public administration, municipalities, information society, information space, information
resources.
The article focuses on information policy of municipalities as an integral part of public administration functioning helping municipalities transition into information society. Priority directions and tasks of information policy are also analyzed.
Сегодня общество переживает информационную революцию, связанную с формированием и развитием глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты и воздействующих одновременно как на каждого человека в отдельности, так и на массы людей. В этих условиях особое значение приобретает, в первую очередь, массовая информация, а именно - печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга потребителей. Средства массовой информации (далее СМИ) имеют возможность постепенно, методично, продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого конкретного человека и общества в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.
В настоящее время на федеральном уровне плодотворно формируется и реализуется государственная информационная политика. Общефедеральные государственные СМИ стремятся к созданию и укреплению единого информационного пространства России и стран СНГ. Реализуются проекты построения единого информационного поля России, формирования национальной идеологии, информационной политики, способствующей развитию демократических принципов развития общества.
Переход с 2006 года к местному самоуправлению потребовал разработки новых подходов к государственному регулированию, а именно - в части обеспечения равных прав территорий в реализации инвестиционной, экономической и социальной политики, снижения субъективных факторов при распределении ресурсов. От муниципальных образований и предоставленных им полномочий и самостоятельности требуется создание обстановки здоровой состязательности, новых социальных инициатив, в том числе - и в информационной сфере. Реформа муниципального управления направлена и на формирование информационной политики муниципальных образований, построение открытой системы муниципального управления, позволяющей удовлетворять потребности населения в необходимой информации и осуществлять контроль над властью в интересах людей. Однако, несмотря на то, что жители муниципалитетов законодательно имеют широкие возможности участия в решении вопросов местного значения, на практике отсутствуют реальные механизмы их использования [6]. Также необходимо отметить, что федеральные органы государственной власти не должны произвольно расширять перечень вопросов местного значения. Необходимо более обоснованное применение на практике механизма наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе - и в сфере формирования информационной политики, с передачей субвенций местным бюджетам на их осуществление из соответствующих вышестоящих бюджетов [5].
Однако, до недавнего времени нигде не было прописано, кто должен доносить информацию населению о работе муниципалитета, а ведь именно они в связи с реализацией широкомасштабных инвестиционных проектов, а также других направлений экономики должны стать неразрывным звеном в процессе интеграции России в единое информационное пространство.
Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государственных структур и требует от муниципалитетов:
- совершенствования мер по удовлетворению потребностей населения области в широком доступе к массовой информации;
- совершенствования экономических, правовых, организационных и организационнотехнических условий, необходимых для эффективного функционирования средств массовой информации на муниципальном уровне;
- модернизации технических средств производства и доставки продукции средств массовой информации;
- формирования благоприятной информационной среды на территории муниципалитетов в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала [15].
Информационная политика муниципального образования - это управленческий процесс, суть которого заключается в направлении имеющихся информационных потоков и ресурсов на реализацию реальных и декларируемых информационных позиций как органов местного самоуправления, так и иных общественных сил, действующих на территории муниципального образования в рамках обозначенных им границ информационного пространства. Муниципальная информационная политика является неотъемлемой
составляющей деятельности органов местного самоуправления. Муниципальную информационную политику следует рассматривать как переход к современному информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи информационной политики выступают как актуальные проблемы построения информационного общества.
Политика открытого общества предполагает участие в управлении муниципалитетом большого количества его жителей, и в этом огромную роль играют информационные ресурсы — связь, электронные и печатные СМИ, новые компьютерные и цифровые информационные технологии. Информационная политика является важной составной частью развития муниципального образования и охватывает все сферы жизнедеятельности муниципального сообщества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально ориентированного муниципального информационного общества и вхождение его в региональное, российское и мировое информационное пространство. Необходимым условием для этого является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства муниципального образования.
Продукция муниципальных средств массовой информации, производимая для муниципальных нужд, должна быть конкурентоспособна, отличаться жанровым разнообразием и высокими качественными показателями. Для этого необходимо создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров.
