Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы формирования у будущих учителей умения проектировать профильные и элективные курсы по информатике'

Теоретико-методические основы формирования у будущих учителей умения проектировать профильные и элективные курсы по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы формирования у будущих учителей умения проектировать профильные и элективные курсы по информатике»

Е.В. Богомолова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ УМЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ ПРОФИЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Задачи образования на пути к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, направленные на преодоление отставания страны от мировых показателей экономического и общественного развития, определены Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией его модернизации на период до 2010 года. Особую роль в решении поставленных задач должен сыграть современный курс информатики, изучающий информационную цивилизацию, призванный формировать у учащихся мировоззрение, развивать их общеучебные знания, умения, навыки, интеллектуальные и творческие способности в информационной деятельности.

Согласно новым нормативным документам, созданным в русле модернизации отечественного образования, — стандарту, базисному учебному плану и т. п., школьный курс информатики должен развивать личность учащегося, его познавательные и созидательные способности. Этому должны быть подчинены все элементы системы обучения информатике: цели обучения и воспитания, реализуемые при освоении данной дисциплины, содержание предмета, направленное на достижение целей, структура обучения информатике, дидактические процессы и предпочтительные организационные формы.

Основной целью школьного предмета информатики является формирование мировоззрения учащихся через изучение представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки (к таким понятиям относятся также вещество и энергия); открытие школьникам одной из важнейших областей действительности — области информационных процессов в природе, обществе, технике, развитие единого подхода к их изучению; обоснование общности процессов восприятия, передачи и преобразования информации в системах различной природы; раскрытие роли информационных технологий в развитии общества. Изучение информатики направлено также на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного типа мышления, овладение такими методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Не менее важная цель информатики — подготовка выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению.

Поставленные цели определили содержание школьного учебного предмета информатики, которое включает основные сведения из развивающейся науки информатики, рассматривает элементы теоретической информатики, компьютерную технику и технологии. В содержании общеобразовательного курса информатики можно выделить четыре относительно самостоятельные части [1] (рис. 1).

Рис. 1. Схема содержания школьного курса «Информатика»

Эта совокупность знаний, умений и навыков формируется при изучении таких направлений, как «Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления» [2]. Сформировать у учащихся все необходимые знания возможно лишь при системном и систематическом изучении информатики в течение всего периода обучения в школе. Современная структура обучения информатике в отечественной школе была обоснована в работах А.А. Кузнецова, Т.Б. Захаровой и др. [3—5], подтверждена и развита документами о модернизации российского образования в области информатики [6; 7] (рис. 2).

0100090000037800000002001с00000000000400000003010800050000000Ь0200000000050000000с0 2e1002fDd040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d00002fD d000018c800008c3b110070838239b8fb23000c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cf f0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000 000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a00000001000400000000002fDde10020082 d00040000002d010000030000000000

Рис. 2. Структура школьного курса «Информатика»

Непрерывный курс школьной информатики состоит из нескольких ступеней обучения. На каждой ступени могут варьироваться глубина изучения содержательных линий, формы и методы обучения. Особенно это относится к курсам, которые отличаются профилем обучения: естественнонаучные, филологические, социально-экономические и т.д. Наряду с профильными курсами, обучающимся предлагаются различные (на выбор) элективные курсы по информатике. Содержанием этих курсов могут быть как дополнение к профильному курсу, углубляющее его содержание, так и развитие содержания какой-либо одной или нескольких отдельных тем базового курса, связанных с изучением средств информационных технологий. Элективные курсы предназначены также для удовлетворения познавательных интересов школьников независимо от того, какую профессиональную карьеру они намерены выбрать [8].

В настоящий момент обучение информатике в различных школах происходит неодинаково и неравномерно, что затрудняет адаптацию учащихся при переходе из одной школы (класса) в другую. Для преодоления трудностей предлагается придерживаться методики построения образовательных программ по заранее выделенным и структурированным элементам содержания — учебным модулям [2]. Такой подход обеспечит более комфортное развитие личности учащихся. Этому будет способствовать и проектирование индивидуальных образовательных траекторий школьников с учетом особенностей последних, межличностных отношений со сверстниками, профессиональных и учебных интересов, а также с учетом научных и методических интересов преподавателей [9].

