Научная статья на тему 'Использование информационных технологии в государственном управлении в регионах'

Использование информационных технологии в государственном управлении в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
362
36
Поделиться
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Цыренова Аюна Андреевна, Шаралдаева Ирина Архиповна

В статье рассмотрены вопросы реализации целевой программы «Электронная Россия» в регионе, информатизации деятельности муниципальных образований и оценки использования информационных технологий органами исполнительной власти в условиях формирования информационного общества.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN PUBLIC ADMINISTRATION OF REGIONS

The article is devoted to the problems of realization of target program “Electronic Russia” in the region, IT penetration in activities of municipal units and evaluation of IT using by government authorities in the terms of formation of knowledge society.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологии в государственном управлении в регионах»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В РЕГИОНАХ

УДК 338.242

Аюна Андреевна Цыренова,

к.э.н, доц. кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция»,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Эл. почта: manana1955@mail.ru

Ирина Архиповна Шаралдаева,

д.э.н, профессор кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Эл. почта: sharaldaeva_ia@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы реализации целевой программы «Электронная Россия» в регионе, информатизации деятельности муниципальных образований и оценки использования информационных технологий органами исполнительной власти в условиях формирования информационного общества.

Ключевые слова: целевая программа, электронная Россия, государственное управление, информационные технологии, государственные услуги.

Ayuna A. Tsyrenova,

PhD in Economics. Associate Professor, the Department of Management, Marketing and Commerce,

East Siberian State University of Technology

and Management,

E-mail: manana1955@mail.ru

Irina A. Sharaldaeva,

Doctorate of Economics, Professor, the Department of Management, Marketing and Commerce,

East Siberian State University of Technology

and Management,

E-mail: sharaldaeva_ia@mail.ru

USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN PUBLIC ADMINISTRATION OF REGIONS

The article is devoted to the problems of realization of target program "Electronic Russia" in the region, IT penetration in activities of municipal units and evaluation of IT using by government authorities in the terms of formation of knowledge society

Keywords: target program, e-Russia, public administration, information technology, government services.

1. Введение

По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети.

2. Результаты реализации целевой программы «Электронная Россия»

В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» в регионах Российской Федерации разработаны региональные целевые программы. В 2003 году разработана республиканская целевая программа «Электронная Бурятия», которая позволила повысить уровень обеспеченности и использования информационных ресурсов региона.

Так, Республика Бурятия принимала участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» по ряду проектов, среди которых «Информационно-аналитическая система органов государственной власти Республики Бурятия», «Создание элементов системы персонального учета населения в Республики Бурятия муниципального уровня», «Портал госзакупок», «Оказание универсальных услуг связи, передачи данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Республики Бурятия» и др.

В настоящий момент информационно-аналитическая система органов государственной власти Республики Бурятия (ИАС ОГВ РБ) включает в себя два раздела: межведомственный и специализированный. В межведомственный раздел информационно-аналитической системы включены типовые модули, используемые органами государственной власти для решения широкого круга задач. К системе подключены все органы исполнительной власти республики. Специализированный раздел информационно-аналитической системы предназначен для поддержки деятельности Министерства экономики Республики Бурятия.

Формирование такой базы данных показателей по субъектам РФ позволяет проводить мониторинг социально-экономического развития в разрезе территорий РФ, Сибирского федерального округа, анализ товарооборота, анализ инвестиционной привлекательности инвестиционного потенциала РБ.

Автоматизация деятельности муниципальных образований направлена на повышение эффективности выполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих функций по предоставлению административных и публичных государственных услуг; межведомственного взаимодействия; проведения анализа комплексной и агрегированной информации о социально-демографической структуре и составе населения.

В целях эффективной организации работ по реализации проектов с администрациями муниципальных районов заключены договоры о взаимодействии. Проект охватил 270 муниципальных образований сельских и городских поселений и 21 муниципальный район региона, то есть 100 % администраций муниципальных образований, в полномочия которых входит ведение похозяйственного учета и учета граждан. Всего в муниципальные образования был поставлен 291 комплекс средств автоматизации КСА САО. КСА САО включают в себя комплекты компьютерной техники, лицензионное системное программное обеспечение, автоматизированную систему «Сельское административное образование», комплекс средств защиты информации.

Сформированные информационные ресурсы используются при создании многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, создании информационных систем поддержки оказания государственных услуг по принципу «одного окна», интеграции с Информационно-аналитической системой органов государственной власти Республики Бурятия.

Внедрение автоматизированной информационной системы «Сельское административное образование» позволило автоматизировать операции, выполняемые работниками сельских администраций в своей повседневной деятельности, таких, как:

1. Регистрация и учет населения (как постоянно, так и временно пребывающего), учет льготных категорий граждан, учет движения постоянно проживающих (прибытие-убытие), оформление различных списков населения.