Основными направлениями информационной политики муниципальных образований в этой области могут быть:
• формирование единой информационной инфраструктуры муниципального образования;
• экспертно-аналитическое обеспечение деятельности администраций (изучение общественного мнения, разработка предложений по совершенствованию работы администраций);
• формирование муниципальных информационных ресурсов;
• информационная поддержка всех различных мероприятий на территории муниципалитетов [13];
• обеспечение комплексной информатизации муниципалитетов на основе создания территориальной информатизационной системы;
• развитие информационных, телекоммуникационных технологий, эффективное формирование и использование информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
• обеспечение населения общественно значимой информацией и развитие независимых, социально ориентированных средств массовой информации;
• подготовка жителей муниципалитетов к жизни и работе в информационном обществе [14];
• создание единой телекоммуникационной инфраструктуры на основании существующих, а также вновь создаваемых систем и каналов связи, сетей доступа для подключения к единой информационной системе органов государственной власти открытых для населения, предприятий и организаций;
• государственное регулирование и поддержка в сфере информатизации и связи приоритетных отечественных технологий, создание равных условий ведения бизнеса для предприятий различных форм собственности в интересах населения муниципалитетов [15].
В настоящее время информационная политика муниципальных образований решает следующие задачи в различных областях:
1) в области геополитики, безопасности и межрегиональных отношений рациональная и действенная информационная политика содействует восстановлению роли муниципалитетов в составе России как полноценных участников регионального, российского и мирового информационного сообщества;
2) в области экономики осуществление информационной политики позволит быстрее и точнее строить и реализовывать стратегию социально-экономического развития муниципального образования;
3) в сфере управления реализация информационной политики открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникационных технологий и технологий связи;
4) в области образования, науки и культуры информационная политика способствует серьезным преобразованиям этих сфер, а именно - продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию муниципалитетов в российских и мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития жителей муниципальных образований, для предотвращения размывания российских культурноисторических традиций;
5) в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования информационная политика предусматривает серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих сферах информационных систем и сетей.
Одной из главных задач информационной политики муниципальных образований является устранение информационного неравенства жителей городов и сельских поселений, так как следствием неравенства в доступе к информационным технологиям становится углубление неравенства экономического, социального и культурного. Актуальной также является проблема информирования населения о деятельности исполнительных органов власти, как регионов, так и на местах. Важным средством информационной открытости должна быть местная печать (особенно при условии недоступности интернета или непривычности электронных средств массовой информации для определенной категорий граждан) [2]. Информационная политика предусматривает обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, нормативных правовых актах, принимаемых исполнительными органами
государственной власти регионов и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Реализацию этих задач информационной политики призваны осуществлять местные средства массовой информации, которые в своей деятельности должны соблюсти баланс интересов личности, общества и государства.
Полная коммерциализация и тотальный властный контроль - две крайности, искажающие коммуникационное пространство регионов и муниципалитетов и конструирующие или драматизирующие социальные проблемы в ущерб реальности. В том и другом случае важную роль играет финансовая зависимость - от читателей (в случае частных СМИ) или же от дотаций власти (государственные и муниципальные СМИ).
Специалистами предлагаются различные формы взаимодействия муниципальных изданий с органами власти. В частности, это могут быть договорные отношения между редакцией и органами власти на информационное обеспечение и социальный заказ [5]; также это могут быть программы поддержки и развития средств массовой информации. Согласно им органы власти занимаются техническим оснащением и укреплением полиграфической базы изданий. Примером действия такой программы может служить Пермская область. Там было выработано такое понятие, как коэффициент информированности населения (КИН), который учитывает весь годовой тираж издания, количество населения, количество выходов газеты и формат издания. Таким образом, власти пытались заинтересовать редакции местных изданий в более активной работе с подписчиками. Интерес властей при этом состоит в том, чтобы работать, в первую очередь, с теми, кто сам трудится, а не ждет помощи со стороны. Эта программа длилась четыре года. После ее завершения органы власти несколько изменили отношения с редакциями, и пришли к необходимости заключать договоры на несколько другой основе [8].
Редакции публикуют материалы по итогам пресс-конференций, берут информацию с сайта администрации области, готовые сообщения пресс-службы, а администрация им платит за размещенные материалы. За точку отсчета стоимости публикаций принимается стоимость одного квадратного сантиметра. Условно все редакции области делятся на две группы: те, где коэффициент информированности выше, и те, где он ниже среднеобластного. Первым стоимость сантиметра устанавливалась на двадцать процентов выше базовой, вторым - на столько же ниже. Результатом проведения такой информационной политики в отношении муниципальных изданий, во-первых - является поддержка редакций в соответствии с наполнением определенных статей бюджета, во-вторых - информирование населения о деятельности органов управления [8]. Но наряду с положительными моментами реализации таких программ необходимо учитывать и отрицательные стороны: обилие официоза, отсутствие механизма построения диалога граждан и власти, больший интерес власти к работе по такой схеме, нежели самих редакций муниципальных изданий [6].
