УДК 32:323.2
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-1-178-187
ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
THE POLICY OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION B.N. YELTSIN IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY
Л.Ю. Медовкина L.J. Medovkina
Донецкий национальный университет, Украина, 83001, г. Донецк, ул. Университетская, 24 Donetsk National University, 24 University St., Donetsk, 83001, Ukraine e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу политики Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в области информационной безопасности. Проанализированы основные векторы политики Б. Ельцина в данном направлении. Установлено, что проблемами информационной безопасности занимались лишь на законодательном уровне. В результате проведенного анализа сделаны выводы, что провал политики информационной безопасности заключался в том, что тогдашняя российская элита во главе с Б. Ельциным не стремилась разрабатывать данный вопрос. Прежде всего, по причине большего интереса к экономической сфере, а во многом потому, что их идеологической направленностью был либерализм. Либеральная элита в РФ просто не видела смысла выстраивать информационную безопасность государства. Это имело серьезные последствия для государства в сфере экономики, интеллектуальной и образовательной сферах. Отсутствие прочной системы безопасности породило и серьезный политический кризис, так как при наличии огромного количества партий и политических организаций обстановка в РФ была достаточно нестабильной. Матрица информационной безопасности начала полноценно выстраиваться лишь после ухода Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the policy of the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin in the field of information security. The main vectors of Boris Yeltsin's policy in this direction are analyzed. It was found that the problems of information security were dealt with only at the legislative level. As a result of the analysis, it was concluded that the failure of the information security policy was that the Russian elite headed by Boris Yeltsin did not seek to solve this issue. First of all, on the reason of great interest on the economy sphere as well as their ideological commitment to liberalism. The liberal elite in the Russian Federation didn't understand the point of setting up state's information security. It had serious consequences for the state in such spheres as economy, science and education. The absence of a strong security system created a serious political crisis, because in spite of the presence of a huge number of parties and political organizations, the situation in the Russian Federation was quite unstable. The information security matrix began to be fully built only after the resign of B.N. Yeltsin as the president of the Russian Federation.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационная политика, информационная сфера, законодательство, Президент, Российская Федерация.
Keywords: information security, information policy, information sphere, legislation, Рresident, Russian Federation.
В современном мире все активнее происходит внедрение разнообразных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни государства, которые изменяют матрицу жизни общества.
Не вызывает сомнений, что постоянный прогресс в сфере информационных и коммуникационных технологий играет важную роль в повышении качества жизни индивида, экономического и социально-политического прогресса как государства, так и человечества в целом. Однако он также несет в себе новые вызовы и угрозы международной и национальной безопасности [Меньшиков, 2017].
Во многом это обусловлено тем, что перманентная борьба между государствами все активнее переходит в информационную сферу. Это, в свою очередь, порождает конфликты в информационной сфере.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что информационная безопасность была и является актуальной проблемой для любого государства, в том числе и для Российской Федерации (далее РФ), которая, учитывая ее территориальный состав, экономическое, социальное и политическое развитие, а также геостратегическое и геополитическое положение в мире, нуждается в построении полноценной системы информационной безопасности. Для РФ информационная безопасность является вопросом государственной и национальной безопасности. Именно из этих понятий и следует исходить при изучении развития данной сферы в РФ.
Объектом настоящего исследования является становление и развитие информационной безопасности России.
Предметом исследования выступает информационная политика Президента РФ Б.Н. Ельцина.
Цель работы состоит в выделении основных векторов политики Президента РФ Б.Н. Ельцина в сфере информационной безопасности РФ.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «информационная безопасность»;
- проанализировать становление информационной безопасности в РФ;
- охарактеризовать информационную политику Б.Н. Ельцина.
Научная новизна исследования заключается в том, что на современном этапе происходит постоянная борьба геополитических конкурентов - РФ и США - за влияние на постсоветском пространстве. Это противостояние происходит в информационной сфере. Анализ становления информационной безопасности РФ позволит дать четкое понимание проигрышей и побед в существующем противостоянии.
