Научная статья на тему 'Состояние и особенности российско-белорусского энергетического сотрудничества'

Состояние и особенности российско-белорусского энергетического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / БЕЛАРУСЬ / BELARUS / РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ЕДИНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / THE SINGLE ENERGY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болкунец Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются законодательные инструменты регулирования энергетического сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Сформулированы пять основных столпов общего энергетического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions and Characteristics of Belarusian-Russian Energy Cooperation

This paper analyzes the legislative instruments regulating energy cooperation relations in the framework of the Customs Union and Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan and Russia. Formulate five basic pillars of a common energy market.

Текст научной работы на тему «Состояние и особенности российско-белорусского энергетического сотрудничества»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Д.В. Болкунец

Факультет мировой экономики и мировой политики Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

В статье рассматриваются законодательные инструменты регулирования энергетического сотрудничества отношения в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Сформулированы пять основных столпов общего энергетического рынка.

Ключевые слова: энергетика, Беларусь, Россия, Казахстан, единый энергетический рынок.

Распад СССР оказал огромное негативное влияние на экономику всех бывших союзных республик. В наследство от командно-административной системы хозяйствования новые государства получили энергозатратные предприятия, сохранялась зависимость от российского рынка. Наиболее сложной оказалась задача обеспечения энергетической безопасности. После Второй мировой войны на территории Беларуси была создана крупная энергозатратная индустриальная промышленность, построены два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), несколько химических предприятий, потребляющих газ, нефть и нефтепродукты. Всего за несколько послевоенных десятилетий республика из аграрного провинциального края с преимущественно сельским населением превратилась в высокоразвитый индустриальный регион. Основой белорусской экономики стала высококонцентрированная экспортная промышленность, функционирование которой обеспечивается импортом сырья и полуфабрикатов [1]. С советских времен 100% газа и около 90% нефти республика получает из России.

В силу сложившихся природно-геологических условий Беларусь, в отличие от России, обладает незначительными запасами собственных первичных топливно-энергетических ресурсов (см. табл.1), что является угрозой национальной безопасности республики [2]. Поэтому с распадом СССР произошел пересмотр усло-

вий функционирования единой энергосистемы, который привел к дефициту энергетических мощностей Беларуси. В условиях единой экономики Беларусь не имела такой проблемы, т.к. существовало перераспределение избыточных электрических мощностей в дефицитные регионы.

Таблица 1

Добыча отдельных видов топливно-энергетических полезных ископаемых в Республике Беларусь

Показатель Годы

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Производство первичных энергоресурсов в пересчете на условный эквивалент, млн т условного топлива 5 5,4 5,5 5,9 5,8 5,8

Нефть сырая, млн т 1,85 1,79 1,70 1,68 1,66 1,66

Газ природный, млн куб. м 257 228 213 222 218 219

Торф топливный, млн т 2,0 2,3 2,4 2,7 2,7 2,6

Источник: [3]

Стоит отметить, что разведанные запасы энергоресурсов Беларуси несущественны, а их добыча не сможет покрыть потребности республики. Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, попутный газ, бурый уголь, торф и горючие сланцы (табл. 2).

Таблица 2

Состояние минерально-сырьевой базы Беларуси

Наименование полезных ископаемых Количество месторождений, шт. Балансовые запасы, млн т

Разведанные Разрабатываемые

Нефть 77 52 54,3

Уголь бурый 4 — 144,9

Горючие сланцы 2 — 422,3

Торф 72 49 160,5

Источник: [4]

С начала 90-х годов в структуре потребления топлива Беларуси произошли существенные изменения за счет замещения нефти и угля газом, а также за счет увеличения потребления местных видов топлива и ВИЭ (рис. 1). Доля потребления газа в период с 1990 по 2013 гг. увеличилась в 2 раза с 29,3 до 62%. Основными причинами являются газификация населенных пунктов и внедрение когенераци-онных установок, работающих на природном газе. Традиционно в связи со значительными производственными мощностями нефтеперерабатывающего комплекса наибольшую долю (28%) в общем конечном энергопотреблении составляют нефтепродукты. Столь же существенна доля потребления тепловой энергии — 27%, что обусловлено ее потреблением в системах централизованного отопления и горячего водоснабжения, а также технологическими нуждами различных предприятий республики. Однако доля как нефтепродуктов, так и тепловой энергии в структуре общего конечного потребления заметно сократилась — на 6% относительно 1993 г.

