Научная статья на тему 'Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне'

Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1493
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Железняков Сергей Сергеевич, Подосинников Евгений Юрьевич, Новосельский Святослав Олегович

Настоящая статья посвящена исследованию механизмов реализации государственной информационной политики на муниципальном уровне, их роли в формировании информационного общества. Развитие информационного пространства является важной доминирующей особенностью состояния современного общества в рамках глобального экономического развития. Значимость информационной политики для развития общества как социального явления состоит в том, что информационная политика является своего рода регулятором большинства сфер жизнедеятельности человека. В статье рассмотрены различные авторские подходы к трактовке понятия «информационной политика», представлены принципы управления информационной политикой государства в новых политико-экономических условиях, основные задачи информационной политики Российской Федерации, ключевые направления и тенденции развития информационной политики России. Кроме того, в статье проанализированы результаты опроса, проведенного Институтом общественного мнения «Qualitas» в г. Курске методом личного интервью по репрезентативной для города выборке, опрошено 600 человек. Наиболее популярным у населения является Центральное телевидение. Местная пресса и радио относятся к числу наименее популярных СМИ. Важным является ответ на вопрос об объективности информационных, общественно-политических передач телевидения. При оценке объективности СМИ федерального и регионального уровня видна существенная разница. Центральное телевидение кажется населению менее объективным и оценки его деятельности более категоричны. Результаты опроса подтвердили гипотезу о том, что вопрос доверия населения СМИ является важнейшим, однако, при этом результаты опросов общественного мнения, опубликованные в СМИ, особого доверия не вызывают. Только около 30 % опрошенных готовы подтвердить своё доверие к таким опросам. В общей сложности, 71 % курян считают информацию о деятельности представителей власти, полученную из СМИ, предвзятой и необъективной. В статье предложены мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий муниципального образования «город Курск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Железняков Сергей Сергеевич, Подосинников Евгений Юрьевич, Новосельский Святослав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне»

(e-mail: mmoshkevich@mail.ru) Stupishin Leonid Julianovich, professor

(e-mail: lusgsh@mail.ru) Southwest state university, Kursk, Russia THE ANALYSIS OF POSSIBILITY OF REDUCTION OF EXCESSIVE LOSSES IN THE POWER SECTOR THROUGH THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE AUTOMATED ACCOUNTING SYSTEMS OF ELECTRICITY

Abstract. The article considers the possibility of reducing excessive losses of electricity due to the introduction of modern innovative system of accounting and control of electricity.

Key words: electricity, innovation system, energy consumption

УДК 316 (075)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Железняков Сергей Сергеевич, к.э.н., заведующий кафедрой экономики,

управления и политики zh-sergey@yandex.ru Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия Подосинников Евгений Юрьевич, к.пол.н., старший казначей Управление Федерального казначейства по Курской области, podosinnikov_e_u@mail.ru Новосельский Святослав Олегович, к.э.н., доцент nsvyatoslav@yandex.ru Курский государственный университет, Россия

Настоящая статья посвящена исследованию механизмов реализации государственной информационной политики на муниципальном уровне, их роли в формировании информационного общества. Развитие информационного пространства является важной доминирующей особенностью состояния современного общества в рамках глобального экономического развития. Значимость информационной политики для развития общества как социального явления состоит в том, что информационная политика является своего рода регулятором большинства сфер жизнедеятельности человека. В статье рассмотрены различные авторские подходы к трактовке понятия «информационной политика», представлены принципы управления информационной политикой государства в новых политико-экономических условиях, основные задачи информационной политики Российской Федерации, ключевые направления и тенденции развития информационной политики России. Кроме того, в статье проанализированы результаты опроса, проведенного Институтом общественного мнения «Qualitas» в г. Курске методом личного интервью по репрезентативной для города выборке, опрошено 600 человек. Наиболее популярным у населения является Центральное телевидение. Местная пресса и радио относятся к числу наименее популярных СМИ. Важным является ответ на вопрос об объективности информационных, общественно-политических пе-

редач телевидения. При оценке объективности СМИ федерального и регионального уровня видна существенная разница. Центральное телевидение кажется населению менее объективным и оценки его деятельности более категоричны. Результаты опроса подтвердили гипотезу о том, что вопрос доверия населения СМИ является важнейшим, однако, при этом результаты опросов общественного мнения, опубликованные в СМИ, особого доверия не вызывают. Только около 30 % опрошенных готовы подтвердить своё доверие к таким опросам. В общей сложности, 71 % курян считают информацию о деятельности представителей власти, полученную из СМИ, предвзятой и необъективной. В статье предложены мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий муниципального образования «город Курск».

Ключевые слова: информационное пространство, информационная политика, информационное общество, информационно-коммуникационная инфраструктура.

