Научная статья на тему 'Невьянская икона в собрании Приморской государственной картинной галереи'

Невьянская икона в собрании Приморской государственной картинной галереи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невьянская икона в собрании Приморской государственной картинной галереи»

Выпуск № 1, 2008 г.

Искусствоведение и арт-критшса находятся в большом долгу перед приморскими художниками, достойными более внимательного и последовательного изучения и представления в отечественном и мировом художественном пространстве.

Список литературы

1. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока. 1858 - 1938. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1985. - 176 с.

2. Кандыба В.И. Художники Приморья. - М.: Художник России, 1990. - 128 с.

3. Международная творческая женская группа «Цветы Мира»: Буклет выставки. -Владивосток, 1998. - 18 с.

4. Художественная выставка дружественных стран Восточной Азии. Музей современного искусства г. Тояма (Япония): Каталог выставки. Тояма: Музей современного искусства, 1999. - 83 с.

5. Левданская Н.А. Размышления по поводу// Словесница искусств. - 2004. - № 13. - С. 15 - 21.

М. С. Сагадеева

НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА В СОБРАНИИ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

В экспозиции картинной галереи есть икона, которая привлекает внимание «Благовещение и Сретение» двухстворчатый складень, размер 33x58 см.

Изысканностью и насыщенностью цвета, грациозностью линий она создает впечатление драгоценного ювелирного изделия. До настоящего времени не было известно, к какой иконописной школе ее отнести. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на признаки принадлежности этой иконы к невьянской школе иконописи.

Выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейви (Невьи) в конце XVII в., город Невьянск первая горная столица Демидовых стал старообрядческим центром Урала. Именно Невьянск во второй половине XVIII в. и первой половине XIX в. собрал лучших мастеров Урала, пришедших из самых разных регионов России. В Невьянске жили и работали династии талантливых мастеров, определивших стилистику иконописи Каменного пояса. Это дает основание говорить о невьянской школе иконописи. Впрочем, к невьянской школе относят иконы, создаваемые не только в самом Невьянске. Тамошние изографы заводили мастерские в других городах, и таким образом их влияние распространилось по всему Уральскому хребту вплоть до Южного Урала.

Сагадеева Марина Сергеевна — художник-реставратор II категории, Приморская государственная картинная галерея.

Итак, в чем же сходство иконы, находящейся в ПГКГ, с невьянской школой иконописи?

Икона «Сретение и Богоявление» начала XIX в. из частного собрания коллекционера, проживающего в г. Екатеринбурге. Во-первых, можно отметить практически абсолютную схожесть композиции: те же округлые своды храма, тот же престол, те же позы присутствующих святых. Да, конечно, иконы писались по канону, по списку, установленному сюжетом композиции, что могло быть использовано не только в Невьянске. Мы видим также схожесть цветовой гаммы на архитектуре это нежные тона сиреневого, зеленоватого, голубого. Колонны с округлыми сводами и проработка под цветной камень все это от стиля классицизма, оказавшего влияние на невьянскую иконопись на рубеже XVIII XIX вв. На престоле же видим богатство стиля барокко это роспись цветов золотом по киноварно-красному, множество узоров чернью по золотому фону этот стиль существовал до середины XIX в. совместно с классицизмом.

На одеждах святых использованы излюбленные цвета невьянцев сочетание темно-вишневого с темно-зеленым, глубокого киноварного с богатой палитрой зеленого и синего, с нюансами голубовато-зеленоватых тонов. Обилие золотого ассиста в одеждах объединяет фигуры с фоном, где тоже использовано золото. На полу храма мы видим разделку под плиточки также признак невьянской школы. Если присмотреться к пейзажу на дальнем плане, увидим цветные горки с легкими травками, весьма характерными для Невьянска.

И конечно же, тип лика, который можно определить как миловидный, полнощекий, с широко поставленными большими, слегка навыкате глазами с припухшими веками, коротким прямым, с едва заметной горбинкой носом, округлым подбородком, волнистой линией маленьких губ, с чертами лица, сближенными по вертикали. При росписи использовано вохрение в белизну, без подрумянки.

Икона поступила в 1930 г. в областной краеведческий музей им. В.К. Арсеньева, из собрания старообрядца Афанасия Поносова, жившего в с. Елазовка Приморского края, а в 1966 г. была передана Приморской государственной картинной галерее.

Интересно проследить тот долгий путь, который проделала икона с Урала к нам, во Владивосток. Как известно, Приморье заселяли переселенцы из многих регионов России. Конечно, люди везли с собой вещи и обязательно иконы.

Икона подписная, датирована 21 ноября..., к сожалению, год не удалось прочесть, но при визуальном осмотре это 20 30-е гг. XIX в., основанием для такого утверждения

является использование узора из цветов по позолоченному фону, характерный орнамент которого появился именно в эти годы.

В моих оценках о складне «Благовещение и Сретение» я опиралась на консультации специалиста по проблемам невьянской школы иконописи Л.Д. Рязановой, проживающей в г. Екатеринбурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.