Следует отметить, что сегодня существует большое количество научных работ, посвященных политике информационной безопасности российских властей с 2000 года. Но в то же время имеется ощутимый дефицит работ по информационной политике РФ при пр е-зидентстве Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.). Именно эта проблематика и обуславливает актуальность и новизну данного исследования.
Однако прежде чем перейти к изучению поставленной проблемы, необходимо рассмотреть теоретическую основу данного вида безопасности. Говоря об информационной безопасности, прежде всего, необходимо отметить, что нет единой трактовки понятия «информационная безопасность», так как различные исследователи понимают его по-разному. Под безопасностью в сфере информации следует понимать защиту инфраструктуры, которая обеспечивает распространение информации при помощи определенного набора специальных средств и методов, целями которых является пресечения возможности нанесения и причинения ущерба собственникам информации, подлежащей защите. Защищенность основных сфер жизни человека, личности и общества от воздействия информационных потоков как внутренних, так и внешних, которые могут причинить вред, является основной целью государства, в сфере обеспечения информационной безопасности [Мазуров, 2003]. Исходя из изложенного выше, можно прийти к выводу, что информационная безопасность -это, с одной стороны, защита человека от влияния негативной информации, приходящей извне, а с другой стороны - защита государства и его инфраструктуры.
Кроме информационных войн, как одного из главных дестабилизирующих факторов, принято традиционно выделять триаду угроз информационной безопасности государ-
ства. Это использование информационно - коммуникационных технологий в террористических, преступных и военно-политических целях. Подобный подход к определению угроз наблюдается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных проблематике информационной безопасности. Помимо этого, с развитием информационной сферы усиливается террористическая угроза. Так, например, уже не раз имели место случаи координации действий террористов или вербовки в террористические организации при помощи современных средств коммуникации [Международный пакт...]. Существует и другая угроза информационной безопасности государства - Интернет. Это связанно с тем, что в свете развития сети Интернет, который, несмотря на то, что является основным банком информации в мире, создает серьезную угрозу для этой информации. В настоящее время существует множество шпионских программ, а также иных средств нелегального сбора данных, которые действуют в том числе и через сеть Интернет. Это представляет одну из главных угроз информационной, а следовательно, и национальной безопасности государства [Меньшиков, 2017]. Сегодня терроризм активно развивается в сетевой среде. Целью данного вида терроризма является несанкционированный доступ к информации, которая охраняется законом и имеет высокий уровень секретности. Ущерб от сетевых террористических актов достаточно серьезный, так как они могут привести к человеческим жертвам, в том числе из-за несанкционированного доступа к секретной информации или информации, связанной с управлением жизненно важными сферами государства. Кроме того, в мире существует большое количество примеров использования социальных сетей и мес-сенджеров с целью смены власти в стране, то есть государственного переворота. Поэтому ключевой задачей современного государства является выстраивание прочной системы защиты информационных потоков, так как в многомерной информационной среде любой ее актор нуждается в информационной безопасности [Манойло, 2017].
Проблема обеспечения информационной безопасности государства не теряет своей актуальности и все чаще обсуждается главами государств на переговорах. Не остаются в стороне и международные и региональные организации, которые с 1990 -х гг. не отставляют тему распространения информации и её безопасного функционирования без внимания.
При этом необходимо разделять концепты информационной безопасности и информационной политики, так как последний означает процесс комплексной двусторонней коммуникации власть-общество в качестве важнейшего канала, который формирует массовое сознание, информирует граждан о деятельности органов власти, распространяет официальную позицию правительства по всему спектру вопросов внутренней и внешней политики государства [Шевко, 2012]. Таким образом, информационная среда, будучи одним из главных факторов прогресса, оказывает серьезное влияние на политическую, экономическую, оборонную безопасность современного государства.
Существование независимого и, что самое важное, суверенного государства неразрывно связано с обеспечением информационной безопасности во всех сферах его жизнедеятельности. Поэтому эффективное использование национальных информационных р е-сурсов в интересах, прежде всего, государства, а также его общества и граждан, невозможно без формирования целостной системы информационной безопасности.