Организация процесса изучения современного вариативного курса информатики целиком возложена на учителя. Она заключается в уточнении целей и детализации задач обучения; адаптации содержания (или его отборе в случае элективных курсов) согласно специфике учебного заведения, особенностям класса, отдельным учащимся и педагогическим предпочтениям преподавателя; выборе средств, форм и методов обучения. Необходимость решения данной задачи предъявляет к подготовке учителя ряд новых важных требований, изменяющих ее содержание и сущность. Особенно это касается подготовки преподавателя для старших классов.

Требования к учителю старшей школы были определены Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования [10]. В этом документе подчеркивается, что преподаватель профильных классов должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных

методов); завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения обучения в соответствующей сфере профессионального образования. В Концепции также отмечено, что новые требования к учителю, обусловленные переходом к профильному обучению, диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.

Перед преподавателем профильных и элективных курсов по информатике стоят задачи по созданию условий, необходимых для максимально полного освоения личностью информационной культуры, раскрытия ее внутренних потенций, движения по пути самореализации, стимулирования познания учеником самого себя, выработки индивидуального стиля жизни и деятельности, социализации в информационном обществе. Будущий учитель должен уметь управлять сложной системой профильного обучения. При этом согласно положениям синергетики он сам является сложной самоорганизующейся системой. И эта система способна справиться с решением проблемы, обладающей определенным известным разнообразием, когда она сама имеет еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или она способна создать в себе это разнообразие. Опираясь на этот принцип, введенный в кибернетику У.Р. Эш-би [11], можно заключить, что преподаватель профильных и элективных курсов должен не только обладать достаточно широкими и глубокими знаниями в области информатики, педагогики, психологии, других смежных наук, но и уметь быстро и эффективно пополнять эти знания, организуя на их основе процесс обучения.

Обеспечить молодому специалисту необходимое «разнообразие» и «способность создать в себе это разнообразие» возможно, на наш взгляд, путем модернизации всего комплекса психолого-педагогической, профессиональной и методической подготовки. При этом следует придерживаться принципов модульного обучения [12], опираясь на теорию персонализации в области социальной психологии [13] и разработанную на ее основе теорию персонализированного обучения [14; 15].

Представление содержания обучения в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, в необходимом объеме и на определенном уровне его усвоения учащимся, позволит перевести обучение на субъект-субъектную основу, повысить уровень его персонализации, расширить необходимое разнообразие знаний по информатике, теории и методике ее преподавания, а также психологии и педагогике. Модульная организация учебного процесса по принципу «конструктора» путем разделения его на систему «функциональных узлов» — профессионально значимых действий и операций, позволит эффективно достигать запланированных результатов обучения, обеспечит мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности. Модули могут быть внутрипредметными, предметными и надпредметными (в виде спецкурсов и курсов по выбору, в том числе и дистанционных). Модульное обучение создаст условия для качественного усвоения студентами знаний, как определенных государственным образовательным стандартом, так и дополнительных из тех областей информатики и методики, которые им наиболее интересны и важны и на основе которых они будут проектировать обучение на старшей ступени школы.

В методической подготовке учителя информатики возможно выделение модулей по основным видам преподавательской деятельности (методические модули), по научно-методическим основам изучения содержательных направлений (содержательные модули), по организации процесса обучения на различных ступенях согласно структуре школьного курса информатики (структурные модули). Обучение может быть организовано на различных уровнях — базовом, основном избирательном и на необязательном дополнительном.

Базовый уровень должен включать общетеоретический модуль, методический модуль, модули по основным направлениям содержания школьного курса информатики. В общетеоретическом модуле рассматриваются следующие вопросы: «Информатика» как наука и учебный предмет в средней школе; «Теория и методика обучения и воспитания информатике» как раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя; Средства обучения информатике. Методический модуль может включать вопросы по методам и формам обучения информатике в школе, проверке и оценке знаний учащихся. В содержательных модулях представлены научнометодические основы изучения разделов школьного курса информатики.

Программа базового курса должна соответствовать требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030100.00 — Информатика. Базового уровня должны достигнуть все студенты данной специальности.

Основной избирательный уровень может быть представлен в виде спецкурсов или обязательных курсов по выбору. На этом уровне должны рассматриваться теоретико-методические основы обучения информатике в пропедевтическом, базовом, профильных и элективных курсах информатики. Здесь могут изучаться модули «Теория и методика обучения информатике в начальном курсе», «Теория и методика обучения информатике в базовом курсе», «Теория и методика профильного и элективного обучения информатике», выбираемые студентами в зависимости от их методических интересов и предполагаемой будущей деятельности.