Развитие информационного пространства является важной доминирующей особенностью состояния современного общества в рамках глобального экономического развития. Катализатором развития данного процесса является переход от существующих ранее моделей социального устройства и развития общественных отношений к новой модели информационного общества. Основным субъектом данной модели общественных отношений выступают средства массовой информации, которые способны направить сознание общественным масс в ту или иную сторону. Особую актуальность в данном аспекте представляет формирование грамотной и эффективной информационной политики РФ, в которой со стороны государства должен быть обозначен вектор развития информационного общества.

В рамках рассмотрения теоретических аспектов государственной информационной политики необходимо в первую очередь раскрыть сущность и значения данного явления для развития общества и государства. Значимость информационной политики для развития общества как социального явления состоит в том, что информационная политика является своего рода регулятором большинства сфер жизнедеятельности человека. При помощи грамотной и продуманной информационной политики можно направить инициативы и стремления человека как общественного индивида в ту или иную сторону.

В таблице рассмотрены подходы к трактовке понятия «информационной политика» с позиций различных авторов.

По итогам проведенного исследования можно отметить, что информационная политика представляет собой набор средств и приемов управления информационными потоками со стороны органов государственной власти в процесс доведения их до общественного сознания.

Таблица 1 - Трактовка понятия «информационной политика» с позиции _различных авторов_

Автор / источник Сущность понятия Ключевая дефиниция

М.С. Вершинин [3] Информационная политика - представляет собой определенный вид деятельности органов государственной власти, по производству и внедрению информации как массового общественного ресурса путем внесение его в массовое сознание общества Направление деятельности органов государственной власти

Е.Г. Дьякова [4] Информационная политика - совокупность приемов и способов по достижению социально значимых целей государственного развития и управления общественным мнением при помощи использования определенных средства распространения информации Механизм действий по достижению целей государства имеющих важное общественное и социальное значение

А.В. Нестеров [5] Информационная политика - система мероприятий, которые позволяют создать, преобразовать и сохранить информацию за счет использования наиболее совершенных средств хранения и передачи информации с целью повышения уровня информативного общественного развития Набор мероприятий по созданию, преобразованию и хранению информации

Ю.А. Тихомиров [7] Информационная политика - целенаправленная деятельность органов государственной власти по совершенствованию информационных взаимоотношений в обществе и оптимизации информационного взаимоотношения между субъектом и объектом управленческой деятельности Активная деятельность органов государственной власти по совершенствованию уровня информатизации общественного развития

В целом можно сделать вывод о том, что разброс мнению в области раскрытия сущности государственной информационной политики достаточно разнообразен. Однако в процессе исследования и раскрытия сущности данного вопроса можно отметить, что существует ряд основных черт характеризующих информационную политику, которые состоят в следующем:

- на современном этапе общественной жизни все больше возрастает роль информационной политики как средства формирования общественного мнению на то или иное явление;

- в рамках использования информационной политики существуют две основные приоритетные сферы её приложения, к которым можно отнести государственную и общественную;

- ряд авторов при раскрытии сущности информационной политики государства предлагают рассматривать три основные области её реализации, к которым можно отнести в первую очередь социальную, затем информационную и наконец, технико-технологическую;

Рисунок 1 - Характеристика подходов к информационной политике

- происходит расширение субъективного состава информационной политики государства, основными элементами которого уже становятся не только государственные, но и уже надгосударственные объединения.

На рисунке 1 раскроем основные положения данных подходов.

В итоге на рисунке 2 представим принципы управления информационной политикой государства в новых условиях.

Рисунок 2 - Принципы управления информационной политикой государства

На наш взгляд основные направления и тенденции развития информационной политики РФ, которые имеют следующее содержание:

- стремление к открытости информационной политики, когда все основные события в жизни государства и общества находятся в свободном доступе и активно обсуждаются;

- создание условий по равенству интересов, то есть при формировании и реализации информационной политики должны быть учтены интересы в равной степени всех участников информационного пространства вне зависимости от политических пристрастий и их положения в обществе;

- реализация системных направлений развития информационной политики, направленных на её совершенствование и модернизацию технического и технологического обеспечения;

- приоритетное использования отечественные коммуникационных средств передачи информации по сравнению с зарубежными технологиями;

- активное развитие социально-ориентированной информационной политики с целью максимально полного обеспечения и удовлетворения интересов и решения социальных проблем всех членов общества;

- развитие системы государственной поддержки информационной инфраструктуры с целью расширения информационного поля не только на региональном, но и на местно уровне;

- приоритетного правового регулирования конфликтов, возникающих в системе информационной политики государства.

В работах различных авторов приводятся разнообразные задачи реализации государственной информационной политики. На основе обобщения представленного материала на рисунке 3 представим основные задачи информационной политики РФ.

