ЧАСТЬ II
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА. Левданская
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
Изобразительное искусство в Приморье имеет более чем вековую историю. Основные ее коллизии и этапьт обозначены в трудах основоположника приморского искусствоведения В.И. Кандыбы [1].
Исследование процессов, происходящих в творческой жизни края последних 15 лет задача следующего поколения искусствоведов. Данное сообщение имеет целью обозначить основные коллизии, тенденции и проблемы художественного процесса, связанные с коренным изменением ситуации в стране, обществе, в самих условиях существования художников, в частности художников Приморья.
При социализме существовала стройная система организации в художественной среде. Получение специального образования, затем участие в выставках, причем обязательно работами, получившими одобрение выставкомов, затем вступление в Союз художников. Вспомним, в советские времена вступление в Союз означало: признание профессионального уровня, доступ к выставкам, а следовательно, и к закупкам, возможность получить бесплатную мастерскую, повысить квалификацию на творческих дачах за счет Союза, возможность иметь постоянный заработок на заказах в Художественном фонде.
Членство привязывало художника к организации, как дитя к alma mater. И вот эта система в последнее десятилетие прошлого века была, как водится в России, разрушена почти до основания. Художники, обижавшиеся при социализме на отсутствие свободы творчества, в постсоветские, демократические времена оказались совершенно свободными в выборе тем и средств выражения. Однако и государство освободило себя от заботы и попечения над деятелями искусства. Им пришлось перестраивать свою психологию,
Левданская Наталья Андреевна — член Союза художников Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научной работе, Приморская государственная картинная галерея.
переосмысливать собственные роль и место в общественной жизни страны, привыкать к такому понятию, как «рынок», примириться с тем, что себя приходится предлагать самому либо через посредников (искусствоведов, галеристов, музейщиков).
Всемогущие прежде региональные организации Союза художников постепенно растеряли большую часть возможностей и привлекательности для своих членов. Сыграли здесь роль и сепаратистские настроения: например, Приморская организация СХ России на самом деле сейчас объединяет в основном владивостокцев. Уссурийцы и находкинцы создали свои городские организации, их выставочная и творческая жизнь развивается вполне независимо от столицы Приморья.
С 1991 г. в крае стали появляться негосударственные корпоративные и частные художественные галереи, общества, объединения художников («Триада» «Владивосток», «Штиль»), ориентированные на продвижение владивостокских и приморских художников, их произведений на международной арене.
Вывод, который напрашивается: для изобразительного искусства Приморья последние полтора десятка лет равнозначны целой эпохе.
Что касается непосредственно творческого процесса, здесь также произошли кардинальные изменения. В начале 90-х гг. на фоне единственно возможного в изобразительном искусстве стиля социалистического реализма состоялись первые робкие (с оглядкой на крайком КПСС) попытки показать широкому зрителю, в том числе иностранному (закрытый порт Владивосток только что «открыли»), экспозиции художников местного «андеграунда», прежде гонимых и преследуемых Союзом художников. К их числу относились В. Федоров, А. Пырков, Ю. Собченко, Р. Тушкин, Ф. Морозов, В. Ненаживин, Г. Омельченко и др.
Первым и единственным на тот период критиком, осмелившимся представлять и объяснять творчество приморских модернистов властям и зрителям, была М.Э. Куликова, научный сотрудник Приморской картинной галереи.
Показательно, что в конце 90-х гг. при подготовке к участию Приморья в престижной международной выставке в Музее современного искусства г. Тояма (Япония) выяснилось, что, по мнению самих художников, среди наиболее достойных кандидатов представлять искусство Приморья рубежа XX - XXI вв. нет ни одного реалиста. В число десяти наиболее активно работающих, выставляющихся и определяющих лицо приморского искусства авторов вошли те же Р. Тушкин, Г. Омельченко, В. Ненаживин, А. Пырков, Ф. Морозов, плюс график А. Камалов, живописцы С. Симаков, В. Погребняк, Е. Макеев, И. Зинатулин. Не будет преувеличением сказать, что экспозиция приморчан в Тояме выглядела достойно и убедительно. Престиж приморского искусства, уже достаточно возросший к тому времени в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поднялся еще выше.
Это, однако, не означает, что реализм как направление изобразительного искусства потерял свою значимость. По-прежнему этот стиль служит делу продвижения искусства в массы. Творчество мэтра приморской живописи И.В. Рыбачука, ушедших от нас К. И. Шебеко, С.Ф. Арефина неизменно вызывает интерес поклонников и покупателей. Больше того, тенденция последнего времени такова, что реалистические произведения приморских авторов, созданные в разные годы начиная с середины прошлого века, нашли новых почитателей и покупателей в лице соседей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая. Именно там, а не в Москве, теперь находится центр притяжения для приморских авторов. Там их выставляют, покупают, там издается большинство каталогов и буклетов о них. Так, уссурийские художники, в основном реалисты, благодаря предприимчивости и активности своего правления постоянно принимают участие в международ-
пых художественных проектах. Автор из Уссурийска О.К. Никитчик в 1998 г. стала организатором и вдохновителем международного творческого объединения «Цветы Мира». В него вошли художники-женщины из России, Республики Корея, Японии, Австралии. В отличие от многих, очень важных и значительных, но недолговечных начинаний, проект «Цветы Мира» работает и развивается восьмой год. Цель объединения международный культурный обмен в области изобразительного искусства, общение творческих личностей, знакомство зрителей с искусством и культурой стран-соседей. Участники проекта не ставят перед собой каких-либо феминистских целей, не ждут особого внимания и преференций лишь на том основании, что они женщины. Проект включает в себя и совместные пленэры, мастер-классы. По большому счету, это оригинальная форма народной дипломатии, роль которой в развитии отношений Приморья со странами-соседями трудно переоценить.