Эта система создается на основе определенных основополагающих документов, например, доктрин или стратегий информационной безопасности, в которых излагается концепция безопасности страны в информационной сфере [Шевко, 2012].
В то же время при создании подобных документов государство должно учитывать также и различные интересы акторов информационной среды [Зиновьева, 2014]. Данные интересы делятся на: личностные - интересы личности в информационном пространстве, общественные - интересы отдельного социума в информационной среде и государственные - выражены интересами страны, правительства в информационной сфере [Шевко, 2012].
На базисе всех вышеупомянутых интересов формируются как долгосрочные, так и краткосрочные цели и задачи политики государства в сфере обеспечения информационной безопасности [Смирнов, 2017].
Если же мы говорим о РФ, то сегодня принято выделять несколько базовых составляющих ее национальных интересов в информационной сфере [Зиновьева, 2012]. К таковым относятся: защита информационных ресурсов, обеспечение безопасности всех информационных и телекоммуникационных систем, создание системы безопасности информационной среды общества.
Основными целями обеспечения информационной безопасности РФ являются:
1. Целостность данных - защита от сбоев в работе систем по сбору, обмену и передаче информации, ведущих к потере таковой, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;
2. Гарантирование конфиденциальности информации, но вместе с тем, ее доступность для всех авторизованных пользователей;
3. Защита информации, то есть осуществление мероприятий, направленных на поддержание информационной безопасности.
Следует отметить, что, несмотря на то, что эти цели были документально закрепл ены уже в 2000-х годах, их начали воплощать еще при президентстве Б.Н. Ельцина (19911999 гг.). Они нашли свое отражение в нескольких федеральных законах, указах, постановлениях и иных документах. Впервые в законодательстве РФ, термин «информационная безопасность», был закреплен в 1992 г. в Законе РФ «О безопасности» [О безопасности...]. В дальнейшем в посланиях Президента РФ, в утвержденной им Концепции национальной безопасности были отражены вопросы, которые касались информационной безопасности. Так, с 1996 г. начинают формироваться организационные структуры государственной системы обеспечения информационной безопасности в Правительстве РФ, в Администрации Пр е-зидента РФ, в Совете безопасности РФ. Однако сформировались они только с появлением Доктрины информационной безопасности, принятой 9 сентября 2000 г. [Меньшиков, 2017].
В 1990-е годы была выработана структура информационной безопасности в законодательной сфере. Согласно которой, нормы, которые регулируют особенности обеспечения безопасного функционирования информации, были закреплены на законодательном уровне, начиная с международных договоров и Конституции РФ и кончая нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, а также методические документы государственных органов России [Дмитрик Н. 2016.; Законодательство Российской Федерации.].
Анализируя Федеральный закон «Об информации, информатизации и зашдте информации» [Об информации.], принятый 25 января 1995 г., следует отметить, что он регулировал отношения, которые возникали при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации [Нестерова, 2018]. Также имелись положения относительно создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В настоящее время в РФ действует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Следует также обратить внимание и на Федеральный закон РФ «О государственной тайне» (1993 г.) [О государственной тайне.]. В данном законе прописаны положения относительно той или иной информации, которая представляет государственную тайну. Согласно закону, государственную тайну составляют сведения в военной, экономической, научно-технической, внешнеполитической областях, а также в рамках разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Исходя из затрагиваемых в данном законе информационных сфер, он стал одним из главных составных частей системы информационной безопасности, выстраиваемой при Б. Н. Ельцине. Также были приняты федеральные законы: «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.), «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.), «Об авторском праве и смежных пра-
вах» (1993 г.), Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.) [Законодательство Российской Федерации.].
В этой связи нельзя не упомянуть, что информационная безопасность может быть обеспечена только при комплексном подходе, который включает в себя четыре уровня действий: законодательный - административный - процедурный - программно-технический. В 1990-х гг. особенно активно велась деятельность по выстраиванию системы информационной безопасности на законодательном уровне [Шевко, 2012].
