18
Высшее образование в России • № 3, 2007
Далее был проведен анализ полученных результатов. Так, обновление подготовки в направлении дидактической грамотности будущего учителя расширило круг психолого-педагогических знаний об индивидуальных особенностях учащихся, о технологиях обучения. Тем самым пополнился запас теоретических знаний, которые в концентрированном виде обеспечивают успешность проектирования образовательного процесса в профильных классах.
Семинарские и практические занятия закрепляли необходимые знания и умения в целостном стиле деятельности, который постепенно формировался у студентов на занятиях в вузе, а в дальнейшем отрабатывался в ходе педагогической практики.
Одним из показателей успешности проводимой работы, направленной на формирование компетенций у будущих учителей, служили сочинения студентов на тему «Каким учителем я хочу быть в современных условиях?».
В полученных ответах наиболее значимое место занимают «любовь к ученикам», «эрудиция», «справедливость», «требовательность», «чуткость».
Важнейшим показателем успешности модели подготовки будущих учителей в рамках обозначенного спецкурса являются результаты педагогических практик. Методисты факультета, учителя-методисты школ отмечали основательность теоре-
тических и методических знаний и умений практикантов, указывали на осмысленное представление ими своей будущей профессиональной деятельности.
Эффективность спецкурса «Подготовка будущих учителей к работе в профильных классах» нашла адекватное отражение в результатах заключительного опроса, проводимого с использованием методики М. Рокича. Сравнение результатов опроса студентов 3-го и 5-го курсов показывает наличие позитивных сдвигов не по всем, а только по некоторым позициям, а именно тем, которые способны активизировать образовательный процесс и придать педагогической деятельности творческую направленность.
Анализ проделанной работы по формированию ключевых компетенций у будущих учителей показал положительную динамику всех показателей (табл. 2).
Работа, проводимая в рамках спецкурса, целенаправленно влияет на развитие личной, профессиональной культуры и формирование предпочтительных компетенций у будущего учителя. На наш взгляд, это позволяет сделать обучение в вузе полезным в плане формирования готовности учителя к реализации образовательно-профессионального маршрута старшеклассников, принимая во внимание влияние изменений в содержании школьного образования на развитие высшей школы.
Общетехнические дисциплины и «проективная» философия образования
В. НАДЕЛЯЕВ, профессор, ректор
И. БОГОМАЗ, профессор Красноярская государственная архитектурно-строительная академия
Концепция национальной безопасности .РФ в качестве важнейшего ресурса рассматривает научно-технический и интеллектуальный потенциал страны. Только развитие высоких производственных и интеллектуальных технологий способно из-
менить резко негативные тенденции в этой области. Мировое сообщество находится на этапе построения постиндустриального, информационного общества, основной ценностью которого является человеческий капитал.
Практика модернизации
19
Традиционная система образования, рассчитанная на «знаниевую» форму подготовки специалистов, сменяется новой образовательной парадигмой, рассматривающей в качестве приоритета высшего образования интересы личности, формирование ее эрудиции, компетентности, развитие творческих начал и общей культуры. Ее нельзя признать ошибочной, но все же на первый план сегодня мы должны выдвигать профессиональные знания.
Ослабление обще-технического и специального образования за счет тотальной гуманитаризации приводит к резкому сокращению объема учебных часов на освоение и изучение технических дисциплин, что негативно сказывается на качестве специалиста. В области образовательной политики должна произойти переоценка значимости специалистов естественно-научного профиля.
На наш взгляд, между специалистами естественно-научного и гуманитарно-социального профилей должно сохраняться соотношение 0,75 к 0,25, как это имело место в нашей стране на протяжении десятилетий и как это сохраняется в передовых странах. Только профессионал способен к самообразованию, восприятию и пониманию культурных ценностей, готов самостоятельно давать оценки политической и социальной ситуации.
Рынок труда диктует жесткие требования к выпускнику как к компетентному специалисту: условия и запросы производства не могут ждать, когда выпускник адаптируется к нему, надо, чтобы он сразу мог быть вовлечен в полноценную производственную сферу.
Вышеизложенные соображения ставят актуальные вопросы подготовки будущих инженеров в современных условиях. Лозунг: «Господа преподаватели! Давайте работать честно» - в лучшем случае наивный. Нужно создавать условия, при которых педагог оценивал бы знания объективно, а студентам было бы выгодно получать качественное образование.
