Научная статья на тему 'Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся'

Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся»

• научно-практические конференции;

• методические рекомендации по психологическим особенностям обучения, воспитания и развития;

• лекции и беседы со студенческим активом;

• беседы по результатам психодиагностического обследования в учебных группах;

• индивидуальные консультации для преподавателей, студентов и их родителей;

• специальные курсы по психологическому управлению, конфликтологии, педагогическому и деловому общению;

• психоречевые тренировки, проведение «Дня психолога», выпуск специальных бюллетеней, газет.

С. РЕДЛИХ, профессор, ректор Л. АРТЕМОВА, доцент В. КРУЧИНИН, профессор Кузбасская государственная педагогическая академия

В 2002 г. приказом Министерства образования Российской Федерации утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В новой концепции зафиксирована личностная ориентация образовательного процесса, что должно обеспечить осознанное профессиональное самоопределение выпускника и жизненно необходимую зрелость человека, завершающегообразование в школе.

По нашему мнению, профилирование старшей ступени общеобразовательной школы возможно, если учитель подготовлен к работе в современных условиях. Об одном из реальных опытов в этом направлении и пойдет речь в данной статье.

Российское образование в последнее десятилетие XX в. находилось в состоянии перманентного реформирования. При этом ключевое звено любой системы образова-

Управление деятельностью психологической службы университета осуществляется на основе утвержденного ректором «Положения о психологической службе ННГАСУ».

Психологическая служба для студентов, слушателей, преподавателей и сотрудников работает бесплатно, но в нее могут обратиться на договорной основе и те, кто учится или работает в других вузах.

Ректорат уделяет большое внимание деятельности психологической службы, созданию благоприятных условий для ее работы, ибо убежден в том, что наличие такой службы свидетельствует о качестве организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

ния - проблема педагогических кадров -лишь упоминается в основополагающих документах. Поэтому она решалась и пока решается внутри различных групп профессионального педагогического сообщества, так сказать, самостоятельно.

Заметим, что система образования в силу своего универсального характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе. В этой связи меняются и задачи данной системы.

Одна из них - создание условий для построения учениками индивидуальных траекторий своего обучения, что позволит, в свою очередь, обеспечить формирование образовательно-профессионального маршрута старшеклассника в условиях профильной дифференциации.

Под образовательно-профессиональным маршрутом старшеклассника мы

Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся

понимаем целенаправленное приближение к сфере будущей профессиональной деятельности за счет взаимосвязанного комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование у учащихся ключевых компетенций с учетом их когнитивных возможностей, образовательно-профессиональных намерений и перспектив.

Как следует из концепции профильного обучения, учитель должен не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий), завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование компетенций, необходимых им для продолжения образования в соответствующей сфере профессиональной деятельности, практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов.

Новые требования, предъявляемые к учителю, диктуют необходимость модернизации высшего педагогического образования. В этой связи акцентируется внимание к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня, способных успешно вести образовательный процесс в профильных классах. Это требует разработки новой технологии обучения в педагогическом вузе. На наш взгляд, базой для разработки комплексной системы подготовки будущего учителя должны стать общие закономерности развития высшей школы и влияние на них изменений в содержании школьного образования.

Действующие ГОС ВПО ориентированы, как правило, на подготовку учителя-предметника. Сейчас этого уже недостаточно. Чтобы осуществлять профессиональную функцию в современных условиях, учителю необходимо в совершенстве владеть методологией педагогической науки, теориями обучения и воспитания,

теорией управления, основными положениями психологической науки, формировать индивидуальный стиль деятельности. Задача эта сложная, комплексная, но ее необходимо решать.

Проектирование траектории профессионального становления современного учителя, по нашему мнению, необходимо начинать с «образа» (модели) готовности выпускника педагогического вуза к работе в профильных классах. Он должен понимать, какие ключевые компетенции позволят ему адекватно вписаться в образовательный процесс современной школы и достаточно успешно вести его.