Так, помимо вышеупомянутых документов, деятельность государства в области информационной безопасности регулировали:
- Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31 декабря 1993 г.);
- Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (20 января 1994 г.);
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (6 марта 1997 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О сертификации средств защиты информации» (26 июня 1995 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» [Зиновьева, 2012].
Но даже и на этом уровне наблюдалось большое количество проблем. Прежде всего, это имплементация вышеупомянутых нормативно-правовых актов, их соответствие реалиям того времени и т. д. Но одна из наиболее крупных проблем заключалась в том, что российские правовые акты в большинстве своем имели ограничительную направленность [Нестерова, 2018].
Один из первых Указов, который был подписан Б.Н. Ельциным 5 января 1992 г., регламентировал создание Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации. Данный указ позволил продолжать решать задачи, связанные с обеспечением государственной информационной безопасности и противодействию иностранным техническим разведкам. Но изначально противодействие не было эффективным, и в государственных структурах РФ было много агентов иностранных разведок [Информационная безопасность.].
В дальнейшем, в 1994 году, проводя свою информационную политику, Б.Н. Ельцин объединяет пресс-службу президента с управлением информационного обеспечения и центром оперативной информации [Напугав ТВ. ].
В сфере внутренней политики по информационной безопасности во времена президентства Б.Н. Ельцина было впервые осуществлено комплексное осмысление целей, задач и объектов государственной информационной политики, а также вопросов, связанных с информационной безопасностью. Была принята Концепция информационной политики РФ (1998 г.). Ее разрабатывала парламентская комиссия, возглавляемая академиком Ю.А. Рыжовым [Мазуров, 2003]. Интересно, что именно благодаря данной концепции понятие «и н-формационная безопасность» было введено в научный оборот. В ней были определены главные векторы деятельности органов государственной власти и управления по становл е-нию информационного общества в РФ, а также по формированию единого, российского, информационного пространства и его вхождению в мировое информационное сообщество в тесной связке с информационной безопасностью государства. В данной концепции в качестве важнейшего конституционного права граждан было определено свободное создание, распространение и потребление информации [Концепция государственной.]. Ее положения трансформируют государственную информационную политику в серьезную движущую силу демократических преобразований российского общества и государства, которая отражает и учитывает интересы российских граждан, общественных организаций и движений, а
так же федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления, го с-ударственных организаций и коммерческих структур [Концепция государственной.].
Также отмечается, что государственная информационная политика выполняет и ограничительно-охранительную функцию. Под ней понимается обеспечение информационной безопасности страны в общественной, политической и технологической сферах, включая недопущение распространения на территории страны информации, которая входит в противоречие с нормами Конституции РФ [Конституция Российской Федерации. ], российского законодательства и в целом общепринятыми нормами этики и морали [Концепция государственной.].
В то же время необходимо особо подчеркнуть, что суть охранительно -ограничительной функции никак не связана, прямо или опосредованно, с государственной политической цензурой. Рамки действия функции по охране информации, изложенной в концепции, полностью соответствуют требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. [Международный пакт.]. В статье 19 Пакта говорится, что у каждого человека есть право беспрепятственно придерживаться своего мнения. Каждый человек обладает правом на свободное выражение своего мнения, которое выражается в свободном поиске, получении и распространении различной информации, независимо от государственных границ и т. п. Однако использование вышеупомянутых прав сопряжено с особым уровнем ответственности и налагает особые обязательства. Кроме того, использование этого права может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые устанавливаются законом и явл я-ются необходимыми для уважения прав и репутации человека, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения и т. п. [Международный пакт.]. Таким образом, на примере Концепции информационной политики РФ можно сказать, что государственная информационная политика страны формировалась в качестве одного из приоритетных направлений комплексной деятельности всей вертикали российских органов государственной власти и управления в политической и идеологической сферах [Концепция государственной.]