В муниципальных печатных изданиях могли бы быть опубликованы следующие категории информации [11]:
• рабочая информация о функциях органов местного самоуправления, включая затраты, цели работы органа местного самоуправления, особенно в случаях, когда орган оказывает услуги населению непосредственно;
• информация по любым запросам, жалобам и другим прямым действиям, которые граждане могут предпринять в отношении органов местного самоуправления;
• руководство о процессах, посредством которых граждане могут внести свой вклад в важные вопросы развития муниципального образования;
• виды информации, находящиеся в ведении органа, и форма, в которой данная информация хранится;
• суть любого решения или политики, затрагивающих жизнь населения муниципального образования, с разъяснениями причин принятия решения и материал, содержащий в себе обоснования принятия решения.
Важным также является вопрос о «популярном изложении» подаваемого материала для населения муниципальных образований, который состоит в том, что никто из действующих агентов информационного процесса не берёт и не может взять на себя функцию разъяснения. Если взять, к примеру, тот же местный бюджет: чиновник, который его составляет, скажет, что популярно излагать - не его дело, да он и не умеет, ему некогда. Представители местных парламентов - тоже не будут давать популярных интерпретаций: как правило, там нет специалистов, которые профессионально понимают бюджет. Поэтому подаваемая информация идет по принципу «кто, где, когда». Журналисты муниципальных СМИ, приходящие на пресс-конференции, только записывают то, что было сказано, переводя на популярный язык. Дать собственный комментарий бюджету - не их задача. Эксперты, которых часто привлекают для короткого комментария, как правило, ограничиваются или общими фразами, или частностями: в обоих случаях это не решает проблему понимания бюджета массовой аудиторией. В итоге - «переводить» бюрократическую информацию на популярный язык некому. А в результате она оказывается «закрытой», «закрытой» воспринимается и власть. Некоторые специалисты для обеспечения современного уровня диалога властей с населением в систему отношений «власть-СМИ» предлагают ввести ещё один структурный компонент - экспертизу. Смысл этой экспертизы состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить «перевод» социально значимой бюрократической информации с языка специального на язык популярный. В достижении этого уровня переработки информации некоторые авторы видят стратегии региональных информационных политик в России [4]. Другой вопрос - как это реализовать на практике, особенно в мелких населенных пунктах.
На региональном и муниципальном уровне общественно-политические издания испытывают трудности с распространением своей продукции, которые вызваны высокой стоимостью доставки посредством организаций федеральной почтовой связи. На государственном уровне необходимо принятие конкретных мер для решения данной проблемы.
Для всех редакций районных газет, районных телерадиокомпаний характерна проблема нехватки собственных средств для развития, приобретения новой техники, увеличения времени вещания в эфире на теле- и радиоканалах. Необходимо проведение работы по созданию и развитию в городах и районах регионов системы издательских домов, оснащение их высокопроизводительным офисным полиграфическим оборудованием с целью привлечения дополнительных источников доходов.
Однако не зависимо от формы собственности, основополагающим принципом в работе муниципальных средств массовой информации должен быть принцип максимальной гласности работы местной власти и принцип равных отношений со СМИ.
Важнейшим нововведением последних лет стало создание Интернет-проектов в муниципалитетах. Эта сфера очень специфична. Высказываются мнения, что газеты и телевидение вскоре перестанут оказывать значимое влияние на информационные потоки, что будущее за цифровыми технологиями, цифровым телевещанием и сетью Интернет. Муниципальные власти должны понять это как можно раньше и предпринять определенные действия в этом направлении. Однако исследования показывают, что городские новости в Интернете менее популярны среди населения, чем в традиционных СМИ [13]. Муниципальные информационные ресурсы в настоящее время являются дорогими для массового пользования, многие из них не имеют справочного аппарата и средств навигации, части этих ресурсов представлены в несовместимых электронных системах. Но при всем при этом необходимо учитывать, что информационная сфера очень динамична и только внедрение новых технологий позволяет развиваться местным средствам массовой информации в современных условиях.
Сложность нынешней ситуации в сфере информатизации муниципальных образований обусловлена противоречивыми моментами. С одной стороны, кардинальные политические, экономические и социальные изменения в обществе порождают повышенный спрос на
информацию, информационные продукты и услуги. С другой - наблюдаются негативные тенденции в создании местных средств информатизации, которые выражаются, в частности, в уменьшении финансовых возможностей потенциальных потребителей этих средств и государственной поддержке основных направлений работ.
Муниципальные образования должны определиться со своим сегментом информации -муниципальным ресурсом, и создать условия для развития рынка информационных ресурсов, услуг и систем для других пользователей, что позволит муниципальным образованиям интегрироваться в единое федеральное и мировое информационное пространство.