Рис. 1. Структура потребления топлива в Беларуси в 1990—2013 гг., % Источник: МЭА, энергетическая статистика 2013 г.

Отсутствие достаточных собственных ТЭР обуславливает высокую степень зависимости белорусской экономики от импорта энергоресурсов, уровень которых в период с 1990 по 2013 гг. в общем энергопотреблении снизился с 92,8 до 85%. По данному показателю Беларусь входит в число пятнадцати самых энергозависимых стран мира. Совокупность данных причин предопределила место Беларуси в качестве промежуточного звена между страной с сырьевой экономикой (Россия) и странами, производящими продукцию с высокой добавленной стоимостью (ЕС). Основным направлением сбыта белорусской продукции (не сырьевых товаров) был и остается российский рынок. Эти обстоятельства предопределили вектор развития Беларуси и ее место в качестве основного интеграционного партнера России.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

К 1 января 2015 г. планируется подготовить программу, которая предусматривает поэтапное создание общего электроэнергетического рынка, общего рынка нефти, нефтепродуктов и доступа к газовой инфраструктуре [5].

В качестве целей энергетической интеграции следует выделить следующие пункты:

1) расширение воспроизводства энергетического потенциала;

2) устойчивое энергетическое развитие;

3) энергетическая безопасность;

4) научное и энергетическое сотрудничество;

4) защита окружающей среды.

Функционирование общего энергетического рынка Евразийского союза должно базироваться на пяти основных принципах.

1. Единая институциональная среда как совокупность общих правил функционирования рынка на основе принципа равных условий и отсутствие дискриминации участников, наличие единой системы рыночных институтов, налоговой

и таможенной политики, унифицированной законодательной базы и общих юридических правил для производства, обмена и распределения.

2. Энергетическая инфраструктура как система взаимосвязанных инфраструктурных мощностей с целью рационального использования ресурсов, равного доступа и использования.

3. Внешняя политика как совокупность совместных проектов в области внешнеторговой деятельности, согласование общей внешней политики, включение в международный процесс научного обмена и сотрудничества в области энергетики.

4. Наука и инновации как совокупность совместных научных фундаментальных и прикладных исследований в области энергетики, подготовки кадров, разработки перспективах направлений в области возобновляемых источников энергии.

5. Устойчивое развитие как совокупность совместных действий по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, ликвидации последствий экологических загрязнений в сфере энергетики, по формированию и пропаганде экологической культуры в обществе [6].

Для достижения поставленной цели по формированию общего энергетического рынка в краткосрочном периоде (2014—2015 гг.) требуется гармонизация законодательной базы стран в области энергетики, проведение общей согласованной энергетической политики, снятие барьеров и ограничений для доступа к услугам естественных монополий, проведение прозрачной политики без изъятий и ограничений.

Опыт Европейского союза показывает, что основной упор необходимо делать на создание общеевропейской энергетической инфраструктуры. Для эффективного функционирования инфраструктуры необходимо наличие общей законодательной базы, единых правил работы рынка на основе принципа равных условий, полноценно действующих рыночных механизмов и т.д. На этапе построения общего энергетического рынка страны находятся на разном уровне социально-экономического развития. С одной стороны, полноценно функционирующие рыночные отношения в России и Казахстане, с другой стороны — доминирование государства и директивной экономики в Беларуси. Следует ожидать, что в процессе создания общего энергетического рынка будут происходить рыночные преобразования в экономике Беларуси и создаваться полноценные рыночные институты. В то же время затягивание рыночных преобразований в Беларуси или отказ от них будет являться одним из препятствий на пути построения общего энергетического рынка.

