Научная статья на тему 'Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования'

Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1393
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скачкова Нина Владимировна

Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального образования. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование нового состава педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования России. В статье рассматриваются основные направления совершенствования профессионально-педагогического образования с учетом реализации задач профильного обучения и вопросы, связанные с содержанием инварианта такой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition of an average comprehensive school to profile training dictates also necessity of outstripping development of vocational training. Increase of a professional level of teachers and formation of new structure of the pedagogical case corresponding to inquiries of a modern life, is considered as a necessary condition of modernization of an education system of Russia. In this article the basic directions of perfection of professional pedagogical education are considered in view of realization of problems of profile training and the questions connected to the maintenance of invariance of such preparation

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования»

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

9.

10. 11.

Alderson J.C., Clapham C., Wall D. Language Test Construction and Evaluation. New York, 1999.

Bachman L.F., Palmer A. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford, 1997.

Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge, 2001.

Дударева Н.А. Переводчик в сфере профессиональной коммуникации и тотальное управление качеством. М., 2003.

Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М., 1989.

Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

Комплексная программа совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998-2005 гг. Томск, 1998.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.

Мартыненко М.В. Внутривузовский мониторинг как средство управления качеством образования. Ставрополь, 2003.

Менеджмент качества в вузе. Томск, 2004.

Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование. М., 2003.

12. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

УДК 378

Н.В. Скачкова

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального образования. Это связано с актуализацией содержания и повышением качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования, с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсификацией деятельности по укрупнению, интеграции профессий, с решительным поворотом учреждений начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Успешная реализация профессиональных образовательных программ связана с вертикальной мобильностью учащихся и преемственностью школьного и высшего образования.

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов). Учитель несет ответственность за завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соот-

ветствующей сфере профессионального образования [1, с. 34-41].

Требования, предъявляемые к педагогу в условиях перехода к профильному обучению, обусловливают необходимость совершенствования содержания образования в педагогическом вузе. Основными направлениями совершенствования профессионально-педагогического образования будущего педагога для реализации задач профильного обучения являются: углубление и расширение фундаментальной подготовки по учебному предмету; углубление и расширение фундаментальной психологопедагогической и методической подготовки; расширение представлений о спектре элективных курсов; модернизация содержания и форм проведения педагогической практики; модернизация содержания и форм организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы; обновление тематики курсовых и выпускных квалификационных работ; изменение процесса обучения студента в педагогическом вузе.

Углубление и расширение фундаментальной подготовки по учебному предмету, по нашему мнению, подразумевает не только глубокое знание предметной области, но и формирование у студентов способности экстраполировать это знание на различные виды деятельности. Для этого содержание профессиональной подготовки студентов должно удовлетворять определенным требованиям.

Например, лекционные занятия должны дать студенту - будущему учителю образцы различных типов лекций: лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с использованием техники обратной связи, лекция вдвоем, лекция-консультация, лекция-презентация. Эти формы учебных занятий рекомендуется широко использовать в учебном процессе средних общеобразовательных заведений в условиях профилизации обучения [1, с. 34-41]. Использование лекционных демонстраций дает возможность научить студента методически грамотно включать в структуру лекции демонстрационный эксперимент, правильно использовать ТСО и электронно-вычислительную технику.

При планировании и проведении вузовского лабораторно-практического занятия можно предусмотреть использование различных форм организации, которые будут служить примером проведения школьного урока. При этом следует особое внимание обратить на сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм организации занятий, использование активных методов обучения, методов привлечения и поддержания внимания [2].

В целях повышения эффективности процесса формирования у будущих учителей познавательной самостоятельности следует предусмотреть задания проектирующего характера. Они должны строиться с учетом опыта работы и включать проектирование деятельности студентов в учебное и внеучеб-ное время. Например, разработка элективных курсов по предмету для предпрофильного и профильного этапов обучения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что в рамках элективных и профильных курсов педагог реализует проектную деятельность учащихся. Задача студента состоит в том, чтобы освоить различные формы этой деятельности: классной и внеклассной, индивидуальной и групповой. Ориентиром для формирования компетентности будущего педагога по организации проектной деятельности в процессе профильного обучения выступают функции и виды проектной деятельности учащихся.

Значительная часть профессионально-педагогических умений и навыков будущих педагогов для реализации профильного обучения формируется в процессе научно-исследовательской работы студентов. Система учебной исследовательской и научно-исследовательской работы студентов по педагогическим дисциплинам, охватывающая все годы обучения в университете, может быть следующей: пропедевтический этап; УМРС по педагогике и методике преподавания предмета; НИРС по педагогике и методике преподавания предмета.

