Научная статья на тему 'Информационная политика органов местного самоуправления: задачи, принципы, функции'

Информационная политика органов местного самоуправления: задачи, принципы, функции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1736
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / INFORMATION POLICY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / PRINCIPLES OF INFORMATION POLICY / INFORMATION OPENNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Элеменкина Валентина Владимировна

Автор дает системную характеристику цели и задач информационной политики органов местного самоуправления, выделяет и рассматривает основные принципы и функции этой политики. Особое внимание уделено необходимости создания концепции информационной политики, опирающейся на долговременные ориентиры развития муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POLICY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES: GOALS, PRINCIPLES, FUNCTIONS

The author gives a systematic description of the purpose and objectives of information policy of local governments, identifies and discusses the main principles and features of the policy. Particular attention is paid to the need to create the concept of information policy based on long-term perspectives of municipal development.

Текст научной работы на тему «Информационная политика органов местного самоуправления: задачи, принципы, функции»

УДК 352.075:004 Элеменкина Валентина Владимировна

аспирант кафедры политологии Астраханского государственного университета morozova_e@i nbox.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

Аннотация:

Автор дает системную характеристику цели и задач информационной политики органов местного самоуправления, выделяет и рассматривает основные принципы и функции этой политики. Особое внимание уделено необходимости со-здания концепции информационной политики, опирающейся на долговременные ориентиры развития муниципалитета.

Ключевые слова:

информационная политика, местное самоуправление, принципы информационной политики, информационная открытость.

Elemenkina Valentina Vladimirovna

post-graduate student of the chair of politology, Astrakhan State University morozova_e@i nbox.ru

INFORMATION POLICY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES: GOALS, PRINCIPLES, FUNCTIONS

The summary:

The author gives a systematic description of the purpose and objectives of information policy of local governments, identifies and discusses the main principles and features of the policy. Particular attention is paid to the need to create the concept of information policy based on long-term perspectives of municipal development.

Keywords:

information policy, local self-government, principles of information policy, information openness.

Информационная политика представляет собой сложную систему, которую можно рассматривать как интегральный единый комплекс, состоящий из субстанциальных, процессуальных, институциональных, человеческих и духовных компонентов, включающий в себя некую субординированную пирамиду влияния: «властную подструктуру», «околовластную подструктуру», «средний класс элементов управления» и управляемый объект» [1]. В качестве субстанциального элемента выступают, с нашей точки зрения, информация и власть. Информация - как определяющая узкую направленность данной сферы политики, а власть - как «властная подструктура». В качестве институциональных элементов можно определить институты власти, СМИ и неформальные сетевые структуры. В качестве человеческих элементов выступают все индивидуальные акторы информационного процесса.

Принципиально важно, что в России была сделана попытка подойти к осуществлению информатизации на федеральном, региональном и местном уровне не изолированно, но в контексте масштабных реформ, проводимых в стране: муниципальной и административной [2]. Все три уровня информационной политики образуют информационное поле муниципалитета, которое представляет собой совокупность информационных потоков, связанных с публичной властью и принятием политических решений, исходящих от акторов этих процессов на всех трех определенных нами уровнях.

Информационная политика органов местного самоуправления как составная часть политического процесса представляет собой систему, структура которой обусловлена ее главной целью - необходимостью обеспечения устойчивого развития муниципального образования. Эта цель, с нашей точки зрения, требует решения таких задач, как эффективное и своевременное обеспечение граждан муниципалитета достоверной информацией; постоянная модернизация информационной инфраструктуры муниципалитета; постоянное повышение квалификации муниципальных служащих и жителей муниципального образования в области информационных технологий; стабилизация и консолидация местного сообщества посредством проведения в жизнь грамотной информационной политики.

Задачи и цели информационной муниципальной политики выстроены на основе целого ряд принципов, общих для информационной политики любого уровня. Они сформулированы в Концепции государственной информационной политики, и используя их как общий ориентир, мы адаптируем их к уроню муниципальной информационной политики.