Необязательный дополнительный уровень может быть достигнут путем изучения дистанционных курсов, курсов на факультете дополнительных профессий или курсов по выбору. Такие курсы могут быть посвящены вопросам научной организации труда учителя информатики, внеклассному обучению информатике, методике обучения учащихся интересующей их области информатики, связанной с их будущей профессией («Методика изучения информационных систем и моделей», «Методика изучения информационных основ управления», «Методика изучения сетевых технологий», «Методика обучения созданию и размещению сайтов») и т.п., причем выбрать их могут не только будущие преподаватели информатики, но и по желанию студенты других специальностей. В случае перестройки системы подготовки учителей в России по примеру зарубежных стран и выделении степеней бакалавра, магистра и доктора данные модули могут стать основой методической подготовки учителей для начального, среднего и высшего уровня.

Главной целью современного педагогического образования должно стать воспитание самоактуализирующейся личности, обладающей большим творческим потенциалом, способной реализовать его на практике в процессе обучения и развития учащихся, их познавательных и созидательных способностей. Становление педагогически творческой личности возможно в системе персонализированного обучения.

В психологии под персонализацией понимают процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Выделяются три типа атрибуции (приписывания) личностного аспекта бытия индивида: интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Интраиндивидная личностная атрибуция состоит в том, что личность индивида рассматривается как неотделимое от него качество. Личностное оказывается погруженным в непосредственное пространство бытия индивида, а он сам выступает перед нами как единственный носитель своей личности. Интериндивидная личностная атрибуция заключается в интерпретации личности вне внутреннего мира человека, в системе взаимоотношений людей. Областью определения и существования личности при такой интерпретации становится пространство межиндивидуальных связей, то есть не сам по себе индивид, а процессы, в которые включены по меньшей мере два индивида. При метаиндивидной личностной атрибуции личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими людьми, за пределы совместной деятельности с ними. Здесь личностное погружается в пространство бытия, но не самого индивида, а другого или других. Происходит вклад одного индивида в другого как эффект воздействия, изменения поведения и сознания другого. Личность как системное качество индивида раскрывается в единстве трех указанных атрибуций. Использовать психологическую теорию персонализации в процессе обучения было предложено А.Г. Солониной. Ею был введен термин «персонализированное обучение».

Под персонализированным обучением понимается такое обучение, в процессе которого осуществляется персонализация обучаемых и обучающих как в общности обучаемых, так и в общности обучающих, которая их взаимно обогащает. Система обучения имеет направленность на персонализацию, если ее компонентно-структурный состав, функционирование и развитие создают возможности для персонализированного обучения.

В соответствии с тремя атрибуциями личности персонализированное обучение можно рассматривать как целостную совокупность трех взаимосвязанных видов обучения:

индивидуализированного, межиндивидуализированного и метаиндивидуализированного обучения (рис. 3).

Рис. 3. Схема персонализированного обучения

Индивидуализированное обучение в высшей школе — это обучение, в котором созданы условия для реализации стремления обучаемых и обучающих к выявлению и учету индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей, развитию способностей, выработке и совершенствованию индивидуального стиля самостоятельной деятельности, мышления, индивидуальных форм деятельности в общности.

Под межиндивидуализированным обучением понимается обучение, в процессе которого реализуется стремление человека к установлению, развитию, совершенствованию и расширению его связей с обучающими и обучаемыми, преобразующимися в индивидуальности. Межиндивидуализированное обучение также является составной частью персонализированного обучения, поскольку личность здесь выступает в пространстве связей между людьми — участниками процесса обучения, и представляет собой одно из трех пространств, в которых современная социальная психология рассматривает личность.

Метаиндивидуализированным обучением считается такое обучение, в ходе которого реализуется стремление обучаемых и обучающих идеально представиться своими особенностями друг в друге, внести свой вклад в развитие индивидуальности другого, в развитие общностей, возникающих в процессе обучения. Здесь личность выступает в пространстве бытия индивида в других людях, поэтому рассматриваемое обучение предстает как составная часть персонализированного обучения.