По замыслу разработчиков концепции «Евразийской энергетической доктрины» одним из принципов энергетической политики является делегирование полномочий наднациональным органам и соблюдение равноправности и суверенности стран [7]. Данный подход представляется оправданным, т.к. минимизирует риски любого из участников соглашения единолично контролировать наднациональные органы управления, а также, в отличие от многосторонних соглашений, регулирующих взаимные обязательства участников, позволяет более эффективно добиваться выполнения договоренностей. Важным условием успешности интеграции является равенство сторон и отсутствие давления в отношении относитель-

но слабых партнеров. При построении Евразийского союза участникам важно не допустить чрезмерной политизации интеграционного процесса, а также избежать ошибок, допущенных в рамках Союзного государства Беларуси и России, опыт функционирования которого, показывал, что несоблюдение принципа равенства партнеров и разное видение процесса интеграции стало причиной фактического замораживания данного проекта.

Важно учитывать, что будущий Евразийский союз является открытым для присоединения других участников. Опыт второй половины XX в. показывает, что для повышения конкурентоспособности национальных экономик и роста благосостояния страны должны проводить открытую политику, направленную на тесное сотрудничество с другими государствами и интеграционными образованиями. Следует ожидать, что проект единого евразийского энергетического союза будет представлять интерес для стран постсоветского пространства, ЕС, Китая, стран Центральной Азии.

В структуре общего электроэнергетического рынка ЕЭП предусматриваются такие основные сегменты, как оптовая купля-продажа электроэнергии, рынок централизованной торговли электроэнергией, рынок системных и вспомогательных услуг и балансирующий рынок [4].

Фактически предложения Евразийской экономической комиссии по созданию общего электроэнергетического рынка Беларуси, Казахстана и России были изложены в концепции формирования общего электроэнергетического рынка СНГ еще в 2005 г. и учли весь передовой опыт европейский стран. В рамках Евразийского союза страны будут в очередной раз пытаться достичь успеха в данном вопросе, и главную роль в формировании рынка будет играть Россия.

В рамках подписанного в мае 2014 г. договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планируется формирование таможенного союза без ограничений в движении товаров. Однако стороны по-разному видят свое участие в новом союзе. Большой проблемой является рынок углеводородов. По инициативе России и Казахстана вопрос создания общего рынка нефти, газа и электроэнергии отложен до 2025 г. Учитывая особую важность данного вопроса для Беларуси, было решено урегулировать данный вопрос на двусторонней основе [28]. В конце мая 2014 г. были подписаны два протокола, регулирующие российско-белорусские отношения по рынку нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с Протоколом «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.» предусматривается, что объем поставки нефти из России в Беларусь в 2015 г. составит 23 млн т нефти, а в 2016—2024 гг. ежегодный объем составит 24 млн т в год. При этом 96% поставок будет осуществляться трубопроводным транспортом (табл. 3). В соответствии с соглашением Беларусь обязуется в период 2015—2017 гг. поставлять на российский рынок нефтепродукты, в том числе не менее 1 млн т бензина. Ценообразование должно осуществляться на рыночной основе по ценам, сформированным на российских биржевых торгах, а в случае прямых контрактов — по договорным ценам с учетом биржевых котировок [8].

Таблица 3

Объем поставки нефти из России в Беларуси на 2015—2024 гг. (в млн тонн)

2015 2016—2024

Объем поставки нефти 23 24

В т.ч. трубопроводным транспортом 22 23

Источник: [8]

С соответствии с межправительственным Соглашением от 9 декабря 2010 г. был определен порядок уплаты в российский бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, экспортируемых с территории Беларуси за пределы Таможенного союза [9]. Однако данное соглашение вызывало несогласие белорусской стороны и приводило к увеличению отрицательного сальдо платежного баланса республики. Ежегодные перечисления в российский бюджет составляли 3—4 млрд долларов США (табл. 4).

Таблица 4

Сумма уплаченных нефтяных пошлин в бюджет РФ (в млрд долл. США)

2011 2012 2013

Сумма уплаченных пошлин в российский бюджет 3,07 3,8 3,3

Источник: [10; 11]

Частично возникшие противоречия планируется разрешить в соответствии с новым порядком уплаты таможенных пошлин. На основании межправительственного Протокола от 29 мая 2014 г. предполагается с 2015 г. перечислять в бюджет Республики Беларусь 1,5 млрд долларов вывозных таможенных пошлин [12]. В дальнейшем, с 2016 г., стороны могут вернуться к пересмотру данных параметров.