. Вместе с учетом проходивших масштабных процессов укрепления всей российской государственности, пониманием важности разноплановой активности по решительному отстаиванию национальных интересов страны, в том числе ее информационного суверенитета и информационной безопасности, что тесно связано с процессами построения открытого информационного общества и единого открытого информационного пространства. Конечно, данная задача невыполнима без обеспечения надлежащего уровня безопасности информационной среды. Разработка основных направлений государственной информационной политики вместе с такими видами политики, как внешняя, оборонная, социально-экономическая и политика безопасности, осуществлялась и осуществляется непосредственно Президентом РФ. При этом Президент РФ придерживается тех полномочий, функций и обязанностей, которые на него возлагает Конституция РФ. Б.Н. Ельцин начиная с 1994 г. в своих ежегодных посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации конкретизировал основные направления внутренней и внешней политики для правительства и органов государственной власти РФ, в том числе и в информационно-коммуникационной сфере [Нестерова, 2008]. Была также определена главная функциональная задача государственной информационной политики РФ - это реализация национальных интересов РФ в информационной сфере, обеспечение ее информационного суверенитета и информационной безопасности [Концепция государственной.]. Вместе с тем хотелось бы отметить, что долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики РФ является создание открытого информационного сообщества, базисом которого должно стать развитие единого информационного пространства. Данное пространство должно обрести форму целостного федеративного государства, то есть информатизации отводится роль фактора, обеспечивающего единство страны [Меньшиков, 2017]. Предусматривается и интеграция в мировое информационное пространство, но с учетом национальных особенностей и инте-
ресов, вместе с обеспечением информационной безопасности на внутригосударственном и международном уровнях. В среднесрочной перспективе планировалось создать единое информационно-телекоммуникационное пространство страны для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития и обеспечения национальной безопасности РФ [Концепция государственной.].
С другой стороны, РФ внесла особый вклад в развитие международной информац ионной безопасности. Начиная с 1990-х гг. РФ стало государством, которое инициировало процесс формирования развития общемирового правового режима, призванного не допускать использование информации и технологий в сфере информации для дестабилизации обстановки в мире. Тут необходимо понимать, что использование информации в политических и военных целях регулируется только частично нормами международного права. Это означает, что такой концепт, как «информационная война» или использование информации в гибридной войне никак не регулируется на международном уровне. В свою очередь, это создает серьезную угрозу уже для национальной безопасности всех стран мира [Зиновьева, 2012]. Поэтому все более актуальной как в 1990-х гг., так и сейчас становится адаптация международного права к особенностям информационной сферы. Так, еще в 1998 г. РФ выдвинула инициативу о вынесении вопроса относительно международной и н-формационной безопасности на глобальный уровень. Начиная с 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимала резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». РФ постоянно проводила изуч е-ние и анализ угроз в информационной сфере и разрабатывала планы и программы совместных действий по их устранению. Она выступает за создание международно-правовых норм, которые будут ограничивать и устанавливать порядок применения информационного оружия. РФ также участвует в обсуждении проблем безопасности в информационной сфере в рамках региональных организаций. [Зиновьева, 2012]. К сожалению, все инициативы в области информационной безопасности так и остались «на бумаге» и не были воплощены в жизнь. Во многом это объяснялось политикой тогдашних российских властей, прежде всего, Президента РФ Б.Н. Ельцина. Для того чтобы понимать, в какую эпоху происходило становление информационной безопасности РФ, необходимо упомянуть об основных экономико-политических событиях в РФ в период с 1991-1999 гг. Прежде всего, в первые годы происходил сильнейший спад национального производства, доходов населения. Обесценились вклады, существовала проблема гиперинфляция [Борис Ельцин.]. К тому же серьезно вырос уровень преступности. Госсобственность была перераспределена в пользу нового класса предпринимателей. Чеченская кампания нанесла серьезный вред политической и экономической стабильности страны. Чеченская война, решение о начале которой принял именно Б.Н. Ельцин, вызвала серьезную критику российского руководства со стороны западных стран. Увеличился уровень террористической активности как на территории Чечни, так и в других субъектах РФ. В 1998 г. произошел дефолт в российской экономике, что повлекло за собой политические и социальные потрясения [Борис Ельцин.]. В этой ситуации Б.Н. Ельцин в декабре 1999 г. принял решение об отставке. Таким образом, он стал единственным лидером, который ушел со своего поста добровольно. Падение доверия населения ко всей власти и к Президенту РФ характеризует последний год прибывания у власти Б.Н. Ельцина. Причинами этого послужили отставки правительств, борьба за сферы влияния между олигархическими группировками, которые в то время представляли политическую элиту государства и влияли на политику государства. Именно в такой ситуации формировалась информационная политика РФ.