Персонализированное обучение предполагает формирование содержания обучения на основе принципов развития личности как обучаемых, так и обучающих, многообразия дидактических гомоморфизмов, открытия перспективы, универсальности, вариативности, элективности и контекстности. Здесь используются методы, предоставляющие возможность реализации персонализированного обучения в единстве трех его составляющих — индивидуализированного, интерсубъектного и метаобъектного — и соответствующие таким фазам, как адаптация, лабилизация, интеграция и макрофаза. Сюда относятся проблемно-поисковые, исследовательские, творческие методы, проектно-программная деятельность, основанные на принципах фундаментализации и полисубъектности. Персонализированное обучение обеспечивает выявление, учет и развитие индивидуальных способностей студентов, совершенствование их индивидуального стиля мышления и его глобализации, достижение высокого локального уровня в познании, что позволит создать базу для их подготовки к преподаванию информатики на старшей ступени школы.

Таким образом, обучение студентов педагогических вузов психологии, педагогике, информатике, теории и методике обучения информатике желательно организовать в виде модулей различного уровня, опираясь на методологические основы и дидактические принципы персонализированного обучения. Методическая подготовка студентов к преподаванию информатики в старших классах на основном избирательном уровне должна быть организована в виде обязательных курсов или курсов по выбору.

В полном соответствии с концепцией нами подготовлен курс «Теория и методика профильного обучения информатике». При его разработке мы исходили из того, что многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, необходимость организации условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения

индивидуальных образовательных траекторий, требование избыточности количества элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, вынуждают учителей самостоятельно формировать системно-мето-дическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки старшеклассников. Поэтому студенты, предполагающие преподавать информатику в старших классах, должны не только познакомиться с теорией и методикой профильного обучения информатике, но и научиться проектировать профильные и элективные курсы, используя методы персонализированного обучения. Наилучшие условия для формирования у них необходимых умений можно создать, применяя принципы такого обучения в ходе их собственной профессиональной подготовки.

Цель курса по выбору «Теория и методика профильного обучения информатике» — профессиональная подготовка будущих учителей к преподаванию информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования, формирование у них комплексного умения проектировать профильные и элективные курсы на основе системного подхода и положений персонализированного обучения. Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:

— формирование знаний по теории и методике профильного обучения информатике;

— развитие умений по определению концептуальных положений, локальных измеряемых целей, содержания профильных и элективных курсов;

— подготовка к применению персонализированного обучения, направленного на социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, дифференциацию содержания обучения, предоставления возможностей ученикам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

— развитие способностей по созданию условий для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, для эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

— формирование комплексного умения проектировать профильные и элективные курсы информатики на основе системного подхода и положений персонализированного обучения.

В содержание курса «Теория и методика профильного обучения информатике» вошли следующие вопросы: системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы; профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения; отечественный и зарубежный опыт профильного обучения; модели общеобразовательных учреждений с профильным обучением на старшей ступени школы; элективные курсы, особенности их организации; соотношение объемов изучения базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов; возможные формы организации профильного обучения; возрастные и личностные особенности учащихся, соответствующие им возможные методы обучения; требования к преподавателю профильных и элективных курсов по информатике; примеры профильных и элективных курсов, их анализ согласно требованиям к курсам такого типа.

Теоретический материал курса студенты должны усваивать на лекционных и семинарских занятиях. Закрепление, углубление, систематизация знаний происходит в процессе учебного проектирования студентами профильных или элективных курсов на лабораторных занятиях. Проектирование — процесс создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния) [16]. И.П. Подласый выделяет три этапа педагогического проекта: подготовительный этап, реализация педагогического проекта и завершающий этап. Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование — педагогические функции, выполняемые учителем на подготовительном этапе педагогического проекта. На этапе реализации он осуществляет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ результатов выполнения педагогического проекта [17]. Итогом такой работы, по мнению П.И. Пидкасистого, является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики [18].

Под учебным проектированием школьного курса будем понимать процесс создания методических документов, моделирующих педагогическую систему: название курса, цели его преподавания, содержание обучения и воспитания, описание дидактических процессов и организационных форм обучения.