Таким образом, подписание данных соглашений является важной, но недостаточной предпосылкой создания единого рынка нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза. Откладывание вопроса о создании общего энергетического рынка до 2025 г. не способствует появлению конкуренции в области нефтепереработки. Недоговоренность по ключевому для Беларуси вопросу вносит разрозненность в саму идею общего рынка в рамках ЕАЭС. Подобное развитие ситуации чревато существенными рисками в будущем интеграционного союза.

С начала 90-х годов XX в. наблюдается интенсивное развитие отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в энергетической сфере, что подтверждается данными внешнеторговой статистики. Благодаря особым условиям сотрудничества, республика имеет возможность получать энергоресурсы из России для собственного потребления по более низким ценам, чем другие страны Европы. Кроме того, несмотря на незначительные объемы собственной добычи нефти в Беларуси, республика является единственной в мире страной с высоким удельным весом экспорта нефти и нефтепродуктов в суммарном экспорте. Данные товары являются главной статьей российского и белорусского экспорта в страны ЕС.

Последствия украинского кризиса 2013—2014 гг. создают новую форму отношений между странами континента. Серьезной ревизии подвергнутся российско-европейские отношения в сфере энергетического сотрудничества. Страны Европы будут стремиться минимизировать свою энергетическую зависимость от России. Пути повышения энергобезопасности вызовут попытки поиска альтернативных источников и каналов поставки энергии, а также повышения энергоэффективности экономик. Последствия энергетического кризиса 70-х годов XX в. привели к существенной модернизации хозяйственных систем многих стран мира. Подобное развитие событий в нынешних условиях окажет существенное воздействие на российскую и белорусскую экономики, которые очень сильно зависят от энергетической конъюнктуры.

Таким образом, формирование общего энергетического рынка Беларуси, Казахстана и России является последовательным объективным процессом, направленным на повышение уровня экономического развития стран-участников. Опыт формирования общего электроэнергетического рынка СНГ показывает, что данный процесс протекает сложно, имеет затяжной характер и сокращающееся число участников на конечной стадии процесса. Анализ основных направлений внешней политики России на ближайшие годы показывает, что к главным приоритетам относится и формирование Евразийского союза. Для России крайне важно в рамках данного союза реализовать интеграционные инициативы, которые не были реализованы в рамках СНГ. При таком подходе становится очевидным, что создание общего энергетического рынка будет являться одной из главных задач внешней политики России. Основными опорами общего энергетического рынка должны стать: институциональная среда, инфраструктура, общая внешняя энергетическая политика, инновационное сотрудничество и формирование экономики устойчивого развития. Практика функционирования успешных электроэнергетических рынков позволяет прогнозировать, что результатом сформированного энергетического рынка Беларуссии, Казахстана и России должна стать ликвидация институциональных различий между странами, создание полноценно функционирующих рыночных институтов, появление оптового рынка купли-продажи электроэнергии с самостоятельным определением цены поставки, основанной на двусторонних договорах. Параллельно созданию электроэнергетического рынка должен происходить процесс формирования общего рынка нефти, газа, угля, урана. Несмотря на возникающие противоречия, страны заинтересованы в налаживании взаимовыгодного сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Терехов Ю. Белорусская модель для сборки. Перспективы развития сборочного цеха Восточной Европы // Промышленный журнал «Знак качества». URL: http://www.znk.by/ arhiv/ 04_05/12 .html.

[2] Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (Указ президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575).

[3] Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2014.

[4] Стратегия развития геологической отрасли и интенсификации освоения минерально-сырьевой базы Республики Беларусь до 2025 года, 2013.

[5] Россия, Беларусь и Казахстан создают общий энергетический рынок. URL: http://www.tribuna.ru/news/world/rossiya_belarus_i_kazakhstan_sozdayut_obshchiy_energe ticheskiy_rynok.

[6] Болкунец Д.В. Институциональная основа энергетического сотрудничества в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России // Инновации и инвестиции, 2014, № 5. С. 89—93.