Главным организующим принципом является принцип системности, который обуславливает процесс реализации принятых решений, когда по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в сово-

купности [3]. Это наиболее универсальный принцип в изучении и организации информационной сферы, информационного поля и информационного пространства на всех трех уровнях. Классический системный подход имеет своим предметом, как правило, устойчивые, равновесные, преимущественно линейные системы. В то же время информационная сфера во многом имеет виртуальный характер, где происходят нелинейные процессы состояния хаоса, внутренние и внешнее флуктуации, каскады точек бифуркации и т.д. Поэтому допустимо применение гармонической совокупности нескольких методологических подходов и их возможной смены или замены новыми при анализе массовых информационных процессов. В научной практике это означает следование принципу единства применения классической, неклассической и постнекласической методологии в изучении социальных проблем.

Из системного подхода (или принципа системности как наиболее общего) вытекает ряд других принципов, которые сформулированы в концепции и научной литературе как базовые для всей информационной политики в целом [4].

Первым в комплексе этических принципов является принцип открытости и доступности информации потоков. Он основан на серии законов, гарантирующих право на информацию как одно из фундаментальных прав человека. В соответствии с этим деятельность государственных органов должна осуществляться на основе принципа информационной открытости, государственные власти должны создавать доступные для каждого информационные ресурсы в рамках освещения своей деятельности. Информация, затрагивающая интересы общества и граждан, должна быть доступна для каждого, причем оптимизация этого доступа становится все большей проблемой. Все основные мероприятия муниципального уровня открыто обсуждаются сообществом, и муниципальные власти должны учитывать общественное мнение.

Не менее важным принципом, характеризующим этическую сторону информационной политики, является принцип достоверности и корректности транслируемой информации. Его соблюдение должно быть направленно на формирование отношений социального партнерства, диалога народа и власти. Оба этих принципа законодательно оформлены в Федеральном законе Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Для оптимального функционирования информационная политика должна быть подкреплена принципом равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”) [5].

Принцип равенства интересов обуславливает и такой важный для поликультурных регионов принцип равных возможностей сохранения этнической и конфессиональной идентичностей, который обуславливает не только равный доступ к информационным ресурсам граждан любой национальности, но и возможность создания и оптимизации своих этнических информационных ресурсов.

Все четыре перечисленные принципа формируют доверие местного сообщества к своей власти. Налицо некий парадокс: общество стало открытым, а доверие к ведущим СМИ - низкое. Это во многом, по мнению И.М. Дзялошинского, вызвано общим ухудшением экономической ситуации; проблемами в информационном законодательстве, особенно, как он считает, на региональном уровне; ухудшение ситуации с доступом журналистов к информации. В результате, по его оценке, «возникла извращенная система отношений между журналистикой и другими социальными структурами» [6].

К не менее важным принципам информационной политики муниципального объединения можно отнести и принцип социальной ориентации, который обуславливает соотнесение всех основных мероприятий информационной политики муниципалитета с обеспечением социальных интересов его граждан.

Принципом информационной политики местного самоуправления является принцип целостности информационного пространства муниципального образования. Содержательными компонентами информационного пространства выступают информационные процессы, общественное мнение и общественное настроение, массовое сознание, в особенности общественное сознание и его виды: политическое, правовое, экономическое, религиозное, нравственное, экологическое сознание. Информационное пространство муниципалитета обладает географическими, социальными, правовыми и другими характеристиками.

Важен для муниципального уровня принцип оперативности подачи информации и реагирования на события в локальном политическом поле. Именно муниципальная информационная политика является основой продуктивного диалога между органами местного самоуправления и гражданами. Реальная практика жизни местных сообществ сегодня такова, что граждане зачастую имеют лучшее представление о деятельности федеральных органов власти, и не облада-

ют достаточной информированностью о работе местных органов. Во многих муниципальных образованиях основными источниками информации выступают федеральные телеканалы, радио, а также несколько местных газет. Жители многих сельских поселений практически изолированы от региональных и местных информационных потоков. Нередкой является ситуация, при которой жителю муниципального образования отказывают в возможности ознакомиться с уставом муниципального образования, ссылаясь на запрет со стороны начальства [7].

С нашей точки зрения, не менее важен на муниципальном уровне принцип дифференцирования информации с учетом мировоззренческого уровня населения и включенности акторов каждого муниципального объединения в информационную сеть. Особенно важен этот принцип для небольших сельских поселений, где немногочисленный состав населения позволяет проводить практически персонализированную информационную политику.

Мы предлагаем свою классификацию функций информационной политики местного самоуправления, основанную на включенности муниципальной политики в общеполитический и общекультурный контекст.