На первом этапе решается задача формирования умений и навыков самостоятельной работы. На втором и третьем этапах студенты должны научиться

проведению самостоятельных исследований. Исследования, проводимые студентами в рамках учебноисследовательской и научно-исследовательской работы, должны являться основой для написания курсовой и выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой элемент заключительного этапа профессионального образования будущего педагога в университете. В рамках ее выполнения студенты получают возможность не только апробировать традиционные формы и методы организации учебного процесса по своему предмету, но и разработать оригинальные спецкурсы, факультативные курсы, что особенно важно для реализации профильного обучения.

Сегодня в качестве важнейшей стратегической задачи развития общества рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды образовательного пространства, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения. Формируется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса и его реализации в новых условиях.

Решение названной задачи возможно на пути использования в учебном процессе учреждения профессионального образования нового вида обеспечения - информационно-технологического. Он представляет собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и технологическую [3, с. 27-33].

Первую из них, обеспечивающую содержательный аспект подготовки специалиста, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей. В качестве информационной составляющей необходимо применение специального дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины. Он представляет собой дидактическую систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки специалиста,

предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения [3, с. 27-33]. Среди особенностей их проектирования и разработки в рамках информационно-технологического обеспечения учебного процесса можно указать следующие: во-первых, в данном случае технология обучения выполняет связующую функцию, т.е. является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся; во-вторых, при проектировании технологии обучения педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание дидактического комплекса. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента технологии обучения и служит, по существу, ее основой.

Среди преимуществ использования подобных комплексов выделяются следующие: возможность проектировать и создавать такие дидактические комплексы, как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям; единая информационная основа и программно-аппаратная среда; взаимосвязь всех элементов дидактических комплексов между собой; возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях образовательного учреждения, так и при дистанционной форме обучения. Этим решается вопрос об их поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

Кроме того, использование данного вида средств обеспечения учебного процесса позволяет: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс; значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить ее стимулирующую составляющую; реализовать в процессе самостоятельной работы обучаемых индивидуальный темп усвоения учебного материала; производить оперативный контроль над ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений; вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и группы в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку и хорошую информированность преподавателя.

Современное понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. Растущее значение информацион-

ной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации. Следовательно, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки учителя для реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе, в какой бы образовательной области ему ни пришлось работать в будущем.

В качестве современных «вызовов» в настоящее время оформились новые требования к выпускникам средней школы, к уровню их знаний, способностям применять эти знания в незнакомых ситуациях, быстро адаптироваться в меняющихся социально-экономических условиях, к умениям и навыкам самообразования, уровню критического мышления, к способностям выстраивать коммуникации с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам, и т.д. Для успешного решения этих задач в мировой и отечественной образовательной практике активно используется дистанционное обучение.

Следует отметить, что в Концепции профильного обучения недостаточное внимание уделено значению организации системы дистанционного обучения в профильной подготовке старшеклассников. Дистанционное обучение упоминается как вспомогательное средство, способное обеспечить наиболее заинтересованным учащимся доступ к освоению отдельных модулей из профильных курсов, не выбранных ими [4].

Однако именно дистанционное обучение способно обеспечить реализацию идей, заложенных в Концепцию профильного обучения, и в первую очередь сформировать условия для организации личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления, которое обозначено как одна из главных целей реформы.

Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций позволяет: обеспечить возможность реального выбора учащимися широкой номенклатуры курсов обучения, в первую очередь элективных; сформировать условия для оформления индивидуальных учебных планов учащихся и на их основе индивидуальных образовательных траекторий; на высоком научном уровне организовать педагогическую и административную поддержку реализации индивидуальных образовательных программ учащихся; создать условия для формирования и наполнения портфолио учащихся [5, с. 3-10].

Дистанционное обучение (ДО), понимаемое нами как система обучения, альтернативная и в то же время дополняющая существующую традици-

онную систему обучения, предполагает подготовку студента, как будущего педагога, к организации постоянного взаимодействия с учащимися «виртуального класса», к руководству выполнением их индивидуальных, групповых, коллективных заданий, практических работ, предметных и межпредметных проектов. При этом будущий учитель должен быть готов реализовать различные модели организации дистанционного обучения.

Система ДО имеет большие возможности реализовать личностно-ориентированный подход и формировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося с учетом стиля его личности, типа мышления, индивидуальных достижений в предметной области.

При этом необходимо выделить еще один компонент инварианта содержания подготовки студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения - углубление психолого-педагогичес-кой подготовки, под которой мы подразумеваем формирование у студентов компетентности в осуществлении психолого-педагогической диагностики учащихся.

Уникальная возможность организации и проведения психолого-педагогического тестирования, определения уровня мотивации, типа мышления учащегося, характеристик стиля его индивидуальной работы, уровня знаний по предмету позволяет предложить каждому учащемуся при инвариантности содержания курса ДО систему заданий, способы включения в групповую и коллективную деятельность, учитывающие его индивидуальные особенности и в то же время развивающие его способности. Тем самым реализуется важнейшая задача профильного обучения. Способы решения этой проблемы просты и незатратны, так как диагностический блок является составной частью дистанционного курса.