[7] Громов А. О Евразийской энергетической доктрине // Международная жизнь, 2012, № 7, С. 94—101.

[8] Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством РБ о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти от 12.01.2007 г. (Распоряжение Правительства РФ № 917-р от 29.05.2014 г.). URL: http://pravo.gov.ru: 8080/DownloadPDF.ashx?realffle=105\105015.pdf&shownfile= 105015.pdf.

[9] Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf/0/43B50191A68D840544257CEB003F7E94.

[10] Беларусь заплатила России 3,07 миллиарда долларов пошлин на нефтепродукты. URL: http://www.ej.by/news/economy/2012/02/27/belarus__zaplatila_rossii_3_07_milliarda_dollarov_ poshlin_na_neffteprodukty.html.

[11] Беларусь заплатила России 3,3 миллиарда нефтяных пошлин. URL: http://bdg.by/news/ economics/27712.html.

[12] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 916-р. URL: http://pravo.gov.ru:8080/DownloadPDF.ashx?realfile=104\104988.pdf&shownfile=104988.pdf.

THE CONDITION AND CHARACTERISTICS OF BELARUSIAN-RUSSIAN ENERGY COOPERATION

D.V. Bolkunets

Faculty of World Economy and International Affairs National Research University Higher School of Economics Myasnitskaya str., 18, Moscow, Russia, 101000

This paper analyzes the legislative instruments regulating energy cooperation relations in the framework of the Customs Union and Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan and Russia. Formulate five basic pillars of a common energy market.

Key words: energy, Belarus, Russia, Kazakhstan, the single energy market.

REFERENCES

[1] Terekhov Yu. Belorusskaya model' dlya sborki. Perspektivy razvitiya sborochnogo tsekha Vostochnoy Evropy // Promyshlennyy zhurnal "Znak kachestva". URL: http://www.znk.by/ arhiv/04_05/12.html.

[2] Kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti Respubliki Belarus' (Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 9 noyabrya 2010 g. № 575).

[3] Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus', 2014.

[4] Strategiya razvitiya geologicheskoy otrasli i intensifikatsii osvoeniya mineral'no-syr'evoy bazy Respubliki Belarus' do 2025 goda, 2013.

[5] Rossiya, Belarus' i Kazakhstan sozdayut obshchiy energeticheskiy rynok. URL: http://www.tribuna.ru/news/world/rossiya_belarus_i_kazakhstan_sozdayut_obshchiy_energe ticheskiy_rynok.

[6] Bolkunets D. V. Institutsional'naya osnova energeticheskogo sotrudnichestva v ramkakh Edinogo ekonomicheskogo prostranstva Belarusi, Kazakhstana i Rossii. Innovation and investments, 2014, № 5. P. 89—93.

[7] Gromov A. O Evraziyskoy energeticheskoy doktrine. Mezhdunarodnaya zhizn', 2012, № 7, pp. 94—101.

[8] Protokol o vnesenii izmeneniy v Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom RB o merakh po uregulirovaniyu torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva v oblasti eksporta nef-ti ot 12.01.2007 g. (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 917-r ot 29.05.2014 g.). URL: http://pravo.gov.ru:8080/DownloadPDF.ashx?realfile=105\105015.pdf&shownfile=105015.pdf.

[9] Soglashenie o poryadke uplaty i zachisleniya vyvoznykh tamozhennykh poshlin pri vyvoze s territorii Respubliki Belarus' za predely tamozhennoy territorii TS nefti syroy i otdel'nykh kategoriy tovarov, vyrabotannykh iz nefti. URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/ 43B50191A68D840544257CEB003F7E94.

[10] Belarus' zaplatila Rossii 3,07 milliarda dollarov poshlin na nefteprodukty. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.ej.by/news/economy/2012/02/27/belarus_zaplatila_rossii_3_07_milliarda_dollarov_

poshlin_na_nefteprodukty.html.

[11] Belarus' zaplatila Rossii 3,3 milliarda neftyanykh poshlin. URL: http://bdg.by/news/ economics/27712.html.

[12] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2014 № 916-r. URL: http://pravo.gov.ru:8080/DownloadPDF.ashx?realfile=104\104988.pdf&shownfile=104988.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.