Вместе с тем нельзя забывать и про серьезное влияние США на внутреннюю и внешнюю политику РФ, в том числе и в области безопасности. Данное влияние они осуществляли как прямо, так и посредством неправительственных организаций, которые располагались на территории Российского государства. Это позволяло контролировать внутреннюю ситуацию в РФ и при необходимости влиять на те или иные процессы внутри нее [Юнгблюд, 2017].
После ухода Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ его преемник В.В. Путин начинает осуществлять комплексную деятельность в области обеспечения информационной безопасности [Борис Ельцин.]. При В.В. Путине была принята вышеупомянутая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В данном документе были заложены основные направления деятельности власти в области укрепления и дальнейшего развития информационной безопасности. В ней были определены национальные интересы РФ в информационной сфере, виды и источники угроз информационной безопасности и основные задачи по обеспечению ее защиты. Снижается влияние внешнего фактора на внутриполитические процессы в РФ, что стало возможным именно благодаря комплексному подходу к обеспеч е-нию национальной, в том числе информационной безопасности государства.
В заключении можно отметить, что информационная политика Б.Н. Ельцина была во многом провальной. Прежде всего потому, что в данной сфере наблюдался серьезный недостаток концептуализации. Всего лишь одна концепция по информационной политике не могла охватить всю сферу информационной безопасности. Это создавало множество препятствий для формирования полноценной системы информационной безопасности. Из этой проблемы вытекает и другая, связанная с узким пониманием тогдашней российской властью того, как необходимо выстраивать информационную безопасность государства. В этой сфере власть занималась в большей степени нормотворчеством. Так, в период 1991-1999 гг. было принято порядка 13 федеральных законов, тогда как сфера их практического применения не развивалась. Провал политики информационной безопасности в РФ заключался и в том, что тогдашняя российская элита во главе с Б.Н. Ельциным просто не стремилась разрабатывать данный вопрос. Во многом потому, что их больше интересовала экономическая сфера, также потому, что их идеологической направленностью был либерализм. Напомним, что в рамках либерального понимания мира все страны позиционируются в качестве друзей, а не врагов. Следовательно, либеральная элита в РФ просто не видела смысла выстраивать безопасность государства в кругу так называемых «друзей». Конечно же, это имело серьезные последствия для государства. И прежде всего, в сфере экономики, где отсутствие протекционизма в информационной сфере породило серьезные проблемы в производстве внутренней продукции и наводнило рынок иностранными товарами. Кроме того, был нанесен серьезный урон интеллектуальной и образовательной сферам. В 1990-х гг. США и ее союзникам удалось полностью переформатировать систему образования в РФ, сделав из населения общество потребления. Отсутствие прочной системы безопасности породило и серьезный политический кризис, так как при наличии огромного количества партий и политических организаций обстановка в РФ была достаточно нестабильной. Матрица информационной безопасности начала полноценно выстраиваться лишь после ухода Б.Н. Ельцина. С начала 2000-х гг. новое российское руководство поняло, насколько важно обезопасить свою информационную среду. Как тогда, так и сейчас создание всеобъемлющей системы информационной безопасности является стратегической задачей Российского государства. И как бы это парадоксально ни звучало, но фундаментом этого процесса служит именно информационная политика, сформированная при Президенте РФ Б.Н. Ельцине, несмотря на все ее недостатки.
Список литературы References
1. Борис Ельцин. 2007. Политический портрет. РИА Новости, 4 апреля. URL: http://ria.ru/report/20070423/64208394.html (дата обращения: 18.06.2018).