И все же наиболее значимым показателем для определения состояния изобразительного искусства Приморья на рубеже веков являются выставки в самом Приморье, во Владивостоке.
Формат настоящего сообщения не позволяет остановиться на всех крупных выставочных проектах 1990-2006 гг.
Главное событие 9-я зональная выставка «Дальний Восток» проходила в 2003 г. в Хабаровске, к которой была приурочена научно-практическая конференция, чьи материалы опубликованы, поэтому сегодня о ней лишь упомянем.
Из групповых, по нашему мнению, наиболее значимой стала экспозиция группы «Штиль» летом 2004 г. В ней приняли участие все ее члены и С. Симаков, давно перебравшийся в европейскую часть континента, и А. Камалов, безвременно ушедший от нас к тому моменту. Е. Макеев, В. Серов, В. Погребняк, И. Зинатулин вновь подтвердили право считаться авангардом приморского искусства. Хотя, справедливости ради, хочется отметить, что некоторые из них, на наш взгляд, в 90-х гг. были смелее, масштабнее, интереснее (Серов, Погребняк, Зинатулин).
Стоит упомянуть и выставку «Шествие с Востока» в 2005 г., с которой началась галерея «Портмэй».
Все чаще приходится слышать: Приморский край отличается большим, чем можно было ожидать, учитывая размеры и плотность его населения, количеством серьезных профессиональных художников.
Количество и качество персональных выставок приморских авторов являются неоспоримым доказательством данного факта. Причем не следует забывать о том, что организация персональной выставки в советские времена и теперь это очень разные вещи. Если раньше свое право на персональную экспозицию нужно было доказывать выставкому, партийным органам, то теперь сам автор решает, готов он к ней или нет. Но сам же ищет выставочный зал, спонсоров, тратится на оформление работ. Ощутимых же результатов его усилия и затраты довольно часто не приносят ни моральных, ни материальных. И тем не менее персональных выставок не становится меньше. Иван Рыбачук, Василий Доронин, Александр Арсененко, Евгений Макеев, Ольга Калюжная, Анатолий Калюжный, Виктор Федоров это далеко не полный список персональных показов 2005-2006 гг. А такие авторы, как Федор Морозов из Владивостока и Геннадий Омельченко из Находки, организуют свои «персоналки» с периодичностью в два-три года. Чем объяснить такую самоотдачу наших художников? Иначе, чем вдохновением, осознанием своего предназначения не объяснишь.
Мы лишь наметили те направления, тенденции и особенности (организационные и творческие), которые характеризуют состояние и перспективы развития приморского художественного процесса.
Искусствоведение и арт-критика находятся в большом долгу перед приморскими художниками, достойными более внимательного и последовательного изучения и представления в отечественном и мировом художественном пространстве.
Список литературы
1. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока. 1858 - 1938. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1985. - 176 с.
2. Кандыба В.И. Художники Приморья. - М.: Художник России, 1990. - 128 с.
3. Международная творческая женская группа «Цветы Мира»: Буклет выставки. -Владивосток, 1998. - 18 с.
4. Художественная выставка дружественных стран Восточной Азии. Музей современного искусства г. Тояма (Япония): Каталог выставки. Тояма: Музей современного искусства, 1999. - 83 с.
5. Левданская Н.А. Размышления по поводу// Словесница искусств. - 2004. - № 13. - С. 15 - 21.
М. С. Сагадеева
НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА В СОБРАНИИ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
В экспозиции картинной галереи есть икона, которая привлекает внимание «Благовещение и Сретение» двухстворчатый складень, размер 33x58 см.
Изысканностью и насыщенностью цвета, грациозностью линий она создает впечатление драгоценного ювелирного изделия. До настоящего времени не было известно, к какой иконописной школе ее отнести. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на признаки принадлежности этой иконы к невьянской школе иконописи.
Выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейви (Невьи) в конце XVII в., город Невьянск первая горная столица Демидовых стал старообрядческим центром Урала. Именно Невьянск во второй половине XVIII в. и первой половине XIX в. собрал лучших мастеров Урала, пришедших из самых разных регионов России. В Невьянске жили и работали династии талантливых мастеров, определивших стилистику иконописи Каменного пояса. Это дает основание говорить о невьянской школе иконописи. Впрочем, к невьянской школе относят иконы, создаваемые не только в самом Невьянске. Тамошние изографы заводили мастерские в других городах, и таким образом их влияние распространилось по всему Уральскому хребту вплоть до Южного Урала.
Сагадеева Марина Сергеевна — художник-реставратор II категории, Приморская государственная картинная галерея.