Во время подготовительного этапа на семинарских занятиях для формирования умений определять концептуальные положения, локальные измеряемые цели, содержание профильных и элективных курсов необходимо давать задания по анализу курсов различных авторов, предложенных в научно-методической литературе [19]. Для организации такой работы следует иметь в наличии большой набор описаний профильных и элективных курсов в печатном и электронном виде, а также адреса сайтов с нужной информацией. Анализируя цели, обучаемым необходимо соотнести их с целями, стоящими перед предметом информатика и перед профильными курсами. Анализ содержания проводится согласно критериям оценки основных содержательных линий курса. При этом оценивается степень отражения основополагающих постулатов информатики; удачность (логичность) выбора содержания, изучаемых понятий, названия курса. Выявляются применяемые методы познания; вопросы содержания, относящиеся к знаниям и к способам деятельности [2]. После этого студенты должны проанализировать возможные изменения и дополнения в содержании курса, которые можно сделать для профессиональной ориентации и эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования в соответствии с предполагаемым профилем класса и возможных профессий учащихся. Усвоение принципов персонализированного обучения происходит в процессе построения таблиц соответствия методов обучения возрастным и личностным особенностям учащихся, их профильному предмету.

Для того чтобы учебное проектирование способствовало усвоению студентами принципов персонализированного обучения, становлению их как педагогически творческих личностей, оно должно рассматриваться как метод такого обучения. Студенты должны проектировать курсы согласно особенностям того класса, в котором проходили педагогическую практику, своим интересам и углубленным знаниям в области информатики, согласно следующему алгоритму:

1. Познакомиться с классом (направление профориентации, состав класса, психологические характеристики учащихся и т.д.).

2. В соответствии с направленностью класса и характеристиками учащихся, а также собственными знаниями и интересами в области информатики составить список возможных курсов.

3. Провести анкетирование учащихся (профессиональные интересы, интересы в области информатики, предпочтительный выбор элективного курса и т.д.).

4. На основе анализа анкет учащихся определить тематику элективного курса (или несколько курсов в зависимости от возможностей школы), цели его изучения.

5. Выбрать программную среду, с использованием которой будет организован курс, при необходимости изучить среду на курсе по выбору, дистанционном курсе или самостоятельно.

6. Отобрать материал по содержанию курса.

7. Составить тематическое планирование с указанием методов персонализированного обучения, межпредметных и внутрипредметных связей.

8. Подготовить учебно-методический комплекс для сопровождения курса.

9. Наметить индивидуальные траектории обучения для каждого учащегося.

10. В процессе преподавания корректировать методическую систему и индивидуальные траектории обучения учащихся.

В зависимости от учебного времени, которое отводится на проведение курса «Теория и методика профильного обучения информатике», глубина проработки отдельных пунктов алгоритма студентами может быть различной. Работа над проектом может быть организована как индивидуально, так и группами. Учебное проектирование заканчивается презентацией разработанного школьного курса. Представляется документация к курсу, а также проводится одно из занятий в виде деловой игры [20]. Анализ результатов учебной деятельности оформляется в виде обобщающего рецензирования.

Экспериментальное преподавание спецкурса «Теория и методика профильного обучения информатике» с применением методов персонализированного обучения доказало эффективность предложенной концепции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование. 2003. № 4.

2. Кузнецов А.А. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.

3. Захарова Т.Б. Дифференциация обучения информатике в российской школе // Образование граждан мира: Тез. докл. междунар. конф. 30 сентября — 4 октября, г. Москва. М., 1996.

4. Кузнецов А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. 1998. №

2.

5. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике // Информатика и образование. 1997. № 4.

6. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. № 1.

7. Цветкова М.С. Об экспериментальном преподавании курса информатики. М.: Образование и Информатика, 2002.

8. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Информатика в профильной школе // Информатика и образование. 2002. № 2.

9. Богомолова Е.В. Персонализированное обучение информатике в школе // Ученые записки. М.: ИИО РАО, 2004. Вып. 14.

10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 // Информатика и образование.

2003. № 6.

11. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.

12. Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1997. № 8.

13. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

14. Персонализированное обучение: Межвузовский сборник научных статей по теории и методике обучения / Под ред. А.Г. Солониной. М.: Горизонт, 2000.

15. Солонина А.Г. Концепция персонализированного обучения: Монография. М.: Прометей, 1997.

16. Советский энциклопедический словарь / Под ред. М.А. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1988.

17. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Владос, 2003.

18. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001.

19. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс,

2004.

20. Богомолова Е.В. Учебная деловая игра в подготовке студентов к преподаванию информатики // VII Рязанские педагогические чтения: Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф., 2 февраля 2000 г.; Ряз. гос. пед. ун-т. Рязань, 2000.

21. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориен-тированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.