Boris El'tsin. 2007. Politicheskiy portret. RIA Novosti, 4 aprelya. URL: http://ria.ru/report/20070423/64208394.html (data obrashcheniya: 18.06.2018) (in Russian).
2. Дмитрик Н.А. 2016. Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности. DIGITAL.REPORT. 4 декабря. URL: https://digital.report/zakonodatelstvo-rossii-informatsionnaya-bezopasnost/ (дата обращения: 18.06.2018).
Dmitrik N.A. 2016. Obzor zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii v sfere informatsionnoy bezopasnosti. DIGITAL.REPORT, 4 dekabrya. URL: https://digital.report/zakonodatelstvo-rossii-informatsionnaya-bezopasnost/ (data obrashcheniya: 18.06.2018) (in Russian).
3. Законодательство Российской Федерации в области защиты конфиденциальной информации и персональных данных. 2018. МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.msu.ru/info/is/isdocs.php#1 (дата обращения: 18.05.2018).
Zakonodatel'stvo Rossiyskoy Federatsii v oblasti zashchity konfidentsial'noy informatsii i person-al'nykh dannykh. 2018. MGU im. M.V. Lomonosova URL: http://www.msu.ru/info/is/isdocs.php#1_(data obrashcheniya: 18.06.2018) (in Russian).
4. Зиновьева Е.С. 2014. Анализ внешнеполитических инициатив РФ в области информационной безопасности. Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vneshnepoliticheskih-initsiativ-rf-v-oblasti-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 19.05.2018).
Zinov'eva E.S. 2014. Analiz vneshnepoliticheskikh initsiativ RF v oblasti informatsionnoy be-zopasnosti. Kiberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vneshnepoliticheskih-initsiativ-rf-v-oblasti-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti_ (data obrashcheniya: 18.06.2018) (in Russian).
5. Зиновьева Е.С. 2012. Развитие информационного общества: проблемы безопасности. Вестник МГИМО. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/politologiya/razvitie-informacionnogo-obshchestva-problemy-bezopasnosti (дата обращения: 22.06.2018).
Zinov'eva E.S. 2012. Razvitie informatsionnogo obshchestva: problemy bezopasnosti. Vestnik MGIMO. URL : http://www. vestnik. mgimo. ru/razdely/politologiya/razvitie -informacionnogo-
obshchestva-problemy-bezopasnosti (data obrashcheniya: 22.06.2018) (in Russian).
6. Информационная безопасность государства: от Гостехкомиссии СССР до ФСТЭК России. Юбилейный сборник ФСТЭК России CONNECT. URL: http://www.connect-wit.ru/informatsionnaya-bezopasnost-gosudarstva-ot-gostehkomissii-sssr-do-fstek-rossii.html (дата обращения: 18.06.2018).
Informatsionnaya bezopasnost' gosudarstva: ot Gostekhkomissii SSSR do FSTEK Rossii. Yubi-leynyy sbornik FSTEK Rossii. CONNECT. URL: http://www.connect-wit.ru/informatsionnaya-bezopasnost-gosudarstva-ot-gostehkomissii-sssr-do-fstek-rossii.html (data obrashcheniya: 18.06.2018) (in Russian).
7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. ГАРАНТ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.06.2018).
Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1993 goda. GARANT. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 21.06.2018) (in Russian).
8. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. 2018. Институт развития информационного общества. URL: http://www.iis.ru/library/sip_(дата обращения: 20.06.2018).
Kontseptsiya gosudarstvennoy informatsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii. 2018. // Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva. URL: http://www.iis.ru/library/sip (data obrashcheniya: 20.06.2018) (in Russian).
9. Мазуров В.А. Невинский В.В. 2003. Понятие и принципы информационной безопасности. Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-printsipy-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.06.2018).
Mazurov V.A. Nevinskiy V.V. 2003. Ponyatie i printsipy informatsionnoy bezopasnosti. Kiber-leninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-printsipy-informatsionnoy-bezopasnosti (data obrashcheniya: 20.06.2018) (in Russian).
10. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. 2017. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., МИФИ. 542.
Manoylo A.V., Petrenko A.I., Frolov D.B. 2017. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v usloviyakh informatsionno-psikhologicheskoy voyny. M., MIFI. 542.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах. 2018. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (дата обращения: 21.06.2018).
Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh. 2018. Ofitsial'nyy sayt OON. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (data obrashcheniya: 21.06.2018) (in Russian).
12. Меньшиков П.В. 2017. Эволюция государственной информационной политики в России. МГИМО. URL: http://www.intcom-mgimo.ru/2017-04/state-information-policy-of-russia (дата обращения: 21.06.2018).
Men'shikov P.V. 2017. Evolyutsiya gosudarstvennoy informatsionnoy politiki v Rossii. MGIMO. URL: http://www.intcom-mgimo.ru/2017-04/state-information-policy-of-russia (data obrashcheniya: 21.06.2018) (in Russian).
13. ^пугав ТВ, Ельцин объединил свои информструктуры. Коммерсантъ. 23.11.1994. №222. URL: https://www.kommersant.ru/doc/95909 (дата обращения: 21.06.2018).
Napugav TV, El'tsin ob"edinil svoi informstruktury. Kommersant. 23.11.1994. № 222. URL: https://www.kommersant.ru/doc/95909 (дата обращения: 21.06.2018).
14. ^стерова НВ. 2008. Понятие и политико-правовое принципы информационной безопасности. Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-politiko-pravovye-printsipy-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 21.06.2018).
Nesterova N.V. 2008. Ponyatie i politiko-pravovoe printsipy informatsionnoy bezopasnosti. Kiber-leninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-politiko-pravovye-printsipy-informatsionnoy-bezopasnosti (data obrashcheniya: 21.06.2018) (in Russian).
15. Федеральный закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности». ГАРАHТ, URL: http://base.garant.т/10136200/(дата обращения: 21.06.2018).
Federal'nyy zakon R.F. ot 5 marta 1992 g. № 2446-I «O bezopasnosti». GARANT. URL: http://base.garant.ru/10136200/(data obrashcheniya: 21.06.2018) (in Russian).
16. Федеральный закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 26.07.2017). Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения: 21.06.2018).
Federal'nyy zakon R.F. ot 21.07.1993 № 5485-1. «O gosudarstvennoy tayne R.F.» (red. ot 26.07.2017). Konsul'tant-Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (in Russian).
17. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». ГАРАКГ. URL: http://base.garant.ru/10103678/
Federal'nyy zakon RF ot 20 fevralya 1995 g. № 24-FZ «Ob informatsii, informatizatsii i zashchite informatsii». GARANT. URL: http://base.garant.ru/10103678/ (in Russian).
18. Смирнов А.В. 2017. Современные информационные технологии в международных отношениях: монография. М., МГИМО-Университет, 334.
Smirnov A.V. 2017. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v mezhdunarodnykh otnosheni-yakh: monografiya. M., MGIMO-Universitet, 334. (in Russian).
19. Шевко НР. 2012. Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности в России. Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 20.06.2018).
Shevko N.R. 2012. Aktual'nye problemy obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti v Rossii. Kiberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-sovremennogo-obschestva (data obrashcheniya: 20.06.2018) (in Russian).
20. Юнгблюд В.Т., Збоев А.В. 2017. Роль неправительственных организаций в восточноевропейской политике США в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nepravitelstvennyh-organizatsiy-v-vostochnoevropeyskoy-politike-ssha-v-kontse-1980-h-nachale-1990-h-gg (дата обращения: 20.06.2018).
Yungblyud V.T., Zboev A.V. 2017. Rol' nepravitel'stvennykh organizatsiy v vostochnoevrop-eyskoy politike SShA v kontse 1980-kh - nachale 1990-kh gg. Kiberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nepravitelstvennyh-organizatsiy-v-vostochnoevropeyskoy-politike-ssha-v-kontse-1980-h-nachale-1990-h-gg (data obrashcheniya: 20.06.2018) (in Russian).