Во-первых, это информационно-коммуникативная функция, посредством которой до населения доводятся основные политические задачи, осуществляется процесс управления муниципальным образованием и создается политическое поле муниципального объединения. Мы специально объединяем в единую функцию два разных процесса - информацию и коммуникацию, поскольку информационная политика на современном этапе не только осуществляет однонаправленный процесс информирования населения, но и коммуникационный, характеризуемый двунаправленной связью, осуществляемой в режиме диалога [8], что чрезвычайно важно для формирования гражданского общества.

Во-вторых, это функция социализации, которая позволяет людям посредством получения соответствующей информации с младенческих лет входить в социум и становится полноправным его членом.

В-третьих, это мобилизационная функция, способствующая консолидации политических или социальных сил. Ярким примером может служить даже такой стихийный вариант, как флэш-моб.

В-четвертых, это легитимирующая функция, узаконивающая определенную информацию посредством доведения ее до сведения реципиентов. Обнародованная, пущенная в оборот информация становится элементом общественной жизни. Закон становится полноправным законом только тогда, когда он открыт и доступен для граждан.

В-пятых, это защитно-адаптивная функция, посредством упреждающей информации, помогающая реципиентам приспособиться к определенным действиям или избежать негативных ситуаций.

В-шестых, это функция проективной разрядки, когда соответствующая информация снимает социальное напряжение, позволяет ослабить предконфликтную ситуацию, либо опровергая провокационную информацию, либо отвлекая от нее. К сожалению, эта функция еще недостаточно используется на уровне муниципальных образований.

Концепция информационной политики органов местного самоуправления должна исходить из долгосрочных информационных потребностей муниципалитета. Она должна определить информационное поле города или поселения, его потребности в информатизации, уровень развития, степень безопасности. В ней должен быть прописан алгоритм координации действий всех акторов информационной политики на данном уровне с целью создания единого информационного пространства для выбора наиболее оптимального пути развития территории. Концепция должна быть ориентирована на использование единой методологии при проектировании прикладных информационных технологий.

Создание концепции в определенной степени является не только управленческим, но и политическим актом, поскольку именно она определяет политику действий органа местного самоуправления относительно информатизации подведомственной ему территории. В концепции определяется место и роль электронной администрации муниципального образования, векторов развития телекоммуникационной инфраструктуры, информационной открытости органов власти, повышения эффективности местного самоуправления с помощью внедрения современных инфокоммуникационных технологий.

Ссылки:

1. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.

2. Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирова-

References (transliterated):

1. Kuz'min S.A. Sotsial'nye sistemy: opyt strukturnogo analiza. M., 1996.

2. Seliverstov V.E. Regional'niy monitoring kak infor-matsionno-upravlencheskaya osnova regional'noy politiki i strategicheskogo planirovaniya // Region:

ния // Регион: экономика и социология. 2010. № 2.

3. Концепция государственной информационной политики. Гл. 1. ULR: http://www.iis.ru/library/sip/ sip.ru.html

4. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.

5. Концепция государственной информационной политики...

6. Дзялошинский И.М. О некоторых причинах «странного» поведения Российских журналистов в избирательных кампаниях 1999-2000 гг. // СМИ и политика в России. М., 2000. С. 10-11.

7. Боков М.Б. Кадры местного самоуправления: настоящее и будущее // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 3 (91).

8. Дризе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI века // Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. 1999. № 4.

ekonomika i sotsiologiya. 2010. No. 2.

3. Kontseptsiya gosudarstvennoy informatsionnoy

politiki. Ch. 1. ULR: http://www.iis.ru/library/sip/ sip.ru.html

4. Popov V.D. Informatsiologiya i informatsionnaya

politika. M., 2001.

5. Kontseptsiya gosudarstvennoy informatsionnoy

politiki...

6. Dzyaloshinskiy I.M. O nekotoryh prichinah “stran-nogo” povedeniya Rossiyskih zhurnalistov v izbi-ratel'nyh kampaniyah 1999-2000 gg. // SMI i politika v Rossii. M., 2000. P. 10-11.

7. Bokov M.B. Kadry mestnogo samoupravleniya: nas-

toyashchee i budushchee // Monitoring ob-

shchestvennogo mneniya. 2009. No. 3 (91).

8. Drize T.M. Sotsial'naya kommunikatsiya i fundamen-tal'naya sotsiologiya na rubezhe XXI veka // Vestnik MGU. Ser. Sotsiologiya i politologiya. 1999. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.