2. Ведение похозяйственного учета, согласно распоряжению правительства Республики Бурятия от 23.07.2001 № 751-р, включающего: ведение похозяй-ственной книги, алфавитной книги хозяйств, учет граждан, проживающих в специализированных учреждениях (форма № 2С), учет граждан, проживающих на территории поселения год и более (форма № 2 В).

3. Учет земельного фонда.

4. Учет фонда недвижимости.

5. Подготовка данных для заполнения форм статистической отчетности.

6. Оперативно-справочное обслуживание граждан (оформление и печать справок, выписок, постановлений).

7. Регистрация пребывания граждан с подготовкой пакета документов.

8. Воинский учет, в рамках полномочий муниципальных образований.

По проекту создания регионального портала государственных и муниципальных услуг. В сентябре 2008 года, в соответствии с договором на передачу прав использования программного обеспечения от 25.08.2008 г. № 64 ЭР/ Д05, заключенным с Министерством экономического развития Российской Федерации, получено типовое программное обеспечение «Региональный портал государственных услуг» и «Региональный реестр государственных услуг». По состоянию на текущий момент на портале представлена информация о 103 услугах, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, порядке их по-

лучения, в том числе об услугах, оказываемых на базе ГУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг».

Как правило, такие системы реализуются на основе технологий WEB-страниц. По данному показателю явным лидером выступает образование - более половины из обследованных учебных заведений имеют WEB-сайты. Далее следуют сферы по организации отдыха и развлечений, обрабатывающего производства, финансов и кредита. Учреждения и организации сегментов образования и по организации отдыха и развлечений в 2006-2008 гг. показывают наибольший прирост доли владения WEB-сайтами - 15% и 4,4% соответственно. Такое положение дел говорит об увеличении присутствия этих сфер в глобальной сети Интернет по сравнению с другими видами деятельности.

В ходе реализации проекта доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и систем информирования граждан и организаций о предоставлении государственных услуг в рамках ФЦП «Электронная Россия» созданы сайты законодательной и исполнительной власти, которые имеют определенный уровень информационной открытости. Оценка использования информационных технологий органами исполнительной власти осуществляется институтом свободы информации по следующим показателям:

- Общая информация о деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ,

- Информация о нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ,

- Информация о международном и внутригосударственном сотрудничестве исполнительных органов государственной власти субъекта РФ,

- Информация о деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

- Информация о проверках,

- Информация об официальных выступлениях и заявлениях руководства исполнительных органов государственной власти субъекта РФ,

- Информация о статистической деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ,

- Информация о кадровом обеспечении исполнительных органов госу-

дарственной власти субъекта РФ,

- Информация о работе исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления,

- Общая информация о субъекте Российской Федерации,

- Критерии удобства восприятия информации,

- Дополнительные значимые параметры.

Каждый показатель складывается из подпоказателей, число которых составляет 103. На основе вышеперечисленных показателей сайт правительства республики Бурятии (ЬПр:/^оу-bnryatia.ru) имеет степень информационной открытости 46,69% и находится по результатам мониторинга сайтов исполнительной власти на 11 месте из 83 субъектов РФ. За три года степень информационной открытости повысилась с 38,60% в 2007 году. В 2008 году значение данного показателя составило 38,97% и сайт был на 36 месте.

Степень информационной открытости официального сайта органов законодательной власти (ЬЦрУ/Иига!-buryatia.ru) республики Бурятия в 2009 году получил оценку 59,81%, что позволило занять 7 позицию в рейтинге 83 органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. По результатам предыдущих двух лет значение этого показателя составило 32,88% и 26,17 в 2008 и 2007 годах соответственно.

3. Заключение

Не смотря на активную реализацию целевой программы «Электронная Россия», существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бу-

№4, 2012

198

мажного документа.

Также использованию потенциала информационных технологий препятствует разрозненность государственный информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти.

Поэтому, дальнейшее развитие использования информационных технологий и ресурсов в целях развития экономики регионов мы видим в совершенствовании нормативной базы ин-

форматизации, более комплексной реализации ФПЦ «Информационное общество», в системном формировании полноценного института «электронного правительства» и информационного общества.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 года)»

2. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. №403 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 -2010 годы)»

3. https://www.svobodainfo.org/ru/ taxonomy/term/11?page=3

4. Смелов П.А., Егорова Е.А. Статистическая характеристика пользователей Интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конферен-

ции «Актуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов» - М.: МЭСИ, 2011

References

1. The State Program of the Russian Federation, «The Information Society (2011-2020)»

2. Government Decree on June 9, 2010 № 403 «On Amendments to the federal target program Electronic Russia (2002 -2010)»

3. https://www.svobodainfo.org/ru/ taxonomy/term/11?page=3

4. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical characteristics of Internet users in Russia // Tezisy dokladov V Nauchno-prakticheskoy konferencii «Aktual'nye problemy statisticheskogo analiza social'no-ekonomicheskih yavleniy i processov» - M.: MESI, 2011