Сегодня на российском информационном рынке существует ряд проблем. Например, недостаток инвестиционных средств в информационном бизнесе, что, в свою очередь, не позволяет производителям настроиться на изменившиеся информационные потребности. Ранее они носили общий характер. Теперь потребитель готов платить за более детальную информацию, необходимую для решения конкретных прикладных задач. На уровне муниципальных образований проблема финансирования стоит наиболее остро, поскольку местное население и органы местного самоуправления не имеют достаточных финансовых средств для того, чтобы получать информацию из федеральных или региональных печатных изданий, и муниципальные средства массовой информации являются важным источником получения местным населением объективной и достоверной информации. На российском информационном рынке недостаточно информации, которая в полной мере подходила бы для решения практических задач в различных сферах жизни общества. Но часто виноват в этом не продавец информационного продукта, а общее состояние самого рынка. Существующие административные нормы часто не соответствуют реальной рыночной ситуации. От такого несоответствия на практике возникают официальные параллельные и неофициальные информационные потоки в одной и той же сфере деятельности. Практикой стало присвоение государственных ресурсов, распространение их через элитные структуры. Монополизм будет мешать нормальному развитию информационного рынка до тех пор, пока не станут нормой жизни созданные правовые акты, в том числе - регламент доступа к общезначимым государственным информационным ресурсам.
Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика муниципальных образований по отношению к участию муниципальных образований в федеральных, региональных информационных сетях имеет особое значение для местного населения, для предотвращения возможности возникновения информационного вакуума, особенно для жителей мелких сельских поселений. Преодоление отставания каждого муниципального образования в количестве общедоступных информационных ресурсов будет иметь огромное значение, ведь участие в процессах информатизации является своеобразной визитной карточкой для муниципального образования, свидетельствующей об его потенциале в различных областях.
Таким образом, информирование населения на местах является важнейшим элементом управленческой деятельности. Для эффективного осуществления властных полномочий на местах необходимо проводить взвешенную информационную политику, четко определять позицию муниципалитета. Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры. Муниципальная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства. Формирование информационной политики муниципальных образований зависит от ресурсной и материальной базы.
В реализации информационной политики муниципалитеты должны придерживаются принципа максимальной открытости. Эффективное взаимодействие власти и СМИ невозможно без ответственного отношения обеих сторон к формированию единого информационного пространства муниципалитета.
Литература
1. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации / А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 1997.
2. Ершов А.Н. Проблемы развития местного самоуправления в Республике Татарстан / А.Н. Ершов // Вестник Казанского технологического университета. - 2011 - № 3 - С. 197.
3. Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) / С.Э. Зуев // Музей будущего: информационный менеджмент / Состав. А.В. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 230-250.
4. Дахин А.В. Региональная информационная политика в ситуации государственной реформы: стратегия перехода СМИ с «политического» на «рационально-технологический» язык / А.В. Дахин, Р.М. Бикметов // СМИ в информационном взаимодействии власти и общества / Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005. - С. 76.
5. Касьянов В.В. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества /В.В. Касьянов // Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005.- С. 43.
6. Коновченко С.В. Общество - средства массовой информации - власть: Учеб. пособие к курсу лекций по теме «Средства массовой информации в системе гос. и муницип. управления» / С.В. Коновченко - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2001.
7. Моисеев В. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества / В. Моисеев // Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005.- С. 25.
8. Мокрый В. С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 4. - С.15.
9. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества / Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005.
10. Путилова О. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества / О. Путилова // Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005.- С. 51.
11. Рафикова Р.С. Манипулятивные технологии управления на муниципальном уровне. Автореф. дисс. канд. социол. наук / Р.С. Рафикова. - Казань, 2006. - С. 4.
12. Данные категории корреспондируют с категориями информации, которые обязаны публиковать
государственные органы. См.: Соколов А.В. Механизмы и принципы информирования о
деятельности органов власти и управления /А.В. Соколов // Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. / М.: Издательство Хроникер. 2005. - С. 65.
13. Итоги конференции «Информационная политика муниципалитетов в современных условиях 22-23 октября 2009 г.» // http://bujet.ru/article/65207.php
14. Информационный сайт г. Губкинский - http://adm.purpe.ru/04oficdoc.html.
15. Постановление от 28 ноября 2008 г. № 853-п «Об утверждении концепции "Основные направления
государственной информационной политики в Пензенской области до 2010 года" (в ред.
постановления правительства Пензенской области от 29.04.2009 п 334-пп)
//http://mediadep.ru/zakonsmi9.html.
© Л. М. Яо - д-р социол. наук, проф. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ; Л. И. Хайруллина - ст. препод. той же кафедры, [email protected].