Создавая «образ» современного выпускника педвуза, необходимо поэтому оттолкнуться от «образа» выпускника профильного класса, наделенного определенными личностными качествами и компетенциями. Но у школьника их необходимо еще сформировать и развить. Это и предстоит сделать учителю.

В этой связи основной задачей педагогического вуза должна стать подготовка учителя, ориентированная на приобретение профессионально значимых компетенций, способных обеспечить прежде всего формирование образовательно-профессионального маршрута старшеклассников в условиях профильной дифференциации.

Формирование ключевых компетенций - довольно сложная задача. Ее решение требует разработки концептуального, методического и педагогического обеспечения процесса подготовки будущего учителя (основная цель). В связи с этим перед педагогическим коллективом вуза возникает ряд следующих проблем: обеспечить образовательную среду для реализации основной цели (стратегическая задача); помочь будущему учителю принять и осознать цели и содержание профильного обучения (тактическая задача); сформировать ключевые компетенции у будущего учителя (текущая задача).

Важным элементом подготовки будущего учителя является проектирование

образовательного процесса, обеспечивающего формирование ключевых компетенций. Оно включает создание «образа» учителя профильных классов (модель готовности учителя к формированию образовательно-профессионального маршрута старшеклассников); организацию учебного материала, выбор методов и средств обучения; выявление и обоснование критериев и показателей успешности подготовки учителя профильных классов.

Модель готовности будущего учителя к формированию образовательно-профессионального маршрута старшеклассников -это комплекс характеристик, отражающих отдельные стороны личности и профессии. Опираясь на научные исследования, мы представили данную модель как единство блоков «Нравственная воспитанность», «Психическое развитие», «Уровень методической подготовки», «Уровень профессиональной подготовки». Они содержат показатели, отражающие уровень профессиональной подготовки, уровень методической подготовки, уровень психического развития и нравственной воспитанности, дополненные ключевыми компетенциями, необходимыми учителю именно профильных классов.

К ключевым компетенциям мы относим следующие: умение создавать дидактические материалы для разнопрофильного обучения; владение методами, обеспечивающими вариативность образовательного пространства; способность сочетать методологию, технологию и методику преподавания учебного предмета (фундаментальность); способность ставить и обсуждать проблемы, требующие выхода в различные сферы жизнедеятельности (интегрирован-ность); умение развивать познавательные способности учащихся различной профильной направленности, связанные с творчеством (экзистенциональность); владение методами развития мышления и определенных типов познания действительности у учащихся профильных классов; владение приемами предупреждения пере-

грузок у учащихся; владение методами формирования образовательно-профессионального маршрута старшеклассников; владение проектно-исследовательскими навыками и умениями.

Сформированность ключевых компетенций, обозначенных в модели готовности будущего учителя, может быть достигнута посредством отобранного содержания и адекватной технологии организации учебного процесса на деятельностной основе.

Подготовка будущих учителей реализована нами на базе широкого межпредметного взаимодействия в структуре существующей системы их обучения в вузе посредством включения всех разделов учебного плана в обеспечение этой подготовки. Это предполагает реструктуризацию и развитие содержания всех циклов учебного плана, их ориентацию на комплексное решение задач практико-ориентированной подготовки будущего учителя профильных классов. В этой связи в рамках существующего стандарта высшего образования нами разработаны мероприятия, касающиеся изменения содержания всех циклов учебного плана. Особое внимание уделялось курсам по выбору и их роли в подготовке будущего учителя. Таблица 1 иллюстрирует некоторые изменения содержания в цикле специальных дисциплин.

Рассмотрим роль курсов по выбору с точки зрения их влияния на ключевые параметры подготовки. Речь пойдет об одном из таких курсов, а именно - «Подготовка будущих учителей к работе в профильных классах», который читался студентам 4-го курса Кузбасской государственной педагогической академии на протяжении ряда лет. Ценностьданного спецкурса заключалась в том, что его изучение опиралось на знания, полученные в рамках других предметов, и методологически, теоретически, содержательно и процессуально подготавливало студентов к работе по проектированию уроков в классах различной профильной направленности.