С учетом того, что одним из важнейших принципов обучения на профильном уровне становится принцип проблемности, возникает необходимость трансформации содержания образования, проблемного построения модулей дистанционных курсов и виртуальных библиотек. Преимущество учебных дистанционных курсов для реализации этого принципа в том, что они позволяют создавать основу для собственных рассуждений учащихся, поиска ими дополнительных фактов, их анализа и обобщения, стимулировать учащихся к самостоятельной работе с информацией.

Модули профильных курсов представляют собой законченную единицу учебного материала, включая систему целей для учащегося, методическое руководство по достижению этих целей и ориентированы на большую степень самостоятельной работы учащихся. Это позволяет учителю сосредо-

точиться на функциях управления и контроля, а не сообщения информации.

Овладение будущим педагогом навыками работы в системе ДО на профильном уровне обеспечивает достижение максимально высоких результатов как в освоении учебного материала, так и в развитии личности в процессе обучения. Но в этом случае на первый план выступают его умения создания системы обучения в сотрудничестве, оптимального сочетания индивидуальной, групповой, фронтальной работы с переносом центра тяжести учебного процесса на организацию взаимодействия учащихся в ходе решения учебных задач с использованием новых педагогических технологий для обеспечения достижения целей государственного образовательного стандарта и задач профильной подготовки, а также создания условий для социализации личности, формирования современной коммуникативной культуры.

Еще одной составляющей в содержании инварианта подготовки студентов педагогических вузов к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе является формирование профориентационной и профконсультационной компетентности педагога. Перед будущими педагогами по-новому ставятся задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости учащихся и формирования общественного (в том числе родительского) запроса на профориентационную работу. Такая подготовка ориентирована на внутреннюю дифференциацию образовательного процесса, где на первый план выходят функции учителя: учебная диагностика, индивидуальная работа со школьниками, режиссирование урока, проектная деятельность, социальные практики, элементы тренинга и др. (М.А. Холодная, И.С. Якиманская).

Для формирования умений и навыков выполнения вышеуказанных функций у будущего педагога необходимо раскрыть их содержание в процессе профессиональной деятельности учителя. В новых условиях он должен: сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам; способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута; способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения [8, с. 5-10]. Формирование этих качеств у сту-

дента педагогического вуза можно осуществить включением в учебный план спецкурса «Основы выбора профессии». Но менее затратным путем, на наш взгляд, может быть их формирование отдельными блоками, включенными в содержание пси-холого-педагогических и специальных дисциплин.

В общем виде инвариант подготовки студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, по нашему мнению, должен включать следующие компоненты: готовность к реализации личностно-ориентированного обучения; готовность к разработке и реализации элективных курсов на основе глубокой фундаментальной подготовки по профильным дис-

циплинам; готовность к осуществлению учебного проектирования с включением элементов квази-профессиональной деятельности; владение современными информационными технологиями на основе ПК и использования их в системе дистанционного обучения.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что повышение профессионального уровня педагогов и формирование нового состава педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, рассматриваются нами как необходимое условие модернизации системы образования России.

Поступила в редакцию 21.12.2006

Литература

1. Агибова И.М., Крахоткина В.К. Подготовка преподавателя физики в университете к работе в профильных классах // Профильная школа. 2004. № 3.

2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения технологических задач (развивающее и профессионально-педагогическое обучение и самовоспитание) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1997.

3. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. № 5. 2003.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. № 27. 2002.

5. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение и профилизация старшей школы // Профильная школа. № 3. 2005.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. 1997.

7. Якиманская И.С. Разработка личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. 1995. № 7.

8. Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа. № 5. 2004.

9. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования // Профильная школа. 2005. № 3.

УДК 373.1

М.А. Косолапова

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Томский государственный педагогический университет

В настоящее время происходит активное формирование новых социокультурных ценностей, в основе которых - самоценность личности, свобода ее самовыражения и самореализации. А в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

Как отмечают современные исследователи Д. Белл, Л.Ф. Кузнецов, И.Р. Пригожин, Э. Тоффлер и др., мировое сообщество находится в ситуации перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, что означает перераспределение приоритетов в пользу духовного, гуманитарного потребления. Это повлечет сме-

щение акцентов в понимании будущим педагогом целей своей учебной, а затем и профессиональной деятельности. Цель профессиональной деятельности не сводится к овладению только специальными предметными знаниями, но предполагает использование этих знаний как инструмента профессиональной и личностной самореализации педагога. В связи с этими изменениями ценностей педагогического образования повышается значимость ценностей экзистенционального проектирования личности самого учителя - самопознание, рефлексия, обретение личностных смыслов педагогической деятельности, творческий (креативный) потенциал, личностно-ориентированный характер педагогического процесса и др. Профессиональное образование, таким образом, - это не только усвоение спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.