Современному студенту учиться на первых курсах сложно, поскольку эксперименты с новыми образовательными программами в средней школе за последние десятилетия привели к потере у выпускников системности в области естественно-научных знаний. Катастрофически низкие знания по математике нынешних студентов вызывают целый ряд негативных последствий в сфере высшего образования. В среде молодежи начинает доминировать ориентация не на качественное обучение, а на приобретение «галочки» и отметок для получения «корочки».
Между тем, в отличие от периода середины 90-х гг. прошлого столетия, когда в массовом сознании культивировалось мнение, что успешно ориентироваться в рыночной экономике можно и не обладая глубокими знаниями и профессиональными навыками, появилось понимание, что только современный уровень профессиональной подготовки гарантирует успешную карьеру.
В студенческую среду пришло сознание, что «герой-бездельник» не может быть лидером в группе, а студенты, ориентированные на получение глубоких знаний, стали предъявлять более высокие требования к профессорско-преподавательскому составу. Не учитывать этого обстоятельства нельзя, и это должно стать одним из ключевых аспектов в работе преподавателя со студентами. Легко полученных знаний не бывает! Процесс получения новых знаний - тяжелый труд как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога.
Следует отметить неоднородность студенческой среды по начальному уровню довузовской подготовки. Естественное стремление преподавателя вложить в студента требуемый планами и программами необходимый минимальный объем знаний приводит к еще большей дифференциации студентов по уровню знаний. Это может приводить к конфликтным ситуациям между преподавателем и студентом, не способным освоить учебные программы.
20
Высшее образование в России • № 3, 2007
В основе конфликта, как правило, лежит дилемма обучающегося: осознаю, что хочу учиться, но не осознаю, что не могу учиться. Эта ситуация накладывает особую ответственность на преподавателей, в первую очередь - общетехнических дисциплин. В вузе студент впервые сталкивается с такими предметами, как теоретическая механика, сопротивление материалов и т.д., с основополагающими понятиями, с которыми он ранее не был знаком. Это вызывает у студентов внутреннюю напряженность, требует больших усилий и трудовых затрат.
Умение адекватно оценивать соответствующие характеристики, определяющие уровень формирования учебной деятельности студентов и характеризующие их состояние в процессе обучения, позволяет педагогу более строго и научно обоснованно подбирать соответствующие режимы управления учебно-познавательной деятельностью студентов на всех этапах их обучения. При этом педагог должен осуществлять соответствующую коррекцию, меняя или усиливая различные формы, методы и средства своего воздействия в течение всего периода обучения.
Всестороннее знание состояния студента на различных этапах учебного процесса позволяет педагогу не только осуществлять управление учебной деятельностью, но, главное, - последовательно формировать у него соответствующие социальные и личностные качества.
Все эти проблемы, а также вопросы технологической безопасности России требуют смены парадигмы высшего технического образования, целевых образовательных установок, изменения условий учебного процесса, активного использования инно-
вационных педагогических и информационных технологий.
Пути решения этих проблем мы видим в смене образовательной философии - от философии образования прошлого к философии образования будущего (к проективной философии), в формировании условий, когда студенты должны захотеть учиться.
Необходимо создать такую образовательную среду, в которой студенты знают, что им необходимо знать; учатся в процессе не только учебной, но и профессиональной деятельности; умеют учиться в неформальной обстановке; используют разнообразные методы обучения; оцениваются «мягко», на основе рейтинговых систем.
Методические системы образовательного процесса в вузе должны ориентироваться на современные педагогические технологии, в которых реализуются следующие новации:
• в принципах обучения - модульность, обучение до «желаемого результа-та»,индивидуализация, обучение как исследование и др.;
• в формах и методах обучения - активные методы, дистанционное обучение, метод проектов и др.;
• в средствах обучения - автоматизированные и электронные средства, компьютерные системы диагностики знаний.
Эффективность процесса обучения определяется главным образом активностью познавательной деятельности студентов. Такая активность естественна и присуща каждому нормальному человеку. Управление учебным процессом на базе инновационных педагогических и информационных технологий как раз и помогает обеспечивать такую активность.