Таблица 1

Изменения содержательного наполнения цикла специальных дисциплин

Мероприятия Ожидаемый результат

Специальная подготовка (Цикл специальных дисциплин)

Разработать содержание программы специальных курсов, значимых для профильных и непрофильных классов Наличие программ курсов, включающих: соотнесение программ специальных курсов с учебными программами школьного курса; требования к уровню подготовки в рамках соответствующего профиля; выявление генеральных линий (тем) курса, способных обеспечить у старшеклассников профильную ориентацию, профессиональное самоопределение и выбор сферы будущей профессиональной деятельности; таксономию уровней усвоения учебного содержания; программы исследовательской деятельности студентов; тематику курсовых и дипломных работ, сопряженных с проблемами профильного обучения

Разработать программы курсов по выбору: поддерживающих изучение специальных предметов на заданном уровне, межпредметных и ори-ентационных Система курсов по выбору, имеющих логическое продолжение от курса к курсу в течение всего периода изучения специального предмета; программы элективных курсов для школы

Содержание лекционных и практических (семинарских) занятий спецкурса строилось таким образом, чтобы расширялся диапазон представлений студентов о профильном обучении. Если на первых занятиях деятельность студентов была направлена на овладение теоретическими основами профильного обучения, то в дальнейшем они уже осваивали технологические основы профильного обучения в реальной образовательной практике, изучали специфику организации профильного обучения в различных профильных классах. При этом они знакомились с индивидуальными особенностями учащихся различной профильной направленности и, наконец, осваивали приемы и способы развития у учащихся интереса к учебе, создания условий для самовыражения, инициаций разнообразия деятельности, предупреждения гиподинамии.

В ходе изучения спецкурса студенты вовлекались в такие формы учебной деятельности, как активное использование диалога; защита проектов отдельных уроков; защита программ элективных курсов; защита дидактических материалов для педагогической практики. Параллельно было организовано изучение основ профильно-

го обучения старшеклассников в индивидуальном режиме на базе подготовки курсовых и дипломных работ.

Методика изучения спецкурса заключалась в следующем. Вначале всем студентам выдавалось методическое обеспечение данного курса (тематическое планирование, содержание всех тем, темы семинарских и практических занятий, обозначались формы работы, формы контроля, список литературы, графики консультаций и контрольных мероприятий). Студенты изучали литературу, слушали лекции, принимали участие в практических и семинарских занятиях, что способствовало развитию у будущих учителей умения самостоятельно строить алгоритм своих действий.

Первое, на что следовало прежде всего обратить внимание, - наличие информации о личностных и профессиональных предпочтениях будущих учителей. Для этой цели студентам 3-го курса было предложено проранжировать ценностные предпочтения. Полученные результаты позволили выделить несколько групп ценностных предпочтений, среднеранговые значения которых существенно различались. Достаточно высокие среднеранговые значения

имели следующие предпочтения: интересная работа (6,0), творчество (6,0), продуктивная жизнь (7,0), развитие (7,4), уверенность в себе (7,3).

Проведенное нами лонгитюдное исследование вопроса о состоянии дидактических знаний и умений у студентов свидетельствует, что у них возникают следующие затруднения: формулировка закономерностей и принципов обучения, установление закономерностей учебного процесса, оценка результата урока с учетом его целей, умение дать целостный анализ урока на основе научных подходов.

В ходе исследования выявлено, что структура ценностных систем студента динамична, степень их значимости варьируется в зависимости от направленности личности. А это означает, что путем создания необходимой образовательной среды возможно развитие таких компетенций у будущего учителя, которые могут способствовать успешности формирования образовательно-профессионального маршрута старшеклассников. В этом плане необходимо подходить к обучению студентов дифференцированно (режим обучения), выработав индивидуальный механизм адаптации к новому. Важно сделать учебный процесс средством самопознания студентов, под-

крепив это содержанием обучения и адекватной технологией.