Рисунок 3 - Основные задачи информационной политики РФ

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Из каких средств массовой информации население чаще всего узнает о последних _событиях в стране ?»_

Единицы измерения (%, несколько

Вид СМИ вариантов ответа, распределение ответов превышает 100%)

Центральное телевидение 93,5

Местное телевидение 29,7

Центральная пресса 31,8

Местная пресса 18,7

Центральное радио 26,0

Местное радио 14,8

Радиостанции БЫ 41,2

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент в России созданы все предпосылки и условия для создания информационного общества.

Далее представлены данные опроса Ииститута общественного мнения «^иаШаБ» проведенного 16-18 октября 2013 года в г. Курске методом личного интервью по репрезентативной для города выборке. Опрошено 600 человек.

Как видно из таблицы 1, наиболее популярным у населения является Центральное телевидение. Местная пресса и радио относятся к числу наименее популярных СМИ. Важным является ответ на вопрос об объективности информационных, общественно-политических передач телевидения. При оценке объективности СМИ федерального и регионального уровня видна существенная разница. Центральное телевидение кажется населению менее объективным и оценки его деятельности более категоричны. Оценка объективности местного телевидения почти в два раза выше (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос об оценке

объективности СМИ федерального и регионального уровня

Критерий оценки Центральное телевидение, % Местные телеканалы, %

Объективно показывают действительность 18,8 31,8

Приукрашивают действительность 53,5 34,0

Очерняют действительность 16,3 4,0

Затрудняюсь ответить 11,3 30,2

Вопрос доверия населения СМИ является важнейшим. Так результаты опросов общественного мнения, опубликованные в СМИ, особого доверия не вызывают. Только около 30 % опрошенных готовы подтвердить своё доверие к таким опросам. В общей сложности, 71 % курян считают информацию о деятельности представителей власти, полученную из СМИ, предвзятой и необъективной.

Для приведения информационно-коммуникационной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами и возможностями предполагается:

- обновление электронно-вычислительной техники, приобретение программных продуктов;

- обеспечение информационной безопасности рабочих мест работников органов местного самоуправления;

- внедрение современного программно-аппаратного комплекса для проведения заседаний, конференций, презентаций, обучающих семинаров.

Таблица 3 - SWOT-анализ информационной политики МО город Курск

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы и факторы риска

- Стабильная система управления городом.

- Конструктивный диалог органов местного самоуправления с общественными организациями, населением путем проведения публичных слушаний, встреч с населением, заседаний Общественного совета при главе Администрации города Курска.

- Предоставление отдельных муниципальных услуг в режиме «одного окна».

- Использование информационных технологий в организации документооборота, работе с обращениями граждан

- Проведение мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления.

- Проведение внутриведомственного мониторинга качества предоставления наиболее востребованных массовых услуг, оказываемых органами Администрации города Курска.

- Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия

- Отсутствие независимого мониторинга качества муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации города Курска.

- Несоответствие помещений архивного отдела требованиям, предъявляемым к зданиям для размещения архивов.

- Отсутствие возможности предоставления полного пакета электронных услуг в связи с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения

- Увеличение количества услуг, оказываемых в режиме «одного окна».

- Увеличение доли реализованных предложений и рекомендаций членов Общественного совета при главе Администрации города Курска в общем числе поступивших предложений

- Снижение удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска.

- Социальная напряженность и обострение политической ситуации

Таблица 4 - Мероприятия Администрации города Курска, направленные на развитие информационно-коммуникационных технологий, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления

Название мероприятий Сроки реализации Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

Приобретение электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и программного обеспечения 2014 -2018 гг. Управление делами Администрации города Курска, отраслевые и территориальные органы Администрации города Курска Снижение доли изделий ЭВТ с истекшим сроком полезного использования до 60% в 2018 году

Обеспечение информационной безопасности 2014 -2018 гг. 100% антивирусная защита автоматизированных рабочих мест работников органов местного самоуправления

Внедрение современного программно-аппаратного комплекса для проведения заседаний, конференций, презентаций, обучающих семинаров 2017 -2018 гг. Управление делами Администрации города Курска Приведение инфор-мационно-коммуни-кационной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами

Обеспечение функционирования официальных сайтов Администрации города Курска, Курского городского Собрания, Контрольно-счетной палаты города Курска в информационно-коммуникационной сети «Интернет» Постоянно Управление информации и печати Администрации города Курска, органы Администрации города Курска, Курское городское Собрание, Контрольно-счетная палата города Курска Обеспечение информационной открытости деятельности органов местного самоуправления

Размещение информации в СМИ и на официальных сайтах органов местного самоуправления, организация «прямых линий» в СМИ с руководителями Администрации города Курска 2014 -2018 гг. Управление информации и печати Администрации города Курска, органы местного самоуправления Повышение уровня информированности населения города Курска о деятельности органов местного самоуправления

Проведение единых информационных дней в округах города 2014 -2018 гг. Органы Администрации города Курска

Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться путем проведения следующих мероприятий:

- обеспечения функционирования официальных сайтов Администрации города Курска, Курского городского Собрания, Контрольно-счетной палаты города Курска в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

- размещения информации в СМИ и на официальных сайтах органов местного самоуправления, организации «прямых линий» и «прямых эфиров» в СМИ с руководителями Администрации города Курска;

- проведения единых информационных дней в округах города;

- проведения встреч руководителей Администрации города Курска с населением в образовательных учреждениях, трудовых коллективах.