Полученные результаты диагностического этапа позволили выстроить логику системы подготовки будущих учителей профильных классов в рамках изучения рассматриваемого спецкурса. Вначале студенты включались в учебный процесс, овладевая первоначальными теоретическими знаниями по профильному обучению, знакомились с проблемами и перспективами этого вида обучения (осваивали базовые понятия). Это явилось предпосылкой для усложнения профессиональной подготовки в дальнейшем. В рамках семинарских и практических занятий намечались первые попытки формирования у студентов индивидуальной траектории профессиональной подготовки.

Следующей ступенькой в профессиональном становлении явилось включение студентов в формирование элективных курсов для школы, что помогало им глубже осмыслить себя, свои возможности. На этом этапе студенты вступали в субъект-субъектные отношения как со своими однокурсниками, так и с преподавателями, что способствовало становлению индивидуально-личностной профессиональной позиции.

Таблица2

Динамика успешности подготовки будущих учителей

Критерии Показатели Результативность

3 курс 5 курс

Профессиональная компетентность Владение методами, обеспечивающими вариативность и дифференциацию образовательного процесса 11 37

Способность проектировать траекторию развития ученика 13 39

Здоровьесбережение Владение приемами, способствующими проявлению интереса к учебе 23 39

Создание благоприятного психологического климата 21 32

Результативность методической работы Инициация разнообразия деятельности учащихся 10 24

Способность создавать методические материалы, обеспечивающие индивидуализацию обучения 16 36

Использование приемов, учитывающих особенности учащихся профильных классов 8 19

Далее был проведен анализ полученных результатов. Так, обновление подготовки в направлении дидактической грамотности будущего учителя расширило круг психолого-педагогических знаний об индивидуальных особенностях учащихся, о технологиях обучения. Тем самым пополнился запас теоретических знаний, которые в концентрированном виде обеспечивают успешность проектирования образовательного процесса в профильных классах.

Семинарские и практические занятия закрепляли необходимые знания и умения в целостном стиле деятельности, который постепенно формировался у студентов на занятиях в вузе, а в дальнейшем отрабатывался в ходе педагогической практики.

Одним из показателей успешности проводимой работы, направленной на формирование компетенций у будущих учителей, служили сочинения студентов на тему «Каким учителем я хочу быть в современных условиях?».

В полученных ответах наиболее значимое место занимают «любовь к ученикам», «эрудиция», «справедливость», «требовательность», «чуткость».

Важнейшим показателем успешности модели подготовки будущих учителей в рамках обозначенного спецкурса являются результаты педагогических практик. Методисты факультета, учителя-методисты школ отмечали основательность теоре-

тических и методических знаний и умений практикантов, указывали на осмысленное представление ими своей будущей профессиональной деятельности.

Эффективность спецкурса «Подготовка будущих учителей к работе в профильных классах» нашла адекватное отражение в результатах заключительного опроса, проводимого с использованием методики М. Рокича. Сравнение результатов опроса студентов 3-го и 5-го курсов показывает наличие позитивных сдвигов не по всем, а только по некоторым позициям, а именно тем, которые способны активизировать образовательный процесс и придать педагогической деятельности творческую направленность.

Анализ проделанной работы по формированию ключевых компетенций у будущих учителей показал положительную динамику всех показателей (табл. 2).

Работа, проводимая в рамках спецкурса, целенаправленно влияет на развитие личной, профессиональной культуры и формирование предпочтительных компетенций у будущего учителя. На наш взгляд, это позволяет сделать обучение в вузе полезным в плане формирования готовности учителя к реализации образовательно-профессионального маршрута старшеклассников, принимая во внимание влияние изменений в содержании школьного образования на развитие высшей школы.

Общетехнические дисциплины и «проективная» философия образования

В. НАДЕЛЯЕВ, профессор, ректор

И. БОГОМАЗ, профессор Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

Концепция национальной безопасности РФ в качестве важнейшего ресурса рассматривает научно-технический и интеллектуальный потенциал страны. Только развитие высоких производственных и интеллектуальных технологий способно из-

менить резко негативные тенденции в этой области. Мировое сообщество находится на этапе построения постиндустриального, информационного общества, основной ценностью которого является человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.