Расширение возможности участия населения в осуществлении местного самоуправления будет осуществляться посредством привлечения населения в установленном порядке к участию в публичных слушаниях по вопросам, определенным действующим законодательством (Устав города Курска, планы развития территорий, проект бюджета города Курска, исполнение бюджета города Курска, проекты программ социально-экономического развития и др.), собраниях граждан по вопросам социально-экономического развития города Курска.

В результате реализации намеченных мероприятий к концу 2018 года будут достигнуты следующие результаты:

- сокращение доли изделий ЭВТ с истекшим сроком полезного действия на 10,4 %;

- обеспечение 100 % антивирусной защиты автоматизированных рабочих мест работников органов местного самоуправления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование работы по обеспечению информационной открытости деятельности органов местного самоуправления;

- повышение уровня информированности населения города Курска о деятельности органов местного самоуправления.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции от 12.03.2015) // Российская газета. - 2015. - №37. - С.13-17

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 19.10.2015) // Собрание законодательства. - 2015. - №27. - С.3-11

3. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст] / М.С. Вершинин // Государство и право. - 2015. - №1. - С.10-23

4. Дьякова, Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу [Текст] / Е.Г. Дьякова // Политические исследования. -2015. - №1. - С.20-27

5. Нестеров, А.В. Закон принят. Проблемы остались [Текст] / А.В. Нестеров // Информационное право. - 2015. - №3. - С.35-38

6. Новосельский, С.О. Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления / С.О. Новосельский, Е.Ю. Подосинников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы (электронный журнал). - 2015.- №2(5) Июнь. - С.97-101 . - [электронный ресурс] URL: Ьйр://роснаука.орг

7. Тихомиров, Ю.А. Закон о законах - координатор законопроектной деятельности в государстве [Текст] / Ю.А. Тихомиров // Юстиция. - 2015. - №1. - С.25-32

8. Официальный сайт Администрации города Курска. - [электронный ресурс] URL: http://www.kurskadmin.ru

9. Экспертная оценка социологического опроса «Количественная и общая характеристика СМИ Центрально-Черноземного региона. Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ». - [электронный ресурс] URL: http://mmdc.narod.ru /smi/stat.html

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, candidate of political sciences, associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, senior treasurer of Federal Treasury Department for Kursk region (e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru) Zheleznyakov Sergey Sergeevich, candidate of economic sciences, associate professor, the head of the department of public policy and territorial Southwest State University, Kursk (e-mail: zh-sergey@yandexl.ru) Novoselskyi Svyatoslav Olegovich, candidate of economic sciences, associate professor of department of accounting and finance, Kursk state university (e-mail:

nsvyatoslav@yandex.ru) REALIZATION OF THE STATE INFORMATION POLICY AT THE MUNICIPAL LEVEL

Summary: this article is devoted to research of mechanisms of implementation of the state information policy at the municipal level, their role in forming of information society. Development of information space is the important dominating feature of a condition of modern society within global economic development. The importance of information policy for development of society as social phenomenon consists that information policy is some kind of regulator of the majority of spheres of activity of the person. In article various author's approaches to interpretation of concept "information policy" are considered, the principles of management of information policy of the state in new political and economic conditions, the main objectives of information policy of the Russian Federation, the key directions and tendencies of development of information policy of Russia are provided. Besides, in article survey results, the public opinion of "Qualitas" which is carried out by Institute in Kursk by method of personal interview on selection, representative for the city, are analysed, 600 people are interrogated. The most popular with the population is the Central television. The local press and radio are among the least popular mass media. The answer to a question of objectivity information, social and political broadcasts of television is important. In case of an assessment of objectivity of mass media of the federal and regional level the essential difference is visible. The central television seems to the population less objective and estimates of its activities are more categorical. Survey results have confirmed a hypothesis that the question of trust of the population of mass media is the major, however, at the same time the survey results of public opinion published in mass media, do not cause special trust. Only about 30% of respondents are ready to confirm the trust to such polls. In total, 71% of residents of Kursk consider information on activities of public agents obtained from mass media, prejudiced and biased. In article actions for development of information and communication technologies of municipality "city of Kursk" are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.